Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Роживанов Р.В.

ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва

Парфенова Н.С.

ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва

Курбатов Д.Г.

ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва

Лечение олигоспермии у мужчин с бесплодием

Авторы:

Роживанов Р.В., Парфенова Н.С., Курбатов Д.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы эндокринологии. 2010;56(1): 31‑34

Просмотров: 4002

Загрузок: 71

Как цитировать:

Роживанов Р.В., Парфенова Н.С., Курбатов Д.Г. Лечение олигоспермии у мужчин с бесплодием. Проблемы эндокринологии. 2010;56(1):31‑34.
Rozhivanov RV, Parfenova NS, Kurbatov DG. Treatment of oligospermia in male infertility. Problemy Endokrinologii. 2010;56(1):31‑34. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
ВПЧ ин­фек­ция уро­ге­ни­таль­но­го трак­та муж­чин: есть ли связь с бес­пло­ди­ем и хро­ни­чес­ким прос­та­ти­том?. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):296-301
Пер­вич­ная брюш­ная бе­ре­мен­ность в пе­че­ни (кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние и об­зор ли­те­ра­ту­ры). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(4):55-67
Ко­рот­кий про­то­кол ан­ти­ок­си­дан­тной те­ра­пии у муж­чин с па­тос­пер­ми­ей. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(4):93-98

По многочисленным данным литературы, концентрация сперматозоидов в эякуляте здоровых мужчин, проживающих в технологически развитых странах, в течение последних 50 лет постоянно снижалась. Это привело к тому, что нижняя граница нормы содержания сперматозоидов по рекомендациям ВОЗ была уменьшена с 40 до 20 млн/мл [1]. При этом распространенность мужского бесплодия в настоящее время в различных регионах мира прогрессивно увеличивается. В Российской Федерации на долю мужского фактора отводится от 15 до 30% случаев бесплодных браков [2]. При этом в большинстве случаев мужское бесплодие связано со снижением количества и качества сперматозоидов.

В связи с перечисленным часто возникает вопрос о необходимости применения методов лечения, направленных на увеличение количества сперматозоидов в эякуляте, в том числе гормональной стимулирующей терапии. Однако данные об ее эффективности противоречивы [3—6], поэтому нами было предпринято исследование, целью которого являлась оценка эффективности применения у мужчин с олигозооспермией и бесплодием двух препаратов, используемых для стимуляции сперматогенеза: антиэстрогена — кломифена цитрата, и хорионического гонадотропина.

Материал и методы

В проспективное пилотное несравнительное исследование были включены 22 бесплодных мужчин с олиго-/азооспермией (концентрация сперматозоидов ≤20 млн/мл) в сочетании с нормальными или пониженными уровнями лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов. Критериями исключения пациентов из исследования являлись сахарный диабет, гипотиреоз, тиреотоксикоз, гиперкортицизм, гиперпролактинемия, опухоли, острые или хронические заболевания печени, обтурационные формы бесплодия, генетически обусловленное бесплодие, наличие урологических и/или инфекционно-воспалительных заболеваний в стадии обострения, варикоцеле, прием других гормональных препаратов, заболевания почек с почечной недостаточностью, тромбозы в анамнезе и/или повышенная свертываемость крови, а также воздействие профессиональных и/или бытовых токсичных факторов.

В группе кломифена (12 пациентов в возрасте 34 (30; 39) лет) был назначен кломифена цитрат ежедневно перорально в дозе 50 мг на период 3 мес. У 5 пациентов этой группы до терапии был выявлен гипогонадизм (уровень общего тестостерона менее 11,0 нмоль/л).

В группе гонадотропина (10 мужчин в возрасте 32 (30; 34) лет) был назначен хорионический гонадотропин внутримышечно 1 раз в 3 дня на период 3 мес. Доза препарата считалась адекватной при повышении уровня общего тестостерона до нормы и/или на 50% от исходных значений после 3—5 инъекций препарата и составляла от 1000 до 2000 ЕД на одну инъекцию. У 6 пациентов этой группы также на момент начала исследования был выявлен гипогонадизм. Следует отметить, что у 2 из них олигоспермия и гипогонадизм были обусловлены хирургическим лечением соматотропиномы и гормонально неактивной аденомы гипофиза, причем давность развития гипогонадизма не превышала 1 года.

В процессе исследования в динамике проводили определение концентрации общего тестостерона. Уровни тестостерона (норма 11,0—33,0 нмоль/л) определяли на автоматическом хемилюминесцентном анализаторе Vitros ECi (Johnson and Johnson, Великобритания) методом усиленной хемилюминесценции. Сперматологическую диагностику осуществляли в соответствии с рекомендациями ВОЗ (2001) [1].

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica (StatSoft Inc. США, версия 6.0). Сравнение зависимых групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с использованием критерия Вилкоксона. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Результаты и обсуждение

У всех пациентов, включенных в исследование, лечение привело к статистически значимому увеличению уровня тестостерона (см. таблицу).

У 4 гипогонадных пациентов группы кломифена и у всех гипогонадных пациентов группы гонадотропина лечение привело к полной коррекции гипогонадизма.

В группе кломифена у 10 пациентов с олигозооспермией отмечалось улучшение основных параметров сперматогенеза. Было выявлено статистически значимое увеличение количества сперматозоидов в 1 мл эякулята с 13,8 (2,7; 17,0) до 34,7 (20,0; 67,5) млн, р=0,005 (рис. 1)

Рисунок 1. Количество сперматозоидов в 1 мл эякулята, млн (3 мес терапии).
и числа их морфологически нормальных форм от 1,5% (0,0; 10,0) до 5,2% (3,0; 14,0); р=0,012 (рис. 2).
Рисунок 2. Количество морфологически нормальных форм, % (3 мес терапии).
Кроме того, отмечалось увеличение подвижности А+В от 9,5% (2,0;18,4) до лечения до 15,0% (7,5;19,0) на фоне терапии, однако данное увеличение не было статистически значимым, р=0,052 (рис. 3).
Рисунок 3. Количество подвижных сперматозоидов А+В, % (3 мес терапии).

У 2 пациентов с азооспермией, несмотря на улучшение гормонального профиля, сперматозоиды в эякуляте не появились.

У 8 из 12 пациентов на фоне терапии кломифена цитратом олигозооспермия была устранена. У партнерш 2 пациентов наступила беременность.

В группе гонадотропина у 8 пациентов также отмечалось улучшение некоторых параметров сперматогенеза. Так, было выявлено статистически значимое увеличение количества сперматозоидов в 1 мл эякулята от 1,8 (0;20,0) до 7,3 (0,15;33,0) млн; р=0,049 (рис. 4),

Рисунок 4. Количество сперматозоидов в 1 мл эякулята, млн (3 мес терапии).
а также отмечалось небольшое увеличение числа их морфологически нормальных форм от 0 (0,0;1,0) до 1,5% (0;8,0), но это увеличение не являлось статистически значимым, р=0,09 (рис. 5).
Рисунок 5. Количество морфологически нормальных форм, % (3 мес терапии).
Однако увеличения подвижности А+В на фоне терапии выявлено не было (рис. 6).
Рисунок 6. Количество подвижных сперматозоидов А+В, % (3 мес терапии).

У одного пациента с олигоспермией, несмотря на устранение гипогонадизма, произошло ухудшение показателей спермограммы. Так, показатели количества сперматозоидов в 1 мл эякулята, их морфологически нормальных форм и подвижности А+В у этого пациента составили до терапии 14,3, 2 и 3,5% соответственно, а на фоне терапии — 1,5%, 0 и 0. Еще у одного пациента с тяжелой олигоспермией показатели спермограммы не изменились.

У 4 из 10 пациентов на фоне терапии хорионическим гонадотропином олигозооспермия была устранена. У партнерши одного пациента наступила беременность.

В процессе исследования не было отмечено значимых побочных эффектов препаратов, никто из пациентов из исследования не выбыл.

Выводы

1. Терапия как кломифена цитратом, так и хорионическим гонадотропином является эффективной в плане увеличения количества сперматозоидов у ряда пациентов с олигоспермией при нормальной или сниженной продукции лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов. Оба вида терапии при азооспермии неэффективны в связи с исходной выраженностью нарушения сперматогенеза.

2. Терапия кломифена цитратом увеличивает число морфологически нормальных форм сперматозоидов.

3. Отсутствие выраженного влияния стимуляционной терапии на подвижность и морфологию сперматозоидов может объясняться многофакторностью патогенеза астенотератозооспермии, что обусловливает необходимость тщательного дополнительного обследования пациентов и дальнейшего пристального наблюдения за ними.

4. Ввиду небольшого объема выборки достоверно судить об эффективности стимуляционной терапии в плане увеличения способности к зачатию не представляется возможным, поэтому необходимы дальнейшие исследования.

5. Нормализация уровня общего тестостерона у пациентов с гипогонадизмом является дополнительным преимуществом стимуляционной терапии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.