Ефремова И.Ю.

Кафедра хирургических болезней №2 Самарского государственного медицинского университета

Лысов Н.А.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 'Самарский медицинский институт 'Реавиз'

Митина Л.А.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

Сидоров Д.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Бутенко А.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена

Ультразвуковая диагностика в оценке местной распространенности опухолевого процесса при раке прямой кишки

Авторы:

Ефремова И.Ю., Лысов Н.А., Митина Л.А., Сидоров Д.В., Бутенко А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 673

Загрузок: 8


Как цитировать:

Ефремова И.Ю., Лысов Н.А., Митина Л.А., Сидоров Д.В., Бутенко А.В. Ультразвуковая диагностика в оценке местной распространенности опухолевого процесса при раке прямой кишки. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2012;1(1):39‑43.
Efremova IIu, Lysov NA, Mitina LA, Sidorov DV, Butenko AV. Ultrasound diagnosis in estimating locally advanced of rectal carcinoma. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2012;1(1):39‑43. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты ком­плексной те­ра­пии мес­тно-рас­простра­нен­но­го ра­ка пря­мой киш­ки. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):20-26
Ди­на­ми­чес­кая фун­кци­ональ­ная оцен­ка па­то­ло­ги­чес­ких из­ви­тос­тей внут­рен­них сон­ных ар­те­рий у боль­ных с муль­ти­фо­каль­ным ате­рос­кле­ро­зом. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):95-100
Важ­ность ди­на­ми­чес­кой фун­кци­ональ­ной оцен­ки па­то­ло­ги­чес­кой из­ви­тос­ти внут­рен­них сон­ных ар­те­рий у боль­ных с муль­ти­фо­каль­ным ате­рос­кле­ро­зом. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):146-151
Вза­имос­вязь дис­фун­кции та­зо­во­го дна и прок­то­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний у жен­щин поз­дне­го реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):66-70
Диф­фе­рен­ци­аль­ный ди­аг­ноз но­во­об­ра­зо­ва­ний ко­жи пе­ри­аналь­ной об­лас­ти. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):673-678
Воз­мож­нос­ти ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки в оп­ре­де­ле­нии ак­тив­нос­ти ор­би­таль­но­го вос­па­ле­ния при гра­ну­ле­ма­то­зе с по­ли­ан­ги­итом. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(6):32-38
Ле­гоч­ная ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия при на­ру­ше­ни­ях пор­то­ка­валь­ной ге­мо­ди­на­ми­ки. Роль ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2025;(1):90-98

Проблема рака прямой кишки (РПК) в течение многих десятилетий продолжает оставаться в центре внимания отечественных и зарубежных онкологов. В структуре онкологической заболеваемости по России за 2010 г. РПК составил 5,0%; в структуре общей смертности — 5,2% [7]. Ранняя диагностика и точная оценка степени инвазии опухолевого процесса в стенку кишки позволяют выполнить адекватное лечение и добиться высокого уровня выживаемости [1]. Широко применяемые в настоящее время такие методы диагностики, как пальцевое исследование прямой кишки, ирригоскопия и ректороманоскопия позволяют оценить локализацию и степень распространенности новообразования вдоль слизистой оболочки прямой кишки. Однако они не дают точной информации о глубине инвазии РПК в стенку кишки, не позволяют выявить распространение опухоли за пределы серозной оболочки, обнаружить метастазы в лимфатических узлах (ЛУ) или паренхиматозных органах брюшной полости [8]. Этих недостатков лишено ультразвуковое исследование (УЗИ) с использованием внутриполостного датчика [4]. Вместе с тем эта методика не является достаточно изученной и ее возможности требуют уточнения [2, 3]. В частности, до настоящего времени продолжается исследование возможностей метода в оценке степени распространенности опухолевого процесса. Остается невыясненной роль УЗИ в оценке опухолевого ангиогенеза при РПК и уточнение степени злокачественности новообразования.

Материалы и методы

Всего было обследовано 140 больных с морфологически верифицированным диагнозом РПК, из них 57 мужчин и 83 женщины в возрасте от 39 до 89 лет, средний возраст — 63,3±10,8 года. Комплексное УЗИ включало трансабдоминальное сканирование датчиком 3,5 МГц и внутриполостное сканирование микро-конвексным датчиком 7,5 МГц с применением цветового допплеровского картирования. Исследования проводили на аппаратах LOGIQ 400 («General Electric», США), а также iU 22 («Philips», Нидерланды). При трансабдоминальном сканировании выполнялся осмотр паренхиматозных органов и лимфатических узлов брюшной полости и забрюшинного пространства. При внутриполостном сканировании осматривали прямую кишку на всем протяжении и клетчатку малого таза.

Результаты исследования анализировали с применением различных методов параметрической и непараметрической статистики. Для этого использовали пакет статистических программ Statistica фирмы «StatSoft» (США). Для анализа изменений качественных переменных, а также взаимодействия качественных и количественных переменных применяли детерминационный анализ (специализированный пакет статистических программ Да-система фирмы «Контекст», Россия).

Результаты и обсуждение

При сопоставлении полученных ультразвуковых данных с результатами морфологического исследования установлено, что наиболее точно УЗИ позволяет оценить стадию РПК по критерию Т в соответствии с международной классификацией TNM: стадии Т2 и Т4, определенные по результатам комплексного УЗИ, были достоверно подтверждены при морфологическом исследовании у всех больных (табл. 1).

Расхождение обнаружено у одного пациента: при УЗИ ему была определена стадия Т3, однако при морфологическом исследовании установлена стадия Т4.

При расчете показателей чувствительности, специфичности и точности по критерию N мы получили низкую чувствительность при удовлетворительных показателях специфичности и суммарной точности: 44,8, 84,29 и 72,73% соответственно; аналогичный паттерн показателей был обнаружен и при расчете указанных показателей по критерию M: 56,84, 87,50 и 77,78% соответственно.

Помимо получения изображения опухоли при внутриполостном УЗИ выполняли цветовое допплеровское картирование с расчетом индекса резистентности (ИР). Цветовое допплеровское картирование позволило установить следующие основные типы кровотока при РПК: мозаичный, смешанный и перитуморальный. При мозаичном типе кровотока сосуды артериального и венозного компонентов представлены хаотично, их ориентация произвольна, выявляются артериовенозные соустья. Смешанный тип характеризуется сохранностью структурности кровеносных сосудов, отчетливо регистрируются артериальный и венозный компоненты кровотока. При перитуморальном типе основной отличительной особенностью является регистрация сосудов на границе опухоли и тазовой клетчатки. Трудной, а подчас невозможной оказалась регистрация кровотока в ткани опухоли. Кроме того, в нашем исследовании были случаи, когда кровоток в ткани опухоли не поддавался картированию, а отмечалось либо усиление кровотока в окружающей опухоль клетчатке, либо отсутствие его регистрации в зоне исследования вообще. Распределение типов кровотока в зависимости от уровня локализации раковой опухоли представлено в табл. 2.

Суммарный ИР для каждого уровня локализации был приблизительно одинаковым: от 0,66±0,01 до 0,68±0,04, а различия являлись статистически недостоверными (p>0,05). Качественный анализ ультразвуковой картины кровотока с использованием технологии энергетического допплера показал, что для опухолей с низкой степенью клеточной дифференцировки характерно более хаотичное расположение кровеносных сосудов, доминирование мозаичного типа кровотока и высокая максимальная скорость кровотока — от 0,83±0,01 до 0,94±0,02 см/с (p<0,05), в то время как умеренно- и высокодифференцированные раки демонстрируют смешанный и перитуморальный типы кровотока при более низкой максимальной его скорости — от 0,55±0,03 до 0,69±0,04 см/с (p<0,05).

Дополнительно было обнаружено, что в опухоли может регистрироваться кровоток с разными значениями ИР — от 0,45±0,05 до 0,81±0,06 (p≤0,05). Высокий показатель ИР свидетельствует о хорошо сформированной мышечной стенке кровеносного сосуда и низком темпе роста новообразования. Снижение ИР является признаком слабого сосудистого сопротивления и характерно для агрессивного роста опухоли с низкой степенью клеточной дифференцировки [10]. Это наблюдение заставило нас изучить зависимость ИР от гистологического типа опухоли: наличие такой зависимости помогло бы проведению дифференциальной диагностики при обнаружении новообразования в прямой кишке (табл. 3).

В результате мы обнаружили, что подавляющее большинство (96,1%) злокачественных процессов имеет статистически значимо высокий ИР — более 0,5; основная масса раковых опухолей (61,8%) демонстрирует ИР, находящийся в пределах от 0,51 до 0,70 (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Умереннодифференцированная аденокарцинома прямой кишки, T4N0M0, ИР 0,69.
Рисунок 2. Высокодифференцированная аденокарцинома прямой кишки, T4N0M1, ИР 0,78.

Следовательно, снижение ИР менее 0,5 должно быть сигналом к проведению дополнительного морфологического исследования внешне доброкачественного образования в прямой кишке. Полученные нами данные совпадают с результатами S.M. Stein и соавт. (1995) и подтверждают выводы Н.А. Савельевой (2003) и М.Г. Тухбатуллина (2004), в которых было показано снижение ИР при злокачественных новообразованиях прямой кишки до 0,43±0,06. По-видимому, высокий показатель ИР у больных со злокачественными новообразованиями прямой кишки связан с хаотичностью цитоархитектоники опухоли, мультивекторным кровотоком и высоким акустическим импедансом ткани.

Аналогичную ценность индикатора злокачественной трансформации имел признак отсутствия дифференцировки слоев стенки прямой кишки: в нашем исследовании в 98,9% всех раковых опухолей дифференцировка отсутствовала или была нарушена (табл. 4).

Таким образом, комплексное УЗИ в сочетании с расчетом ИР и детальным осмотром стенки прямой кишки в месте локализации патологически измененной слизистой или внутрипросветного новообразования, возможно является диагностическим тестом определения степени злокачественной трансформации.

С целью проверки данной гипотезы нами был проведен логит-регрессионный анализ, при котором установлена статистически значимая взаимосвязь (χ2=83,4; р=0,000) злокачественной трансформации опухоли прямой кишки с ИР (рис. 3).

Рисунок 3. Логит-регрессионная модель вероятности злокачественной трансформации опухоли по мере изменения индекса резистентности.

Из полученной модели следует, что вероятность злокачественной трансформации опухоли изменяется в интервале 0,35

где: ВОЗС — вероятность обнаружения запущенной стадии РПК (отн. ед.), e — основание натурального логарифма (константа =2,71828), ИР — индекс резистентности (отн. ед.).

Введя дополнительную переменную в логит-регрессионную модель оценки вероятности обнаружения злокачественно трансформированной опухоли по мере увеличения ИР и степени нарушения дифференцировки слоев стенки прямой кишки (рис. 4),

Рисунок 4. Логит-регрессионная модель вероятности злокачественной трансформации опухоли по мере изменения индекса резистентности и дифференцировки слоев.
мы обнаружили статистически значимое увеличение вероятности обнаружения опухоли с высоким темпом роста по мере нарастания ИР и количества слоев стенки прямой кишки, вовлеченных в неопластический процесс.

Найденная зависимость статистически значима и описывается следующим уравнением логит-регрессии:

где: ВЗТ — вероятность злокачественной трансформации (отн. ед.), e — основание натурального логарифма (константа =2,71828), ИР — индекс резистентности (отн. ед.), ДС — дифференцировка слоев со значениями, обозначенными на оси ординат.

Распространение опухолевого процесса за пределы стенки прямой кишки и усиление кровотока в тазовой клетчатке мы выявили у 99 пациентов (рис. 5).

Рисунок 5. Сравнение кровотока в тазовой клетчатке у пациента контрольной группы (а) и у больного РПК (б) при внутриполостном УЗИ.

Выводы

1. УЗИ является надежным диагностическим методом визуализации первичной опухоли прямой кишки и оценки степени ее распространенности в стенку.

2. Комплексное УЗИ в сочетании с расчетом индекса резистентности и детальным осмотром стенки прямой кишки в месте локализации патологически измененной слизистой или внутрипросветного новообразования целесообразно применять в качестве диагностического теста для определения степени злокачественной трансформации.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.