Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Взаимосвязь нарушения симметрии клеточной мембраны сперматозоидов и нарушения фертильности у мужчин
Журнал: Проблемы репродукции. 2015;21(4): 125‑128
Прочитано: 668 раз
Как цитировать:
Программированная гибель половой клетки — апоптоз — многоступенчатый процесс, имеющий характерное сочетание морфологических и биохимических признаков, которые позволяют диагностировать данный вид гибели клеток [1—3]. Физиологическая сущность апоптоза проявляется изменениями как в ядре и цитоплазме, так и в клеточной мембране сперматозоида и имеет свои особенности, связанные с организацией ДНК и половой клетки в целом: специфический характер организации хроматина, отсутствие транскрипционной активности и очень малый объем цитоплазмы [4—6].
Эти изменения носят следующий характер: в ядре имеет место конденсация хроматина и последующая его фрагментация, что выявляется при помощи методов TUNEL, Comet assay и SCSA; в цитоплазме происходит снижение трансмембранного потенциала митохондрий (∆ψ
Одно из самых ранних биохимических изменений, происходящих в клетке, подвергшейся апоптозу, это нарушение симметрии клеточной мембраны и перемещение ФС на ее внешнюю сторону (экстернализация). Поэтому Ф.С. — фосфолипид, который в процессе апоптоза локализуется на клеточной поверхности и формирует один из специфических сигналов для распознавания апоптотической клетки [10, 11].
Белком, способным связываться с ФС и детектировать его экстернализацию на поверхность мембраны сперматозоидов при апоптозе, является аннексин-V (AnV). Живые клетки не связывают AnV и непроницаемы для катионного красителя PI [(AnV–/PI–)-сперматозоиды]. Потеря мембранной асимметрии в динамике развития апоптоза соответствует начальным этапам фрагментации ДНК и конденсации хроматина (ранний апоптоз) и предшествует потере проницаемости мембраны для PI. На этой стадии апоптотические клетки связывают AnV, но, как и живые клетки, непроницаемы для PI [(AnV+/PI–)-сперматозоиды]. Поздняя фаза апоптоза, формирование апоптозных телец, сопровождается не только формированием мембранной асимметрии, но и резким возрастанием проницаемости мембраны для PI. Клетки, находящиеся в позднем апоптозе, и частично некротические клетки связывают AnV и проницаемы для PI [(AnV+/PI+)-сперматозоиды]. Некротические клетки не связывают AnV, но проницаемы для PI [(AnV–/PI+)-сперматозоиды] [2, 8].
Известно, что у мужчин с различными параметрами спермограммы в среднем 20% эякуляторных сперматозоидов имеют признаки апоптоза, по данным как «аннексинового» метода, так и TUNEL метода. Причем исследования, в которых проводился анализ с использованием AnV и методов детекции разрывов в ДНК, таких как TUNEL, доказывают наличие корреляции между экстернализацией ФС и разрывами в ДНК в сперматозоидах [2, 4, 12].
Некоторыми исследователями [13, 14] сделаны попытки выявить связь между наличием признаков апоптоза у эякуляторных сперматозоидов и нарушениями параметров спермы (концентрацией, подвижностью и морфологией сперматозоидов). Однако эти данные носят довольно противоречивый характер, что диктует необходимость расширения работы в этом направлении [5].
Цель нашего исследования — выявить взаимосвязь между нарушением симметрии клеточной мембраны и перемещением ФС на ее внешнюю сторону и функционально-морфологическими нарушениями сперматозоидов у мужчин, состоящих длительное время в бесплодном браке.
В исследовании приняли участие 78 субфертильных мужчин, состоящих в бесплодном браке, и 18 фертильных мужчин. Средний возраст всех обследованных составил 33,5±1,0 года. От всех мужчин было получено информативное согласие на проведение исследований.
Сбор эякулятов проводился после 72 ч сексуального воздержания. Каждый эякулят после разжижения был разделен на две части: одна часть для анализа стандартной спермограммы, другая — для выявления экстернализации ФС.
Измерение показателей стандартной спермограммы (объем, вязкость, время разжижения эякулята, концентрация, подвижность, жизнеспособность и морфология сперматозоидов) проводили в соответствии с рекомендациями и нормативами ВОЗ [15, 16], согласно которым все эякуляты были разделены на фертильные и субфертильные.
Фертильными считали эякуляты, содержащие более 20·106 сперматозоидов в 1 мл; более 50% живых и подвижных; более 14% с нормальной морфологией по «строгим критериям» Kruger—Menkveld [17].
Для выявления экстернализации ФС сперматозоиды выделяли из образцов эякулятов методом отмывания от семенной плазмы фосфатно-солевым буфером pH 7,4 и инкубировали при 37 °C в течение 10 мин с АnV-FITC и PI («Becton Dickinson»), согласно инструкции изготовителя. Мазки исследовались на флюоресцентном микроскопе под иммерсионным объективом ×100 [2, 8].
При статистической обработке полученных данных о достоверности различий судили по величине t-критерия Стьюдента. Различия между показателями считали достоверными при значении р<0,05. Оценка взаимосвязи исследуемых показателей осуществлялась подсчетом коэффициента корреляции (r) Пирсона.
В результате проведенного исследования в эякулятах всех обследованных мужчин были идентифицированы два вида АnV-связывающих сперматозоидов: (AnV+/PI–) и (AnV+/PI+)-сперматозоиды, что соответствовало ранней и поздней стадиям апоптоза соответственно. Среди свежевыделенных сперматозоидов здоровых доноров общее число таких клеток с экстернализацией ФС составило в среднем 16%.
У субфертильных мужчин около 40% сперматозоидов оказались АnV+, из них 17,8% (АnV+/PI–)-клеток, т. е. с признаками раннего апоптоза, и 21,6% (АnV+/PI+)-клеток (в позднем апоптозе). Эти результаты были вполне сопоставимы с данными ранних исследований при использовании подобного подхода [4, 5, 10].
Причем выявлено, что процентное содержание в эякулятах (АnV+/PI–) — и (AnV+/PI+) — сперматозоидов коррелировало между собой (r=0,47; p<0,01).
Анализ корреляции между содержанием в эякулятах субфертильных мужчин АnV-позитивных сперматозоидов и традиционными параметрами спермы дал следующие результаты: не обнаружено статистически достоверной корреляции с физико-химическими показателями эякулята — объемом, вязкостью и временем разжижения. Не было обнаружено корреляции между содержанием в эякуляте (АnV+/PI–)-клеток и функционально-морфологическими характеристиками сперматозоидов. При этом выявлена достоверная положительная корреляция между количеством (AnV+/PI+)-сперматозоидов и концентрацией сперматозоидов (r=0,49; р<0,001); подвижность сперматозоидов отрицательно коррелировала с содержанием в эякуляте (АnV+/PI+)-клеток (r=–0,37; р<0,001); отмечена положительная корреляция между количеством (АnV+/PI+)-клеток и содержанием в эякуляте атипичных сперматозоидов (r=0,3; p<0,01).
Полученные результаты о корреляции (AnV+/PI+)-сперматозоидов субфертильных мужчин с концентрацией, подвижностью и дефектами морфологии сперматозоидов демонстрируют, что нарушение симметрии клеточной мембраны и перемещение ФС на ее внешнюю сторону оказывает неблагоприятное воздействие на качество спермы.
Однако отсутствие взаимосвязи между содержанием в эякуляте (АnV+/PI–)-сперматозоидов, находящихся на ранних стадиях апоптоза, и основными параметрами спермы согласуется с данными о том, что качество спермы затрагивается только на последней стадии апоптоза [13, 18], когда происходит не только изменение архитектоники клеточной мембраны, но и фрагментация ДНК.
Выявленная положительная корреляция (AnV+/PI+)-клеток с концентрацией сперматозоидов противоречит некоторым ранним сообщениям [4]. Противоречивые результаты о связи концентрации сперматозоидов и апоптозе можно расценить как проявление, в некоторых случаях, организмом компенсаторной реакции усиления сперматогенеза в ответ на увеличение доли дефектных сперматозоидов.
Наблюдаемая экстернализация ФС, вероятно, произошла еще в период сперматогенеза во время апоптического процесса, и АnV+ сперматозоиды, выявленные нами, как раз те клетки, которые должны были быть устранены в сперматогенезе в процессе апоптоза, но избежали этого процесса, так как по каким-то причинам механизмы апоптоза не были закончены, либо были отложены, либо функционировали неправильно — неполный апоптоз или «абортивний апоптоз» [12, 19—21].
Таким образом, показана взаимосвязь между нарушением архитектоники клеточной мембраны, сопровождающимся перемещением ФС на ее внешнюю сторону, и функционально-морфологическими нарушениями сперматозоидов у бесплодных мужчин, что позволяет считать нарушение симметрии клеточной мембраны и экстернализацию ФС фактором, снижающим фертильность спермы.
Клинически, традиционных показателей спермограммы не всегда достаточно в оценке мужской фертильности [22, 23]. Поэтому сделана попытка использовать некоторые структурно-биохимические изменения, происходящие вне ядерного аппарата сперматозоидов, характерные для апоптоза, для расширения доказательной базы некоторых параметров спермы.
Полученные данные могут представлять интерес при выявлении причин нарушения мужской фертильности и для диагностики репродуктивного здоровья мужчин.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.