Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Руголь Л.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Сон И.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Меньшикова Л.И.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Динамика кадрового обеспечения и нагрузки врачей районных больниц

Авторы:

Руголь Л.В., Сон И.М., Меньшикова Л.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1191

Загрузок: 56


Как цитировать:

Руголь Л.В., Сон И.М., Меньшикова Л.И. Динамика кадрового обеспечения и нагрузки врачей районных больниц. Профилактическая медицина. 2021;24(12):7‑17.
Rugol LV, Son IM, Menshikova LI. Dynamics of staffing and workload of district hospital. Russian Journal of Preventive Medicine. 2021;24(12):7‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2021241217

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вза­имос­вязь обес­пе­чен­нос­ти вра­ча­ми про­филь­ных ста­ци­она­ров и от­де­ле­ний с ле­таль­нос­тью от ин­фар­кта ми­окар­да и моз­го­во­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(7):30-37

Введение

Структурно-функциональные преобразования в здравоохранении на рубеже XX и XXI веков привели к сокращению больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, особенно в сельской местности, центральных районных и районных больниц (ЦРБ и РБ), сокращению числа коек, снижению показателя обеспеченности ими населения, численности медицинского персонала в сельской местности [1—3]. Прогресс в развитии сети ЦРБ сменился регрессом с уменьшением не только числа ЦРБ, но и их мощности, утратой руководящей организационно-методической роли ЦРБ на территории муниципальных образований [1—7].

Авторами в предыдущих исследованиях было отмечено сокращение числа ЦРБ за период наблюдения 2005—2014 гг. в целом по РФ на 15,2% (на 264) [7]. За период 2015—2019 гг. число ЦРБ сократилось на 7,1% (на 101), из них расположенных в сельской местности — на 10,2% (на 61), число коек в ЦРБ сократилось за тот же период на 13,7% (на 28 200). Общая доля ЦРБ и РБ в совокупности, расположенных в сельской местности, снизилась с 42,5% в 2015 г. до 42,2% в 2019 г. [2].

Тенденция к сокращению коечной мощности ЦРБ и РБ привела к росту числа и доли маломощных больниц и сокращению числа и доли больниц средней и большой мощности [2].

Показатель обеспеченности сельского населения койками в ЦРБ и РБ, несмотря на сокращение численности сельского населения и уменьшение его доли в структуре населения, снижался более быстрыми темпами, чем показатель обеспеченности всего населения всеми круглосуточными койками [2].

На фоне формирования многоуровневой системы организации медицинской помощи, при которой многие профили коек и узкие специалисты концентрировались в крупных ЦРБ, городских, областных, республиканских и краевых больницах, доступность специализированной помощи для жителей села и малых населенных пунктов стала ухудшаться, поскольку межмуниципальные центры специализированной помощи на базе крупных ЦРБ не могут заменить каждодневную регулярную деятельность ЦРБ и РБ по организации квалифицированной медицинской помощи населению в непосредственной близости к месту проживания [4, 6, 8].

Снижение обеспеченности населения койками в ЦРБ и РБ сопровождалось снижением числа посещений и показателя посещаемости. Темп сокращения числа посещений ЦРБ и РБ по некоторым субъектам, в том числе с высокой долей сельского населения, превысил темп снижения всех посещений в целом по РФ, что указывает на то, что при проведении реформ в этих субъектах не были учтены интересы жителей сел и малых городов. При этом на фоне сокращения суммарного числа ЦРБ и РБ за период 2014—2019 гг. на 7,9%, возможно, в том числе и за счет их объединения (укрупнения), число штатных врачебных должностей в ЦРБ и РБ сократилось за тот же период всего на 1,9% [8].

Задачи по модернизации первичной медико-санитарной помощи, утвержденные ведомственной целевой программой «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» и национальным проектом «Здравоохранение» актуализировали проблему утраты ведущей роли ЦРБ в организации медицинской помощи населению в сельской местности, в малых поселках и городах. Предстоит решить задачи, направленные на оптимизацию сети и инфраструктуры медицинских организаций, решение кадровой проблемы.

Цель исследования — сопоставить и оценить динамику уровня госпитализации и посещаемости ЦРБ и РБ с динамикой их кадрового обеспечения и нагрузки врачебного персонала.

Материал и методы

В исследовании использованы методы: аналитический, статистический, сравнительного анализа. Использованы официальные статистические данные Росстата, Минздрава России и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России в целом по Российской Федерации и субъектам РФ. На основе данных форм федерального статистического наблюдения (ФСН) №47 за период 2014—2019 гг. проведен анализ динамики мощности ЦРБ и РБ в целом по РФ и субъектам РФ, уровня госпитализации населения в ЦРБ в разных субъектах РФ в сопоставлении с обеспеченностью койками в ЦРБ. Для сопоставления уровня госпитализации на койки ЦРБ с показателем обеспеченности койками был выведен коэффициент соотношения (КС) показателей уровня госпитализации в расчете на 10 тыс. населения и обеспеченности койками в ЦРБ. КС рассчитывали по формуле:

.

Была проанализирована динамика штатного обеспечения врачами ЦРБ, показателей обеспеченности штатными, занятыми врачебными должностями и физическими лицами, укомплектованности врачебных должностей, нагрузки врачей в стационаре и поликлинике ЦРБ. Проведено сравнение средней коечной мощности ЦРБ и средней штатной врачебной численности ЦРБ в субъектах РФ, выявлена их динамика.

Результаты

При числе коек в ЦРБ и РБ менее 50 больница считается маломощной, в ней возможна организация менее 2 полноценных отделений, отвечающих требованиям, предъявляемым к минимальной функциональной единице (отделение 30 коек). Ранее такая мощность была характерна для небольших участковых больниц. Оптимальная мощность для ЦРБ и РБ — свыше 100 коек, предпочтительнее от 150 коек. Однако с учетом сокращения численности сельского населения, показателя людности населенных пунктов по нормативам обеспеченности населения койками мощность ЦРБ с малой численностью прикрепленного населения может быть менее 50 коек. В муниципальных образованиях от 12 тыс. человек мощность ЦРБ может достигать более 50 коек, а от 30 тыс. человек — более 100.

За анализируемый период число ЦРБ мощностью до 25 коек в целом по РФ увеличилось на 30% — с 40 в 2014 г. до 52 в 2019 г., а число РБ этой же мощности уменьшилось соответственно с 40 до 26, вероятно, за счет ликвидации маломощных РБ, преобразованных ранее из участковых больниц в процессе реструктуризации и реорганизации сети вследствие уменьшения людности населенных пунктов, что отмечалось в предыдущих исследованиях.

На 23,7% возросло за тот же период количество ЦРБ мощностью от 25 до 49 коек (со 169 в 2014 г. до 209 в 2019 г.). Число ЦРБ по всем остальным градациям мощности сократилось: от 1,8% ЦРБ мощностью от 50 до 99 коек до 33,3% больниц мощностью от 600 коек и до 1000. Число ЦРБ оптимальных мощностей для оказания наиболее полного спектра профилей специализированной медицинской помощи жителям села и малых населенных пунктов (от 100 до 199 коек, от 200 до 249 коек, от 250 до 299 и от 300 до 399 коек) сократилось соответственно на 23,8, 20,8, 18,0, 28,9% (табл. 1).

Таблица 1. Динамика коечной мощности ЦРБ в РФ

Число коек

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019/2014, %

До 25

40

44

50

61

59

52

30,0

26—49

169

202

200

203

209

209

23,7

50—99

457

470

473

473

463

449

–1,8

100—199

484

423

405

389

378

369

–23,8

200—249

96

86

78

77

76

76

–20,8

250—299

61

54

51

50

54

50

–18,0

300—399

83

79

63

60

60

59

–28,9

400—499

39

33

35

27

30

32

–17,9

500—599

20

16

13

18

16

15

–25,0

600—699

12

9

12

6

8

8

–33,3

700—799

3

4

2

3

3

2

–33,3

800—999

3

2

2

2

2

2

–33,3

1000 и более

3

3

3

3

3

2

–33,3

Итого ЦРБ

1470

1425

1387

1372

1361

1325

–9,9

Уровень госпитализации в ЦРБ в среднем по РФ снизился на 23,2% — с 49,9 на 1000 населения в 2014 г. до 38,3 в 2019 г. Такая тенденция прослеживается почти по всем субъектам РФ с различием в темпах снижения показателя, исключение составили 3 субъекта РФ: Орловская область, Республика Северная Осетия — Алания и Чеченская Республика (рис. 1).

Рис. 1. Динамика уровня госпитализации в ЦРБ населения (на 1000).

Минимальный уровень госпитализации в ЦРБ в 2019 г. отмечался в Челябинской области — 1,2 на 1000 населения (в 2014 г. — 29,0), максимальный зарегистрирован в Ленинградской области — 125,0 на 1000 (в 2014 г. — 128,4).

КС показателей уровня госпитализации и обеспеченности койками в ЦРБ в целом по РФ составил 31,6 (при обеспеченности койками в ЦРБ 12,1 на 10 тыс. населения уровень госпитализации на эти койки составил 383 на 10 тыс.). В пределах одного федерального округа показатель уровня госпитализации в ЦРБ в субъектах РФ значительно различался. В Костромской области уровень госпитализации на койки ЦРБ в 2019 г. зафиксирован на уровне 147 на 10 тыс. населения, а в Тверской области — 826. При этом прямой корреляции между обеспеченностью койками и уровнем госпитализации в ЦРБ не прослеживалось. Так, при практически равном в 2019 г. показателе обеспеченности койками в ЦРБ в Рязанской (12,9 на 10 тыс. населения) и Липецкой (12,7) областях уровень госпитализации в Рязанской области на 19% (476 на 10 тыс.) превысил аналогичный показатель в Липецкой области (400 на 10 тыс.). Соответственно, КС составил 36,9 для Рязанской области и 31,4 для Липецкой. Уровень госпитализации в ЦРБ в Ростовской области (534) был выше аналогичного показателя в Волгоградской области (477) при одинаковом показателе обеспеченности койками в ЦРБ (16,3 на 10 тыс.). КС в Ростовской области составил 32,8, а в Волгоградской — 29,3. В Кировской области при показателе обеспеченности 23,9 уровень госпитализации достиг 647 на 10 тыс. населения, а в Нижегородской области при более низком показателе обеспеченности (23,7 на 10 тыс.) уровень госпитализации составил 673 на 10 тыс. (соответственно, КС равен 27,1 и 28,4).

По РБ в целом по РФ КС оказался чуть выше коэффициента по ЦРБ — 32,2. При обеспеченности койками в 2019 г. 3,6 на 10 тыс. населения уровень госпитализации составил 116 на 10 тыс. Максимальный уровень госпитализации по ЦФО в 2019 г. отмечен в Воронежской области — 796 на 10 тыс. на фоне обеспеченности 24,4 на 10 тыс. (КС 32,6), минимальный (16 на 10 тыс.) — в Брянской области при обеспеченности 0,6 на 10 тыс. (КС 26,7). Максимальный показатель уровня госпитализации по РФ (995 на 10 тыс.) зафиксирован в Псковской области (нет ЦРБ, только РБ) при показателе обеспеченности 26,8 на 10 тыс. (КС 37,1). Самый высокий КС в РБ в РФ отмечен в Московской области (52,3), самый низкий в Томской области (14); по 15 — в Ярославской области и в Республике Дагестан.

Для сравнения кадровой обеспечения врачами в ЦРБ субъектов РФ между собой были рассчитаны показатели обеспеченности штатными, занятыми должностями и физическими лицами, а также среднее число штатных врачебных должностей на одну ЦРБ в сравнении со средней коечной мощностью ЦРБ.

В целом по РФ показатель обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ в 2014 г. составлял 10,6 на 10 тыс. населения, обеспеченности занятыми должностями — 9,3, а показатель обеспеченности врачами (физическими лицами) — 6,4. Максимальные показатели обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ в 2014 г. отмечались в Хабаровском крае (35,9 на 10 тыс. населения), на втором месте по показателю находилась Ленинградская область (27,7); на третьем — Республика Тыва (24,1); на четвертом — Смоленская область (23,7); на пятом — Тверская область (22,3). Минимальные значения показателя отмечены в Иркутской области (3,5 штатной должности на 10 тыс. населения), далее в порядке увеличения показателя — в Свердловской (4,8), Амурской (6,5), Кемеровской (6,9); Костромской (7,5) областях (табл. 2).

Таблица 2. Обеспеченность врачебными должностями и физическими лицами в ЦРБ (на 10 тыс. населения), по годам

Название субъекта РФ

2014

2019

штатные должности

занятые должности

физические лица

штатные должности

занятые должности

физические лица

Российская Федерация

10,6

9,3

6,4

9,6

8,0

5,8

Белгородская область

19,0

18,5

12,7

18,1

16,2

11,5

Брянская область

21,8

19,8

11,3

18,6

16,6

9,9

Владимирская область

8,7

7,7

4,2

5,9

4,5

2,6

Костромская область

7,5

5,9

4,1

5,3

4,4

2,9

Курская область

15,6

13,4

9,7

18,1

12,6

9,7

Орловская область

11,0

9,5

6,2

19,9

15,9

10,6

Смоленская область

23,7

20,3

12,6

22,9

19,2

11,1

Тамбовская область

18,9

15,9

11,0

20,1

17,8

13,4

Тверская область

22,3

18,8

11,9

22,7

17,4

10,9

Республика Коми

15,8

14,6

9,2

18,0

16,1

10,0

Калининградская область

9,2

7,9

5,7

9,2

6,6

5,4

Ленинградская область

27,7

24,3

17,3

31,5

26,6

20,5

Республика Адыгея

11,8

11,2

8,0

16,0

12,1

9,4

Республика Крым

8,4

7,2

5,7

3,9

3,0

2,5

Краснодарский край

17,0

14,8

9,7

18,0

14,1

10,0

Кабардино-Балкарская Республика

21,5

18,1

12,7

20,1

16,8

12,7

Республика Марий Эл

13,5

10,5

7,5

13,9

10,4

8,0

Свердловская область

4,8

4,2

2,7

4,5

3,6

2,4

Тюменская область

12,4

12,0

9,9

13,6

12,6

10,3

Челябинская область

6,5

5,8

3,5

0,5

0,3

0,3

Республика Алтай

21,8

19,4

17,5

23,7

17,4

14,5

Республика Тыва

24,1

22,1

16,3

24,2

20,4

15,1

Красноярский край

14,0

12,9

7,7

12,8

11,0

8,0

Иркутская область

3,5

3,1

2,0

0

0

0

Кемеровская область

6,9

6,7

4,0

6,7

5,9

3,7

Новосибирская область

12,0

9,3

6,5

10,6

7,9

6,3

Хабаровский край

35,9

27,8

16,8

24,4

18,1

12,2

Амурская область

6,5

5,3

4,0

5,6

4,0

3,7

Сахалинская область

17,1

15,6

10,2

18,3

17,1

13,0

Общее число штатных врачебных должностей в ЦРБ в целом по РФ за анализируемый период сократилось на 14 303 единицы, или на 9,2%, и составило в 2019 г. 141 155,25 единицы, показатель обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ — 9,6 на 10 тыс. населения. В большей степени сократились занятые должности — на 14,1% (на 19 249 должностей), составив в 2019 г. 116 838,5 единицы. На 8281 человека сократилось число физических лиц врачей в ЦРБ (до 84 710), что составило 8,1% от численности врачей в 2014 г. Обеспеченность занятыми должностями в среднем по РФ снизилась на 14,4% и составила в 2019 г. 8,0 на 10 тыс. населения, обеспеченность физическими лицами снизилась на 9,2% и составила 5,8 на 10 тыс. населения. Число штатных должностей в поликлинике ЦРБ в целом по РФ сократилось на 7443 единицы (на 7,6%), а число занятых должностей — на 10 805 единиц (на 12,7%), что, естественно, отразилось на показателе укомплектованности штатных должностей (см. табл. 2, 3).

Таблица 3. Динамика кадрового обеспечения ЦРБ врачами в среднем по РФ, по годам

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2019/2014, %

Штатные должности (шт. д.), всего, абс.

155 458

152 970

147 658

145 445

145 300

141 155

–9,2

Занятые должности, всего, абс.

136 088

133 677

128 028

125 237

123 198

116 839

–14,1

Физические лица (физ. лица), абс.

92 991

92 824

89 924

89 030

88 079

84 710

–8,9

Укомплектованность шт. д., %

87,5

87,4

86,7

86,1

84,8

82,8

–5,4

Укомплектованность шт. д. физ. лицами, %

59,8

60,7

60,9

61,2

60,6

60,0

0,32

Коэффициент совместительства

1,46

1,44

1,42

1,41

1,40

1,38

–5,75

Обеспеченность физ. лицами на 10 тыс. населения

6,4

6,3

6,1

6,1

6,0

5,8

–9,2

Обеспеченность занятыми должностями на 10 тыс. населения

9,3

9,1

8,7

8,5

8,4

8,0

–14,4

Штатные должности в поликлинике, абс.

98 245

97 317

94 240

93 086

93 380

90 802

–7,6

Занятые должности в поликлинике, абс.

85 058

84 074

80624

79 189

78 022

74 263

–12,7

Укомплектованность должностей в поликлинике, %

86,6

86,4

85,6

85,1

83,6

81,8

–5,5

Максимальные показатели обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ в 2019 г. наблюдались в Ленинградской области (31,5 на 10 тыс.), в Хабаровском крае (24,4), далее в порядке убывания показателя — в Республиках Тыва (24,2), Алтай (23,7), Смоленской области (22,9). Минимальные показатели обеспеченности штатными должностями были отмечены в Челябинской области (0,5 на 10 тыс.), далее в порядке возрастания в Республике Крым (3,9), в Свердловской (4,5), Костромской (5,3), Амурской (5,6), Владимирской (5,9) областях. Сокращение числа штатных, занятых должностей и физических лиц врачей в ЦРБ произошло в большинстве субъектов РФ. Исключение составили Орловская, Тамбовская, Ленинградская, Тюменская и Сахалинская области, Республики Коми, Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, в которых был зафиксирован прирост штатных, занятых врачебных должностей и физических лиц врачей. В ряде субъектов на фоне роста числа штатных врачебных должностей произошло снижение занятых должностей и физических лиц врачей, как, например, в Курской, Калининградской областях, в Республиках Алтай и Тыва. В ряде субъектов РФ при росте числа штатных врачебных должностей, снижении числа занятых должностей наблюдался прирост числа физических лиц врачей (Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Марий Эл, Краснодарский край) или только рост физических лиц на фоне сокращения штатных и занятых должностей, как, например в Красноярском крае и Кабардино-Балкарской Республике (см. табл. 2).

Укомплектованность штатных врачебных должностей в ЦРБ в целом по РФ снизилась с 87,5% в 2014 г. до 82,8% в 2019 г., укомплектованность должностей физическими лицами, меняясь разнопланово в течение периода наблюдения, составила в 2019 г. 60,0%, в 2014 г. — 59,8%. Укомплектованность врачебных должностей в поликлинике ЦРБ снизилась с 86,6 до 81,8% (см. табл. 3). Среди субъектов РФ самая высокая укомплектованность врачебных должностей в ЦРБ в 2019 г. была выявлена в Сахалинской области (93,7%), далее в ранговом убывании показателя расположились Тюменская область (92,6%), Республика Саха (Якутия) (92,1%), Республика Ингушетия (91,6%), Московская область (91,4%), Республики Северная Осетия — Алания и Татарстан (по 91,3%). Самый низкий показатель укомплектованности зафиксирован в Курганской (66,2%), Липецкой (69,3%), Курской (69,6%) областях (рис. 2).

Рис. 2. Укомплектованность штатных врачебных должностей в ЦРБ (%).

Расчет среднего числа штатных врачебных должностей на одну ЦРБ выявил значительную разницу по субъектам РФ. В среднем по РФ в противовес снижению средней коечной мощности ЦРБ отмечен небольшой прирост среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ — со 105,75 в 2014 г. до 106,53 в 2019 г., такая тенденция отмечена во многих субъектах РФ. Максимальное число врачебных должностей в одной ЦРБ в 2014 г. отмечалось в Московской области (404,7), на втором месте по среднему числу штатных врачебных должностей в ЦРБ была Республика Ингушетия (305,1), на третьем — Ленинградская область (288,9), на четвертом — Краснодарский край (257,1), на пятом — Мурманская область (216,9) (табл. 4).

Минимальное число штатных врачебных должностей в одной ЦРБ отмечалось в Орловской области (38,4), далее по возрастанию — в Еврейской АО (38,9), Республиках Тыва (44,5) и Алтай (46,5), Курской (62,2) и Вологодской (62,8) областях. Свыше 100 врачебных должностей в одной ЦРБ отмечено в 28 субъектах РФ, менее 100 — в 40. В 1/2 субъектов РФ произошло сокращение среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ, в другой половине — рост. Минимальное значение врачебных должностей в одной ЦРБ к 2019 г. снизилось до 29,5 (в Еврейской АО), максимальное — до 353,2 (в Московской области). Первые и последние ранговые места по числу врачебных должностей в ЦРБ в 2019 г. несколько видоизменились по сравнению с 2014 г. На второе место по наибольшему числу должностей в среднем в одной ЦРБ вышла Ленинградская область (311,4 должности), Республика Ингушетия переместилась на третье место (288,1), Краснодарский край сохранил за собой четвертое место (261,5), на пятое место вышла Кабардино-Балкарская Республика (194,3), Мурманская область переместилась на шестое место (174,5 штатных должности в одной ЦРБ). Свыше 100 врачебных должностей в одной ЦРБ в 2019 г. отмечено в 30 субъектах РФ, меньше 100 — в 37 субъектах РФ (табл. 4).

Таблица 4. Число штатных врачебных должностей (единиц) в одной ЦРБ и средняя коечная мощность одной ЦРБ в 2014 и 2019 гг.

Субъекты РФ

Сред. число штатных должностей в одной ЦРБ (ед.)

Средняя коечная мощность одной ЦРБ (число коек)

Прирост штатных должностей в одной ЦРБ

Прирост средней коечной мощности ЦРБ

2014

2019

2014

2019

Российская Федерация

105,75

106,53

152,9

133,9

0,78*

–19,0

Белгородская область

140,26

140,20

203,8

166,6

–0,06

–37,2

Брянская область

99,62

100,63

123,3

99,2

1,00*

–24,1

Владимирская область

135,33

113,79

177,8

125,6

–21,55

–52,2

Ивановская область

102,65

123,01

119,1

92,6

20,36*

–26,5

Калужская область

69,52

132,42

110,3

122,4

62,90

12,1

Костромская область

98,30

67,00

145,6

65,2

–31,30

–80,4

Курская область

62,22

71,21

70,4

63,7

8,98*

–6,7

Липецкая область

103,09

146,82

153,1

206,9

43,73

53,8

Московская область

404,74

353,17

560,0

469,6

–51,57

–90,4

Орловская область

38,38

60,94

48,0

53,0

22,56

5,0

Рязанская область

84,30

132,89

77,0

130,1

48,59

53,1

Смоленская область

91,38

93,24

109,8

102,3

1,86*

–7,5

Тамбовская область

87,15

91,83

120,6

99,5

4,68*

–21,1

Тверская область

83,79

81,64

133,6

113,2

–2,16

–20,4

Тульская область

87,00

94,31

98,9

102,3

7,31

3,4

Ярославская область

102,97

100,94

124,7

109,3

–2,03

–15,4

Республика Карелия

86,38

91,42

102,6

79,3

5,04*

–23,3

Республика Коми

85,09

92,22

117,9

113,8

7,13*

–4,1

Архангельская область

77,39

67,79

124,7

90,3

–9,60

–34,4

Вологодская область

62,80

57,61

96,0

87,8

–5,19

–8,2

Калининградская область

63,46

66,52

82,1

77,6

3,05*

–4,5

Ленинградская область

288,87

311,42

353,3

318,2

22,55*

–35,1

Мурманская область

216,92

174,46

241,2

186,7

–42,46

–54,5

Новгородская область

64,80

76,30

64,1

81,7

11,50

17,6

Республика Адыгея

88,58

123,38

104,8

103,2

34,79*

–1,6

Республика Крым

177,78

83,67

397,1

255,3

–94,11

–141,8

Краснодарский край

257,06

261,51

362,2

336,9

4,44*

–25,3

Астраханская область

137,48

127,27

149,3

105,0

–10,20

–44,3

Волгоградская область

101,16

93,46

146,5

127,0

–7,70

–19,5

Ростовская область

91,28

87,30

190,3

163,0

–3,98

–27,3

Республика Дагестан

97,14

101,92

157,3

139,8

4,78*

–17,5

Республика Ингушетия

305,13

288,13

370,0

278,5

–17,00

–91,5

Кабардино-Балкарская Республика

185,30

194,28

219,6

179,8

8,98*

–39,8

Карачаево-Черкесская Республика

126,00

121,00

162,4

139,3

–5,00

–23,1

Республика Северная Осетия — Алания

146,79

155,59

122,1

160,4

8,81

38,3

Чеченская Республика

167,65

179,96

226,2

197,7

12,31*

–28,5

Республика Башкортостан

135,95

124,15

221,3

185,3

–11,81

–36,0

Республика Марий Эл

77,17

86,05

141,2

112,5

8,88*

–28,7

Республика Мордовия

159,75

150,21

214,2

192,2

–9,54

–22,0

Республика Татарстан

135,05

135,02

174,7

158,6

–0,02

–16,1

Чувашская Республика

88,65

80,89

92,8

93,6

–7,76

0,8

Пермский край

70,74

78,50

91,3

70,7

7,76*

–20,6

Кировская область

71,11

65,67

100,1

81,5

–5,45

–18,6

Нижегородская область

122,09

121,55

205,7

161,4

–0,54

–44,3

Самарская область

104,25

95,21

129,1

112,4

–9,04

–16,7

Курганская область

50,24

49,20

75,1

64,4

–1,04

–10,7

Свердловская область

98,80

97,14

149,3

131,4

–1,66

–17,9

Тюменская область

80,24

173,65

153,2

267,7

93,41

114,5

Ямало-Ненецкий автономный округ

146,11

149,86

184,9

174,6

3,75*

–10,3

Челябинская область

108,21

87,88

138,2

67,0

–20,34

–71,2

Республика Алтай

46,53

52,23

54,3

50,1

5,70*

–4,2

Республика Тыва

44,51

46,60

73,4

63,2

2,09*

–10,2

Алтайский край

68,62

65,95

107,5

83,6

–2,67

–23,9

Красноярский край

95,51

87,14

143,7

121,2

–8,36

–22,5

Кемеровская область

110,68

111,91

127,0

114,4

1,23*

–12,6

Новосибирская область

113,25

102,70

217,7

206,3

–10,55

–11,4

Омская область

76,12

71,45

115,5

81,6

–4,67

–33,9

Республика Бурятия

90,02

86,63

133,8

106,2

–3,39

–27,6

Республика Саха (Якутия)

84,45

81,51

177,4

135,2

–2,94

–42,2

Забайкальский край

75,79

72,96

106,9

85,8

–2,83

–21,1

Приморский край

89,97

88,87

119,0

112,6

–1,11

–6,4

Хабаровский край

87,56

85,00

87,0

94,6

–2,56

7,6

Амурская область

79,08

65,94

85,6

69,8

–13,14

–15,8

Сахалинская область

81,37

85,09

152,4

123,4

3,72*

–29,0

Еврейская автономная область

38,94

29,50

67,3

50,3

–9,44

–17,0

Примечание. * — прирост среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ на фоне сокращения средней коечной мощности ЦРБ.

При этом в части субъектов с приростом числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ количество ЦРБ осталось на прежнем уровне, а число коек в них сократилось (Курская, Калининградская, Сахалинская области, республики Коми, Татарстан, Адыгея, Алтай, Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ). В пяти субъектах РФ с ростом среднего числа штатных врачебных должностей отмечен рост числа ЦРБ: в Орловской, Ленинградской областях, Краснодарском крае, республиках Дагестан, Северная Осетия — Алания, при этом в этих субъектах, за исключением Республики Дагестан, зарегистрирован и рост числа коек, что объясняет рост штатных должностей. В части субъектов РФ рост среднего числа штатных врачебных должностей в ЦРБ на фоне снижения числа ЦРБ произошел вопреки сокращению коек в них. Однонаправленная положительная динамика средней штатной численности и средней мощности ЦРБ наблюдалась лишь в Калужской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тульской, Новгородской, Тюменской областях и Республике Северная Осетия — Алания. В Белгородской, Брянской, Ивановской, Смоленской, Тамбовской, Кемеровской областях, Республиках Карелия, Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, Пермском крае рост штатных врачебных должностей в одной ЦРБ был зафиксирован на фоне сокращения общего числа коек в ЦРБ и снижения их средней коечной мощности. Из субъектов РФ, в которых рост среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ произошел на фоне сокращения их числа, только в Новгородской области это можно объяснить укрупнением ЦРБ.

При расчете среднего числа врачебных должностей на одну медицинскую организацию суммарно в ЦРБ и РБ установлен рост в большинстве субъектов РФ, несмотря на снижение средней коечной мощности этих больниц суммарно (рис. 3).

Рис. 3. Динамика среднего числа штатных врачебных должностей в ЦРБ и РБ (в совокупности).

На одну штатную врачебную должность в стационаре ЦРБ в среднем по РФ в 2014 г. приходилось 3,93 койки, на одну занятую должность — 4,4 среднегодовых койки. В 2019 г. соответственно 3,52 койки на одну штатную врачебную должность и 4,05 среднегодовой койки на одну занятую врачебную должность в стационаре. В большинстве субъектов РФ так же, как и в среднем по РФ, нагрузка на занятую должность врача в стационаре ЦРБ снизилась. Увеличение нагрузки отмечено в Республиках Северная Осетия — Алания, Коми, Алтай, Крым, в Чувашской Республике, в Новгородской, Липецкой, Московской, Рязанской, Тульской, Курганской, Челябинской, Калининградской, Амурской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях. Не изменилась нагрузка во Владимирской, Волгоградской областях (рис. 4).

Рис. 4. Число среднегодовых коек на одну занятую должность в стационаре ЦРБ.

Снизилась и нагрузка врача в поликлинике ЦРБ. Функция врачебной должности (ФВД) в поликлинике ЦРБ в среднем по РФ в 2014 г. составляла 3572 посещения, в 2019 г. — 3445,3 посещения (сокращение на 3,55%). Как видно из рис. 5, средняя ФВД в поликлинике ЦРБ в большинстве субъектов РФ не превышает 4000 посещений в год, это довольно низкий показатель. Причем в большинстве субъектов РФ ФВД снизилась по сравнению с 2014 г., рост показателя отмечен лишь в 26 субъектах РФ из 67, имеющих ЦРБ (рис. 6).

Рис. 5. Функция врачебной должности в ЦРБ в 2019 г.

Рис. 6. Динамика функции врачебной должности в ЦРБ в субъектах РФ с ростом показателя.

Обсуждение

Тенденция сокращения числа ЦРБ, снижения их мощности способствовали снижению уровня госпитализации, который в разы различается в субъектах РФ даже в пределах одного федерального округа. Разница уровня госпитализации обусловлена в первую очередь доступностью стационарной помощи, особенностями сети и структуры стационара медицинских организаций в субъекте.

Значительно различается показатель обеспеченности врачебными должностями и врачами в ЦРБ в субъектах РФ. Несмотря на сокращение штатных врачебных должностей, показатель укомплектованности должностей снизился, укомплектованность должностей физическими лицами, ежегодно несколько повышаясь до 2017 г., в дальнейшем начала снижаться и в 2019 г. осталась практически на уровне 2014 г., тем не менее коэффициент совместительства ежегодно снижался за счет более значительного снижения занятых должностей, что, возможно, связано с необходимостью удержания уровня заработной платы врачебного персонала без отработки времени по совместительству. Укомплектованность должностей в поликлинике несколько ниже укомплектованности должностей в целом в ЦРБ, темп снижения этих показателей за анализируемый период оказался практически одинаковым.

На фоне сокращения в РФ числа ЦРБ за период 2014—2019 гг. на 9,9%, коек в них на 21,1%, снижения средней коечной мощности ЦРБ на 12,4% (со 153 коек до 134), темп снижения числа штатных врачебных должностей в целом по ЦРБ в РФ оказался ниже — 9,2% (см. табл. 3). Снижение занятых должностей и физических лиц врачей на фоне роста числа штатных должностей врачей в ЦРБ в ряде субъектов РФ при сокращении числа коек и показателя посещаемости свидетельствует о непродуманности процессов реорганизации в субъектах РФ, отсутствии единых методических подходов к формированию штатного расписания в ЦРБ, необоснованном раздувании штатов. В противовес снижению средней коечной мощности ЦРБ среднее число штатных врачебных должностей в одной ЦРБ возросло как в целом по РФ, так и по многим субъектам РФ, а при однонаправленной динамике этих показателей темп снижения числа штатных должностей оказался ниже темпа снижения средней коечной мощности ЦРБ (см. табл. 4).

Более значительное снижение уровня госпитализации в ЦРБ, чем показателя обеспеченности койками в ЦРБ, большая разница уровня госпитализации в ЦРБ в субъектах РФ при одинаковом показателе обеспеченности койками свидетельствует о снижении доступности специализированной медицинской помощи на первом уровне ее оказания, что подтверждается другими исследованиями [9, 10].

Прирост штатных врачебных должностей в расчете на одну ЦРБ при сохранении числа ЦРБ и сокращении коек, тем более сокращении числа ЦРБ и сокращении средней коечной мощности, не обоснован и привел к снижению нагрузки врачебного персонала как в стационаре, так и в поликлинике ЦРБ, нарастанию дефицита кадров.

Заключение

С целью обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельских населенных пунктах, в малых поселках и городах, необходимо разработать и утвердить типовые модели ЦРБ с разной численностью прикрепленного населения, включающие структуру больниц и соответствующие штатные нормативы для стационара и поликлиники ЦРБ.

Участие авторов: Концепция и дизайн исследования — Л.В. Руголь, И.М. Сон; сбор и обработка материала — Л.В. Руголь, Л.И. Меньшикова; статистическая обработка данных — Л.В. Руголь; написание текста — Л.В. Руголь; редактирование — И.М. Сон, Л.И. Меньшикова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.