Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Котова М.Б.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины"

Розанов В.Б.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова", Москва

Александров А.А.

ФГУ Эндокринологический научный центр Минздравсоцразвития РФ, Москва

Образ жизни, отношение к здоровью и поведенческие привычки в условиях психосоциального стресса сотрудников общеобразовательных школ Москвы

Авторы:

Котова М.Б., Розанов В.Б., Александров А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1056

Загрузок: 15


Как цитировать:

Котова М.Б., Розанов В.Б., Александров А.А. Образ жизни, отношение к здоровью и поведенческие привычки в условиях психосоциального стресса сотрудников общеобразовательных школ Москвы. Профилактическая медицина. 2013;16(5):20‑29.
Kotova MB, Rozanov VB, Aleksandrov AA. Lifestyle, health attitudes, and behavioral habits under psychosocial stress in the staff of Moscow general educational schools. Russian Journal of Preventive Medicine. 2013;16(5):20‑29. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Та­ба­ко­ку­ре­ние и его ас­со­ци­ации с от­но­ше­ни­ем к здо­ровью муж­чин 25—54 лет, ра­бо­та­ющих эк­спе­ди­ци­он­но-вах­то­вым ме­то­дом в Ар­кти­чес­ком ре­ги­оне За­пад­ной Си­би­ри. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):32-37
Ме­ха­низ­мы мо­ти­ва­ции от­ветствен­но­го от­но­ше­ния де­тей и мо­ло­де­жи к сво­ему здо­ровью. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):45-51
Оцен­ка сте­пе­ни удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при про­ве­де­нии ле­чеб­но­го плаз­ма­фе­ре­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):46-52
Пре­дот­вра­ще­ние бо­лей в по­яс­ни­це у школь­ных учи­те­лей: ак­цент на фи­зи­чес­кую ак­тив­ность. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(2):30-35
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47

Сохранение здоровья населения России является одной из приоритетных национальных задач.

В основе первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых (ССЗ) и других хронических заболеваний лежит концепция о факторах риска их развития и прогрессирования; при этом больше внимания необходимо уделять охране психического здоровья, первичной профилактике и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), который, по данным ряда авторов [1—4], играет ведущую роль в этиологии и патогенезе современных заболеваний. Вместе с тем теоретические представления о сущности здоровья, его детерминации и структуре разработаны недостаточно, отсутствуют эффективные научно обоснованные комплексные методики и программы, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения [5—8].

В настоящее время имеются достаточно аргументированные данные, свидетельствующие о том, что основные хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) возникают на фоне эмоциональных переживаний, острого или хронического стресса. По оценкам некоторых западных экспертов [9—16], до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. По результатам последних исследований [17], в Российской Федерации растут заболеваемость и смертность от болезней стрессогенной этиологии. На сегодняшний день общепризнанна роль психоэмоционального  стресса и психологических факторов в развитии и прогрессировании ряда заболеваний, в частности ССЗ, среди которых наиболее распространенной является артериальная гипертония (АГ) [18—22]. Кроме того, стресс является самостоятельным фактором риска развития большинства заболеваний, имеющих психосоматическую природу [23, 24].

Как отмечают многие исследователи [14, 15, 25], к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья и с большим присутствием стресс-факторов относится работа современного учителя, являющаяся одним из наиболее напряженных видов социальной активности с высокими профессиональными, интеллектуальными и психическими нагрузками. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. других профессионалов, непосредственно работающих с людьми [26]. Влияние большого количества объективных и субъективных эмоциогенных факторов, оказывающих негативное воздействие на труд педагога, вызывает сильное эмоциональное напряжение и стресс и способствует развитию проблем со здоровьем. По последним исследованиям, проведенным в нашей стране, крайне высока частота факторов риска и распространенность ХНИЗ, в частности ССЗ, заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы) даже у молодых учителей [27—30].

По данным НИИ медицины труда РАМН, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей, 61% педагогов отмечают наличие у себя хронических болезней, и только 23% указывают на их отсутствие. Подавляющее большинство обследованных составляют педагоги в возрасте от 21 года до 50 лет, т.е. в периоде наиболее интенсивной профессиональной жизни (80% респондентов). Можно констатировать связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором в которой является психосоциальный стресс [26, 31]. Осознание неблагополучия в отношении собственного здоровья не приводит педагогов к пониманию возможностей его улучшения. Так, по данным М.Г. Колесниковой и М.А. Резникова [32], 77% педагогов ответили, что они редко болели или не болели в течение прошедшего года, и это противоречие, возможно, объясняется недостаточным вниманием к собственному здоровью. Важным фактором в сохранении и развитии здоровья становится формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах собственного образа жизни [33].

Главными задачами по сохранению эффективной деятельности работника являются выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии и необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и улучшения психического здоровья.

Цель настоящего исследования — изучение связи психосоциального стресса с самооценкой здоровья, образом жизни, поведенческими привычками и отношением к здоровью учителей и сотрудников общеобразовательной школы.

Материал и методы

Исследование проводилось в 2011—2012 гг. в пяти школах Москвы. Школы отбирались случайным методом из разных административных округов Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, ЗАО, ЮАО. Администрация только пяти из девяти отобранных школ дала согласие на участие в исследовании. Опросом и обследованием были охвачены не только учителя, но и другие сотрудники школы — социальные работники и психологи, администрация и обслуживающий персонал (секретари, библиотекари, сотрудники школьной столовой, гардеробщики, охранники).

Всего были обследованы 398 человек; из них 313 (78,6%) выполнили всю программу исследования.

В программу исследования входили медицинское обследование, опрос по анкете, тест на определение психосоциального стресса.

Медицинское обследование включало:

— измерение массы тела, роста, объема талии и бедер, оценку индекса массы тела;

— измерение артериального давления, пульса;

— осмотр терапевта или кардиолога.

Дополнительные обследования (ЭКГ, исследование уровня глюкозы и липидов крови) и консультации специалистов назначались по показаниям.

Анкета, заполнявшаяся самим испытуемым, включала следующие блоки:

— социально-демографические показатели (возраст, пол, семейное положение, образование, сфера занятости, материальное положение, жилищные условия);

— отношение к здоровью, включая собственную его оценку, наличие хронических заболеваний и инвалидности, активных действий по поддержанию здоровья, сведения о вредных привычках (употребление табака, алкоголя), уровень физической активности.

В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса была применена шкала психологического стресса Ридера (L. Reeder и соавт., 1969), которая использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяционных исследований [18, 34].

По результатам исследования все его участники были сгруппированы следующим образом:

— по полу;

— по самооценке здоровья. Самооценка здоровья оценивалась по 5-балльной шкале, включающей градации от очень хорошего до очень плохого состояния здоровья. Из-за малочисленности крайних групп данные о них были объединены с близкой категорией («очень хорошее состояние здоровья» было объединено с «хорошим», «плохое» с «очень плохим»);

— по семейному статусу были созданы 3 группы.

В 1-ю группу вошли все респонденты с семейным статусом «не женат», «не замужем»; во 2-ю — «женат», «замужем», «гражданский брак»; в 3-ю — «вдовец», «вдова», «разведен/а»;

— по уровню образования: 1-я группа — начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное; 2-я — высшее и незаконченное высшее;

— по материальной обеспеченности. Для оценки материальной обеспеченности были использовали косвенные методы. К лицам с низким уровнем дохода условно относили тех, кто положительно ответил: «Денег хватает от зарплаты до зарплаты» и «На продукты денег хватает, но покупка одежды или обуви вызывает затруднения». Группу со средним уровнем формировали лица, ответившие положительно: «Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования приходится занимать». Группа респондентов с высоким уровнем дохода формировалась при положительном ответе: «Денег достаточно, чтобы купить телевизор или холодильник, но недостаточно, чтобы купить машину или квартиру» и/или «Ни в чем себе не отказываем»;

— по отношению к курению. К курящим относили всех лиц, курящих регулярно и нерегулярно;

— по уровню физической активности. В группу с недостаточной физической активностью (ФА) были включены респонденты, ФА которых (плавание, велосипед, бег, ходьба, посещения тренажерного зала и др.) имела место 1 раз в неделю и реже;

— по возрасту. Все обследованные были распределены на три возрастные группы: 1-я группа — 20—35 лет, 2-я группа — 36—55 лет, 3-я группа — 56—75 лет;

— по показателю индекса массы тела — индекс Кетле: к лицам с избыточной массой тела относили тех респондентов, у которых индекс Кетле находился в диапазоне 25—29 кг/м2, с ожирением — тех, у кого индекс Кетле был равен или превышал 30 кг/м2;

— по наличию стресса. Респонденты, имеющие по шкале Ридера средний и высокий уровень стресса, расценивались как испытывающие стресс и были отнесены ко 2-й группе, респонденты, не испытывающие стресса, составили 1-ю группу.

Параметры, приведенные далее в табл. 1—7,

имеют следующие обозначения: n — общее количество лиц мужского и женского пола, ответивших на вопросы анкеты в группах со стрессом (2-я группа) и без стресса (1-я группа); абс. — абсолютное количество лиц в подгруппе, ответивших утвердительно или отрицательно на вопросы анкеты; % — доля лиц от общего их количества в группе, ответивших утвердительно или отрицательно на вопросы анкеты; р — достигнутый уровень статистической значимости. Попарное сравнение частот проводилось с помощью критерия χ2 Пирсона. За критический уровень статистической значимости принимали значение p≤0,05.

Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения SPSS (Версия 13.0 для Windows).

Результаты и обсуждение

Основную долю обследованных составили женщины — 288 (92%), средний возраст которых 45 лет. Несмотря на то что группа мужчин, принявших участие в исследовании, составила всего 25 (8%) человек, результаты их обследования были включены нами в анализ, во-первых, потому что данное процентное соотношение отражает реальное количество работающих мужчин и женщин в школах, во-вторых, некоторые результаты обследования могут оказаться интересными для дальнейшей работы с этим контингентом. Средний возраст мужчин составил 40 лет.

Средняя продолжительность работы женщин в школе больше, чем мужчин (16 и 10 лет соответственно).

Результаты оценки жилищных условий показали, что у 52,8% женщин и 48% мужчин на каждого члена семьи приходится отдельная комната.

Основной контингент женщин (57,4%), работающих в школах, относится ко 2-й возрастной группе, 23,7% — к 1-й возрастной группе и 18,9% — к самой малочисленной 3-й группе. Возрастной диапазон мужчин, работающих в школе, в основном представлен 1-й и 2-й группами (44,8 и 41,4% соответственно). Самая малочисленная 3-я группа — 13,8% мужчин в возрасте 56—75 лет.

Как и ожидалось, сотрудники общеобразовательных школ в основном имеют высшее или незаконченное высшее образование (92,7% женщин, 92,3% мужчин).

По семейному положению обследованные лица распределились следующим образом: замужем/женаты (включая гражданский брак) — 58,7% женщин и 60% мужчин, 27,3% вдов и разведенных, 4% вдовцов и разведенных.

В соответствии с распределением по группам материальной обеспеченности высокий уровень доходов имеют 50,5% женщин и 52% мужчин.

Среди женщин курят 17%, а среди мужчин — 36%, что ниже средних показателей по Российской Федерации (распространенность курения среди мужчин составляет 60,2%, среди женщин — 21,7%) [35] и ниже данных, полученных в аналогичном исследовании Н.В. Олейниковой [27], где распространенность курения среди учителей-женщин составляла 28%. Частота курения среди мужчин в настоящем исследовании совпадает с результатами выборочного обследования учителей Москвы в 2001 г., а частота курения среди женщин в 2 раза выше, чем в указанном исследовании (9,92%) [36].

Достаточный уровень физической активности имеют 31,7% женщин и 36% мужчин.

Избыточная масса тела и ожирение были выявлены у 63,1% женщин и у 65,8% мужчин, что подтверждается данными, полученными при обследовании педагогического контингента Н.В. Олейниковой [27], где избыточная масса тела, включая ожирение, составила 67,6%.

У 44,4% мужчин и 34% женщин установлен повышенный уровень АД. Распространенность стресса у женщин выше, чем у мужчин (84 и 72% случаев соответственно), причем высокий уровень стресса также чаще отмечается у женщин (44,7%), чем у мужчин (36%). Эпидемиологические исследования по оценке уровня стресса с помощью теста Ридера, проведенные сотрудниками нашего института в 90-х годах прошлого века, выявили приблизительно у 70% населения хронический психосоциальный стресс высокого и среднего уровня [18]. В настоящее время можно говорить об увеличении количества женщин, испытывающих стресс.

Многочисленные исследования [37—40] показывают, что состояние здоровья педагогов отличается очень низкими показателями. Согласно результатам настоящего исследования, педагоги и сотрудники школы состояние своего здоровья оценили очень низко. Всего 62 (21%) женщин и 9 (36%) мужчин оценили свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее» (табл. 1). Результаты исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показывают более высокие показатели самооценки здоровья представителями других профессий. Так, в 72% случаев сотрудники (профессорско-преподавательский состав) педагогического института Челябинска оценили свое здоровье как «хорошее» и «отличное», 67% стоматологов Великобритании дали своему здоровью превосходные оценки [41, 42].

Удовлетворительную оценку своему здоровью дали большинство работающих в школе — 196 (67,6%) женщин и 12 (48%) мужчин, остальные оценили свое здоровье как «плохое». Эти данные во многом совпадают с результатами исследования, проведенного в Санкт-Петербурге среди педагогов школ, где 67% опрошенных считают свое здоровье удовлетворительным и плохим [26].

Следует отметить, что сотрудники общеобразовательных школ, как женщины, так и мужчины 1-й группы, чаще оценивали свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее», и в то же время женщины, испытывающие стресс (2-я группа) чаще оценивали состояние своего здоровья как «удовлетворительное» или «плохое». В результатах самооценки здоровья мужчинами 1-й и 2-й групп статистически значимых различий не было обнаружено, что можно объяснить недостаточным количеством наблюдений (см. табл. 1). Связь наличия стресса с низкой самооценкой здоровья показана и во многих других аналогичных исследованиях [43—46].

Исследование, проведенное среди педагогов Уфы [39], показало, что учителя начальной школы наиболее подвержены стрессу. Эти данные согласуются и с результатами настоящей работы (табл. 2). Результаты обоих исследований, возможно, свидетельствуют о том, что в силу специфики выбранной профессии данная группа учителей, помимо напряженной работы преподавателя начальной школы, часто вынуждена брать на себя обязанности воспитателя и в то же время общаться с родителями и другими родственниками ребенка, принимать активное участие в семейных обстоятельствах жизни ребенка, часто при этом отодвигая на задний план личные и семейные проблемы, а также заботу о своем собственном здоровье.

Анализируя полученные данные, можно заключить, что женщины — педагоги и сотрудники школы, испытывающие стресс, значительно реже пользуются специальной, медицинской информацией о том, как укрепить здоровье, о новых методах лечения и лекарствах и чаще обращаются за советом к близким и друзьям. Тот факт, что информация о здоровье их мало интересует, подтверждается полученными нами данными (табл. 3).

Необходимо отметить, что большинство опрошенных, как мужчин, так и женщин больше доверяют информации, полученной от врачей, хотя эта доля также невелика — всего немногим более 50% (см. табл. 3).

Обращает на себя внимание тот факт, что и мужчины, и женщины достаточно редко используют в качестве источника информации о ЗОЖ рекламу, листовки и брошюры (см. табл. 3). Полученные результаты свидетельствуют не только о недостаточной информированности педагогов и сотрудников школ в вопросах здоровья, но также и о низкой мотивации по сохранению и поддержанию собственного здоровья (см. табл. 3).

Отмечается низкий уровень обращаемости к врачу в случае заболеваний среди всех сотрудников школ, хотя мужчины, испытывающие стресс (2-я группа), в отличие от своих коллег из 1-й группы чаще посещали врача за последний год, что может косвенно говорить о проблемах, связанных как с их физическим здоровьем, так и с последствиями хронического стресса, проявляющегося в различных соматических симптомах (табл. 4).

Преподаватели и сотрудники женского пола, испытывающие стресс, даже в случае неясного диагноза реже обращаются к врачу, а в случае заболевания подбирают лекарства по совету родных и друзей (см. табл. 4). Немногим более 50% преподавателей и других сотрудников школы обращаются к врачу только в случае серьезного диагноза (см. табл. 4).

Объясняя причины низкой обращаемости к врачам в случае заболевания, многие респонденты указывают на большие потери времени, причем мужчины, испытывающие стресс, достоверно чаще ссылаются на этот факт. Женщины, испытывающие стресс (2-я группа), чаще ссылаются на боязнь побочных эффектов в случае обращения за медицинской помощью (см. табл. 4).

О безответственном отношении учителей к своему здоровью говорит тот факт, что многие из них не проходят курс лечения или назначенную врачом процедуру; особенно это относится к мужчинам, испытывающим стресс (см. табл. 4).

Заслуживают отдельного внимания действия по поддержанию здоровья сотрудниками школ. Как мужчины, так и женщины 1-й группы (не испытывающие стресса), чаще следят за физическими и умственными нагрузками и управляют своими чувствами и эмоциями в отличие от лиц, испытывающих стресс (табл. 5). Женщины 1-й группы в отличие от таковых 2-й группы чаще соблюдают режим сна и отдыха, более регулярно проходят профосмотры, чаще избегают вредных условий труда и своевременно обращаются ко врачу. Мужчины, не испытывающие стресса, чаще поддерживают физическую активность (см. табл. 5).

Результаты, полученные в данном исследовании, показывают, что люди, находящиеся в состоянии хронического стресса, не чувствуют себя здоровыми и чаще предъявляют различные жалобы на отклонения в состоянии здоровья. На вопрос «Имеются ли отклонения в Вашем здоровье, которые затрудняют Вашу жизнь?» сотрудники школы, как женщины, так и мужчины, испытывающие стресс, чаще отвечали положительно (табл. 6). Полученные данные подтверждают гипотезу А. Sutin [43], согласно которой высокий уровень стресса ассоциируется с низкой оценкой физического и психологического состояния.

На вопрос о том, почему они не предпринимают действий для поддержания своего здоровья, все сотрудники школы, испытывающие стресс (2-я группа), чаще их коллег из 1-й группы отвечали, что «устают, чтобы что-то еще делать» (см. табл. 6). Мужчины, испытывающие стресс (2-я группа), в отличие от своих коллег из 1-й группы, отвечая на тот же вопрос, чаще отмечали, что им недостает силы воли и отсутствует свободное время на мероприятия, связанные с укреплением здоровья (см. табл. 6). Все эти ответы косвенно указывают на присутствие симптомов хронического стресса в этой группе обследованных (ощущение неблагополучного физического состояния, недостаточно организованная деятельность, неумение правильно распределить время для труда и отдыха, сниженная мотивация, повышенная утомляемость и ощущение сильной усталости), что, как правило, влияет и на качество выполняемой работы, и на поведение человека. Аналогичные данные (связь стресса с усталостью на работе, неумением планировать личную жизнь и отсутствием свободного времени) были получены в исследовании, проводившемся среди полицейских [46].

Хотелось бы обратить внимание на то, что женщины, не испытывающие стресса (1-я группа), чаще ограничивают себя в потреблении жиров и углеводов, в отличие от испытывающих стресс мужчин, где процент ограничивающих себя в употреблении жиров и углеводов гораздо больше (см.табл. 6). Возможно, это объясняется недостаточным количеством наблюдений среди мужчин, но возможно, может говорить и о гендерных различиях в поведении мужчин и женщин, находящихся в состоянии стресса.

О половых различиях можно говорить, анализируя полученные ответы на вопрос о причинах отсутствия активных действий для поддержания здоровья. Женщины, испытывающие стресс, достоверно чаще говорят, что ни в чем себя не ограничивают, а мужчины — наоборот, не ограничивают (см. табл. 6). Возможно, этот факт можно объяснить тем, что женщины, испытывающие стресс, меньше внимания обращают на себя, на свою внешность и в связи с этим реже ограничивают себя в употреблении пищи с большим содержанием жиров и углеводов, что, с одной стороны, помогает временно снять психоэмоциональное напряжение и тем самым снизить уровень стресса, а с другой, — неправильное поведение ведет и к увеличению массы тела, и к некоторым вредным привычкам, таким как курение и употребление алкоголя, которые также могут помочь в снижении уровня стресса в конкретный момент времени.

Мужчины, не страдающие от стресса, достоверно чаще говорят о том, что ни в чем себя не ограничивают в отношении питания, что подтверждается ответом на вопросы об ограничении употребления жиров и углеводов. Хотя и не получилось достоверных различий между двумя группами, но в процентном отношении мужчин, ограничивающих себя в употребление жиров и углеводов и испытывающих стресс, гораздо больше (см. табл. 6). Эти данные говорят о различных типах поведения мужчин и женщин в состоянии стресса, что необходимо учитывать в работе по снижению уровня стресса в группах мужчин и женщин. Гендерные различия необходимо также учитывать при создании программ, способствующих ЗОЖ и укреплению и сохранению здоровья населения.

Один из показателей ЗОЖ и фактор, участвующий в сохранении и укреплении здоровья, — достаточный уровень физической активности — в педагогической среде оказался очень невысоким. Несмотря на то что не было получено достоверных различий в 1-й и 2-й группах в процентном отношении, ежедневная физическая активность присуща именно группам и мужчин, и женщин, не испытывающих стресса (см. табл. 6). В исследовании, проведенном среди стоматологов Великобритании в 2005 г. [42], было показано, что лишь 53% специалистов, не испытывавших стресса, не проявляли достаточной физической активности в течение дня.

Высокая интенсивность общения педагогов и сотрудников школы с детьми и их родителями, с коллегами по работе и другими часто не по собственному желанию, а в силу выбранной ими профессии с годами может приводить к напряженному психоэмоциональному состоянию и желанию снять это напряжение каким-либо способом. Способов снятия стресса на сегодняшний день существует достаточно много. Согласно нашему исследованию, женщины из 2-й группы чаще стараются снять стресс, принимая лекарства, что является не очень эффективным способом решения этой проблемы, так как действие лекарства кратковременно и скоро возвращаются те же напряженность и беспомощность, проблема не решается, а откладывается и усугубляется; человек тем самым снимает с себя ответственность за собственное самочувствие и состояние здоровья (табл.7).

Также один из естественных способов снятия напряжения для лиц социальных профессий — возможность остаться в одиночестве, что чаще практикуют именно женщины, испытывающие стресс (см. табл. 7). Однако данный способ не всегда приводит к снятию стресса, так как одиночество не всегда подразумевает расслабление, занятия собой и собственным здоровьем. Чаще всего люди, испытывающие хронический стресс, оставаясь в одиночестве, продолжают вспоминать и прокручивать негативные ситуации, что в дальнейшем может только усугубить их психоэмоциональное напряжение и привести к хроническому стрессу.

Один их эффективных способов снятия стресса — наличие любимого занятия, хобби, общение с природой, занятия спортом, музыка и даже работа по дому, что также подтверждается данными исследований [46]. В нашем исследовании женщины, относящиеся к 1-й группе, достоверно чаще прибегают именно к этому способу снятия стресса (см. табл. 7).

Стоит отметить, что к таким способам снятия стресса, как употребление алкоголя или курение, прибегает мало сотрудников школы, хотя в процентном отношении чаще эти способы используют мужчины и женщины, входящие в группу испытывающих стресс (см. табл. 7). Факт связи хронического стресса с употреблением алкоголя, курением и частым посещением врача подтверждается многими исследованиями [47].

К сожалению, к специалистам-психологам и врачам-психотерапевтам за помощью в снижении психоэмоционального напряжения, уровня стресса практически никто не обращается (см. табл. 7). Этот факт может говорить о том, что менталитет жителей нашей страны не предусматривает обращения к специалистам с таким, по мнению многих, пустяком, как стресс.

В тех профессиональных группах и организациях, где целенаправленно и профессионально ведется работа с сотрудниками по снижению уровня стресса, выбор способов снятия психоэмоционального напряжения и их эффективность среди работающих гораздо выше. Так, специалисты поисково-спасательных отрядов после работы и в условиях чрезвычайной ситуации в качестве способа релаксации и снятия стресса чаще всего используют сон, поездки на природу, общение с друзьями, общение с

семьей, занятия спортом и другие приемы [48].

Выводы

1. Основную долю сотрудников общеобразовательных школ составляют женщины (92%) средней возрастной группы (36—55 лет), состоящие в браке (в том числе гражданском), имеющие высшее образование (92,7%), высокий уровень доходов (50,5%) и хорошие жилищные условия. Сотрудники мужского пола составляют всего 8% обследованных, представляют в основном две возрастные группы (22—35 лет и 36—55 лет), имеют высокий уровень доходов (52%), высшее образование (92,3%), состоят в браке и имеют хорошие жилищные условия.

2. Наличие стресса отрицательно сказывается на самооценке здоровья, отношении к здоровью и поведении в отношении собственного здоровья.

3. Низкие показатели самооценки здоровья и высокий процент наличия стресса у сотрудников школ отличают эту профессиональную группу от других.

4. Сотрудники школы показали недостаточную осведомленность и пассивность в вопросах укрепления и сохранения собственного здоровья. Наличие стресса отрицательно сказывается на заинтересованности сотрудников общеобразовательных школ в улучшении здоровья и соблюдения принципов ЗОЖ.

5. Сотрудники школы, испытывающие стресс, не имеют защитных механизмов (хобби, общение с близкими и друзьями, самосохранительное поведение) или не обладают стрессоустойчивостью и не отличаются здоровьесберегающим поведением.

6. При подготовке профилактических программ по сохранению и укреплению здоровья педагогов и сотрудников общеобразовательных школ необходимо включать обучение методам повышения стрессоустойчивости и снижения уровня стресса.

7. При разработке информационных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, ведение ЗОЖ, необходимо учитывать гендерные особенности восприятия этих факторов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.