Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Руголь Л.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Сон И.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Гажева А.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Михайлова Ю.В.

Кафедра акушерства и гинекологии стоматологического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Россия, 127473

Бантьева М.Н.

ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва

Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи

Авторы:

Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2009

Загрузок: 115


Как цитировать:

Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина. 2019;22(1):49‑56.
Rugol LV, Son IM, Gazheva AV, Mikhaylova YuV, Bantyeva MN. Problems of personnel provision in terms of access to primary health care and its quality. Russian Journal of Preventive Medicine. 2019;22(1):49‑56. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20192201149

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обес­пе­чен­ность и уком­плек­то­ван­ность вра­ча­ми-кар­ди­оло­га­ми для ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «кар­ди­оло­гия» в ста­ци­она­рах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 2015—2021 гг.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):25-31

На международном уровне признано, что состояние кадровых ресурсов определяет эффективность работы систем здравоохранения, качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению [1]. Именно серьезные кадровые проблемы в системе здравоохранения Российской Федерации (РФ), как и в большинстве стран, делают отрасль недостаточно эффективной, снижают доступность и качество медицинской помощи населению [2, 3].

Недаром в новом национальном проекте «Здравоохранение», состоящем из восьми федеральных проектов, реализация которого намечена на период 2019—2024 гг., одной из основных задач значится ликвидация кадрового дефицита специалистов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) [4].

Основная цель кадровой политики в ближайшей перспективе состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению [3, 5].

Для решения этой проблемы важно определить потребность в кадровых ресурсах, поскольку ее оценка названа одним из важных вопросов, требующих решения в контексте усилий по укреплению систем здравоохранения [5].

Опыт стран, вкладывавших определенные ресурсы в оценку потребностей в кадрах здравоохранения, убедительно демонстрирует важность информационной базы, которая способна обеспечить достоверные, надежные и современные данные для мониторинга кадровых ресурсов и изменений на рынке труда здравоохранения.

В течение последних лет проведена определенная работа по укреплению кадрового потенциала отрасли, однако многие проблемы остались нерешенными. Ситуация усугубляется тем, что в силу различий в уровне социально-экономического развития регионов реализуемые мероприятия по решению кадровой проблемы различаются по своему составу и направленности [6]. Чрезвычайно актуальной остается проблема дефицита специалистов «первичного контакта», обеспечивающих дальнейшее развитие ПМСП, на роль которой в повышении качества общественного здоровья сделана особая ставка [7]. Кроме того, продолжается процесс специализации, порождая структурные диспропорции в кадровых ресурсах и неудовлетворительное состояние ПМСП [8].

Цель исследования — проанализировать кадровое обеспечение медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, участковыми врачами-терапевтами (УТ), врачами-педиатрами (УП) и врачами общей практики (ВОП) в целом по РФ и в разрезе субъектов за период 2015—2017 гг. и определить потребность в этих специалистах.

Материал и методы

На основании данных федерального статистического наблюдения формы (ФСН) № 30 «Сведения о медицинской организации» и базы данных ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России был проведен анализ кадрового обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения в целом по РФ, в разрезе федеральных округов (ФО) и субъектов Р.Ф. Для оценки кадрового обеспечения проведены расчет и анализ показателей обеспеченности населения УТ, УП, ВОП; штатной обеспеченности; коэффициента совместительства (КС), а также «движения» медицинских кадров для расчета потребности в них.

Исследование проводили с использованием статистического и аналитического методов.

Результаты и обсуждение

Для российской системы здравоохранения прежде всего характерна неравномерность географического распределения медицинских кадров. Обеспеченность медицинскими кадрами в разных субъектах РФ значительно различается. Так, в среднем по РФ в 2017 г. обеспеченность врачами составила 37,4 на 10 000 населения. При этом в Северо-Западном ФО (СЗФО) показатель был равен 42,9, в Дальневосточном (ДВФО) — 40,6; Сибирском (СФО) — 37,8; Центральном (ЦФО) — 37,3; Приволжском (ПФО) — 36,2; Северо-Кавказском (СКФО) — 34,8; Южном (ЮФО) и Уральском Ф.О. (УФО) — 34,6. Среди субъектов самая высокая обеспеченность врачами отмечалась в Чукотском автономном округе (АО) (68,4); в Санкт-Петербурге (57,7); Республике Северная Осетия—Алания (54,9) и Магаданской области (54,3). Самая низкая обеспеченность врачами на 10 000 населения регистрировалась в Курганской (24,7); Владимирской (27,7); Псковской областях (28,0), Чеченской Республике (26,3); Еврейской автономной области (27,9).

Представляет интерес анализ соотношения числа штатных должностей участковых врачей (терапевтов и педиатров), ВОП и числа развернутых участков, который выявил в ряде субъектов РФ превышение числа штатных должностей над числом развернутых участков (табл. 1).

Таблица 1. Сведения о потребности в УП (по данным отчетной формы ФСН № 30 за 2015 и 2017 гг.) Table 1. Information on needs for local pediatricians (according to Federal Statistical Observation (FSO) Reporting Form No. 30 in 2015 and 2017) Примечание. Здесь в табл. 2, 3: * — с учетом вошедшего в состав ЮФО Крымского Ф.О.; курсивом выделены значения штатов с превышением числа участков.
В расчетах не учитывались число малокомплектных и комплексных участков, а также численность населения, прикрепленного к ним для обслуживания.

Определено превышение числа штатных должностей УП над числом участков как в целом по РФ, так и практически по всем ФО, за исключением СКФО и УФО, и практически в половине субъектов РФ. В 2015 г. превышение числа штатных должностей УП над числом педиатрических участков в целом по РФ составляло 109 должностей, к 2017 г. показатель уменьшился до 22. В 2015 г. в ЦФО число штатных должностей на 2% превышало число развернутых педиатрических участков (на 125,5 штатной должности), в СЗФО — на 3% (на 91,25), ПФО — на 1% (на 40,5), менее 1% — в СФО (–17,25), ЮФО (–9,75). По субъектам РФ разница в 30 штатных должностей и более отмечалась в Санкт-Петербурге (73,5), Московской области (63,75), Республике Башкортостан (42,75), Тверской области (33,5), Алтайском крае (31,75); разница более 20 должностей отмечалась в Тульской области (26,75); 10 и более — в Волгоградской (10,25) и Тамбовской областях (10,0). В 2017 г. диспропорция сохранилась в половине ФО, хотя и с тенденцией к снижению дисбаланса: в ЦФО разница составила 106,75 штатной должности, в СЗФО — 77,5, в СФО — 20,75 и ЮФО —15,75. В 2017 г. среди субъектов РФ наиболее значительное превышение числа штатных должностей УП над числом педиатрических участков отмечалось в Санкт-Петербурге (на 60,0), Московской (36,0), Тульской (21,0), Тверской (18,5), Владимирской (16,25) областях, Республике Крым (14,75), Алтайском крае (10,75). В других округах число штатных должностей УП, наоборот, оказалось меньше числа развернутых педиатрических участков: в СКФО на 63, ПФО на 13,75, УФО на 128, ДФО на 6,25; по субъектам наибольшая разница отмечалась в Челябинской области (на 133,25), Чеченской Республике (на 68,5), Пермском крае (на 25,75).

Аналогичная картина прослеживается и в ситуации по соотношению числа штатных должностей и участков ВОП. В целом по РФ практически во всех округах и большинстве субъектов РФ наблюдают превышение числа штатных должностей над числом развернутых участков ВОП, в среднем по РФ в 2015 г. на 6% (на 746,25), в 2017 — на 8% (на 1102,5) (табл. 2).

Таблица 2. Сведения о потребности во ВОП (по данным статистических отчетов за 2015 и 2017 гг.) Table 2. Information on needs for GPs (according to the 2015 and 2017 statistical reports)

Среди ФО максимальное отклонение отмечено в ЦФО (на 10% в 2015 г. и на 9% в 2017 г.) и СЗФО (на 11 и 9% соответственно). Среди субъектов с отклонением числа развернутых участков ВОП к штатным должностям в долевом отношении (%) в 2017 г. лидируют: Курганская область — на 52%, Ямало-Ненецкий АО (ЯНАО) — на 48%, Иркутская — на 23%, Тульская — на 21% области, Хабаровский край — на 20%, Псковская — на 19%, Белгородская и Владимирская области — на 18%, Санкт-Петербург и Республика Хакасия — на 17%.

Вышеизложенное можно объяснить существующей системой планирования, в соответствии с которой штатные расписания медицинских организаций утверждаются и корректируются ежегодно на следующий календарный год. По этой же причине и из-за дефицита врачей участковых (УТ, УП и ВОП) формирование новых участков отстает от роста численности населения. Особенно актуальна эта проблема в городах, где в большом количестве вводятся в эксплуатацию новые жилые районы.

Что касается соотношения числа штатных должностей УТ и числа терапевтических участков, то в целом по РФ наблюдается обратная тенденция — не все терапевтические участки обеспечены штатными должностями врачей. В итоге число штатных должностей УТ в анализируемый период оказалось меньше развернутых терапевтических участков, количество которых в 2017 г., несмотря на необходимость их разукрупнения, уменьшилось по сравнению с 2015 г. на 3,8% (на 1819). При этом «теоретическое число» участков, рассчитанное на основании норматива — 1700 взрослых жителей на один участок, за это время не изменилось. По ряду ФО наблюдается картина, аналогичная соотношению штатных должностей и педиатрических участков. В 2 округах количество штатных должностей УТ превышало число участков и в 2015, и в 2017 г.: в ЦФО соответственно на 58 и 13, в СЗФО — на 29 и 6 штатных должностей. Среди субъектов РФ, в которых в 2017 г. количество штатных должностей превысило число участков, выделяются Москва (превышение на 28), Чувашская Республика, Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Мурманская, Вологодская, Нижегородская, Тамбовская области, Республика Мордовия и Алтайский край (табл. 3).

Таблица 3. Сведения о потребности в УТ (по данным ФСН ф. N=30 за 2015 и 2017 гг.) Table 3. Information on needs for local therapists (according to FSO form N=30 in 2015 and 2017)

Следует отметить, что максимальное число терапевтических участков было сокращено в ЦФО (2512) и более всего среди субъектов — в Москве (2539) в связи с заменой терапевтических участков на участки ВОП (рост числа участков ВОП в субъекте в 21 раз — со 134 в 2015 г. до 2818 в 2017 г.); на 45 сократилось число терапевтических участков в Белгородской области с одновременным ростом числа участков ВОП на 19. В ДФО произошло сокращение числа терапевтических участков (на 48) и максимально — в Приморском (на 22) и Хабаровском (на 19) краях при одновременном сокращении участков ВОП на фоне отрицательной динамики численности взрослого населения.

В СЗФО количество терапевтических участков увеличилось на 22 при росте теоретического числа участков на 18; в ЮФО, с учетом вхождения Крымского Ф.О., на 92 (при снижении теоретического числа участков на 46) за счет увеличения на 59 участков в Краснодарском крае, на 28 в Севастополе, на 22 в Астраханской области, на 16 в Республике Крым при одновременном сокращении участков в Ростовской области на 21, в Волгоградской области на 16, в Республике Калмыкия на 3. В СКФО количество терапевтических участков увеличилось на 80 при росте теоретического числа на 54, в основном за счет увеличения числа участков в Ставропольском крае на 49; в Республике Дагестан на 28; Кабардино-Балкарской Республике на 15; в УФО — на 251 при увеличении теоретического числа участков на 35 за счет увеличения числа участков на 131 в Свердловской области; на 73 в Челябинской области; на 37 в Тюменской; в СФО — на 172 и соответственно при увеличении теоретического числа участков на 13; Приволжском — на 19 и на 241 (за счет значительного сокращения участков ВОП) соответственно (см. табл. 2, 3).

При сравнительном анализе данных отчетной формы ФСН № 30 за 2015 и 2017 гг. выявлено снижение потребности (разница участки—физические лица) в УП на 3% (5145 в 2015 г. и 4994 в 2017 г.). При этом число развернутых педиатрических участков увеличилось в 2017 г. по сравнению с 2015 г. на 820 (на 3%), число штатных должностей — на 734 (2,3%) при росте детского населения на 0,8% (см. табл. 1).

При определении теоретического числа педиатрических участков, рассчитанного на основании норматива в 800 детей на 1 участок, в целом по РФ (в 2017 г. — 36 967, в 2015 г. — 36 681) выявлено превышение их числа в 2017 г. на 5131 (на 16%) и на 5665 (18%) в 2015 г. над числом реально развернутых участков (2017 г. — 31 836, в 2015 г. — 31 016); на 5109 над числом штатных должностей (31 858) и на 7350 (17%) над числом занятых должностей УП (29 617).

В связи с недостаточно высоким уровнем оплаты труда в здравоохранении до последнего времени удерживался на высоком уровне КС, что неизбежно влечет за собой снижение качества работы медицинского персонала [9].

КС УП составил в 2017 г. 1,1, снизившись по сравнению с 2015 г. (1,13) на 2,6% при реальном совместительстве 1,38 (в 2015 г. — 1,42). Однако в некоторых субъектах этот показатель значительно превысил среднероссийский: Тульская область — 1,46 по числу занятых должностей и 1,5 реальный коэффициент в расчете на население; Псковская область — соответственно 1,45 и 1,63; Кемеровская область — 1,4 и 1,59; Курганская область — 1,4 и 1,93; Липецкая область — 1,33 и 1,61; Севастополь — 1,25 и 1,4; Московская область — 1,25 и 1,39; Тамбовская область — 1,23 и 1,51; Мурманская область — 1,23 и 1,5; Владимирская область — 1,22 и 1,45; Новгородская область — 1,2 и 1,4; Карачаево-Черкесская Республика — 1,2 и 1,46; Иркутская область и Ставропольский край — по 1,19 и 1,66; Самарская область — 1,19 и 1,48; Вологодская область — 1,17 и 1,48; Орловская область — 1,16 и 1,57; Кабардино-Балкарская Республика — 1,15 и 1,48. Ряд субъектов РФ, имея КС УП на уровне среднероссийского или ниже, достигли очень высокого реального коэффициента в расчете на население, что свидетельствует об искусственном снижении потребности в кадрах при невозможности или нежелании решить кадровую проблему. Это такие субъекты, как Чеченская Республика (1,14 и 2,77 соответственно), Свердловская область (1,1 и 2,2); республики Бурятия (1,13 и 1,62) и Адыгея (1,14 и 1,50), Ненецкий автономный округ (НАО) (1,0 и 1,49), Забайкальский край (1,12 и 1,46).

Потребность в участковых врачах-педиатрах с учетом совместительства (разность между участками и занятыми должностями) по итогам 2017 г. возросла и составила 2219 (в 2015 г. — 1692), несмотря на привлечение в отрасль в 2017 г. по сравнению с 2015 г. дополнительно 971 физического лица. Около 7% педиатрических участков не укомплектовано врачами даже с учетом совместительства. При этом наибольший дефицит штатных должностей (разница теоретического числа участков и числа штатных должностей) отмечается в Свердловской области (493), Москве (433), Челябинской области (340), Чеченской Республике (275), Республике Дагестан (226), Краснодарском (191) и Ставропольском краях (168), Республике Крым (146), Красноярском крае (135), республиках Башкортостан (134) и Татарстан (132), Иркутской (128) и Нижегородской областях (102). Нет дефицита штатных должностей УП в Тульской области, НАО, Севастополе, но есть такие регионы, в которых количество штатных должностей превышает даже теоретическое количество участков по прикрепленному населению: Санкт-Петербург (–16), Камчатский край (–10), Магаданская область (–9).

В Магаданской области количество развернутых участков оказалось больше числа теоретических, расчетных на население, при наличии 23% малокомплектных участков, при этом в данном субъекте РФ в 2015 г. доля неукомплектованных участков была одной из самых высоких.

Число физических лиц — основных работников на занятых должностях УТ, напротив, сократилось в 2017 г. на 394 (на 1,1%) на фоне сокращения штатных должностей на 1985 (на 4,1%) и снижения занятых должностей на 2219 (на 5,3%). Разница в количестве участков и штатных должностей УТ увеличилась с 378 в 2015 г. до 545 в 2017 г. Потребность в УТ относительно числа участков составила в 2017 г. 11 512, снизившись по сравнению с 2015 г. на 1425 (на 11%), а с учетом совместительства выросла на 400 (на 6,2%), достигнув 6840. Доля неукомплектованных физическими лицами участков снизилась с 27 до 25% при одновременном росте доли участков, не занятых должностями УТ, с 13 до 15% на фоне снижения КС с 1,18 до 1,13 при росте реального КС с 1,72 до 1,97. В 2017 г. дефицит УТ относительного штатного расписания увеличился и составил 6296, столько штатных должностей было не занято физическими лицами, в том числе совместителями (в 2015 г. — 6062) на фоне сокращения числа терапевтических участков (на 1819) и более значительного сокращения числа штатных должностей (на 1985). Однако число развернутых терапевтических участков в 2017 г. оказалось на 12 507 (на 26,9%) меньше теоретического числа участков (в расчете на население — 1700 человек на участок), в 2015 г. — на 12 350 (на 25,6%).

Среди терапевтических участков число малокомплектных снизилось с 628 до 574, доля их соответственно составила 1,3 и 1,24%, снизилось и количество комплексных участков с 2221 до 2175, соответственно их доля составила 4,6 и 4,68%.

По потребности в ВОП ситуация неоднозначна. В 2017 г. число участков ВОП в целом по РФ увеличилось на 2106 (на 17%), а наиболее значительный рост отмечен в ЦФО (на 104%), в основном за счет роста в 21 раз числа участков ВОП в Москве, хотя, когда зарождалась идея об организации участков ВОП, предполагали, что они будут востребованы в сельской местности, на территориях с низкой плотностью населения, где практически невозможна организация приема врачей-специалистов. Напротив, в субъектах с большой долей сельской местности количество участков ВОП сократилось (Владимирская, Калужская, Воронежская, Тульская, Архангельская, Псковская, Мурманская, Астраханская, Пензенская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Курганская, Тюменская, Томская, Новосибирская Челябинская области; республики Коми, Крым, Дагестан, Хакасия, Мордовия, Татарстан, Башкортостан; Ставропольский, Пермский, Приморский и Хабаровский края; Чувашская Республика; Ханты-Мансийский АО, ЯНАО). Рост количества участков ВОП отмечен, кроме Москвы, в Белгородской, Московской, Тамбовской, Тверской, Вологодской областях, в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае.

Численность обслуживаемого ВОП населения в целом по РФ выросла более чем на 2,5 млн человек, только за счет Москвы — более чем на 3 млн и составила в 2017 г. 17 019 600 человек. На 1577 увеличилась численность физических лиц — ВОП, потребность в ВОП относительно развернутых участков выросла с 2608 до 3137. Доля неукомплектованных участков ВОП не изменилась на фоне роста штатных должностей, число которых превышает число развернутых участков, и составила 22%. Наибольшая доля неукомплектованных участков отмечена в НАО (70%), Мурманской, Кемеровской (41%), Новгородской (40%) областях, в Севастополе (41%), Саратовской и Свердловской областях (38%) (см. табл. 2).

КС ВОП снизился с 1,18 до 1,16, потребность в ВОП с учетом совместительства составила 1397 (в 2015 г. — 924). Максимальный К.С. (более 1,7) отмечен в Кемеровской области, более 1,5 — в Волгоградской, более 1,4 — в Иркутской, более 1,3 — в Омской, Белгородской, Брянской, Владимирской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Татарстан, Хабаровском крае. КС 1,0 достигнут в Костромской области, НАО, республиках Адыгея, Ингушетия, Башкортостан, Тыва, Чукотском А.О.; чуть более 1,0 — в Ивановской (1,03), Орловской областях (1,01), в Севастополе; республиках Дагестан, Северная Осетия—Алания, Бурятия; Удмуртской и Чувашской; Кировской области (1,02); менее 1,0 — в Рязанской (0,95), Калининградской, Тюменской, Новосибирской, Сахалинской областях, Забайкальском крае, Республике Алтай (0,89).

Выводы

1. Данные проведенного анализа подтверждают вывод о том, что в отрасли сохраняется несбалансированность кадрового обеспечения, особенно врачами, оказывающими помощь в амбулаторных условиях по участковому принципу, — УТ, УП и ВОП.

2. Выявлен дисбаланс между штатной обеспеченностью должностями УТ, УП и ВОП и числом участков: в ряде субъектов РФ число штатных должностей превышает число сформированных участков, в других — наоборот, число участков больше, чем число штатных должностей врачей.

3. Сохраняется недостаточная укомплектованность должностей УТ, УП и ВОП — физическими лицами в большинстве субъектов РФ.

4. В ряде субъектов РФ по-прежнему высоким (1,6—1,9) остается КС по врачебным должностям УТ, УП и ВОП, хотя в последние годы отмечается положительная динамика этого показателя.

5. Поскольку в последние годы в сторону увеличения были изменены нормы времени на прием УТ, УП и ВОП, внедряются новые модели оказания ПМСП, основанные на перераспределении обязанностей между врачами и средним медицинским персоналом; широко используются элементы «бережливого производства» и, кроме того, активно применяются телемедицинские и другие новейшие информационные технологии, в коррекции нуждаются нормы численности прикрепленного населения на участке.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.С., А.Г., Л.Р., Ю.М.

Сбор и обработка материала — Л.Р., А.Г., М.Б.

Написание текста — Л.Р., И.С.

Редактирование — И.С., Л.Р., А.Г., Ю.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

*Руголь Людмила Валентиновна — к.м.н., в.н.с. ЦНИИОИЗ [Liudmila V. Rugol]; адрес: Россия, 127254, Москва, ул. Добролюбова, 11 [address: 11, Dobrolyubov str., 127254 Moscow, Russia]; https://orcid.org/0000-0003-2983-8774; e-mail: rugollv@mail.ru; rugol@mednet.ru

Сон Ирина Михайловна — д.м.н., проф., зам. директора по науке ЦНИИОИЗ [Irina M. Son, MD, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0001-9309-2853; e-mail: son@mednet.ru

Гажева Анастасия Викторовна — к.м.н., ученый секретарь ЦНИИОИЗ [Anastasiya V. Gazheva]; https://orcid.org/0000-0003-2665-5606; e-mail: gazhevaav@gmail.com

Михайлова Юлия Васильевна — д.м.н., проф., первый зам. директора ЦНИИОИЗ [Yuliya V.Mikhaylova]; https://orcid.org/0000-0001-6779-726X; e-mail: mikhaylova@mednet.ru

Бантьева Марина Николаевна — к.м.н., в.н.с. ЦНИИОИЗ [Marina N. Bant’yeva]; https://orcid.org/0000-0002-2521-4377; e-mail: ba.mani@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.