Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Евдаков В.А.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Найденова Н.Е.

ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», Томск, Россия, 634063

Актуальные аспекты деятельности центров здоровья для взрослого населения

Авторы:

Евдаков В.А., Найденова Н.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 538

Загрузок: 7


Как цитировать:

Евдаков В.А., Найденова Н.Е. Актуальные аспекты деятельности центров здоровья для взрослого населения. Профилактическая медицина. 2018;21(4):25‑31.
Evdakov VA, Naidenova NE. Actual aspects of the activities of adult health centers. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(4):25‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201821425

Одной из важных задач системы здравоохранения является эффективная политика профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) и формирования ответственного отношения к своему здоровью, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения.

В 2009 г. в целях пропаганды ЗОЖ, укрепления здоровья граждан РФ и профилактики НИЗ на базе существующих медицинских организаций во всех субъектах РФ была создана сеть центров здоровья (ЦЗ) [1—4]. В настоящее время в РФ функционируют 850 таких центров, в том числе 501 ЦЗ для взрослых и 63 мобильных ЦЗ [5].

Отличительным аспектом организации работы ЦЗ является комплексное применение инструментальных диагностических методов [1] и использование типовой медицинской информационной системы — Федеральный комплекс (ФК) «Центр здоровья», — обеспечивающей автоматизацию процессов сбора и обработки данных комплексного исследования в ЦЗ [2]. Результаты электронного анкетирования сотрудников ЦЗ, проведенного Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 г., показали, что программа ФК ЦЗ была установлена лишь в 321 (58,6%) из 548 ЦЗ, принявших участие в анкетировании [2, 3].

Перед ЦЗ была поставлена задача внести значительный вклад в укрепление здоровья населения. Вместе с тем отмечена низкая посещаемость ЦЗ гражданами трудоспособного возраста, в том числе повторная [3, 6—8]. Посещение Ц.З. принципиально отличается от обычных обращений граждан в медицинские организации за медицинской помощью в связи с болезнью или с симптомами заболевания. В ЦЗ обращаются лица, считающие себя практически здоровыми [9].

Методологические подходы работы ЦЗ были регламентированы приказом Минздрава России № 597н. Основной акцент был сделан на скрининг взрослого населения на предмет наличия факторов риска (ФР) НИЗ, а также оценку функциональных резервов здоровья [1].

Установлено, что среди обратившихся в ЦЗ основную долю составили лица с ФР НИЗ. При этом имеются существенные различия по отягощенности этими ФР НИЗ среди первично обратившихся граждан между ЦЗ в округах и субъектах РФ [1, 9, 10].

В дальнейшем приказом Министерства здравоохранения РФ № 683н от 30.09.15 расширены функции ЦЗ [11]. Однако из функций ЦЗ, определенных данным приказом с помощью отчетной формы № 68, можно оценить результаты только обследования граждан с целью оценки функциональных и адаптативных резервов здоровья, выявления ФР [12]. Для оценки результативности деятельности ЦЗ предложены критерии, показатели и индикаторы [13].

По мнению большинства исследователей, в связи с высокой смертностью населения трудоспособного возраста, в 2—4 раза превышающей этот показатель в странах западно-европейского региона, одной из важнейших задач является привлечение к прохождению комплексного обследования и профилактического консультирования в ЦЗ прежде всего работающего населения. На деле оказалось, что привлечение работающего населения к посещению ЦЗ с профилактической целью является непростой задачей: потребовалось внести изменения в технологию информирования населения (например, сведения о наличии и возможностях ЦЗ и др.), а также подключить ЦЗ к выполнению государственной программы диспансеризации отдельных групп взрослого населения [3, 9]. Одной из перспективных организационных форм работы ЦЗ признана выездная работа на предприятиях и в организациях, что требует создания мобильных ЦЗ, укомплектованных соответствующим оборудованием [5].

Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением, является адаптация к современным требованиям и условиям работы организационных, информационных технологий для повышения качества и результативности деятельности.

При выездной форме работы для продвижения медицинских услуг ЦЗ среди работающего населения требуется применение приемов маркетинговой деятельности [6]. К сожалению, ранее разработанная технология не отработана на практике, что существенно затрудняет ее реализацию в рутинной деятельности Ц.З. Кроме того, остается нерешенным вопрос привлечения работающего населения и формирования возобновляемых потоков работающего населения при стационарной форме работы, так как у подавляющего большинства ЦЗ в РФ в настоящее время нет возможности осуществлять выездную форму работы из-за отсутствия второго комплекта диагностического оборудования [5].

В связи с этим особую значимость и актуальность в практической деятельности ЦЗ приобретает использование технологий привлечения работающих граждан для прохождения комплексного обследования и профилактического консультирования в ЦЗ, что существенно расширяет их возможности в оздоровлении экономически активной группы населения. Поэтому представляется возможным использование для более значительного роста посещаемости ЦЗ работающим населением апробированных и используемых в практической деятельности технологий [10]. Ключевыми механизмами реализации данных технологий являются:

1) оптимизация организационной и функциональной структур ЦЗ;

2) усовершенствование организационных технологий, повышающих качество оказываемых медицинских услуг и организацию их предоставления;

3) внедрение системы контроля качества оказываемых услуг на основе принципов «Всеобщего управления качеством» (TQM) [8, 10].

Технология привлечения работающих граждан в ЦЗ — технология формирования первичных потоков работающего населения в Ц.З. Прежде всего для эффективной деятельности ЦЗ была оптимизирована организационная и функциональная структуры ЦЗ — на функциональной основе введен кабинет маркетинга и контроля качества (рис. 1, 2).

Рис. 1. Организационная структура ЦЗ.
Рис. 2. Технология формирования первичных потоков работающего населения в ЦЗ.
В связи с этим расширились направления деятельности ЦЗ: к основному направлению деятельности (выявление и коррекция ФР основных НИЗ) добавились маркетинговое направление деятельности и деятельность по контролю качества оказываемых услуг для продвижения медицинских услуг и формирования потоков посетителей из числа работающих граждан [1, 10, 11].

Маркетинговое направление деятельности в ЦЗ было реализовано заведующим отделением, методистом (менеджер здравоохранения), старшей медицинской сестрой и медицинским регистратором (администратор). Следует учесть, что для эффективной маркетинговой деятельности необходимо наличие в ЦЗ специалиста (методиста или менеджера здравоохранения) с высшим образованием, прошедшего подготовку по специальности «менеджер здравоохранения» и обучение на цикле тематического усовершенствования «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни».

При этом заведующий отделением контролирует маркетинговое направление деятельности; контактирует с общественными организациями; организует участие сотрудников ЦЗ в различных ярмарках, профильных семинарах и совещаниях со специалистами ведущих предприятий и компаний промышленности, в отраслевых мероприятиях; планирует выездную работу.

Старшая медсестра осуществляет контроль за составлением графика работы с организованным населением при стационарной форме работы и за получением предварительных списков от ответственных лиц предприятий и организаций. При расположении ЦЗ на базе центров медицинской профилактики (ЦМП) маркетинговые функции и методическое обеспечение ЦЗ могут также выполнять сотрудники ЦМП.

Методист (менеджер здравоохранения) составляет проекты информационных писем и рекламных листовок, проводит телефонные переговоры с ответственными лицами в организациях, осуществляет электронную рассылку информационных писем, проводит телефонные переговоры после рассылки информационных писем, осуществляет сбор заявок на проведение комплексного обследования в ЦЗ, участвует в массовых совещаниях/собраниях работодателей для установления контактов. Медрегистратор (администратор) согласовывает даты и время обследования при стационарной форме работы; составляет график работы с организациями и предприятиями при выездной форме работы на основании поступивших заявок, получает предварительные списки от организаций на обследование.

Обучение сотрудников маркетинговой деятельности, включая ведение переговоров, использование маркетинговых коммуникаций для продвижения услуг и т. д., осуществлялось на личном примере и с помощью проведенных мастер-классов заведующим отделением, прошедшим профессиональную подготовку по программе «Менеджмент здравоохранения».

Таким образом, функции кабинета маркетинга в ЦЗ заключались в следующем:

— составление информационных писем, проектов и рекламных листовок;

— участие в массовых совещаниях/собраниях работодателей и их представителей для установления контактов;

— рассылка информационных писем и ведение телефонных переговоров с ответственными лицами в организациях с разъяснением возможностей ЦЗ;

— заключение договоров или соглашений об организации взаимодействия в сфере формирования ЗОЖ и профилактики НИЗ на безвозмездной основе;

— ведение переговоров с ответственным лицом со стороны организации или предприятия по согласованию даты и времени проведения обследования; формы работы — выездная или стационарная; при необходимости предварительное посещение планируемого места проведения обследования;

— составление графика работы с организованным населением; получение заявок и предварительных списков на комплексное обследование в ЦЗ от конкретной организации.

Стоит отметить, что для эффективной маркетинговой деятельности, описанной выше, необходимо соблюдение следующих условий:

— наличие персонала, обученного коммуникативным техникам, с хорошими навыками работы на персональном компьютере;

— наличие развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры с обеспечением оргтехникой, персональными компьютерами и электронной почтой;

— наличие разработанной документации с информацией о предоставляемых медицинских услугах и интернет-страницы ЦЗ на сайте медицинской организации.

При работе с организованным населением использованы следующие способы продвижения медицинских услуг ЦЗ: онлайн-рассылка по электронной почте, факсимильный, телефонное сопровождение, прямой контакт (ведение переговоров). Способствовали продвижению медицинских услуг ЦЗ для населения маркетинговые коммуникации: онлайн-способы продвижения (сайт, баннерная реклама); офлайн-способы продвижения (участие в мероприятиях, акциях с информационным сопровождением), использование рекламных листовок, размещение (трансляция) аудиороликов в местах скопления людей; пиар-технологии в СМИ («паблисити» — бесплатное сообщение в СМИ).

Особое место в деятельности ЦЗ занимал контроль качества оказываемых медицинских услуг с постоянным совершенствованием деятельности, включая информационное обеспечение, постоянное обучение и мотивацию сотрудников; создание максимально удобных для потребителя условий получения медицинских услуг, что в свою очередь также способствует созданию потоков работающего населения в Ц.З. Функции контроля качества выполняют руководитель ЦЗ и старшая медсестра.

Важный элемент технологии формирования первичных потоков работающего населения в ЦЗ — формирование спроса потенциальных потребителей медицинских услуг ЦЗ и работодателей (см. рис. 2, 3)

Рис. 3. Схема формирования спроса потенциальных потребителей медицинских услуг ЦЗ.
[8, 10]. При этом целью использования маркетинговых технологий и коммуникаций является формирование спроса потенциальных потребителей медицинских услуг ЦЗ и работодателей: предоставление необходимой информации, формирование приверженности, изменение поведения целевой аудитории, побуждение работающего населения к действию и необходимости прохождения комплексного обследования и профилактического консультирования в ЦЗ [8, 10].

После формирования спроса потенциальных потребителей медицинских услуг ЦЗ и работодателей, установления устойчивой коммуникации и получения предварительного подтверждения/заявки от работодателя на медицинские услуги ЦЗ планируют работу с работодателем. Кромке того, определяется порядок предоставления и получения услуг: согласование формы сотрудничества (договор или соглашение о безвозмездном сотрудничестве), даты и времени обследования; согласование формы работы (выездная или стационарная) (рис. 4).

Рис. 4. Схема взаимодействия работодателя с ЦЗ.

Обязательным является получение информационного письма от работодателя, подтверждающего согласование формы работы, даты и времени обследования в Ц.З. Следует отметить, что при внедрении разработанной технологии формирования первичных потоков работающего населения в ЦЗ отмечен рост посещений ЦЗ работающим населением: с 55% в 2010 г. до 80% в 2015 г. [10].

Далее рассмотрим технологию формирования возобновляемых потоков работающего населения в ЦЗ.

Данная технология направлена на повышение эффективности управления качеством медицинской помощи и максимальное удовлетворение потребностей и ожиданий основных потребителей медицинских услуг — работающего населения [10] (рис. 5).

Рис. 5. Технология формирования возобновляемых потоков работающего населения в ЦЗ.

Нами было установлено, что повышение качества оказываемых медицинских услуг и улучшение организации предоставления услуг в ЦЗ действительно способствуют удовлетворению потребностей посетителей ЦЗ, что в свою очередь приводит к формированию возобновляемых потоков работающего населения в ЦЗ.

Для реализации разработанной технологии необходимо внедрить в деятельность ЦЗ маркетинговую технологию, которая обеспечивает привлечение работающего населения в ЦЗ, что особенно актуально для ЦЗ медицинских организаций, не имеющих прикрепленного населения [5].

Повышение эффективности управления качеством медицинской помощи в ЦЗ связано с внедрением инноваций в управление ресурсами и совершенствованием организационных технологий деятельности.

Создание инноваций в управлении ресурсами связано с постоянным совершенствованием материально-технической базы, информационным обеспечением деятельности, постоянным обучением и повышением мотивации сотрудников, а также внедрением информационных технологий: ФК «ЦЗ»; консультационная система «Лечение курящего человека» (разработчик — ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России); программа оценки питания (Институт питания РАН), которые активно используются в ЦЗ (см. рис. 5).

Для повышения качества оказываемых медицинских услуг в ЦЗ предложены и внедрены адаптированная схема оказания медицинской помощи, методики действий врача при первичном и повторном посещении; алгоритм оказания помощи в отказе от курения, которые были разработаны на основе современных принципов профилактического консультирования, существующих технологий выявления и коррекции ФР НИЗ [8]. Для улучшения организации предоставления медицинских услуг разработаны и внедрены схемы маршрутизации посетителей ЦЗ при стационарной форме и выездной форме работы.

Следует учесть, что внедрение отработанной нами организационной технологии в ЦЗ позволило повысить число повторно обратившихся посетителей (возобновляемый поток) в течение всего периода наблюдений практически в 3 раза (с 5% в 2012 г. до 14% в 2014 г. от общего числа первично обратившихся граждан) [10]. Представленные данные свидетельствуют, что технология формирования возобновляемых потоков работающего населения в ЦЗ обеспечивает возможность динамического наблюдения лиц с факторами ФР хронических НИЗ, что существенно повышает результативность деятельности ЦЗ.

Подводя итог, следует отметить, что использование технологий привлечения экономически активного населения к комплексному обследованию и профилактическому консультированию в ЦЗ, а также организация динамического наблюдения в целях коррекции ФР развития угрожающих жизни НИЗ являются залогом высокой эффективности деятельности ЦЗ — не только медико-социальной, но и экономической.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования, редактирование — В.Е.

Сбор и обработка материала, написание текста — Н.Н.

Сведения об авторах

*Евдаков Валерьян Алексеевич — д.м.н., проф. [Valerian A. Evdakov, MD, PhD, professor]; адрес: 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11[address: 11, Dobrolyubova street, Moscow, 127254 Russia]; https://orcid.org/0000-0002-5836-4427; eLibrary SPIN: 8294-2939; e-mail: evdakov41@mail.ru

Найденова Надежда Евгеньевна — к.м.н. [Nadezhda E. Naydenova, MD]; адрес: 634063, Томск, ул. И. Черных, 96 [address: 96, I. Chernykh street, Tomsk, 634063 Russia]; https://orcid.org/0000-0002-4085-388X; eLibrary SPIN: 6926-2133; e-mail: nadiet@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.