Введение
Одним из индикативных показателей национального проекта Российской Федерации «Здравоохранение»1, реализуемого с 1 января 2019 г., является ликвидация кадрового дефицита медицинских работников. Поэтому здоровье студентов-медиков, представляющих будущий кадровый потенциал здравоохранения страны, и психологическую готовность их к избранной профессии можно считать одной из составляющих политики государства. Почему же, несмотря на увеличивающийся ежегодно набор обучающихся в медицинские вузы, выпускники не готовы к профессиональной деятельности и количество практикующих врачей остается недостаточным? Многие исследователи связывают это со здоровьем студентов, которое в последние годы вызывает серьезную озабоченность [1].
К факторам, негативно влияющим на здоровье студентов-медиков, относят повышенные по сравнению с вузами других направлений подготовки академическую нагрузку и психоэмоциональное напряжение; недостаточное материальное обеспечение; необходимость совмещать учебу с работой; нарушения режима дня и питания [2—4]. Воздействие длительного переутомления и сопутствующей тревожности у студентов-медиков приводит к проявлению аддиктивного поведения и распространению саморазрушительных видов поведения, таких как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ [5], снижению мотивации студентов-медиков к здоровому образу жизни [6]. Для всех студентов характерно нарушение режима питания в связи с большой загруженностью, сменой обстановки, нехваткой денежных средств [7]. При этом рациональное питание — одна из основных составляющих здорового образа жизни, средство алиментарной профилактики многих заболеваний и продления активного периода жизнедеятельности [7, 8]. Динамичное ухудшение здоровья студенческой молодежи в целом подтверждается увеличением численности обучающихся в специальных группах занятий по физической культуре с 10% до 20—25%, к тому же есть прогноз увеличения данного показателя до 50% [9]. Поэтому вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов медицинских вузов повсеместно уделяется больше внимания. В ряде вузов созданы специальные программы для выявления факторов, влияющих на формирование здоровья студентов [10].
Контроль за состоянием здоровья студентов традиционно осуществляется путем диспансеризации или профилактических осмотров, направленных в основном на выявление заболеваний, т.е. физической составляющей здоровья. Однако, согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (1946), наряду с физической составляющей здоровья немаловажными являются его психоэмоциональные и социальные компоненты. При этом стиль жизни как субъективная сторона образа жизни влияет на степень зрелости и целостности личности будущего специалиста. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у студентов предполагает формирование знаний и умений по укреплению не только физического здоровья, но и психологического благополучия, повышение общего уровня сознательности человека, связанного с самоопределением, самоактуализацией и самореализацией личности как критериями психологического здоровья [11]. Комплексное исследование особенностей компонентов стиля жизни (пищевое поведение, приверженность табакокурению) и самоактуализации в студенческом микросоциуме позволит дифференцировать профилактику новых негативных сценариев социальной жизни студентов медицинского вуза.
Цель исследования — оптимизировать управление физическим и психологическим здоровьем будущих специалистов на основании комплексного исследования компонентов стиля жизни и психологической адаптации в процессе обучения в медицинском вузе.
Материал и методы
Для реализации поставленной цели собраны, обработаны, проанализированы и обобщены данные о пищевом поведении, приверженности табакокурению и психологической адаптации 898 студентов ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России (СГМУ) в процессе обучения. Исследование проведено с сентября 2018 г. по март 2022 г., для отбора данных использованы методы выборочного исследования. Оценка исследуемых характеристик респондентов осуществлялась методом статистического наблюдения посредством добровольного анкетирования студентов с помощью авторского пакета онлайн-опросников (для оценки пищевого поведения, приверженности табакокурению) и адаптированного опросника личностных ориентаций Э. Шострома «Самоактуализационный тест» (САТ)2. Диапазон 45—55 Т-баллов учитывали как психическую и статистическую норму.
Работа с полученными данными осуществлялась в табличном редакторе Microsoft Excel 2007 с использованием программы анализа данных AtteStat 12.0.5. Все полученные результаты, имеющие распределение, отличное от нормального (критерий Колмогорова—Смирнова), подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрической статистики с заданным 95% доверительным интервалом. С помощью коэффициента углового преобразования Фишера (φ) выполнена оценка статистической значимости различий между процентными долями студентов в обозначенных группах. Корреляционный анализ между шкалами самоактуализации и курением выполняли с помощью критерия корреляции Кендалла (τ).
Результаты и обсуждение
Исследование уровня самоактуализации 160 студентов 1-го курса СГМУ в 2018—2019-м учебном году и 160 студентов того же курса в 2021—2022-м учебном году (по достижении 4-го курса обучения) выявило недостаточный уровень самоактуализации студентов СГМУ на протяжении всего периода наблюдения (табл. 1). Исключение составила шкала «Поддержка», значения которой достигали нормального уровня к 4-му курсу обучения в СГМУ и указывали на относительную независимость студентов в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами.
Таблица 1. Динамика показателей «Самоактуализационного теста» обследованных студентов в процессе обучения с 1-го по 4-й курс
Показатели шкалы теста САТ | 1-й курс (n=160), Т-баллы | 4-й курс (n=160), Т-баллы |
Компетентность во времени | 6,3±1,68 | 7,95±1,43* |
Поддержка | 43,9±1,9 | 48,3±2,34* |
Ценностные ориентации | 11±0,34 | 11,65±0,93* |
Гибкость поведения | 10,4±0,52 | 12,7±0,46* |
Сензитивность | 6,3±0,7 | 6,7±0,67* |
Спонтанность | 6,2±0,37 | 7,3±0,39* |
Самоуважение | 7,75±1,59 | 8,7±1,64* |
Самопринятие | 8,95±0,68 | 10,85±0,69* |
Представление о природе человека | 4,8±0,37 | 4,95±0,38* |
Синергия | 3,3±0,14 | 3,55±0,19* |
Принятие агрессии | 7,85±0,32 | 7,9±0,29* |
Контактность | 8,7±0,71 | 9,15±0,81* |
Познавательная потребность | 4,75±0,91 | 5,55±0,36* |
Креативность | 6,4±0,38 | 6,75±0,53* |
Примечание. САТ — «Самоактуализационный тест». Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (M±σ); * — p>0,05.
Значения параметров остальных шкал САТ увеличивались незначительно (p>0,05) и не достигали средних значений в процессе обучения. В целом психологический портрет студента 1—4-го курсов обучения СГМУ представляется следующим образом. В процессе обучения обучающиеся увеличивают свою независимость и самостоятельность в принятии решений (шкала «Поддержка»), однако ориентированы лишь на один из отрезков времени — получение образования (шкала «Компетентность во времени»); отрицают общественные ценности (шкала «Ценностные ориентации»); неспособны взаимодействовать с окружающими людьми, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию (шкала «Гибкость поведения»); не могут точно определить свои потребности и чувства (шкала «Сензитивность»); сдержанны в проявлении эмоций и чувств (шкала «Спонтанность»); имеют заниженную самооценку (шкала «Самоуважение»), недовольны собой (шкала «Самопринятие») и окружающими (шкала «Представление о природе человека»); испытывают затруднения в целостном восприятии мира и людей (шкала «Синергия»), сдерживании гнева, раздражения и агрессивности (шкала «Принятие агрессии») и установлении глубоких и эмоционально насыщенных контактов с людьми (шкала «Контактность»); недостаточно стремятся к приобретению знаний об окружающем мире (шкала «Познавательная потребность») и развивают творческую направленность своей личности (шкала «Креативность»).
Можно было бы связать полученные данные с введенными в это время ограничительными мерами по COVID-19. Однако исследования Л.В. Бянкиной и В.М. Изотовой (2018), проведенные до карантинных мероприятий, установили аналогичные низкие уровни самоактуализации студентов, обучающихся в Дальневосточном государственном медицинском университетете [12]. В то же время студенты Тихоокеанского государственного медицинского университета в 2017 г. продемонстрировали нормальную компетентность по шкалам «Самоуважение», «Ценностные ориентации», «Представление о природе человека», отражающим умение ценить свои способности, гармоничность и склонность воспринимать природу человека как положительную, и по шкалам «Поддержка», «Сензитивность», «Спонтанность», «Синергия», «Принятие агрессии», «Познавательная потребность», «Креативность», что свидетельствует о развитых ценностных, саморегуляционных, познавательных и творческих способностях обучающихся. Снижение уровня оценки по шкалам «Компетентность во времени» (43), «Самопринятие» (44), «Контактность» (44) у обучающихся данного вуза было незначительным [13]. Это указывает на региональные характерологические особенности личностного и группового потенциала будущих специалистов, зависящие от условий адаптации в новом микросоциуме в отдельном вузе.
Анализ распространенности табакокурения среди студентов 1—6-го курсов СГМУ установил бóльшую распространенность этой вредной привычки среди мужчин, чем среди женщин (26,5% и 11% соответственно; φ=2,51; p<0,01), что соответствует результатам опроса взрослого населения России о потреблении табака (GATS) [14] и согласуется с данными отечественных [15] и зарубежных авторов [16]. При этом доля некурящих студентов статистически значимо превышала долю курящих (табл. 2).
Таблица 2. Распределение курящих и некурящих респондентов по курсам обучения
Курс обучения | Респонденты (n=434) | Итого | |||
курящие | некурящие | φ | p | ||
n (%) | |||||
1-й | 27,1 (13) | 72,9 (35) | 4,664 | <0,01 | 48 |
2-й | 17,7 (11) | 82,3 (51) | 7,823 | <0,01 | 62 |
3-й | 20 (12) | 80 (48) | 7,049 | <0,01 | 60 |
4-й | 36,7 (81) | 63,3 (140) | 5,655 | <0,01 | 221 |
5-й | 25,9 (14) | 74,1 (40) | 5,227 | <0,01 | 54 |
6-й | 14 (7) | 86 (43) | 8,04 | <0,01 | 50 |
Всего | 31,1 (135) | 68,9 (299) | 11,416 | <0,01 | 434 |
Анализ пристрастия к табакокурению в зависимости от курса обучения установил максимальную распространенность этой вредной привычки среди студентов 4-го курса, статистически значимо превышающую долю курящих студентов 2-го (φ=3,02; p<0,01) и 6-го (φ=3,416; p<0,01) курсов.
Взаимозависимость пристрастия к табакокурению и показателей самоактуализации исследована у 160 студентов 4-го курса СГМУ. Корреляционный анализ выявил слабую прямую взаимозависимость между пристрастием к табакокурению и микросоциальной поддержкой респондентов (шкала «Поддержка») (τ=0,11; p<0,05) и значениями шкалы «Самопринятие» (τ=0,12; p<0,05), слабую обратную взаимозависимость между пристрастием к табакокурению и уровнем шкалы «Самоуважение» (τ= –0,16; p<0,05). Это подтверждает роль курения как фактора социализации и способа приобретения опыта общения, построения межличностных отношений в молодежной среде [3, 17]. Табакокурение повышает уровень субъективной оценки студентами СГМУ их микросоциальной поддержки и самооценки и является важным фактором социализации в молодежной среде [18].
В ходе исследования особенностей пищевого поведения обучающихся проведено анкетирование 144 студентов СГМУ в период обучения с ноября 2021 г. по январь 2022 г. Результаты базировались на оценке ответов онлайн-анкетирования с использованием оригинальной анкеты, включающей четыре открытых вопроса, отражающих пищевые предпочтения и места питания студентов в период обучения в вузе (табл. 3).
Таблица 3. Особенности пищевого поведения обследованных студентов по результатам анкетирования
Вопросы и варианты ответов | Респонденты (n=144), n (%) | φ | p |
Посещаете ли Вы заведения быстрого питания (столовая/фастфуд/кафе)? | |||
Да | 125 (86,8) | 14,04 | <0,01 |
Нет | 19 (13,2) | ||
Какое место Вы выберете для приема пищи? | |||
Кафе/столовая | 97 (67,4) | 6,03 | <0,01 |
Фастфуд | 19 (13,2) | 14,04 | <0,01 |
Беру еду с собой | 28 (19,4) | 11,17 | <0,01 |
Почему Вы делаете выбор в пользу столовой или заведений фастфуда? | |||
Менее затратный по времени способ перекусить | 120 (83,3) | 12,37 | <0,01 |
Главное, чтобы было вкусно | 17 (11,8) | 14,76 | <0,01 |
Не умею готовить | 7 (4,9) | 19,08 | <0,01 |
Какие требования Вы предъявляете к заведениям общепита? | |||
Демократичные цены | 49 (34) | 5,53 | <0,01 |
Вкусная еда | 48 (33,3) | 5,78 | <0,01 |
Соответствие цены и качества | 40 (27,8) | 7,81 | <0,01 |
Разнообразное меню | 44 (30,6) | 6,76 | <0,01 |
Приятная обстановка | 47 (32,6) | 6,03 | <0,01 |
Лишь бы поесть! | 98 (68) | 6,28 | <0,01 |
Анализ пищевого поведения студентов СГМУ выявил его негативные стороны. Подавляющее большинство (86,8%) респондентов посещают заведения быстрого питания, расположенные в непосредственной близости к медгородку и клиническим базам СГМУ (точки питания «Шаверма», «Пирожки», «Чебуречная») и не соблюдают принципов рациональности и сбалансированности пищевых рационов («Лишь бы поесть!»). Схожее по дизайну исследование мотивационных причин употребления фастфуда студентами СГМУ установило, что доминирующими триггерами были лень, желание разнообразить свой рацион и недостаток времени при достаточной осведомленности о вреде подобного питания [19].
Заключение
Комплексное исследование компонентов стиля жизни (пищевое поведение, распространенность пристрастия к табакокурению) и психологического благополучия студентов в процессе обучения в медицинском вузе позволило составить следующий психологический портрет студента-медика, не меняющийся в процессе обучения на 2—4-м курсах. Обучающийся Смоленского государственного медицинского университета — независимый и способный принимать самостоятельные решения молодой человек, отрицающий общественные ценности и неспособный взаимодействовать с окружающими людьми, сдержан в проявлении эмоций, раздражителен и агрессивен, со сниженной самооценкой и сниженной адаптацией к изменяющимся условиям жизни. При этом будущий специалист недоволен собой, но не стремится к установлению контактов с людьми, к приобретению знаний об окружающем мире, не развивает творческую направленность своей личности, не планирует своего будущего. Действия его направлены лишь на получение медицинского образования. Выявленные негативные тенденции самоактуализации в процессе обучения в Смоленском государственном медицинском университета, вероятно, отражают неуверенность в выборе профессии и в будущей профессиональной деятельности в целом и обусловлены региональными особенностями студенческого микросоциума. Анализ результатов аналогичных по дизайну исследований установил, что психологическое благополучие студентов-медиков зависит от условий пребывания в студенческом микросоциуме конкретного вуза и требует разработки региональных программ по его оптимизации.
Значительная распространенность приверженности табакокурению в процессе обучения, взаимозависимость этой вредной привычки и показателей микросоциальной поддержки и самоуважения обусловлены стремлением повысить самооценку. Нерациональное питание и пристрастие к табакокурению, максимально проявляющиеся у студентов 4-го курса, с началом изучения клинических дисциплин и сменой учебных баз, вероятно, обусловлены деформацией самовосприятия и самоактуализации в микросоциуме.
Для оптимизации профессиональной траектории развития будущего врача необходимо информационное и психологическое сопровождение студентов в процессе обучения в медицинском вузе. Для улучшения способности к адаптации к фактору времени с 1-го курса обучения со стороны администрации вуза следует усилить ознакомление обучающихся с правилами внутреннего распорядка, информирование о структуре клинических учебных баз. Целесообразной является организация психологического сопровождения по направлениям развития личности во внеаудиторное время («Посвящение в студенты», вузовские культурно-массовые и спортивные мероприятия), которое будет способствовать развитию коммуникативных отношений и повысит успешность обучающихся с проблемами самовосприятия. Расширение объема мероприятий, ориентированных на популяризацию медицинских специальностей (конкурсы, олимпиады, современные технологии преподавания медицинских дисциплин), будет способствовать постановке студентами реальных целей и планов, осознанию важности своих поступков в настоящем, прошлом и будущем и разовьет внутреннюю мотивацию. Повышение у обучающихся способности к коллективному взаимодействию, креативности, эмпатии, лидерству, открытости и настойчивости в достижении целей может быть достигнуто в системе социальной активности, при этом происходит стимуляция умений и навыков студенческого самоуправления, формирование гражданской позиции, развитие волонтерского движения студентов-медиков.
Система внеучебной деятельности в вузе на основе приоритетных направлений развития личности обеспечит реализацию собственных личностных потенциалов и разовьет профессионально значимые компетенции у будущих специалистов.
В целом сохранение и улучшение здоровья студентов медицинских вузов требует нового, регионального, подхода к гарантированному обеспечению студенческой молодежи качественной медицинской помощью и психологическим сопровождением. Создание студенческих кластеров, не только объединяющих образовательную базу, но и обеспечивающих оптимальные условия проживания, питания, досуга, — рациональное решение проблемы, для реализации которого требуется государственная поддержка.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1Национальный проект Российской Федерации «Здравоохранение». Ссылка активна на 04.11.22. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie
2 Самоактуализационный тест (САТ). Ссылка активна на 25.09.22. https://hr-portal.ru/tool/samoaktualizacionnyy-test-sat