Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бойко О.В.

Московский городской центр рассеянного склероза на базе Городской клинической больницы №11

Терентьев А.А.

ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, Москва

Ахминеева А.Х.

ГБОУ ВПО "Астраханская государственная медицинская академия" Минздрава РФ

Диагностическое значение уровня неоптерина в биологических жидкостях при патологии предстательной железы

Авторы:

Бойко О.В., Терентьев А.А., Ахминеева А.Х.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2013;(5): 71‑72

Прочитано: 315 раз


Как цитировать:

Бойко О.В., Терентьев А.А., Ахминеева А.Х. Диагностическое значение уровня неоптерина в биологических жидкостях при патологии предстательной железы. Проблемы репродукции. 2013;(5):71‑72.
Boĭko OV, Terent'ev AA, Akhmineeva AKh. The diagnostic value of neopterin levels in biological fluids of patients with prostate pathology. Russian Journal of Human Reproduction. 2013;(5):71‑72. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кое ис­сле­до­ва­ние уров­ня не­оп­те­ри­на при ос­лож­не­нии леп­роз­но­го про­цес­са. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):392-397
Эф­фек­тив­ность су­хих со­ле­вых ванн и маг­ни­то­ла­зер­но­го воз­действия в вос­ста­но­ви­тель­ном ле­че­нии па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ким прос­та­ти­том. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(6-2):13-19
При­ме­не­ние се­вер­ной ходь­бы и си­муль­тан­ной фи­зи­оте­ра­пии при хро­ни­чес­ком прос­та­ти­те. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(6-2):26-32

Неоптерин [2-амино-4-гидрокси-6-(D-эритро-1’,2’,3’-тригидроксипропил)-птеридин] — достаточно широко распространен в природе. Процесс его изучения начался в 1963 г., когда неоптерин был впервые выделен из рабочей пчелы, ее личинки и маточного молочка. Производные неоптерина обнаружены у представителей различных типов и классов как животного, так и растительного мира. Это соединение выделено из бактерий, в том числе фотосинтезирующих, насекомых, млекопитающих, а также из растений [1].

Физиологические концентрации неоптерина и его восстановленных форм в организме человека невысоки. В сыворотке взрослых здоровых людей концентрация неоптерина в среднем составляет 5,2 нмоль/л. Как и в случае со многими биомолекулами, например, фракталкином, имеются небольшие колебания уровня неоптерина, связанные с возрастом, физиологическим состоянием, расовыми различиями, отношением к курению. За поддержание конститутивного уровня неоптерина в организме ответственна печень. Концентрация неоптерина в желчи в 100—200 раз превышает обнаруживаемую в сыворотке крови. Экскретируемый с желчью в тонком отделе кишечника неоптерин реабсорбируется в толстой кишке. Только 1% его обнаруживается в стуле. Есть основания полагать, что часть неоптерина катаболизируется симбиотической микрофлорой толстого отдела кишечника [2].

При патологических состояниях, связанных с активацией иммунной системы, концентрация неоптерина и 7,8-дигидронеоптерина в организме может значительно увеличиваться. В работе J. Margreiter и соавт. [4] приводятся значения в крови 100—250 нмоль/л.

H. Iwagaki и соавт. [3] у больных с инфекционными осложнениями после оперативного вмешательства отмечают уровень неоптерина в плазме 1,6 нмоль/л.

Первоначально полагали, что ответственными за увеличение концентрации неоптерина в организме являются Т-клетки. Однако позже было доказано, что главным его источником следует считать моноциты/макрофаги. Основным действующим началом, ответственным за стимуляцию продукции неоптерина указанными иммунокомпетентными клетками, является интерферон-γ. Интерфероны-α и -β также индуцируют синтез неоптерина, но их действие значительно менее выражено [2].

Цель настоящего исследования — изучение концентрации неоптерина в семенной плазме у пациентов с хронической инфекцией предстательной железы, а также установление количества неоптерина, продуцируемого в культуральную жидкость бактериями, выделенными от этих пациентов.

Материал и методы

В работе использовались образцы спермы 50 мужчин с урогенитальной инфекцией.

Семенную плазму отделяли путем центрифугирования при 5000 об/мин в течение 15 мин, затем разливали по аликвотам и хранили в морозильной камере.

Изолированные от больных штаммы микроорганизмов идентифицировали по морфологическим, культуральным и биохимическим свойствам с использованием стандартных диагностических тест-систем фирмы «Lachema» (Чехия).

С целью определения продукции неоптерина бактериями засевали выделенные штаммы в пробирки с 0,9% раствором хлорида натрия и выдерживали в термостате при 37 °С в течение 24 ч; после чего культуральную жидкость также центрифугировали и замораживали.

Концентрацию неоптерина в семенной плазме и культуральной жидкости определяли методом иммуноферментного анализа с использованием наборов фирмы IВL (Германия).

Результаты

Неоптерин был выявлен у 60% микроорганизмов, используемых в наших опытах.

При культивировании 83,3% стафилококков неоптерин определялся в их культуральной жидкости. Среднее значение концентрации неоптерина в растворе составило 3,304±0,1 нмоль/л. Этот признак выявлялся у Staphylococcus epidermidis в 100% проб. Синтетическая активность бактерий при этом также была достаточно высокой — 4,54±0,21 нмоль/л. При культивировании St. aureus неоптерин обнаруживался несколько реже — у 66,7% штаммов. Содержание неоптерина в среде при этом было также существенно ниже — 1,5±0,08 нмоль/л. Таким образом, с высокой достоверностью (р<0,01) можно утверждать, что неоптериновая активность у эпидермального стафилококка значительно выше, чем у золотистого.

Количество штаммов Escherichia coli, в культуре которых после суточной инкубации определялся неоптерин, по сравнению со стафилококками было меньшим с достоверностью р<0,05: только 44,5% культур были положительными по оцениваемому признаку. В среднем количество синтезированного кишечными палочками неоптерина составляло 2,543±0,12 нмоль/л.

При исследовании семенной плазмы доноров неоптерин был выявлен в 100% случаев. У большинства людей этот показатель составил более 111,0 нмоль/л. В то же время у 3 пациентов уровень неоптерина был значительно ниже — 39,5, 82,5 и

2,9 нмоль/л соответственно. У 2 из этих пациентов из семенной плазмы были выделены E. сoli, обладающие «неоптериновой активностью».

Обсуждение

В связи с тем, что в доступной нам литературе отсутствовали сведения по определению концентрации неоптерина в семенной плазме, мы полагаем, что этот вопрос заслуживает дальнейшего изучения. Полученные нами цифры намного превышают нормальные показатели, типичные для сыворотки крови, что, однако, свойственно для других биологических жидкостей.

Вместе с тем относительно низкие значения уровня неоптерина у ряда пациентов могут свидетельствовать о снижении антимикробных свойств спермоплазмы и являться неблагоприятным диагностическим признаком при инфекционной патологии предстательной железы. Основанием для подобного рода выводов могут служить предположения, высказанные еще в 1987 г. C. Nathan [5], полагавшим, что неоптерин действует как эндогенный ингибитор синтеза фолатов бактерий. Как известно, человек получает фолаты с пищей, а большинство микроорганизмов синтезирует их de novo. Поскольку в эукариотических клетках отсутствуют многие из ферментов, участвующих в биосинтезе фолиевой кислоты, в бактериях они являются удачными мишенями в антибактериальной химиотерапии.

В качестве примера можно привести ингибирование дигидроптероатсинтазы сульфаниламидами и дигидрофолатредуктазы триметопримом, эффективно снижающими пул фолатов в бактериальных клетках и ингибирующими таким образом рост микроорганизмов. Представляет интерес ингибирование и более ранних этапов синтеза фолатов, например дигидронеоптеринальдолазы — фермента, катализирующего реакцию перехода 7,8-дигидронеоптерина в 6-гидроксиметил-7,8-дигидроптеридин. Неоптерин является нерасщепляемым аналогом субстрата и способен выступать в роли ингибитора дигидронеоптеринальдолазы [6, 7].

Таким образом, можно предположить, что неоптерин, с одной стороны, является фактором, участвующим в поддержании неспецифической резистентности организма человека, а с другой, — микроорганизмы, способные к его синтезу в достаточном количестве, приобретают селективные преимущества по сравнению с другими бактериями. К такого рода веществам, функция которых достаточно подробно проанализирована, могут быть отнесены лизоцим и лактоферрин [8, 9].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проведения научных исследований по проекту № 13-06-00008 «Повышение качества жизни больных хроническим простатитом: медицинский и социальный аспекты».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.