Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бердичевская А.А.

Такой букет нам не нужен!

Авторы:

Бердичевская А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 290 раз

Как цитировать:

Бердичевская А.А. Такой букет нам не нужен! Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(8):94‑98.
Berdichevskaya AA. We don’t need such a bouquet$1 Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2024;(8):94‑98. (In Russ.)

Автор:

Анна Александровна Бердичевская

Анна Александровна Бердичевская,
врач высшей категории, урогинеколог, нейроуролог, уролог, действительный член Европейской ассоциации урогинекологов (EUGA), действительный член и амбассадор в России International Continence Society, International Pelvic Pain Society, Global Pelvic Health Alliance, National Vulvodynia Association


Цистит и вагинальная флора: как разорвать порочный круг рецидивов

К нам часто обращаются женщины с рецидивирующими циститами. Нередко, кроме жжения в уретре и области наружных половых органов, их также беспокоят выделения с неприятным запахом. Почему цистит возвращается, да еще и с «прицепом»? Чаще всего причина в лечении без учета изменений бактериального микробиома. Давайте разбираться, как это связано и что делать, чтобы разорвать этот порочный круг.

Одно лечим, другое калечим?

В анамнезе у таких пациенток – прилежное исполнение назначений врача: масса антибиотиков, свечи, мази и т.п. Почему же проблема всплывает снова и снова? Причина одна: чем чаще рецидивы, тем шире по спектру антибиотик назначает врач. А порой и вовсе начинает лечить второй в жизни цистит фторхинолоном! Формируется зловещая карусель: уролог назначает все более сильные, казалось бы, препараты, а пациентка возвращается – с теми же симптомами, да еще и с неприятными выделениями.

Именно поэтому я так прицельно рассматриваю взаимосвязь цистита и изменения бактериального микробиома.

Давайте разбираться, из чего состоит и как функционирует вагинальный микробиом.

В норме вагинальная микробиота содержит бактерии, грибы, вирусы, археи и простейшие. Наиболее распространенные виды доминирующих лактобактерий – L. crispatus, L. jensenii, L. gasseri и L. iners. При этом ни одна микробиологическая картина не может считаться определением нормы. Мы все же ориентируемся на характер выделений и жалобы женщины.

Нормальные вагинальные выделения составляют 1–3 мл жидкости (в течение 24 часов). Могут быть белыми или прозрачными, жидковатыми или плотными, в основном без запаха.

Состояние вагинального микробиома напрямую зависит от уровня эстрогена. Если его достаточно – эпителий влагалища богат гликогеном, а значит, питательной средой для лактофлоры. Лактобактерии превращают глюкозу в молочную кислоту, тем самым создавая кислую вагинальную среду (pH от 4,0 до 4,5). Эта кислотность помогает поддерживать в норме флору и подавляет рост патогенных организмов, включая Gardnerella vaginalis, Escherichia coli, стрептококки группы B, генитальные виды Mycoplasma и Candida albicans. Ключевое слово здесь – ПОДАВЛЯЕТ!

Рассмотрим факторы риска, которые приводят к поломке этого важного защитного механизма:

– прием антибиотиков;

– низкий уровень эстрогена (менопауза);

– средства для интимной гигиены с антисептиками;

– использование твердого мыла и пены для ванн как абразивов с более щелочной pH;

– спринцевания влагалища и вагинальный душ;

– длительное использование ежедневных прокладок;

– сексуальная активность;

– противозачаточные средства (спермициды);

– сопутствующие инфекции.

Что мы получаем в сухом остатке, назначая пациентке с циститом антибактериальный препарат «помощнее» или местный антисептик после полового контакта? Ожидаемо – рецидивы цистита!

Добавим сюда «лечение по Интернету», которым, увы, часто увлекаются женщины,– и получаем запущенного пациента.

С чем предстоит работать?

Бактериальный вагиноз (БВ) – это сложное изменение в вагинальной микробиоте, характеризующееся снижением концентрации лактобактерий, а также повышением pH и ростом концентрации других организмов, особенно анаэробных грамотрицательных. БВ – частая причина аномальных выделений у женщин детородного возраста (40–50% всех случаев вагинита) как при симптоматических, так и при бессимптомных инфекциях [5].

Классические симптомы БВ – вагинальные выделения и/или вагинальный запах. Выделения жидкие и однородные, с запахом «тухлой рыбы». Могут быть более заметными после полового акта и во время менструации. Исследования показали, что у 50–70% женщин БВ протекает бессимптомно, только у 12–18% симптомы будут развиваться [3].

Можем ли мы, к примеру, считать бессимптомной женщину с рецидивирующим посткоитальным циститом при отсутствии патологических выделений? Можем! И обратить внимание на состояние вагинального микробиома – обязаны.

Сам по себе бактериальный вагиноз обычно не вызывает дизурию, диспареунию, зуд, жжение вульвовагинального вагинита или вагинального/вульварного воспаления (эритема, отек). Наличие этих симптомов предполагает смешанный вагинит (симптомы, вызванные двумя патогенами).

Тут все, конечно, предельно просто. Однако выше я уже писала про бессимптомных женщин и рецидивирующие циститы. Важно! Если клинических признаков воспаления нет, используется термин «вагиноз», а не «вагинит».

Основные бактерии, обнаруженные у женщин с БВ:

Gardnerella vaginalis;

виды:

Prevotella;

Porphyromonas;

Bacteroides;

Peptostreptococcus, Mycoplasma hominis и Ureaplasma urealyticum, Mobiluncus, Megasphaera, Sneathia и Clostridiales.

Также распространены виды Fusobacterium и Atopobium vaginae (новое название – Fannyhesea vaginae).

С потерей лактобактерий повышается pH и разрастаются вагинальные анаэробы. Они производят ферменты протеолитической карбоксилазы, которые расщепляют вагинальные пептиды на различные амины. Эти летучие соединения связаны с повышенной вагинальной транссудацией и отшелушиванием плоских эпителиальных клеток, что приводит к типичным клиническим проявлениям у пациентов с БВ. Повышение pH также облегчает прилипание G. vaginalis к слущившимся эпителиальным клеткам.

Статистика впечатляет: согласно исследованиям, в 7 регионах мира БВ распространен среди 23–29% женщин репродуктивного возраста [3]. Учитывая этот фактор, может ли уролог не обратить внимания на состояние вагинальной флоры у женщины с рецидивирующим циститом?

Воздействие сексуальных контактов

К проблеме рецидивирующих инфекций мочевыделительной системы нужно подходить комплексно, особенно если рецидивы связаны с половыми контактами. И дело вовсе не в анатомии и расположении уретры: далеко не всегда рецидивы цистита происходят после каждого полового акта либо беспокоят женщину с самого начала половой жизни. Важно понимать, что БВ – сугубо женская проблема. Большинство эпидемиологических данных поддерживают гипотезу о том, что БВ является инфекцией, передаваемой половым путем (ИППП). Однако ее не классифицируют как таковую, если нет конкретного возбудителя или явного аналога заболевания у мужчин. Кроме того, исследования сообщают о смешанных результатах влияния лечения сексуального партнера-мужчины.

Рассмотрим другие факторы риска, связанные с половыми контактами.

Воздействие первого сексуального контакта

Наблюдательное исследование, в котором приняли участие 400 кенийских женщин в возрасте от 16 лет до 21 года, выявило рост распространенности БВ с 2,8 до 13,7% за период времени ОТ первого секса и ПОСЛЕ него [6]. Первый контакт был связан с более чем в 2 раза повышенным риском развития БВ.

Заражение инфекциями, передаваемыми половым путем

Наличие других ИППП, по-видимому, связано с повышенной распространенностью БВ. В систематическом обзоре и метаанализе исследований, оценивающих связь между инфекцией БВ и инфекцией вируса простого герпеса типа 2 (ВПГ-2), женщины, инфицированные ВПГ-2, имели на 55% более высокий риск развития БВ по сравнению с женщинами, не инфицированными ВПГ-2 [5].

БВ и ВИЧ-инфекция

Пятилетнее проспективное когортное исследование показало, что БВ был более распространенным и устойчивым среди ВИЧ-инфицированных женщин по сравнению с теми, кто не инфицирован ВИЧ. И наоборот, БВ может выступать фактором риска инфицирования ВИЧ и ИППП.

Резюме: сексуальная активность – значимый фактор риска для развития БВ.

По мнению экспертов, бактериальный вагиноз НЕ встречается у женщин, которые никогда не имели сексуальных контактов любого типа, включая оральный секс.

Точная диагностика: критично важно

Зачастую проблема наших женщин – на фоне приема антибиотиков, снижения количества эстрогена и других факторов – может не быть столь прозрачной. Назначая при каждом обострении пероральный антибиотик широкого спектра, без понимания прямой связи микробиома влагалища с состоянием мочевого пузыря, мы порой загоняем пациентку в тот самый порочный круг, когда она уже начинает верить эзотерикам и шаманам.

Поэтому, помимо общих и культуральных исследований мочи, я рекомендую урологам-гинекологам исследовать состояние влагалища каждой обратившейся женщины, а именно, оценить состояние слизистых и выделений влагалища, pH влагалища (с помощью тест-полосок «Кольпо-тест pH») и провести микроскопию.

1. Норма pH у женщины до периода менопаузы – 4,0–4,5. Выделения не имеют запаха.

2. Результаты микроскопии: присутствие лактобактерий и отсутствие лейкоцитов; выделения, как правило, без запаха.

3. При кандидозе: pH 4,0–4,5; микроскопия – грибы рода Candida; выделения творожистые с кислым запахом.

4. При БВ и смешанном вагините: pH всегда будет выше 4,5; при микроскопии определяются ключевые клетки; «рыбный» запах выделений.

Поскольку симптомы БВ часто пересекаются с симптомами других вагинальных инфекций, для правильного контроля лечения важна точная диагностика.

В своей работе я часто использую исследование биоценоза влагалища методом Real-time PCR (ПЦР в режиме реального времени).

Метод позволяет количественно определить состав микрофлоры влагалища:

– факультативно-анаэробные микроорганизмы: Lactobacillus spp., Enterobacter spp., Streptococcus spp., Staphylococcus spp.;

– облигатно-анаэробные микроорганизмы: Gardnerella vaginalis / Prevotella bivia / Porphyromonas spp., Eubacterium spp., Sneathia spp. / Leptotrichia spp. / Fusobacterium spp., Megasphaera spp. / Veilonella spp. / Dialister spp., Lachnobacterium spp. / Clostridium spp., Mobiluncus spp. / Corynebacterium spp., Peptostreptococcus spp., Atopobium vaginae;

– микоплазмы: Mycoplasma hominis, Ureaplasma spp., Mycoplasma genitalium (патоген, определяется качественно);

– грибы: Candida spp.

Какое решение мы как урогинекологи можем дать?

Женщинам с рецидивирующим циститом и БВ назначаем стандартную противорецидивную терапию цистита, подобранную индивидуально на основании клинико-лабораторных данных, а также данных pH и тест-системы «Фемофлор-16».

Согласно рекомендации ISSVD (The International Society for the Study of Vulvovaginal Disease), первой линией терапии БВ выступает метронидазол как для перорального, так и для вагинального применения. Однако мы отдаем предпочтение интравагинальной терапии, и на то есть веские причины.

1. Пероральное лечение вызывает системные побочные эффекты, включая головную боль, тошноту, боль в животе и диарею.

2. Концентрация вагинальных форм, достигнутая при местном лечении, может быть до 30 раз выше, чем у пероральных препаратов. А показатели лечения сопоставимы или даже выше, чем при пероральной терапии.

При острых формах БВ рекомендован Метрогил (гель вагинальный 1%): вводить с помощью аппликатора 5 граммов геля на ночь в течение 7 дней (по инструкции – 5 дней) [1].

Однако в течение 12 месяцев после успешного лечения БВ более 50% женщин испытывают рецидив. Поскольку протоколов лечения рецидивов пока нет, ISSVD рекомендует противорецидивную терапию с помощью геля метронидазол 1%: два раза в неделю в течение 4–6 месяцев, сразу после успешной индукционной терапии.

Согласно исследованиям, результаты такой профилактики успешны в 70% случаев. Тем не менее рецидив не исключен, и даже на фоне терапии возможно развитие кандидоза. В таких случаях ISSVD рекомендует сочетание метронидазола с противогрибковым препаратом (2 в 1): это снижает риск развития вторичного кандидоза на 90% [6].

Для коррекции смешанных вагинитов и профилактики грибковых осложнений на фоне противорецидивной терапии мы рекомендуем использовать вагинальный гель Метрогил плюс (метронидазол 10 мг + клотримазол 20 мг) [2].

Согласно обзорам UpToDate, эффективность метронидазола была установлена в рандомизированных исследованиях с использованием плацебо или активного контроля препарата. Опубликованные показатели излечения могут широко варьироваться в зависимости от диагностических критериев исследователей, определения излечения и неудачи лечения, а также продолжительности времени после терапии до последующего визита.

Многодневная терапия. Лечение небеременных пациенток с симптомами БВ метронидазолом перорально (7 дней) или интравагинально (5 дней) приводит к высокому уровню клинического излечения (от 70 до 80% за 4 недели наблюдения). В большинстве сравнительных исследований в течение одной недели уровень раннего излечения превышал 90%, а уровень излечения (по критериям Амселя) через 4 недели достигал 80% [4].

Длительный курс лечения. Недостаточно доказана польза от продления терапии более 7 дней. Хотя показатели раннего излечения значительно выше, когда первоначальный курс терапии метронидазолом составляет 14, а не 7 дней. Показатели долгосрочного излечения (21 день после завершения терапии) одинаковы для обеих схем лечения.

Подчеркну еще раз: лечение цистита без учета состояния микробиома влагалища не принесет результатов, а только загонит проблему в тупик.

Таким образом, знание и понимание структуры вагинального микробиома и выбор корректирующей терапии – относительно жалоб и анамнеза пациентки – имеют решающее значение в лечении рецидивирующих циститов.

Литература / References:

  1. Общая характеристика лекарственного препарата Метрогил® гель вагинальный, регистрационное удостоверение лекарственного препарата ЛП-№ 001145-РГ-RU. 
  2. Общая характеристика лекарственного препарата Метрогил® Плюс, регистрационное удостоверение лекарственного препарата ЛП-№ 000974-РГ-RU. 
  3. Vieira-Baptista P, Stockdale CK, Sobel J (eds). International Society for the Study of Vulvovaginal Disease recommendations for the diagnosis and treatment of vaginitis. Lisbon: Admedic, 2023. https://www.issvd.org/application/files/4916/7897/2719/ISSVD_recommendations_for_the_diagnosis_and_treatment_of_vaginitis.pdf
  4. Colonna C, Steelman M. Amsel Criteria. 2023 Jul 4. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2024 Jan–. PMID: 31194459. Date of circulation: : 07.08.2024. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31194459
  5. Abou Chacra L, Fenollar F, Diop K. Bacterial Vaginosis: What Do We Currently Know? Front Cell Infect Microbiol. 2022 Jan 18;11:672429. https://doi.org/10.3389/fcimb.2021.672429
  6. Coudray MS, Madhivanan P. Bacterial vaginosis-A brief synopsis of the literature. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2020 Feb;245:143-148.  https://doi.org/10.1016/j.ejogrb.2019.12.035

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.