Введение
Структурно-функциональные преобразования в здравоохранении на рубеже XX и XXI веков привели к сокращению больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, особенно в сельской местности, центральных районных и районных больниц (ЦРБ и РБ), сокращению числа коек, снижению показателя обеспеченности ими населения, численности медицинского персонала в сельской местности [1—3]. Прогресс в развитии сети ЦРБ сменился регрессом с уменьшением не только числа ЦРБ, но и их мощности, утратой руководящей организационно-методической роли ЦРБ на территории муниципальных образований [1—7].
Авторами в предыдущих исследованиях было отмечено сокращение числа ЦРБ за период наблюдения 2005—2014 гг. в целом по РФ на 15,2% (на 264) [7]. За период 2015—2019 гг. число ЦРБ сократилось на 7,1% (на 101), из них расположенных в сельской местности — на 10,2% (на 61), число коек в ЦРБ сократилось за тот же период на 13,7% (на 28 200). Общая доля ЦРБ и РБ в совокупности, расположенных в сельской местности, снизилась с 42,5% в 2015 г. до 42,2% в 2019 г. [2].
Тенденция к сокращению коечной мощности ЦРБ и РБ привела к росту числа и доли маломощных больниц и сокращению числа и доли больниц средней и большой мощности [2].
Показатель обеспеченности сельского населения койками в ЦРБ и РБ, несмотря на сокращение численности сельского населения и уменьшение его доли в структуре населения, снижался более быстрыми темпами, чем показатель обеспеченности всего населения всеми круглосуточными койками [2].
На фоне формирования многоуровневой системы организации медицинской помощи, при которой многие профили коек и узкие специалисты концентрировались в крупных ЦРБ, городских, областных, республиканских и краевых больницах, доступность специализированной помощи для жителей села и малых населенных пунктов стала ухудшаться, поскольку межмуниципальные центры специализированной помощи на базе крупных ЦРБ не могут заменить каждодневную регулярную деятельность ЦРБ и РБ по организации квалифицированной медицинской помощи населению в непосредственной близости к месту проживания [4, 6, 8].
Снижение обеспеченности населения койками в ЦРБ и РБ сопровождалось снижением числа посещений и показателя посещаемости. Темп сокращения числа посещений ЦРБ и РБ по некоторым субъектам, в том числе с высокой долей сельского населения, превысил темп снижения всех посещений в целом по РФ, что указывает на то, что при проведении реформ в этих субъектах не были учтены интересы жителей сел и малых городов. При этом на фоне сокращения суммарного числа ЦРБ и РБ за период 2014—2019 гг. на 7,9%, возможно, в том числе и за счет их объединения (укрупнения), число штатных врачебных должностей в ЦРБ и РБ сократилось за тот же период всего на 1,9% [8].
Задачи по модернизации первичной медико-санитарной помощи, утвержденные ведомственной целевой программой «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» и национальным проектом «Здравоохранение» актуализировали проблему утраты ведущей роли ЦРБ в организации медицинской помощи населению в сельской местности, в малых поселках и городах. Предстоит решить задачи, направленные на оптимизацию сети и инфраструктуры медицинских организаций, решение кадровой проблемы.
Цель исследования — сопоставить и оценить динамику уровня госпитализации и посещаемости ЦРБ и РБ с динамикой их кадрового обеспечения и нагрузки врачебного персонала.
Материал и методы
В исследовании использованы методы: аналитический, статистический, сравнительного анализа. Использованы официальные статистические данные Росстата, Минздрава России и ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России в целом по Российской Федерации и субъектам РФ. На основе данных форм федерального статистического наблюдения (ФСН) №47 за период 2014—2019 гг. проведен анализ динамики мощности ЦРБ и РБ в целом по РФ и субъектам РФ, уровня госпитализации населения в ЦРБ в разных субъектах РФ в сопоставлении с обеспеченностью койками в ЦРБ. Для сопоставления уровня госпитализации на койки ЦРБ с показателем обеспеченности койками был выведен коэффициент соотношения (КС) показателей уровня госпитализации в расчете на 10 тыс. населения и обеспеченности койками в ЦРБ. КС рассчитывали по формуле:
.
Была проанализирована динамика штатного обеспечения врачами ЦРБ, показателей обеспеченности штатными, занятыми врачебными должностями и физическими лицами, укомплектованности врачебных должностей, нагрузки врачей в стационаре и поликлинике ЦРБ. Проведено сравнение средней коечной мощности ЦРБ и средней штатной врачебной численности ЦРБ в субъектах РФ, выявлена их динамика.
Результаты
При числе коек в ЦРБ и РБ менее 50 больница считается маломощной, в ней возможна организация менее 2 полноценных отделений, отвечающих требованиям, предъявляемым к минимальной функциональной единице (отделение 30 коек). Ранее такая мощность была характерна для небольших участковых больниц. Оптимальная мощность для ЦРБ и РБ — свыше 100 коек, предпочтительнее от 150 коек. Однако с учетом сокращения численности сельского населения, показателя людности населенных пунктов по нормативам обеспеченности населения койками мощность ЦРБ с малой численностью прикрепленного населения может быть менее 50 коек. В муниципальных образованиях от 12 тыс. человек мощность ЦРБ может достигать более 50 коек, а от 30 тыс. человек — более 100.
За анализируемый период число ЦРБ мощностью до 25 коек в целом по РФ увеличилось на 30% — с 40 в 2014 г. до 52 в 2019 г., а число РБ этой же мощности уменьшилось соответственно с 40 до 26, вероятно, за счет ликвидации маломощных РБ, преобразованных ранее из участковых больниц в процессе реструктуризации и реорганизации сети вследствие уменьшения людности населенных пунктов, что отмечалось в предыдущих исследованиях.
На 23,7% возросло за тот же период количество ЦРБ мощностью от 25 до 49 коек (со 169 в 2014 г. до 209 в 2019 г.). Число ЦРБ по всем остальным градациям мощности сократилось: от 1,8% ЦРБ мощностью от 50 до 99 коек до 33,3% больниц мощностью от 600 коек и до 1000. Число ЦРБ оптимальных мощностей для оказания наиболее полного спектра профилей специализированной медицинской помощи жителям села и малых населенных пунктов (от 100 до 199 коек, от 200 до 249 коек, от 250 до 299 и от 300 до 399 коек) сократилось соответственно на 23,8, 20,8, 18,0, 28,9% (табл. 1).
Таблица 1. Динамика коечной мощности ЦРБ в РФ
Число коек | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2019/2014, % |
До 25 | 40 | 44 | 50 | 61 | 59 | 52 | 30,0 |
26—49 | 169 | 202 | 200 | 203 | 209 | 209 | 23,7 |
50—99 | 457 | 470 | 473 | 473 | 463 | 449 | –1,8 |
100—199 | 484 | 423 | 405 | 389 | 378 | 369 | –23,8 |
200—249 | 96 | 86 | 78 | 77 | 76 | 76 | –20,8 |
250—299 | 61 | 54 | 51 | 50 | 54 | 50 | –18,0 |
300—399 | 83 | 79 | 63 | 60 | 60 | 59 | –28,9 |
400—499 | 39 | 33 | 35 | 27 | 30 | 32 | –17,9 |
500—599 | 20 | 16 | 13 | 18 | 16 | 15 | –25,0 |
600—699 | 12 | 9 | 12 | 6 | 8 | 8 | –33,3 |
700—799 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | –33,3 |
800—999 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | –33,3 |
1000 и более | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | –33,3 |
Итого ЦРБ | 1470 | 1425 | 1387 | 1372 | 1361 | 1325 | –9,9 |
Уровень госпитализации в ЦРБ в среднем по РФ снизился на 23,2% — с 49,9 на 1000 населения в 2014 г. до 38,3 в 2019 г. Такая тенденция прослеживается почти по всем субъектам РФ с различием в темпах снижения показателя, исключение составили 3 субъекта РФ: Орловская область, Республика Северная Осетия — Алания и Чеченская Республика (рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня госпитализации в ЦРБ населения (на 1000).
Минимальный уровень госпитализации в ЦРБ в 2019 г. отмечался в Челябинской области — 1,2 на 1000 населения (в 2014 г. — 29,0), максимальный зарегистрирован в Ленинградской области — 125,0 на 1000 (в 2014 г. — 128,4).
КС показателей уровня госпитализации и обеспеченности койками в ЦРБ в целом по РФ составил 31,6 (при обеспеченности койками в ЦРБ 12,1 на 10 тыс. населения уровень госпитализации на эти койки составил 383 на 10 тыс.). В пределах одного федерального округа показатель уровня госпитализации в ЦРБ в субъектах РФ значительно различался. В Костромской области уровень госпитализации на койки ЦРБ в 2019 г. зафиксирован на уровне 147 на 10 тыс. населения, а в Тверской области — 826. При этом прямой корреляции между обеспеченностью койками и уровнем госпитализации в ЦРБ не прослеживалось. Так, при практически равном в 2019 г. показателе обеспеченности койками в ЦРБ в Рязанской (12,9 на 10 тыс. населения) и Липецкой (12,7) областях уровень госпитализации в Рязанской области на 19% (476 на 10 тыс.) превысил аналогичный показатель в Липецкой области (400 на 10 тыс.). Соответственно, КС составил 36,9 для Рязанской области и 31,4 для Липецкой. Уровень госпитализации в ЦРБ в Ростовской области (534) был выше аналогичного показателя в Волгоградской области (477) при одинаковом показателе обеспеченности койками в ЦРБ (16,3 на 10 тыс.). КС в Ростовской области составил 32,8, а в Волгоградской — 29,3. В Кировской области при показателе обеспеченности 23,9 уровень госпитализации достиг 647 на 10 тыс. населения, а в Нижегородской области при более низком показателе обеспеченности (23,7 на 10 тыс.) уровень госпитализации составил 673 на 10 тыс. (соответственно, КС равен 27,1 и 28,4).
По РБ в целом по РФ КС оказался чуть выше коэффициента по ЦРБ — 32,2. При обеспеченности койками в 2019 г. 3,6 на 10 тыс. населения уровень госпитализации составил 116 на 10 тыс. Максимальный уровень госпитализации по ЦФО в 2019 г. отмечен в Воронежской области — 796 на 10 тыс. на фоне обеспеченности 24,4 на 10 тыс. (КС 32,6), минимальный (16 на 10 тыс.) — в Брянской области при обеспеченности 0,6 на 10 тыс. (КС 26,7). Максимальный показатель уровня госпитализации по РФ (995 на 10 тыс.) зафиксирован в Псковской области (нет ЦРБ, только РБ) при показателе обеспеченности 26,8 на 10 тыс. (КС 37,1). Самый высокий КС в РБ в РФ отмечен в Московской области (52,3), самый низкий в Томской области (14); по 15 — в Ярославской области и в Республике Дагестан.
Для сравнения кадровой обеспечения врачами в ЦРБ субъектов РФ между собой были рассчитаны показатели обеспеченности штатными, занятыми должностями и физическими лицами, а также среднее число штатных врачебных должностей на одну ЦРБ в сравнении со средней коечной мощностью ЦРБ.
В целом по РФ показатель обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ в 2014 г. составлял 10,6 на 10 тыс. населения, обеспеченности занятыми должностями — 9,3, а показатель обеспеченности врачами (физическими лицами) — 6,4. Максимальные показатели обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ в 2014 г. отмечались в Хабаровском крае (35,9 на 10 тыс. населения), на втором месте по показателю находилась Ленинградская область (27,7); на третьем — Республика Тыва (24,1); на четвертом — Смоленская область (23,7); на пятом — Тверская область (22,3). Минимальные значения показателя отмечены в Иркутской области (3,5 штатной должности на 10 тыс. населения), далее в порядке увеличения показателя — в Свердловской (4,8), Амурской (6,5), Кемеровской (6,9); Костромской (7,5) областях (табл. 2).
Таблица 2. Обеспеченность врачебными должностями и физическими лицами в ЦРБ (на 10 тыс. населения), по годам
Название субъекта РФ | 2014 | 2019 | ||||
штатные должности | занятые должности | физические лица | штатные должности | занятые должности | физические лица | |
Российская Федерация | 10,6 | 9,3 | 6,4 | 9,6 | 8,0 | 5,8 |
Белгородская область | 19,0 | 18,5 | 12,7 | 18,1 | 16,2 | 11,5 |
Брянская область | 21,8 | 19,8 | 11,3 | 18,6 | 16,6 | 9,9 |
Владимирская область | 8,7 | 7,7 | 4,2 | 5,9 | 4,5 | 2,6 |
Костромская область | 7,5 | 5,9 | 4,1 | 5,3 | 4,4 | 2,9 |
Курская область | 15,6 | 13,4 | 9,7 | 18,1 | 12,6 | 9,7 |
Орловская область | 11,0 | 9,5 | 6,2 | 19,9 | 15,9 | 10,6 |
Смоленская область | 23,7 | 20,3 | 12,6 | 22,9 | 19,2 | 11,1 |
Тамбовская область | 18,9 | 15,9 | 11,0 | 20,1 | 17,8 | 13,4 |
Тверская область | 22,3 | 18,8 | 11,9 | 22,7 | 17,4 | 10,9 |
Республика Коми | 15,8 | 14,6 | 9,2 | 18,0 | 16,1 | 10,0 |
Калининградская область | 9,2 | 7,9 | 5,7 | 9,2 | 6,6 | 5,4 |
Ленинградская область | 27,7 | 24,3 | 17,3 | 31,5 | 26,6 | 20,5 |
Республика Адыгея | 11,8 | 11,2 | 8,0 | 16,0 | 12,1 | 9,4 |
Республика Крым | 8,4 | 7,2 | 5,7 | 3,9 | 3,0 | 2,5 |
Краснодарский край | 17,0 | 14,8 | 9,7 | 18,0 | 14,1 | 10,0 |
Кабардино-Балкарская Республика | 21,5 | 18,1 | 12,7 | 20,1 | 16,8 | 12,7 |
Республика Марий Эл | 13,5 | 10,5 | 7,5 | 13,9 | 10,4 | 8,0 |
Свердловская область | 4,8 | 4,2 | 2,7 | 4,5 | 3,6 | 2,4 |
Тюменская область | 12,4 | 12,0 | 9,9 | 13,6 | 12,6 | 10,3 |
Челябинская область | 6,5 | 5,8 | 3,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 |
Республика Алтай | 21,8 | 19,4 | 17,5 | 23,7 | 17,4 | 14,5 |
Республика Тыва | 24,1 | 22,1 | 16,3 | 24,2 | 20,4 | 15,1 |
Красноярский край | 14,0 | 12,9 | 7,7 | 12,8 | 11,0 | 8,0 |
Иркутская область | 3,5 | 3,1 | 2,0 | 0 | 0 | 0 |
Кемеровская область | 6,9 | 6,7 | 4,0 | 6,7 | 5,9 | 3,7 |
Новосибирская область | 12,0 | 9,3 | 6,5 | 10,6 | 7,9 | 6,3 |
Хабаровский край | 35,9 | 27,8 | 16,8 | 24,4 | 18,1 | 12,2 |
Амурская область | 6,5 | 5,3 | 4,0 | 5,6 | 4,0 | 3,7 |
Сахалинская область | 17,1 | 15,6 | 10,2 | 18,3 | 17,1 | 13,0 |
Общее число штатных врачебных должностей в ЦРБ в целом по РФ за анализируемый период сократилось на 14 303 единицы, или на 9,2%, и составило в 2019 г. 141 155,25 единицы, показатель обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ — 9,6 на 10 тыс. населения. В большей степени сократились занятые должности — на 14,1% (на 19 249 должностей), составив в 2019 г. 116 838,5 единицы. На 8281 человека сократилось число физических лиц врачей в ЦРБ (до 84 710), что составило 8,1% от численности врачей в 2014 г. Обеспеченность занятыми должностями в среднем по РФ снизилась на 14,4% и составила в 2019 г. 8,0 на 10 тыс. населения, обеспеченность физическими лицами снизилась на 9,2% и составила 5,8 на 10 тыс. населения. Число штатных должностей в поликлинике ЦРБ в целом по РФ сократилось на 7443 единицы (на 7,6%), а число занятых должностей — на 10 805 единиц (на 12,7%), что, естественно, отразилось на показателе укомплектованности штатных должностей (см. табл. 2, 3).
Таблица 3. Динамика кадрового обеспечения ЦРБ врачами в среднем по РФ, по годам
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2019/2014, % |
Штатные должности (шт. д.), всего, абс. | 155 458 | 152 970 | 147 658 | 145 445 | 145 300 | 141 155 | –9,2 |
Занятые должности, всего, абс. | 136 088 | 133 677 | 128 028 | 125 237 | 123 198 | 116 839 | –14,1 |
Физические лица (физ. лица), абс. | 92 991 | 92 824 | 89 924 | 89 030 | 88 079 | 84 710 | –8,9 |
Укомплектованность шт. д., % | 87,5 | 87,4 | 86,7 | 86,1 | 84,8 | 82,8 | –5,4 |
Укомплектованность шт. д. физ. лицами, % | 59,8 | 60,7 | 60,9 | 61,2 | 60,6 | 60,0 | 0,32 |
Коэффициент совместительства | 1,46 | 1,44 | 1,42 | 1,41 | 1,40 | 1,38 | –5,75 |
Обеспеченность физ. лицами на 10 тыс. населения | 6,4 | 6,3 | 6,1 | 6,1 | 6,0 | 5,8 | –9,2 |
Обеспеченность занятыми должностями на 10 тыс. населения | 9,3 | 9,1 | 8,7 | 8,5 | 8,4 | 8,0 | –14,4 |
Штатные должности в поликлинике, абс. | 98 245 | 97 317 | 94 240 | 93 086 | 93 380 | 90 802 | –7,6 |
Занятые должности в поликлинике, абс. | 85 058 | 84 074 | 80624 | 79 189 | 78 022 | 74 263 | –12,7 |
Укомплектованность должностей в поликлинике, % | 86,6 | 86,4 | 85,6 | 85,1 | 83,6 | 81,8 | –5,5 |
Максимальные показатели обеспеченности штатными врачебными должностями в ЦРБ в 2019 г. наблюдались в Ленинградской области (31,5 на 10 тыс.), в Хабаровском крае (24,4), далее в порядке убывания показателя — в Республиках Тыва (24,2), Алтай (23,7), Смоленской области (22,9). Минимальные показатели обеспеченности штатными должностями были отмечены в Челябинской области (0,5 на 10 тыс.), далее в порядке возрастания в Республике Крым (3,9), в Свердловской (4,5), Костромской (5,3), Амурской (5,6), Владимирской (5,9) областях. Сокращение числа штатных, занятых должностей и физических лиц врачей в ЦРБ произошло в большинстве субъектов РФ. Исключение составили Орловская, Тамбовская, Ленинградская, Тюменская и Сахалинская области, Республики Коми, Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, в которых был зафиксирован прирост штатных, занятых врачебных должностей и физических лиц врачей. В ряде субъектов на фоне роста числа штатных врачебных должностей произошло снижение занятых должностей и физических лиц врачей, как, например, в Курской, Калининградской областях, в Республиках Алтай и Тыва. В ряде субъектов РФ при росте числа штатных врачебных должностей, снижении числа занятых должностей наблюдался прирост числа физических лиц врачей (Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Марий Эл, Краснодарский край) или только рост физических лиц на фоне сокращения штатных и занятых должностей, как, например в Красноярском крае и Кабардино-Балкарской Республике (см. табл. 2).
Укомплектованность штатных врачебных должностей в ЦРБ в целом по РФ снизилась с 87,5% в 2014 г. до 82,8% в 2019 г., укомплектованность должностей физическими лицами, меняясь разнопланово в течение периода наблюдения, составила в 2019 г. 60,0%, в 2014 г. — 59,8%. Укомплектованность врачебных должностей в поликлинике ЦРБ снизилась с 86,6 до 81,8% (см. табл. 3). Среди субъектов РФ самая высокая укомплектованность врачебных должностей в ЦРБ в 2019 г. была выявлена в Сахалинской области (93,7%), далее в ранговом убывании показателя расположились Тюменская область (92,6%), Республика Саха (Якутия) (92,1%), Республика Ингушетия (91,6%), Московская область (91,4%), Республики Северная Осетия — Алания и Татарстан (по 91,3%). Самый низкий показатель укомплектованности зафиксирован в Курганской (66,2%), Липецкой (69,3%), Курской (69,6%) областях (рис. 2).
Рис. 2. Укомплектованность штатных врачебных должностей в ЦРБ (%).
Расчет среднего числа штатных врачебных должностей на одну ЦРБ выявил значительную разницу по субъектам РФ. В среднем по РФ в противовес снижению средней коечной мощности ЦРБ отмечен небольшой прирост среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ — со 105,75 в 2014 г. до 106,53 в 2019 г., такая тенденция отмечена во многих субъектах РФ. Максимальное число врачебных должностей в одной ЦРБ в 2014 г. отмечалось в Московской области (404,7), на втором месте по среднему числу штатных врачебных должностей в ЦРБ была Республика Ингушетия (305,1), на третьем — Ленинградская область (288,9), на четвертом — Краснодарский край (257,1), на пятом — Мурманская область (216,9) (табл. 4).
Минимальное число штатных врачебных должностей в одной ЦРБ отмечалось в Орловской области (38,4), далее по возрастанию — в Еврейской АО (38,9), Республиках Тыва (44,5) и Алтай (46,5), Курской (62,2) и Вологодской (62,8) областях. Свыше 100 врачебных должностей в одной ЦРБ отмечено в 28 субъектах РФ, менее 100 — в 40. В 1/2 субъектов РФ произошло сокращение среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ, в другой половине — рост. Минимальное значение врачебных должностей в одной ЦРБ к 2019 г. снизилось до 29,5 (в Еврейской АО), максимальное — до 353,2 (в Московской области). Первые и последние ранговые места по числу врачебных должностей в ЦРБ в 2019 г. несколько видоизменились по сравнению с 2014 г. На второе место по наибольшему числу должностей в среднем в одной ЦРБ вышла Ленинградская область (311,4 должности), Республика Ингушетия переместилась на третье место (288,1), Краснодарский край сохранил за собой четвертое место (261,5), на пятое место вышла Кабардино-Балкарская Республика (194,3), Мурманская область переместилась на шестое место (174,5 штатных должности в одной ЦРБ). Свыше 100 врачебных должностей в одной ЦРБ в 2019 г. отмечено в 30 субъектах РФ, меньше 100 — в 37 субъектах РФ (табл. 4).
Таблица 4. Число штатных врачебных должностей (единиц) в одной ЦРБ и средняя коечная мощность одной ЦРБ в 2014 и 2019 гг.
Субъекты РФ | Сред. число штатных должностей в одной ЦРБ (ед.) | Средняя коечная мощность одной ЦРБ (число коек) | Прирост штатных должностей в одной ЦРБ | Прирост средней коечной мощности ЦРБ | ||
2014 | 2019 | 2014 | 2019 | |||
Российская Федерация | 105,75 | 106,53 | 152,9 | 133,9 | 0,78* | –19,0 |
Белгородская область | 140,26 | 140,20 | 203,8 | 166,6 | –0,06 | –37,2 |
Брянская область | 99,62 | 100,63 | 123,3 | 99,2 | 1,00* | –24,1 |
Владимирская область | 135,33 | 113,79 | 177,8 | 125,6 | –21,55 | –52,2 |
Ивановская область | 102,65 | 123,01 | 119,1 | 92,6 | 20,36* | –26,5 |
Калужская область | 69,52 | 132,42 | 110,3 | 122,4 | 62,90 | 12,1 |
Костромская область | 98,30 | 67,00 | 145,6 | 65,2 | –31,30 | –80,4 |
Курская область | 62,22 | 71,21 | 70,4 | 63,7 | 8,98* | –6,7 |
Липецкая область | 103,09 | 146,82 | 153,1 | 206,9 | 43,73 | 53,8 |
Московская область | 404,74 | 353,17 | 560,0 | 469,6 | –51,57 | –90,4 |
Орловская область | 38,38 | 60,94 | 48,0 | 53,0 | 22,56 | 5,0 |
Рязанская область | 84,30 | 132,89 | 77,0 | 130,1 | 48,59 | 53,1 |
Смоленская область | 91,38 | 93,24 | 109,8 | 102,3 | 1,86* | –7,5 |
Тамбовская область | 87,15 | 91,83 | 120,6 | 99,5 | 4,68* | –21,1 |
Тверская область | 83,79 | 81,64 | 133,6 | 113,2 | –2,16 | –20,4 |
Тульская область | 87,00 | 94,31 | 98,9 | 102,3 | 7,31 | 3,4 |
Ярославская область | 102,97 | 100,94 | 124,7 | 109,3 | –2,03 | –15,4 |
Республика Карелия | 86,38 | 91,42 | 102,6 | 79,3 | 5,04* | –23,3 |
Республика Коми | 85,09 | 92,22 | 117,9 | 113,8 | 7,13* | –4,1 |
Архангельская область | 77,39 | 67,79 | 124,7 | 90,3 | –9,60 | –34,4 |
Вологодская область | 62,80 | 57,61 | 96,0 | 87,8 | –5,19 | –8,2 |
Калининградская область | 63,46 | 66,52 | 82,1 | 77,6 | 3,05* | –4,5 |
Ленинградская область | 288,87 | 311,42 | 353,3 | 318,2 | 22,55* | –35,1 |
Мурманская область | 216,92 | 174,46 | 241,2 | 186,7 | –42,46 | –54,5 |
Новгородская область | 64,80 | 76,30 | 64,1 | 81,7 | 11,50 | 17,6 |
Республика Адыгея | 88,58 | 123,38 | 104,8 | 103,2 | 34,79* | –1,6 |
Республика Крым | 177,78 | 83,67 | 397,1 | 255,3 | –94,11 | –141,8 |
Краснодарский край | 257,06 | 261,51 | 362,2 | 336,9 | 4,44* | –25,3 |
Астраханская область | 137,48 | 127,27 | 149,3 | 105,0 | –10,20 | –44,3 |
Волгоградская область | 101,16 | 93,46 | 146,5 | 127,0 | –7,70 | –19,5 |
Ростовская область | 91,28 | 87,30 | 190,3 | 163,0 | –3,98 | –27,3 |
Республика Дагестан | 97,14 | 101,92 | 157,3 | 139,8 | 4,78* | –17,5 |
Республика Ингушетия | 305,13 | 288,13 | 370,0 | 278,5 | –17,00 | –91,5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 185,30 | 194,28 | 219,6 | 179,8 | 8,98* | –39,8 |
Карачаево-Черкесская Республика | 126,00 | 121,00 | 162,4 | 139,3 | –5,00 | –23,1 |
Республика Северная Осетия — Алания | 146,79 | 155,59 | 122,1 | 160,4 | 8,81 | 38,3 |
Чеченская Республика | 167,65 | 179,96 | 226,2 | 197,7 | 12,31* | –28,5 |
Республика Башкортостан | 135,95 | 124,15 | 221,3 | 185,3 | –11,81 | –36,0 |
Республика Марий Эл | 77,17 | 86,05 | 141,2 | 112,5 | 8,88* | –28,7 |
Республика Мордовия | 159,75 | 150,21 | 214,2 | 192,2 | –9,54 | –22,0 |
Республика Татарстан | 135,05 | 135,02 | 174,7 | 158,6 | –0,02 | –16,1 |
Чувашская Республика | 88,65 | 80,89 | 92,8 | 93,6 | –7,76 | 0,8 |
Пермский край | 70,74 | 78,50 | 91,3 | 70,7 | 7,76* | –20,6 |
Кировская область | 71,11 | 65,67 | 100,1 | 81,5 | –5,45 | –18,6 |
Нижегородская область | 122,09 | 121,55 | 205,7 | 161,4 | –0,54 | –44,3 |
Самарская область | 104,25 | 95,21 | 129,1 | 112,4 | –9,04 | –16,7 |
Курганская область | 50,24 | 49,20 | 75,1 | 64,4 | –1,04 | –10,7 |
Свердловская область | 98,80 | 97,14 | 149,3 | 131,4 | –1,66 | –17,9 |
Тюменская область | 80,24 | 173,65 | 153,2 | 267,7 | 93,41 | 114,5 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 146,11 | 149,86 | 184,9 | 174,6 | 3,75* | –10,3 |
Челябинская область | 108,21 | 87,88 | 138,2 | 67,0 | –20,34 | –71,2 |
Республика Алтай | 46,53 | 52,23 | 54,3 | 50,1 | 5,70* | –4,2 |
Республика Тыва | 44,51 | 46,60 | 73,4 | 63,2 | 2,09* | –10,2 |
Алтайский край | 68,62 | 65,95 | 107,5 | 83,6 | –2,67 | –23,9 |
Красноярский край | 95,51 | 87,14 | 143,7 | 121,2 | –8,36 | –22,5 |
Кемеровская область | 110,68 | 111,91 | 127,0 | 114,4 | 1,23* | –12,6 |
Новосибирская область | 113,25 | 102,70 | 217,7 | 206,3 | –10,55 | –11,4 |
Омская область | 76,12 | 71,45 | 115,5 | 81,6 | –4,67 | –33,9 |
Республика Бурятия | 90,02 | 86,63 | 133,8 | 106,2 | –3,39 | –27,6 |
Республика Саха (Якутия) | 84,45 | 81,51 | 177,4 | 135,2 | –2,94 | –42,2 |
Забайкальский край | 75,79 | 72,96 | 106,9 | 85,8 | –2,83 | –21,1 |
Приморский край | 89,97 | 88,87 | 119,0 | 112,6 | –1,11 | –6,4 |
Хабаровский край | 87,56 | 85,00 | 87,0 | 94,6 | –2,56 | 7,6 |
Амурская область | 79,08 | 65,94 | 85,6 | 69,8 | –13,14 | –15,8 |
Сахалинская область | 81,37 | 85,09 | 152,4 | 123,4 | 3,72* | –29,0 |
Еврейская автономная область | 38,94 | 29,50 | 67,3 | 50,3 | –9,44 | –17,0 |
Примечание. * — прирост среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ на фоне сокращения средней коечной мощности ЦРБ.
При этом в части субъектов с приростом числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ количество ЦРБ осталось на прежнем уровне, а число коек в них сократилось (Курская, Калининградская, Сахалинская области, республики Коми, Татарстан, Адыгея, Алтай, Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ). В пяти субъектах РФ с ростом среднего числа штатных врачебных должностей отмечен рост числа ЦРБ: в Орловской, Ленинградской областях, Краснодарском крае, республиках Дагестан, Северная Осетия — Алания, при этом в этих субъектах, за исключением Республики Дагестан, зарегистрирован и рост числа коек, что объясняет рост штатных должностей. В части субъектов РФ рост среднего числа штатных врачебных должностей в ЦРБ на фоне снижения числа ЦРБ произошел вопреки сокращению коек в них. Однонаправленная положительная динамика средней штатной численности и средней мощности ЦРБ наблюдалась лишь в Калужской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тульской, Новгородской, Тюменской областях и Республике Северная Осетия — Алания. В Белгородской, Брянской, Ивановской, Смоленской, Тамбовской, Кемеровской областях, Республиках Карелия, Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, Пермском крае рост штатных врачебных должностей в одной ЦРБ был зафиксирован на фоне сокращения общего числа коек в ЦРБ и снижения их средней коечной мощности. Из субъектов РФ, в которых рост среднего числа штатных врачебных должностей в одной ЦРБ произошел на фоне сокращения их числа, только в Новгородской области это можно объяснить укрупнением ЦРБ.
При расчете среднего числа врачебных должностей на одну медицинскую организацию суммарно в ЦРБ и РБ установлен рост в большинстве субъектов РФ, несмотря на снижение средней коечной мощности этих больниц суммарно (рис. 3).
Рис. 3. Динамика среднего числа штатных врачебных должностей в ЦРБ и РБ (в совокупности).
На одну штатную врачебную должность в стационаре ЦРБ в среднем по РФ в 2014 г. приходилось 3,93 койки, на одну занятую должность — 4,4 среднегодовых койки. В 2019 г. соответственно 3,52 койки на одну штатную врачебную должность и 4,05 среднегодовой койки на одну занятую врачебную должность в стационаре. В большинстве субъектов РФ так же, как и в среднем по РФ, нагрузка на занятую должность врача в стационаре ЦРБ снизилась. Увеличение нагрузки отмечено в Республиках Северная Осетия — Алания, Коми, Алтай, Крым, в Чувашской Республике, в Новгородской, Липецкой, Московской, Рязанской, Тульской, Курганской, Челябинской, Калининградской, Амурской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях. Не изменилась нагрузка во Владимирской, Волгоградской областях (рис. 4).
Рис. 4. Число среднегодовых коек на одну занятую должность в стационаре ЦРБ.
Снизилась и нагрузка врача в поликлинике ЦРБ. Функция врачебной должности (ФВД) в поликлинике ЦРБ в среднем по РФ в 2014 г. составляла 3572 посещения, в 2019 г. — 3445,3 посещения (сокращение на 3,55%). Как видно из рис. 5, средняя ФВД в поликлинике ЦРБ в большинстве субъектов РФ не превышает 4000 посещений в год, это довольно низкий показатель. Причем в большинстве субъектов РФ ФВД снизилась по сравнению с 2014 г., рост показателя отмечен лишь в 26 субъектах РФ из 67, имеющих ЦРБ (рис. 6).
Рис. 5. Функция врачебной должности в ЦРБ в 2019 г.
Рис. 6. Динамика функции врачебной должности в ЦРБ в субъектах РФ с ростом показателя.
Обсуждение
Тенденция сокращения числа ЦРБ, снижения их мощности способствовали снижению уровня госпитализации, который в разы различается в субъектах РФ даже в пределах одного федерального округа. Разница уровня госпитализации обусловлена в первую очередь доступностью стационарной помощи, особенностями сети и структуры стационара медицинских организаций в субъекте.
Значительно различается показатель обеспеченности врачебными должностями и врачами в ЦРБ в субъектах РФ. Несмотря на сокращение штатных врачебных должностей, показатель укомплектованности должностей снизился, укомплектованность должностей физическими лицами, ежегодно несколько повышаясь до 2017 г., в дальнейшем начала снижаться и в 2019 г. осталась практически на уровне 2014 г., тем не менее коэффициент совместительства ежегодно снижался за счет более значительного снижения занятых должностей, что, возможно, связано с необходимостью удержания уровня заработной платы врачебного персонала без отработки времени по совместительству. Укомплектованность должностей в поликлинике несколько ниже укомплектованности должностей в целом в ЦРБ, темп снижения этих показателей за анализируемый период оказался практически одинаковым.
На фоне сокращения в РФ числа ЦРБ за период 2014—2019 гг. на 9,9%, коек в них на 21,1%, снижения средней коечной мощности ЦРБ на 12,4% (со 153 коек до 134), темп снижения числа штатных врачебных должностей в целом по ЦРБ в РФ оказался ниже — 9,2% (см. табл. 3). Снижение занятых должностей и физических лиц врачей на фоне роста числа штатных должностей врачей в ЦРБ в ряде субъектов РФ при сокращении числа коек и показателя посещаемости свидетельствует о непродуманности процессов реорганизации в субъектах РФ, отсутствии единых методических подходов к формированию штатного расписания в ЦРБ, необоснованном раздувании штатов. В противовес снижению средней коечной мощности ЦРБ среднее число штатных врачебных должностей в одной ЦРБ возросло как в целом по РФ, так и по многим субъектам РФ, а при однонаправленной динамике этих показателей темп снижения числа штатных должностей оказался ниже темпа снижения средней коечной мощности ЦРБ (см. табл. 4).
Более значительное снижение уровня госпитализации в ЦРБ, чем показателя обеспеченности койками в ЦРБ, большая разница уровня госпитализации в ЦРБ в субъектах РФ при одинаковом показателе обеспеченности койками свидетельствует о снижении доступности специализированной медицинской помощи на первом уровне ее оказания, что подтверждается другими исследованиями [9, 10].
Прирост штатных врачебных должностей в расчете на одну ЦРБ при сохранении числа ЦРБ и сокращении коек, тем более сокращении числа ЦРБ и сокращении средней коечной мощности, не обоснован и привел к снижению нагрузки врачебного персонала как в стационаре, так и в поликлинике ЦРБ, нарастанию дефицита кадров.
Заключение
С целью обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельских населенных пунктах, в малых поселках и городах, необходимо разработать и утвердить типовые модели ЦРБ с разной численностью прикрепленного населения, включающие структуру больниц и соответствующие штатные нормативы для стационара и поликлиники ЦРБ.
Участие авторов: Концепция и дизайн исследования — Л.В. Руголь, И.М. Сон; сбор и обработка материала — Л.В. Руголь, Л.И. Меньшикова; статистическая обработка данных — Л.В. Руголь; написание текста — Л.В. Руголь; редактирование — И.М. Сон, Л.И. Меньшикова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.