Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Радченко О.Р.

Кафедра гигиены и медицины труда ГБОУ ВПО Казанского государственного медицинского университета Минздрава Российской Федерации, Казань

Мухаметшин И.Р.

Кафедра гигиены и медицины труда ГБОУ ВПО Казанского государственного медицинского университета Минздрава Российской Федерации, Казань

Образ жизни, условия труда и состояние репродуктивного здоровья водителей

Авторы:

Радченко О.Р., Мухаметшин И.Р.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2013;(1): 26‑32

Просмотров: 737

Загрузок: 12


Как цитировать:

Радченко О.Р., Мухаметшин И.Р. Образ жизни, условия труда и состояние репродуктивного здоровья водителей. Проблемы репродукции. 2013;(1):26‑32.
Radchenko OR, Mukhametshin IR. Life style and reproductive health in drivers. Russian Journal of Human Reproduction. 2013;(1):26‑32. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­хо­ды прог­рамм экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния при раз­лич­ных сте­пе­нях па­то­зо­ос­пер­мии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):115-120

Одной из важных и широко обсуждаемых проблем современного общества является охрана репродуктивного здоровья населения. Репродуктивные проблемы в браке, включающие мужское бесплодие, являются важной составляющей демографических процессов, поэтому попытки их разрешения имеют не только медицинскую, но и социальную значимость [1—4]. Данные литературы [5, 6] свидетельствуют, что за последние 50 лет создалась сложная медико-демографическая ситуация: высокая преждевременная смертность населения, особенно мужчин трудоспособного возраста (в 2010 г. умерли 567 тыс. человек трудоспособного возраста, из них — 451 тыс. мужчин); сокращение рождаемости; неудовлетворительные показатели здоровья населения. Среди причин, вызывающих неблагоприятные эффекты в репродуктивном здоровье, помимо эндогенных (болезни родителей, инфекции, наследственные тенденции), значительное место занимают качество окружающей среды и условия труда. Именно поэтому среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения [7, 8].

Известно, что условия труда водителя предполагают длительное пребывание в вынужденной позе. В результате у многих водителей развиваются дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника, радикулопатии [9, 10]. Это в свою очередь приводит к ухудшению иннервации тазовых органов и, как следствие, к ухудшению состояния мочеполовой системы [10—14]. Кроме того, на водителя оказывают воздействие различные физические факторы, такие как шум, общая и локальная вибрация (источником которых является работающий двигатель автомобиля и трансмиссия в процессе движения транспортного средства), неблагоприятные метеорологические условия, химические вещества (оксид углерода, оксиды азота, акролеин, бензин, этиленгликоль, бенз(а)пирен и другие углеводороды), а также запыленность. Такие условия труда формируют стойкие изменения в состоянии здоровья водителей и опосредованно действуют на репродуктивную систему [4, 12, 15, 16].

Анализ научной медицинской литературы показывает, что бóльшая часть работ по изучению условий труда водителей посвящена оценке их влияния на работоспособность, общие сдвиги в состоянии здоровья, темп старения (по показателям биологического возраста), изменениям сердечно-сосудистой системы [17—25]. При этом в отечественной литературе недостаточно сведений о влиянии условий труда и профессиональных вредностей на возникновение нарушений в репродуктивной системе у водителей автотранспорта. Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы и обусловливает необходимость изучения особенностей нарушения фертильности у профессиональных водителей автотранспорта.

Цель настоящей работы — обоснование мер по снижению риска нарушений репродуктивной функции у водителей автотранспортных средств на основе изучения образа жизни и условий труда.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе отделения планирования семьи и репродукции Государственного муниципального учреждения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (далее ОПСиР). На основе информированного согласия были получены анамнестические данные и проведено анкетирование: выяснялись жалобы, режим труда и отдыха, стаж работы. Отдельный раздел вопросов был посвящен особенностям образа жизни и питания, поведенческим установкам. В течение 2010 г. в ОПСиР обратились 178 водителей, 172 дали информированное согласие для участия в исследовании (процент отказа 3,37) и ответили на вопросы анкеты. В группу сравнения, сформированную методом копи-пара, были отобраны пациенты (278 человек), не имеющие автомобилей. Анализ потребления пищевых веществ проводили методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания, с использованием альбома порций продуктов и блюд. Нутриентный состав потребляемых рационов рассчитывали при помощи компьютерной программы, на основании справочника таблиц содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов под редакцией И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна (2005). Продуктовый набор оценивали в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №593-н от 02.08.10 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания». Пищевая и биологическая ценность рационов анализировалась по основным показателям, регламентируемым «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (МР 2.3.1.2432-08). Жены пациентов ранее прошли всестороннее исследование и признаны фертильными. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ Microsoft Еxcel. Изучение динамики показателей проводили путем расчета уравнения линейной регрессии y (x); сравнение групп по количественным признакам проводили с использованием двухвыборочного критерия Стьюдента (t). Различия считали статистически значимыми при р≤0,05. Для выявления доли влияния производственных и непроизводственных факторов на показатели сперматогенеза использовали пятифакторный дисперсионный анализ качественных признаков с двумя градациями признака (производственная принадлежность: водители автотранспорта — мужчины не автомобилисты). Определяли дисперсии факторов, силу влияния отдельных факторов и их сочетаний.

Для оценки оплодотворяющей способности спермы были использованы параметры эякулята, рекомендуемые ВОЗ: объем, рН эякулята, количество сперматозоидов в 1 мл, количество активно подвижных (категория А) и слабоподвижных сперматозоидов (категория А+В), индекс фертильности (морфология) по Крюгеру, тест, выявляющий иммунное бесплодие, — MAR-тест IgG [26].

Результаты

В период 2006—2010 гг. в ОПСиР обратились 17 288 мужчин, проживающих в городах и районах Республики Татарстан. В дальнейшем в исследовании приняли участие мужчины в возрасте до 50 лет; мы также исключили из исследования мужчин, спермограммы которых были выполнены в других медицинских и лабораторных центрах; мужчин, обратившихся с жалобами на проблемы мочеполовой системы, не связанные с бесплодием, а также мужчин, в анамнезе которых имелись сведения о перенесенных заболеваниях, передаваемых половым путем, эпидемическом паротите, варикоцеле, хроническом простатите, операциях или травмах органов малого таза. Таким образом, выборка составила 8990 мужчин (52,0% от всех обратившихся).

Структура профессиональной принадлежности распределилась более чем по 130 профессиям, наибольшую долю составили водители, инженеры, менеджеры, индивидуальные предприниматели, руководители и заместители и т.д. (табл. 1).

Обращает на себя внимание тот факт, что за период наблюдения число обратившихся водителей возросло в 2,82 раза, это выше, чем в среднем по всей когорте (в 2,13 раза). Проанализированные анамнестические данные позволяют утверждать, что мужчины-водители на 9 мес позже обращаются за помощью к специалистам с проблемой бесплодия в браке (в среднем через 6,22±1,2 года бездетного брака, тогда как мужчины остальных профессий — через 5,5±2,58 года). Мы считаем, что данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий, так как с клинической точки зрения поздняя обращаемость является неблагоприятной тенденцией.

При анализе ответов на вопросы анкеты установлено: стаж работы большинства (91,28%) водителей составляет 10 лет и более, причем практически все респонденты при ответе на вопрос о режиме работы выбрали вариант «более 10 ч в день». Более 1/3 (37,35%) водителей работают на грузовых автомобилях, осуществляющих грузоперевозки на дальние расстояния; подавляющее большинство на автомобилях отечественного производства, находящихся в эксплуатации с 2000 г. Многие из опрошенных мужчин-водителей использует подогрев сидений зимой (постоянно — 36,04%, часто — 27,91%). Почти все респонденты (94,76%) отметили, что ощущают вибрацию во время поездок. Распределение ответов на вопрос о наличии дискомфорта в области спины показало, что это достаточно распространенный синдром — у 28,48% опрошенных пациентов-водителей боли наблюдаются постоянно, у 65,12% — эпизодически.

Отдельно были проанализированы особенности организации питания на рабочем месте и вне производства. Отсутствие организованного питания на рабочих местах было отмечено всеми респондентами, режим питания также отсутствовал: 100% опрошенных отметили, что принимают пищу, когда есть свободное время. Кроме нарушений режима, пищевой статус как респондентов-водителей, так и респондентов других специальностей характеризовался энергетической и витаминной неадекватностью (табл. 2).

Так, энергетическая ценность рационов за счет жиров в питании превышает рекомендуемую норму и составляет в среднем 37,3% у водителей и 38,3% у группы сравнения (при рекомендуемом значении не более 30% от общей калорийности) за счет снижения доли белков (7,26 и 8,02% соответственно) и углеводов (55,44% у водителей и 53,68% у группы сравнения). При этом количество полиненасыщенных жирных кислот (омега-3, омега-6) снижено в обеих группах и составляет в среднем 3,32 и 3,7% соответственно (рекомендуемые значения 6—10% от общей калорийности рациона). Установлено также, что пищевые рационы как водителей, так и мужчин других специальностей содержат недостаточное количество минеральных веществ и витаминов, причем особенно этот дефицит проявляется у водителей в отношении цинка (t=2,04; р≤0,05), витаминов группы Е (t=1,99; р≤0,05) и аскорбиновой кислоты (t=2,02; р≤0,05).

Таким образом, выявленные стереотипы питания могут являться одной из причин, либо отягощать клиническую картину бесплодия у мужчин-водителей.

Ответы на вопросы, направленные на выявление риска возникновения нарушений в репродуктивной системе от воздействия непроизводственных факторов, показали низкий уровень мотивации водителей к ведению здорового образа жизни. Так, более 2/3 (74,41%) опрошенных водителей курят более 10 сигарет в день; среди мужчин других профессий эта доля в 1,72 раза ниже (42,85%). Также, несмотря на рекомендации врача ограничить употребление алкоголя, ежедневно употребляют спиртные напитки 22,09% водителей (15,14% мужчин прочих профессий), при этом 6,97% водителей (3,71% опрошенных) отметили ежедневное употребление водки. Данные, касающиеся частоты и продолжительности разговоров по мобильному телефону, показали, что среднее время разговоров водителей составило 62,32±12,04 мин, тогда как мужчины остальных профессий разговаривают на 22 мин в день меньше (39,99±10,22 мин). I. Fejes и соавт. [27], еще в 2005 г. показали, что низкое качество спермы у мужчин имеет положительную корреляционную связь с ежедневной продолжительностью разговоров по сотовому телефону. Кроме того, данный факт должен рассматриваться с двух сторон: как возможность возникновения аварийной ситуации на дороге вследствие снижения внимания, и как негативное воздействие электромагнитного излучения на соматическое здоровье в общем и репродуктивное здоровье в частном случае. Причем 51,74% водителей (44,83% опрошенных) отметили, что предпочитают носить мобильный телефон в кармане брюк. Расположение мобильного телефона в непосредственной близости от мочеполовой системы увеличивает воздействие на генеративную функцию. В ряде исследований, проведенных за рубежом, убедительно доказывается наличие такого воздействия [28—30].

В анкету была включена шкала количественной оценки мужской копулятивной функции (О.Б. Лоран, А.С. Сегал, 1998), позволяющая количественно оценить состояние копулятивной функции мужчины в целом, обнаружить нарушения и характеризовать их выраженность. Однако проведенный анализ ответов на вопросы, включенные в шкалу, показал, что сексуальные проявления соответствуют среднестатистической норме для мужчин аналогичного возраста. Соответственно причину бесплодия данной группы мужчин следует искать в нарушениях генеративной функции. Для этого мы провели сравнительный анализ показателей спермограммы водителей и мужчин, занятых в других профессиональных сферах деятельности: количество активно подвижных сперматозоидов (t=1,99; р≤0,05) и индекс фертильности по Крюгеру, оценивающий морфологию сперматозоидов — размер, диаметр головки, шеи, хвоста (t=1,99; р≤0,05), имеют достоверно значимые различия в сравниваемых группах (табл. 3).

Несмотря на то что прогноз для зачатия неблагоприятный в обеих группах (индекс Крюгера: менее 30% прогноз), в выборке мужчин-водителей он все же в 1,2 раза ниже. Также можно констатировать, что диагноз «иммунное бесплодие» в группе водителей был диагностирован чаще, так как показатель MAR-тест IgG в спермограммах водителей определялся несколько выше (19,56±1,58%), чем у мужчин других профессий (15,23±1,41%; t=2,04; р≤0,05).

Корреляционный анализ выявил достоверную прямую зависимость между стажем работы водителей и показателем MAR-тест IgG (r=0,54; р≤0,05). По остальным показателям достоверной зависимости не обнаружено. Полученные нами данные подтверждают имеющиеся исследования об изменениях в системе кровоснабжения малого таза и возникновении аутоиммунных реакций [4, 31—34].

Для выявления силы влияния и иерархии действия социально-гигиенических факторов на возникновение бесплодия у мужчин был проведен пятифакторный дисперсионный анализ. В дисперсионный комплекс были включены следующие факторы: А — условия труда (группу А1 составили мужчины-водители, А2 — выборка из мужчин других профессий, не являющихся автомобилистами); В — район проживания (В1 — территории с высоким уровнем техногенной нагрузки; В2 — территории с низким уровнем техногенной нагрузки); С — алиментарный статус (С1 — наличие дефицитов витаминов, микроэлементов; С2 — рациональное питание); D — вредные привычки (D1 — наличие вредных аддикций: курение, употребление спиртных напитков; D2 — отсутствие вредных привычек); Е — медицинская активность (Е1 — поздняя обращаемость — более 5 лет существования проблемы бесплодия; Е2 — обращение к специалисту через 1—2 года существования проблемы бесплодия). Результатом действия учтенных факторов являлась степень нарушения сперматогенеза по показателям, приведенных в табл. 3.

По силе отрицательного влияния на возникновение мужского бесплодия факторы и их сочетания расположились в следующей иерархии: работа водителем и наличие вредных аддикций (16,46%), условия труда (12,5%), условия труда и стереотипы питания (11,48%) (табл. 4, см. рисунок).

Рисунок 1. Сила влияния социально-гигиенических факторов на возникновение бесплодия у мужчин-водителей (по данным анкетирования пациентов ОПСиР). Обозначения см. в тексте.

Выводы

1. Основными факторами риска возникновения мужского бесплодия следует считать: малоподвижную вынужденную позу водителя, патологически сформированные стереотипы питания и вредные привычки.

2. Неадекватное питание, характеризующееся дефицитом витаминов (группы Е и аскорбиновой кислоты; t=1,99 и t=2,02; р≤0,05 соответственно) и минеральных веществ (цинк; t=2,04; р≤0,05), достоверно более выражено в группе водителей автотранспорта. Сформировавшиеся стереотипы питания могут являться одной из этиологических причин бесплодия у мужчин-водителей.

3. В комплексе непроизводственных факторов, оказывающих влияние на репродуктивное здоровье водителей, наибольший вклад приходится на комбинированное влияние факторов, связанных с особенностями труда мужчин-водителей, вредных привычек и привычек питания.

4. Образ жизни мужчин-водителей и поведение, связанное с риском, требует усиления внимания и дальнейшей дифференциации подходов к вопросам гигиенического воспитания. Особо необходимо отметить возможность участия мужчин в профилактических программах, направленных против таких факторов риска, как табакокурение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаточная физическая активность. Реализация подобной профилактической программы будет направлена не только на профилактику возникновения бесплодия в мужской популяции, но также позволит добиться снижения других хронических неинфекционных заболеваний.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.