Фомина Е.И.

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Меня трясет!

Авторы:

Фомина Е.И.

Подробнее об авторах

Прочитано: 546 раз

Как цитировать:

Фомина Е.И. Меня трясет! Non nocere. Новый терапевтический журнал. 2024;(5):128‑137.
Fomina EI. I’m shaking$1 Non Nocere. New Therapeutic Journal. 2024;(5):128‑137. (In Russ.)

Автор:

Елизавета Игоревна Фомина

Елизавета Игоревна Фомина,
врач-ординатор по специальности «терапия», ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, Москва, Россия


Лихорадка: от античности до наших времен

Дайте мне лихорадку, и я вылечу любую болезнь.

Гиппократ

Лихорадка известна человечеству с глубокой древности. На протяжении столетий ее упоминание встречается во многих культурах в разных вариациях – от научных до сверхъестественных.

В римской мифологии упоминается Деа Фебрис – богиня лихорадки (лат. febris – лихорадка), которая могла как принести болезнь, так и развеять ее. Богине поклонялись в надежде на то, что она не причинит зла. Известны три храма, существовавшие на территории Италии в окрестностях Рима в ее честь. Фебрис была также богиней малярии, весьма распространенной на юге Древней Италии. У Фебрис были две дочери (или сестры): Деа Терциана и Деа Квартана – богини трехдневной и четырехдневной малярии, так как лихорадка имеет перемежающийся характер с интервалом в 3–4 дня [1].

Деа Фебрис – римская богиня лихорадки. Гравюра Вирджила Солиса из серии «Двенадцать мифологических женщин», XVI век

***

В русской культуре слово «лихорадка» происходит от глагола «лихорадить», образованного от существительного «лихо» (зло) и глагола «радить» (желать), то есть «желать зла». В славянской мифологии лихорадка представляется в образе женщины, вселяющейся в человека и вызывающей у несчастного то озноб, то жар. В заговорах упоминаются ее многочисленные сестры: «Мне есть имя Трясея. Не может тот человек согретися в печи», «Мне есть имя Огнея. Как разгорятся дрова смоленые в печи, так разжигает во всяком человеке сердце», «Мне есть имя Ледея. Знобит род человеческий…», «Мне есть имя Гнетея. Ложится у человека по у ребре, аки камень, задыхает, здохнеть не дает, с души сметывает», «Мне есть имя Хрипуша. Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исходит из человека с хрипом», «Мне есть имя Глухея. Та ложится у человека в головы, и уши закладывает, тот человек бывает глух», «Мне есть имя Ломея. Ломит у человека кости, и главу, и, спину, аки сильная буря сырое дерево» и др. [2].

С точки зрения медицины первые упоминания о лихорадке принадлежат Гиппократу (460–370 гг. до н. э.): πυρετός (пиретос – лихорадка) – от др. греч. πρ – огонь, жар, очищающий организм. Гиппократ определял лихорадку как «полезный» симптом при инфекции. Также лихорадка упоминалась в гуморальной теории Гиппократа. Согласно философии Эмпедокла, вселенная создана из четырех элементов, каждому из которых соответствуют два качества: теплое и влажное – воздух, холодное и сухое – земля, теплое и сухое – огонь, холодное и влажное – вода. Согласно Гиппократу, эти элементы в организме человека приняли форму четырех жидкостей: слизь или флегма – вода, желтая желчь – огонь, кровь – воздух, черная желчь – земля. Избыток в организме какой-либо жидкости Гиппократ связывал с развитием заболеваний. Так, при избытке желтой желчи у человека возникали лихорадка, экзема, острые воспаления, гиперреактивность органов. «Лихорадка возникает из-за следующего: каждый раз, когда желчь или мокрота нагреваются, все остальные части тела нагреваются вместе с ними, и это называется лихорадкой».

Гиппократ – древнегреческий врач и философ

Позже Клавдий Гален (129–216 гг. н. э.) соотнес преобладание «соков» в организме с определенным поведением человека, темпераментом. Преобладание желчи (chole) соответствует холерику – темпераменту вспыльчивому, быстрому, порывистому, истеричному.

Гален в отличие от Гиппократа определял лихорадку как противоестественный жар.

Клавдий Гален – римский врач, последователь Гиппократа

В Х веке н. э. жил Абу Бакр Раби ибн Ахмад Ахавейни Бухари (Akhawaynī) – персидский врач и хирург. В своей практике он успешно занимался лечением психических заболеваний, поэтому его называли врачом для душевнобольных. По просьбе своего сына он написал справочник по медицине для студентов «Хидайят аль-Мута’аллимин фи аль-Тибб». Это единственный из трех сохранившихся трудов, написанных Ахавейни на персидском языке (а не на арабском). Благодаря ему впервые была описана кривая лихорадки, а в общей сложности – 4096 (!) различных лихорадок. Трактат Ахавейни широко использовался на территории Персии, однако позже был вытеснен более полными трудами, в том числе Авиценны [3].

Кривые лихорадки Ахавейни: вертикальные линии – дни, горизонтальные линии, соединяя вершины, указывают дни лихорадки

Абу Али ибн Сина, или Авиценна, (980–1037 гг.) в своем труде «Канон врачебной науки» дал определение: «Лихорадка – это посторонняя теплота, которая вспыхивает в сердце и распространяется из него по всему телу, через посредство пневмы и крови, по артериям и венам. Она до того разгорается в теле, что нарушает его естественные действия, и она не такова, как теплота от гнева или утомления, ибо последняя не доходит до того, чтобы пристать к телу и нарушить его действия». Как и его современники, он согласился разделять лихорадку как симптом и лихорадку как болезнь, хоть и был не до конца с этим согласен. Авиценна описал классификацию лихорадки по стадиям, длительности и особенностям течения [4].

Абу Али ибн Сина, или Авиценна, – персидский ученый, врач, философ, астроном

Со временем представления о лихорадке менялись. Изучение болезни шагнуло вперед с появлением термометрии. В 1592 году Галилео Галилей (1564–1642 гг.) изобрел первый термоскоп. Измерение проводилось в полости рта. Недостатком было отсутствие шкалы.

Галилео Галилей – итальянский физик, механик, математик

Термоскоп, изобретенный Галилео Галилеем в 1592 году (источник: Goerke H. Medizin und Technik. Verlag Callway, Munich, 1988)

Итальянский физик и врач Санторио Санкториус (1561–1636 гг.) выяснил, что у здорового человека температура постоянна. В 1626 году он изобрел термоскоп со шкалой. Измерение температуры производили орально, в зависимости от температуры тела уровень жидкости поднимался или опускался, и по нему судили о наличии лихорадки. Однако термоскоп Санкториуса был достаточно больших размеров и существовал в единственном экземпляре.

Санторио Санкториус – итальянский физиолог, врач и профессор

Термоскоп, изобретенный Санторио Санкториусом (источник: Goerke H. Medizin und Technik. Verlag Callway, Munich, 1988)

В 1714 году Габриель Фаренгейт (1686–1736 гг.) изобрел первый ртутный градусник, отметив на шкале 4 точки: температуру кипения воды (212 °F), температуру тела здорового человека (96 °F), температуру таяния льда (32 °F) и температуру таяния смеси воды с солью и со льдом (0 °F).

Даниель Габриель Фаренгейт – немецкий физик

В 1742 году Андрес Цельсий (1701–1744 гг.) усовершенствовал изобретение Фаренгейта и ввел в него 100-градусную шкалу, приняв 0 градусов за температуру плавления льда, а 100 градусов – за температуру кипения.

Андрес Цельсий – шведский астроном, геолог и метеоролог

Сравнение шкал Фаренгейта (слева) и Цельсия (справа) (источник: Goerke H. Medezin und Technik. Verlag Callway, Munich, 1988)

***

В медицине термометрия стала активно использоваться гораздо позже. В 1861 году немецкий врач Карл Герхард (1833–1902 гг.) написал: «Измерение температуры – слишком сложная процедура, чтобы возможно было введение ее в практику и частое применение при работе с пациентами».

Карл Якоб Адольф Кристиан Герхард – немецкий терапевт

В России в 1860 году Боткин С.П. (1832–1889 гг.) впервые применил термометрию в клинической практике.

Сергей Петрович Боткин – русский врач-терапевт, патологоанатом, физиолог, общественный деятель

Классический термометр (в привычном для нас виде: малых размеров, из стекла, с сужением над колбой, чтобы ртуть не выливалась) был разработан в 1867 году.

Немецкий врач Карл Вундерлих (1815–1877 гг.) провел измерение температуры тела в подмышечной впадине у 25 тыс. человек, выявив при этом среднюю нормальную температуру тела – 98,6 °F (37 °C). Также он установил границу лихорадки – 100,4 °F (38 °C.) В 1868 году Карл Вундерлих опубликовал первый труд по клинической термометрии «О температуре при болезнях» [5].

Карл Рейнхольд Август Вундерлих – немецкий терапевт

После работы Карла Вундерлиха в клиническую практику по всему миру была введена клиническая термометрия, а лихорадку начали называть состоянием. Теперь стояла задача выяснить причину этого состояния.

В это время Луи Пастер (1822–1895 гг.) выдвинул теорию микробного происхождения болезней. Благодаря техническому прогрессу и научным открытиям с каждым десятилетием становилось известно все больше причин лихорадки. Однако к ХХ веку все больший интерес вызывали случаи, когда причину установить не удавалось.

Луи Пастер – французский химик и микробиолог

Одновременно с этим возник вопрос о физиологии лихорадки. До 60-х годов XIX века основной причиной возникновения заболевания считалось повышение теплопродукции организмом. Многие исследователи пришли к выводу, что за лихорадкой стоит нарушение деятельности нервных центров, регулирующих содержание тепла в организме и теплообмен.

Однако в 1868 году Боткин С.П. во 2-м томе своей книги «Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции» (в лекциях, посвященных брюшному тифу) уже рассуждает о том, что повышение температуры идет по двум механизмам: первый – увеличение выработки тепла, второй – неэффективность обычных охлаждающих механизмов при нормальной продукции тепла [6]. На примере лихорадящего больного он отмечал повышение окислительных процессов собственных белков организма и уровня мочевины, недостаточное, однако, для высоких цифр температуры тела. Также было отмечено снижение массы тела больных при понижении температуры тела, несмотря на повышенное потребление пищи, хотя при высоких цифрах вес оставался стабильным даже при недостаточном поступлении питательных веществ. Исходя из этого, Боткин С.П. сделал вывод, что при лихорадке также нарушается теплоотдача, и в результате этого лихорадка достигает своего пика. Но это была лишь теория. Однозначного ответа не находилось до начала ХХ века.

В 1902 году Лихачев А.А. (1866–1942 гг.) и Авроров П.П. (1870–1940 гг.) с помощью первого калориметра изучили теплообмен больных лихорадкой, сравнив его с обменом при мышечной работе. Было выявлено, что в патогенез заболевания значительный вклад вносит нарушение процессов теплоотдачи. Так, при малярии теплопродукция повышалась на 63%, а температура тела поднималась до 40 °C. При мышечной работе (в зависимости от интенсивности) теплопродукция может повышаться на 100–200%, но повышения температуры тела не происходит за счет адекватной теплоотдачи. Данные выводы впоследствии были неоднократно подтверждены в европейских и отечественных исследованиях.

Алексей Алексеевич Лихачев – русский и советский токсиколог и фармаколог

Павел Петрович Авроров – русский и советский патофизиолог

Интересно, что в начале ХХ века большое распространение получила пиротерапия – лечение искусственным повышением температуры тела. Способы достижения были весьма разнообразные – от введения в организм чужеродных белков, пирогенов, инфекционных возбудителей, до применения электрического поля УВЧ и магнитного поля высокой частоты.

В дальнейшем большое внимание было уделено изучению пирогенных свойств различных бактерий – экзогенных пирогенов. В 1950-х годах было открыто понятие эндогенного пирогена и его роль в асептическом воспалении.

Вторая половина ХХ века знаменательна мощнейшим научным прогрессом, в том числе в области медицины. Была подробно изучена биология микроорганизмов, особенно возбудителей заболеваний как бактериальных, так и вирусных, изучена их биохимия и взаимодействие с макроорганизмом. Разработано множество методов этиологической и патогенетической терапии.

В итоге мы имеем собственное представление о лихорадке. Лихорадка – это типовой патологический процесс, характеризующийся повышением температуры тела вследствие изменений механизмов терморегуляции, вызванных действием пирогенных веществ.

Литература / References:

  1. Disease-spirits and Divine Cures Among the Greeks and Romans by Cesidio Ruel Simboli (1921).
  2. Энциклопедия русских суеверий / Марина Власова. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. – 622 с.: ил.; 24 см. 
  3. Sajadi MM, Bonabi R, Sajadi MR, Mackowiak PA. Akhawayni and the first fever curve. Clin Infect Dis. 2012 Oct;55(7):976-980.  https://doi.org/10.1093/cid/cis596
  4. Канон врачебной науки: Посвящается 1000-летию со дня рождения велик. азиат. учен.-энциклопедиста Абу Али Ибн Сины / Абуали Ибн-Сина (Авиценна); Редкол.: акад. А.С. Садыков (пред.) и др.; Пер. с араб. У.И. Каримова и М.А. Салье. – 2-е изд. – Ташкент: Фан, 1979-1980. – 26 см. Кн. 4. – 1980. – 735 с. 
  5. Mackowiak PA, Worden G. Carl Reinhold August Wunderlich and the evolution of clinical thermometry. Clin Infect Dis. 1994 Mar;18(3):458-467.  https://doi.org/10.1093/clinids/18.3.458
  6. Курс клиники внутренних болезней профессора Сергея Петровича Боткина: с приложением портрета автора и биографического очерка / сост. проф. В.Н. Сиротининым. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: О-во рус. врачей в Санкт-Петербурге, 1912.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.