Сохранение здоровья населения России является одной из приоритетных национальных задач.
В основе первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых (ССЗ) и других хронических заболеваний лежит концепция о факторах риска их развития и прогрессирования; при этом больше внимания необходимо уделять охране психического здоровья, первичной профилактике и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), который, по данным ряда авторов [1—4], играет ведущую роль в этиологии и патогенезе современных заболеваний. Вместе с тем теоретические представления о сущности здоровья, его детерминации и структуре разработаны недостаточно, отсутствуют эффективные научно обоснованные комплексные методики и программы, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения [5—8].
В настоящее время имеются достаточно аргументированные данные, свидетельствующие о том, что основные хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) возникают на фоне эмоциональных переживаний, острого или хронического стресса. По оценкам некоторых западных экспертов [9—16], до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. По результатам последних исследований [17], в Российской Федерации растут заболеваемость и смертность от болезней стрессогенной этиологии. На сегодняшний день общепризнанна роль психоэмоционального стресса и психологических факторов в развитии и прогрессировании ряда заболеваний, в частности ССЗ, среди которых наиболее распространенной является артериальная гипертония (АГ) [18—22]. Кроме того, стресс является самостоятельным фактором риска развития большинства заболеваний, имеющих психосоматическую природу [23, 24].
Как отмечают многие исследователи [14, 15, 25], к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья и с большим присутствием стресс-факторов относится работа современного учителя, являющаяся одним из наиболее напряженных видов социальной активности с высокими профессиональными, интеллектуальными и психическими нагрузками. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. других профессионалов, непосредственно работающих с людьми [26]. Влияние большого количества объективных и субъективных эмоциогенных факторов, оказывающих негативное воздействие на труд педагога, вызывает сильное эмоциональное напряжение и стресс и способствует развитию проблем со здоровьем. По последним исследованиям, проведенным в нашей стране, крайне высока частота факторов риска и распространенность ХНИЗ, в частности ССЗ, заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы) даже у молодых учителей [27—30].
По данным НИИ медицины труда РАМН, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей, 61% педагогов отмечают наличие у себя хронических болезней, и только 23% указывают на их отсутствие. Подавляющее большинство обследованных составляют педагоги в возрасте от 21 года до 50 лет, т.е. в периоде наиболее интенсивной профессиональной жизни (80% респондентов). Можно констатировать связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором в которой является психосоциальный стресс [26, 31]. Осознание неблагополучия в отношении собственного здоровья не приводит педагогов к пониманию возможностей его улучшения. Так, по данным М.Г. Колесниковой и М.А. Резникова [32], 77% педагогов ответили, что они редко болели или не болели в течение прошедшего года, и это противоречие, возможно, объясняется недостаточным вниманием к собственному здоровью. Важным фактором в сохранении и развитии здоровья становится формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах собственного образа жизни [33].
Главными задачами по сохранению эффективной деятельности работника являются выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии и необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и улучшения психического здоровья.
Цель настоящего исследования — изучение связи психосоциального стресса с самооценкой здоровья, образом жизни, поведенческими привычками и отношением к здоровью учителей и сотрудников общеобразовательной школы.
Материал и методы
Исследование проводилось в 2011—2012 гг. в пяти школах Москвы. Школы отбирались случайным методом из разных административных округов Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, ЗАО, ЮАО. Администрация только пяти из девяти отобранных школ дала согласие на участие в исследовании. Опросом и обследованием были охвачены не только учителя, но и другие сотрудники школы — социальные работники и психологи, администрация и обслуживающий персонал (секретари, библиотекари, сотрудники школьной столовой, гардеробщики, охранники).
Всего были обследованы 398 человек; из них 313 (78,6%) выполнили всю программу исследования.
В программу исследования входили медицинское обследование, опрос по анкете, тест на определение психосоциального стресса.
Медицинское обследование включало:
— измерение массы тела, роста, объема талии и бедер, оценку индекса массы тела;
— измерение артериального давления, пульса;
— осмотр терапевта или кардиолога.
Дополнительные обследования (ЭКГ, исследование уровня глюкозы и липидов крови) и консультации специалистов назначались по показаниям.
Анкета, заполнявшаяся самим испытуемым, включала следующие блоки:
— социально-демографические показатели (возраст, пол, семейное положение, образование, сфера занятости, материальное положение, жилищные условия);
— отношение к здоровью, включая собственную его оценку, наличие хронических заболеваний и инвалидности, активных действий по поддержанию здоровья, сведения о вредных привычках (употребление табака, алкоголя), уровень физической активности.
В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса была применена шкала психологического стресса Ридера (L. Reeder и соавт., 1969), которая использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяционных исследований [18, 34].
По результатам исследования все его участники были сгруппированы следующим образом:
— по полу;
— по самооценке здоровья. Самооценка здоровья оценивалась по 5-балльной шкале, включающей градации от очень хорошего до очень плохого состояния здоровья. Из-за малочисленности крайних групп данные о них были объединены с близкой категорией («очень хорошее состояние здоровья» было объединено с «хорошим», «плохое» с «очень плохим»);
— по семейному статусу были созданы 3 группы.
В 1-ю группу вошли все респонденты с семейным статусом «не женат», «не замужем»; во 2-ю — «женат», «замужем», «гражданский брак»; в 3-ю — «вдовец», «вдова», «разведен/а»;
— по уровню образования: 1-я группа — начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное; 2-я — высшее и незаконченное высшее;
— по материальной обеспеченности. Для оценки материальной обеспеченности были использовали косвенные методы. К лицам с низким уровнем дохода условно относили тех, кто положительно ответил: «Денег хватает от зарплаты до зарплаты» и «На продукты денег хватает, но покупка одежды или обуви вызывает затруднения». Группу со средним уровнем формировали лица, ответившие положительно: «Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования приходится занимать». Группа респондентов с высоким уровнем дохода формировалась при положительном ответе: «Денег достаточно, чтобы купить телевизор или холодильник, но недостаточно, чтобы купить машину или квартиру» и/или «Ни в чем себе не отказываем»;
— по отношению к курению. К курящим относили всех лиц, курящих регулярно и нерегулярно;
— по уровню физической активности. В группу с недостаточной физической активностью (ФА) были включены респонденты, ФА которых (плавание, велосипед, бег, ходьба, посещения тренажерного зала и др.) имела место 1 раз в неделю и реже;
— по возрасту. Все обследованные были распределены на три возрастные группы: 1-я группа — 20—35 лет, 2-я группа — 36—55 лет, 3-я группа — 56—75 лет;
— по показателю индекса массы тела — индекс Кетле: к лицам с избыточной массой тела относили тех респондентов, у которых индекс Кетле находился в диапазоне 25—29 кг/м2, с ожирением — тех, у кого индекс Кетле был равен или превышал 30 кг/м2;
— по наличию стресса. Респонденты, имеющие по шкале Ридера средний и высокий уровень стресса, расценивались как испытывающие стресс и были отнесены ко 2-й группе, респонденты, не испытывающие стресса, составили 1-ю группу.
Параметры, приведенные далее в табл. 1—7,
Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения SPSS (Версия 13.0 для Windows).
Результаты и обсуждение
Основную долю обследованных составили женщины — 288 (92%), средний возраст которых 45 лет. Несмотря на то что группа мужчин, принявших участие в исследовании, составила всего 25 (8%) человек, результаты их обследования были включены нами в анализ, во-первых, потому что данное процентное соотношение отражает реальное количество работающих мужчин и женщин в школах, во-вторых, некоторые результаты обследования могут оказаться интересными для дальнейшей работы с этим контингентом. Средний возраст мужчин составил 40 лет.
Средняя продолжительность работы женщин в школе больше, чем мужчин (16 и 10 лет соответственно).
Результаты оценки жилищных условий показали, что у 52,8% женщин и 48% мужчин на каждого члена семьи приходится отдельная комната.
Основной контингент женщин (57,4%), работающих в школах, относится ко 2-й возрастной группе, 23,7% — к 1-й возрастной группе и 18,9% — к самой малочисленной 3-й группе. Возрастной диапазон мужчин, работающих в школе, в основном представлен 1-й и 2-й группами (44,8 и 41,4% соответственно). Самая малочисленная 3-я группа — 13,8% мужчин в возрасте 56—75 лет.
Как и ожидалось, сотрудники общеобразовательных школ в основном имеют высшее или незаконченное высшее образование (92,7% женщин, 92,3% мужчин).
По семейному положению обследованные лица распределились следующим образом: замужем/женаты (включая гражданский брак) — 58,7% женщин и 60% мужчин, 27,3% вдов и разведенных, 4% вдовцов и разведенных.
В соответствии с распределением по группам материальной обеспеченности высокий уровень доходов имеют 50,5% женщин и 52% мужчин.
Среди женщин курят 17%, а среди мужчин — 36%, что ниже средних показателей по Российской Федерации (распространенность курения среди мужчин составляет 60,2%, среди женщин — 21,7%) [35] и ниже данных, полученных в аналогичном исследовании Н.В. Олейниковой [27], где распространенность курения среди учителей-женщин составляла 28%. Частота курения среди мужчин в настоящем исследовании совпадает с результатами выборочного обследования учителей Москвы в 2001 г., а частота курения среди женщин в 2 раза выше, чем в указанном исследовании (9,92%) [36].
Достаточный уровень физической активности имеют 31,7% женщин и 36% мужчин.
Избыточная масса тела и ожирение были выявлены у 63,1% женщин и у 65,8% мужчин, что подтверждается данными, полученными при обследовании педагогического контингента Н.В. Олейниковой [27], где избыточная масса тела, включая ожирение, составила 67,6%.
У 44,4% мужчин и 34% женщин установлен повышенный уровень АД. Распространенность стресса у женщин выше, чем у мужчин (84 и 72% случаев соответственно), причем высокий уровень стресса также чаще отмечается у женщин (44,7%), чем у мужчин (36%). Эпидемиологические исследования по оценке уровня стресса с помощью теста Ридера, проведенные сотрудниками нашего института в 90-х годах прошлого века, выявили приблизительно у 70% населения хронический психосоциальный стресс высокого и среднего уровня [18]. В настоящее время можно говорить об увеличении количества женщин, испытывающих стресс.
Многочисленные исследования [37—40] показывают, что состояние здоровья педагогов отличается очень низкими показателями. Согласно результатам настоящего исследования, педагоги и сотрудники школы состояние своего здоровья оценили очень низко. Всего 62 (21%) женщин и 9 (36%) мужчин оценили свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее» (табл. 1). Результаты исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показывают более высокие показатели самооценки здоровья представителями других профессий. Так, в 72% случаев сотрудники (профессорско-преподавательский состав) педагогического института Челябинска оценили свое здоровье как «хорошее» и «отличное», 67% стоматологов Великобритании дали своему здоровью превосходные оценки [41, 42].
Удовлетворительную оценку своему здоровью дали большинство работающих в школе — 196 (67,6%) женщин и 12 (48%) мужчин, остальные оценили свое здоровье как «плохое». Эти данные во многом совпадают с результатами исследования, проведенного в Санкт-Петербурге среди педагогов школ, где 67% опрошенных считают свое здоровье удовлетворительным и плохим [26].
Следует отметить, что сотрудники общеобразовательных школ, как женщины, так и мужчины 1-й группы, чаще оценивали свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее», и в то же время женщины, испытывающие стресс (2-я группа) чаще оценивали состояние своего здоровья как «удовлетворительное» или «плохое». В результатах самооценки здоровья мужчинами 1-й и 2-й групп статистически значимых различий не было обнаружено, что можно объяснить недостаточным количеством наблюдений (см. табл. 1). Связь наличия стресса с низкой самооценкой здоровья показана и во многих других аналогичных исследованиях [43—46].
Исследование, проведенное среди педагогов Уфы [39], показало, что учителя начальной школы наиболее подвержены стрессу. Эти данные согласуются и с результатами настоящей работы (табл. 2). Результаты обоих исследований, возможно, свидетельствуют о том, что в силу специфики выбранной профессии данная группа учителей, помимо напряженной работы преподавателя начальной школы, часто вынуждена брать на себя обязанности воспитателя и в то же время общаться с родителями и другими родственниками ребенка, принимать активное участие в семейных обстоятельствах жизни ребенка, часто при этом отодвигая на задний план личные и семейные проблемы, а также заботу о своем собственном здоровье.
Анализируя полученные данные, можно заключить, что женщины — педагоги и сотрудники школы, испытывающие стресс, значительно реже пользуются специальной, медицинской информацией о том, как укрепить здоровье, о новых методах лечения и лекарствах и чаще обращаются за советом к близким и друзьям. Тот факт, что информация о здоровье их мало интересует, подтверждается полученными нами данными (табл. 3).
Необходимо отметить, что большинство опрошенных, как мужчин, так и женщин больше доверяют информации, полученной от врачей, хотя эта доля также невелика — всего немногим более 50% (см. табл. 3).
Обращает на себя внимание тот факт, что и мужчины, и женщины достаточно редко используют в качестве источника информации о ЗОЖ рекламу, листовки и брошюры (см. табл. 3). Полученные результаты свидетельствуют не только о недостаточной информированности педагогов и сотрудников школ в вопросах здоровья, но также и о низкой мотивации по сохранению и поддержанию собственного здоровья (см. табл. 3).
Отмечается низкий уровень обращаемости к врачу в случае заболеваний среди всех сотрудников школ, хотя мужчины, испытывающие стресс (2-я группа), в отличие от своих коллег из 1-й группы чаще посещали врача за последний год, что может косвенно говорить о проблемах, связанных как с их физическим здоровьем, так и с последствиями хронического стресса, проявляющегося в различных соматических симптомах (табл. 4).
Преподаватели и сотрудники женского пола, испытывающие стресс, даже в случае неясного диагноза реже обращаются к врачу, а в случае заболевания подбирают лекарства по совету родных и друзей (см. табл. 4). Немногим более 50% преподавателей и других сотрудников школы обращаются к врачу только в случае серьезного диагноза (см. табл. 4).
Объясняя причины низкой обращаемости к врачам в случае заболевания, многие респонденты указывают на большие потери времени, причем мужчины, испытывающие стресс, достоверно чаще ссылаются на этот факт. Женщины, испытывающие стресс (2-я группа), чаще ссылаются на боязнь побочных эффектов в случае обращения за медицинской помощью (см. табл. 4).
О безответственном отношении учителей к своему здоровью говорит тот факт, что многие из них не проходят курс лечения или назначенную врачом процедуру; особенно это относится к мужчинам, испытывающим стресс (см. табл. 4).
Заслуживают отдельного внимания действия по поддержанию здоровья сотрудниками школ. Как мужчины, так и женщины 1-й группы (не испытывающие стресса), чаще следят за физическими и умственными нагрузками и управляют своими чувствами и эмоциями в отличие от лиц, испытывающих стресс (табл. 5). Женщины 1-й группы в отличие от таковых 2-й группы чаще соблюдают режим сна и отдыха, более регулярно проходят профосмотры, чаще избегают вредных условий труда и своевременно обращаются ко врачу. Мужчины, не испытывающие стресса, чаще поддерживают физическую активность (см. табл. 5).
Результаты, полученные в данном исследовании, показывают, что люди, находящиеся в состоянии хронического стресса, не чувствуют себя здоровыми и чаще предъявляют различные жалобы на отклонения в состоянии здоровья. На вопрос «Имеются ли отклонения в Вашем здоровье, которые затрудняют Вашу жизнь?» сотрудники школы, как женщины, так и мужчины, испытывающие стресс, чаще отвечали положительно (табл. 6). Полученные данные подтверждают гипотезу А. Sutin [43], согласно которой высокий уровень стресса ассоциируется с низкой оценкой физического и психологического состояния.
На вопрос о том, почему они не предпринимают действий для поддержания своего здоровья, все сотрудники школы, испытывающие стресс (2-я группа), чаще их коллег из 1-й группы отвечали, что «устают, чтобы что-то еще делать» (см. табл. 6). Мужчины, испытывающие стресс (2-я группа), в отличие от своих коллег из 1-й группы, отвечая на тот же вопрос, чаще отмечали, что им недостает силы воли и отсутствует свободное время на мероприятия, связанные с укреплением здоровья (см. табл. 6). Все эти ответы косвенно указывают на присутствие симптомов хронического стресса в этой группе обследованных (ощущение неблагополучного физического состояния, недостаточно организованная деятельность, неумение правильно распределить время для труда и отдыха, сниженная мотивация, повышенная утомляемость и ощущение сильной усталости), что, как правило, влияет и на качество выполняемой работы, и на поведение человека. Аналогичные данные (связь стресса с усталостью на работе, неумением планировать личную жизнь и отсутствием свободного времени) были получены в исследовании, проводившемся среди полицейских [46].
Хотелось бы обратить внимание на то, что женщины, не испытывающие стресса (1-я группа), чаще ограничивают себя в потреблении жиров и углеводов, в отличие от испытывающих стресс мужчин, где процент ограничивающих себя в употреблении жиров и углеводов гораздо больше (см.табл. 6). Возможно, это объясняется недостаточным количеством наблюдений среди мужчин, но возможно, может говорить и о гендерных различиях в поведении мужчин и женщин, находящихся в состоянии стресса.
О половых различиях можно говорить, анализируя полученные ответы на вопрос о причинах отсутствия активных действий для поддержания здоровья. Женщины, испытывающие стресс, достоверно чаще говорят, что ни в чем себя не ограничивают, а мужчины — наоборот, не ограничивают (см. табл. 6). Возможно, этот факт можно объяснить тем, что женщины, испытывающие стресс, меньше внимания обращают на себя, на свою внешность и в связи с этим реже ограничивают себя в употреблении пищи с большим содержанием жиров и углеводов, что, с одной стороны, помогает временно снять психоэмоциональное напряжение и тем самым снизить уровень стресса, а с другой, — неправильное поведение ведет и к увеличению массы тела, и к некоторым вредным привычкам, таким как курение и употребление алкоголя, которые также могут помочь в снижении уровня стресса в конкретный момент времени.
Мужчины, не страдающие от стресса, достоверно чаще говорят о том, что ни в чем себя не ограничивают в отношении питания, что подтверждается ответом на вопросы об ограничении употребления жиров и углеводов. Хотя и не получилось достоверных различий между двумя группами, но в процентном отношении мужчин, ограничивающих себя в употребление жиров и углеводов и испытывающих стресс, гораздо больше (см. табл. 6). Эти данные говорят о различных типах поведения мужчин и женщин в состоянии стресса, что необходимо учитывать в работе по снижению уровня стресса в группах мужчин и женщин. Гендерные различия необходимо также учитывать при создании программ, способствующих ЗОЖ и укреплению и сохранению здоровья населения.
Один из показателей ЗОЖ и фактор, участвующий в сохранении и укреплении здоровья, — достаточный уровень физической активности — в педагогической среде оказался очень невысоким. Несмотря на то что не было получено достоверных различий в 1-й и 2-й группах в процентном отношении, ежедневная физическая активность присуща именно группам и мужчин, и женщин, не испытывающих стресса (см. табл. 6). В исследовании, проведенном среди стоматологов Великобритании в 2005 г. [42], было показано, что лишь 53% специалистов, не испытывавших стресса, не проявляли достаточной физической активности в течение дня.
Высокая интенсивность общения педагогов и сотрудников школы с детьми и их родителями, с коллегами по работе и другими часто не по собственному желанию, а в силу выбранной ими профессии с годами может приводить к напряженному психоэмоциональному состоянию и желанию снять это напряжение каким-либо способом. Способов снятия стресса на сегодняшний день существует достаточно много. Согласно нашему исследованию, женщины из 2-й группы чаще стараются снять стресс, принимая лекарства, что является не очень эффективным способом решения этой проблемы, так как действие лекарства кратковременно и скоро возвращаются те же напряженность и беспомощность, проблема не решается, а откладывается и усугубляется; человек тем самым снимает с себя ответственность за собственное самочувствие и состояние здоровья (табл.7).
Также один из естественных способов снятия напряжения для лиц социальных профессий — возможность остаться в одиночестве, что чаще практикуют именно женщины, испытывающие стресс (см. табл. 7). Однако данный способ не всегда приводит к снятию стресса, так как одиночество не всегда подразумевает расслабление, занятия собой и собственным здоровьем. Чаще всего люди, испытывающие хронический стресс, оставаясь в одиночестве, продолжают вспоминать и прокручивать негативные ситуации, что в дальнейшем может только усугубить их психоэмоциональное напряжение и привести к хроническому стрессу.
Один их эффективных способов снятия стресса — наличие любимого занятия, хобби, общение с природой, занятия спортом, музыка и даже работа по дому, что также подтверждается данными исследований [46]. В нашем исследовании женщины, относящиеся к 1-й группе, достоверно чаще прибегают именно к этому способу снятия стресса (см. табл. 7).
Стоит отметить, что к таким способам снятия стресса, как употребление алкоголя или курение, прибегает мало сотрудников школы, хотя в процентном отношении чаще эти способы используют мужчины и женщины, входящие в группу испытывающих стресс (см. табл. 7). Факт связи хронического стресса с употреблением алкоголя, курением и частым посещением врача подтверждается многими исследованиями [47].
К сожалению, к специалистам-психологам и врачам-психотерапевтам за помощью в снижении психоэмоционального напряжения, уровня стресса практически никто не обращается (см. табл. 7). Этот факт может говорить о том, что менталитет жителей нашей страны не предусматривает обращения к специалистам с таким, по мнению многих, пустяком, как стресс.
В тех профессиональных группах и организациях, где целенаправленно и профессионально ведется работа с сотрудниками по снижению уровня стресса, выбор способов снятия психоэмоционального напряжения и их эффективность среди работающих гораздо выше. Так, специалисты поисково-спасательных отрядов после работы и в условиях чрезвычайной ситуации в качестве способа релаксации и снятия стресса чаще всего используют сон, поездки на природу, общение с друзьями, общение с
семьей, занятия спортом и другие приемы [48].
Выводы
1. Основную долю сотрудников общеобразовательных школ составляют женщины (92%) средней возрастной группы (36—55 лет), состоящие в браке (в том числе гражданском), имеющие высшее образование (92,7%), высокий уровень доходов (50,5%) и хорошие жилищные условия. Сотрудники мужского пола составляют всего 8% обследованных, представляют в основном две возрастные группы (22—35 лет и 36—55 лет), имеют высокий уровень доходов (52%), высшее образование (92,3%), состоят в браке и имеют хорошие жилищные условия.
2. Наличие стресса отрицательно сказывается на самооценке здоровья, отношении к здоровью и поведении в отношении собственного здоровья.
3. Низкие показатели самооценки здоровья и высокий процент наличия стресса у сотрудников школ отличают эту профессиональную группу от других.
4. Сотрудники школы показали недостаточную осведомленность и пассивность в вопросах укрепления и сохранения собственного здоровья. Наличие стресса отрицательно сказывается на заинтересованности сотрудников общеобразовательных школ в улучшении здоровья и соблюдения принципов ЗОЖ.
5. Сотрудники школы, испытывающие стресс, не имеют защитных механизмов (хобби, общение с близкими и друзьями, самосохранительное поведение) или не обладают стрессоустойчивостью и не отличаются здоровьесберегающим поведением.
6. При подготовке профилактических программ по сохранению и укреплению здоровья педагогов и сотрудников общеобразовательных школ необходимо включать обучение методам повышения стрессоустойчивости и снижения уровня стресса.
7. При разработке информационных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, ведение ЗОЖ, необходимо учитывать гендерные особенности восприятия этих факторов.