Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Артамонова Г.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Попсуйко А.Н.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Данильченко Я.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Милиневский Н.И.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Применение проектного подхода в построении эффективной системы управления ресурсами медицинского учреждения

Авторы:

Артамонова Г.В., Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В., Милиневский Н.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1082

Загрузок: 10


Как цитировать:

Артамонова Г.В., Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В., Милиневский Н.И. Применение проектного подхода в построении эффективной системы управления ресурсами медицинского учреждения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2023;45(3):33‑40.
Artamonova GV, Popsuiko AN, Danilchenko YaV, Milinevskiy NI. A project approach to effective resource management system in a hospital. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2023;45(3):33‑40. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20234503133

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние внед­ре­ния стан­дар­та ISO 9001 на эф­фек­тив­ность де­ятель­нос­ти ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):43-52

Введение

В настоящее время проектное управление востребовано организаторами здравоохранения в тех случаях, когда необходимо достичь конкретной цели за определенное время и скоординировать выполнение многочисленных взаимосвязанных действий различных специалистов. Данный подход может быть использован при организации систем управления ресурсами в учреждениях здравоохранения, образования, а также экономического сектора и области цифровизации [1, 2]. Принято считать, что для эффективного оказания медицинской помощи населению процесс управления ресурсами должен являться одной из приоритетных стратегических целей в менеджменте здравоохранения [3]. Обозначенная проблема требует организационных решений [4, 5]. Развитие знаний о возможностях применения проектного подхода в системе управления ресурсами в медицинском учреждении, оказывающем высокотехнологичную медицинскую помощь, имеет несомненную теоретическую и прикладную ценность.

Нами проанализирована практика применения проектного подхода в построении эффективной системы управления ресурсами медицинского учреждения федерального уровня.

Анализ проведен на базе ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний», Кемерово (НИИ КПССЗ). В клинике НИИ КПССЗ оказывается специализированная медицинская, в том числе высокотехнологичная, помощь при болезнях системы кровообращения, которая финансируется системой обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный уровни), что предопределяет особенности обеспечения процесса оказания медицинской помощи разнообразными видами ресурсов с учетом законодательного регулирования в части закупок. В таких условиях главным требованием к системе управления организации следует считать создание эффективного внутриорганизационного взаимодействия заинтересованных сторон, гибкое реагирование на изменения деловой среды.

Применение проектного подхода как инструмента управления ресурсами в НИИ КПССЗ основано на существующих стандартах: ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами»1, ГОСТ Р 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту»2.

Опыт НИИ КПССЗ в применении проектного подхода при управлении ресурсами

На основе методологии стандартизации в НИИ КПССЗ реализован проект «Построение системы управления ресурсами медицинского учреждения», в котором можно проследить классические стадии жизненного цикла: инициирование, планирование, исполнение, контроль и завершение.

На этапе инициирования руководством учреждения принято решение о необходимости проекта, продуктом которого станет единая целостная система управления ресурсами, построенная по принципу «одного окна». Особенностью разработки и последующей реализации проекта в учреждении явилось отсутствие стандартизированных решений обозначенной ранее проблемы. Одновременно в НИИ КПССЗ накоплен опыт функционирования системы менеджмента качества (СМК), что позволило обеспечить единство целей и результатов на начальном этапе реализации проектного замысла.

На этапе планирования проведен анализ имеющихся организационных, финансовых, кадровых и технологических ресурсов. Особое внимание уделено аналитической деятельности, что позволило обеспечить устойчивость и управляемость проекта. Ресурсное планирование основано на том, что проект не требовал привлечения дополнительных административных, кадровых и финансовых ресурсов и опирался исключительно на собственные источники.

Важным элементом в системе планирования проекта является разработка плана-графика («дорожной карты») выполнения работ (табл. 1). Данные, представленные в табл. 1, наглядно демонстрируют последовательность выполнения укрупненных групп работ по проекту, а также характеризуют ключевые этапы его жизненного цикла: организационный, реализации и постпроектное сопровождение. Первый этап состоял из разработки матрицы ответственности участников с распределением зон ответственности и длился в течение 2 мес. Ценность данного этапа состоит в формализации процесса обеспечения ресурсами посредством разработки положений и иной документации, обеспечивающей интеграцию рассматриваемого процесса в систему управления организацией. Организационный этап проекта выполнен в срок в соответствии с планом-графиком. Второй этап состоял из выполнения проектных мероприятий и мониторинга критериев их результативности. Данный этап длился в течение года. Заключительный этап включал корректирующие мероприятия с поддержанием актуального процесса обеспечения оборудованием и ресурсами.

Таблица 1. План-график реализации проекта

Мероприятие

Срок реализации

Результат

Ответственный

1. Организационный этап

1.1

Разработка матрицы ответственности участников процесса

01.03.17

Распределение зон ответственности

Заместитель директора по экономике и финансам (владелец процесса)

1.2

Формализация СУР

01.04.17

Разработка Положений о службе обеспечения ресурсами, контрактной службе. Корректировка Положений структурных подразделений и должностных инструкций участников процесса

Руководители служб и подразделений

1.3

Интеграция СУР в систему управления организации, в действующую модель СМК (при наличии)

20.05.17

Разработка, согласование документированной процедуры «Обеспечение ресурсами структурных подразделений»

Представитель руководства по качеству, руководитель отдела качества, структурных подразделений

2. Этап реализации (в течение года)

2.1

Исполнение мероприятий проекта и мониторинг результативности

Согласно регламенту в течение года

Профилактика рисков в обеспечении ресурсами

Отдел качества, заинтересованные стороны проекта

2.2

Разработка системы оценки эффективности СУР

1 раз по итогам года

Отчет высшего руководства.

План улучшений и корректирующих действий

Владелец процесса, руководитель отдела качества

3. Постпроектное сопровождение

3.1

Поддержка СУР в рабочем состоянии, управление изменениями в процессе

По настоящее время

Поддержание в актуальном состоянии СУР

Владелец процесса, отдел качества, заинтересованные стороны проекта

Примечание. СУР — система управления ресурсами; СМК — система менеджмента качества.

На этапе исполнения проекта сформирована система управления ресурсами подразделений НИИ КПССЗ (см. рисунок), которая обеспечивала бесперебойную поставку необходимых ресурсов, их рациональное использование в лечебно-диагностическом процессе. Показана одна из особенностей функционирования системы управления ресурсами, которая проявляется в ориентации на партисипативность — максимальное вовлечение всех заинтересованных сторон в процессы организации, планирования, обеспечения и доведение ресурсов до конечных пользователей. В этом также усматривается проявление элементов проектного подхода, обеспечивающего эффективную коммуникацию и взаимодействие между всеми участниками процесса.

Система управления обеспечением ресурсами подразделений НИИ КПССЗ.

Этап контроля связан с использованием современных инструментов, позволяющих обеспечить своевременное выполнение как проектных мероприятий, так и процедур самого процесса управления ресурсами. С целью решения этой задачи использована матрица ответственности. Для повышения управляемости и прозрачности системы управления ресурсами матрица процесса поделена на этапы. Самый крупным по задействованию людских ресурсов, продолжительным по времени и ответственным является этап формирования, рассмотрения и согласования заявок (табл. 2).

Таблица 2. Матрица ответственности процесса управления ресурсами. Этап формирования, рассмотрения и согласования заявок

Подэтап

Ответственный

зам. директора по экономическим вопросам и финансам

зам. директора по научной работе

главный врач

главный инженер

начальник планово-экономического отдела

главная медицинская сестра

зав. подразделением

контрактная служба

старшая медицинская сестра, материально ответственное лицо

служба обеспечения ресурсами

начальник технического отдела

начальник it отдела

зам. главного врача по медицинской части

клинический фармаколог

Составление заявки

О

К

К

И

И

И

И

И

И

И

И

И

Сбор данных о потребностях в ресурсах

К

О

О

И

И

И

И

И

И

И

Инженерно-техническая экспертиза

К

О

И

Утверждение заявок

И

И

И

К

О

Формирование общеинститутской заявки

К

О

О

Формирование плана-графика

К

И

И

О

И

Примечание. И — исполнитель; К — координатор; О — ответственный.

Далее следует организация процедуры закупки (табл. 3) — ответственный процесс с точки зрения корректности и правильности составления технического задания, а также согласования лимитов на счетах организации (возможности оплаты).

Таблица 3. Матрица ответственности процесса управления ресурсами. Этап организации процедуры закупки

Подэтап

Ответственный

зам. директора по экономическим вопросам и финансам

зам. директора по научной работе

главный врач

главный бухгалтер

зав. подразделением

контрактная служба

служба обеспечения ресурсами

начальник технического отдела

Составление технических заданий

И

К

О, И

О, И

Организация процедуры закупок

О

И

И

И

И

И

Примечание. И — исполнитель; К — координатор; О — ответственный.

Следующий этап — сопровождение, исполнение и закрытие контрактов (табл. 4). Ответственность за его правильность лежит на контрактной службе, остальные являются исполнителями.

Таблица 4. Матрица ответственности процесса управления ресурсами. Этап сопровождения, исполнения и закрытия контрактов

Подэтап

Ответственный

главный инженер

главный бухгалтер

контрактная служба

заведующий хозяйством

служба обеспечения ресурсами

начальник технического отдела

Исполнение договоров, контрактов

И

И

О

И

И

И

Примечание. И — исполнитель; О — ответственный.

Этап приема закупленного товара и распределения потребителям состоит из двух подэтапов: прием закупленного товара и распределение потребителям (табл. 5).

Таблица 5. Матрица ответственности процесса управления ресурсами. Этап приема закупленного товара и распределения потребителям

Подэтап

Ответственный

главный инженер

главный бухгалтер

контрактная служба

старшая медицинскя сестра, материально ответственное лицо

заведующий хозяйством

служба обеспечения ресурсами

начальник технического отдела

Прием закупленного товара

И

И

К

И

О

О

И

Распределение товара по потребителям

О

К

И

Примечание. И — исполнитель; К — координатор; О — ответственный.

Завершающий этап процесса — учет расхода полученных ресурсов, контроля использования и мониторинг (табл. 6). Ответственным за мониторинг процесса является его «владелец», координацию осуществляет представитель руководства по качеству.

Таблица 6. Матрица ответственности процесса управления ресурсами. Этапы учета расхода полученных ресурсов, контроля использования и мониторинг

Подэтап

Ответственный

зам. директора по экономическим вопросам и финансам

представитель руководства по качеству

главный бухгалтер

зав. подразделением

контрактная служба

старшая медицинская сестра, материально ответственное лицо

служба обеспечения ресурсами

Учет расхода полученных ресурсов

К

О

И

И

Мониторинг процесса

В, О

К

И

И

Примечание. В — владелец; И — исполнитель; К — координатор; О — ответственный.

Этап завершения связан с формализацией проекта в документированной процедуре СМК «Обеспечение ресурсами подразделений». Руководствуясь принципом непрерывного улучшения, процесс обеспечения ресурсами постоянно совершенствуется, пересматриваются критерии результативности и требования к качеству управления ресурсами. Большое значение имеет включенность критериев результативности данного процесса в общие показатели экономической эффективности структурных подразделений.

Разработанная в ходе рассматриваемого проекта система управления ресурсами доказала свою эффективность в условиях как стабильной внешней среды, так и непреодолимой силы (пандемия COVID-19) [6]. В 2020—2021 гг. в связи с необходимостью дополнительных закупок дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты, антибиотиков и иных лекарственных средств, оборудования и медицинских изделий, необходимых для поддержания стабильной работы учреждения, увеличилась нагрузка на основные службы системы управления ресурсами. Благодаря слаженной работе подразделений и регламентации процесса в условиях сложной эпидемиологической ситуации система управления ресурсами подтвердила свою эффективность.

Роль проектного подхода в управлении человеческими и организационными ресурсами НИИ КПССЗ

Практика НИИ КПССЗ доказывает универсальность проектного подхода, который применим не только для бесперебойного обеспечения материальными запасами процесса оказания медицинской помощи, но и для самого широкого спектра ресурсов, включая человеческие и организационные. Остановимся на краткой характеристике наиболее важных проектов, реализованных в учреждении. Проект «Построение системы наставничества в НИИ КПССЗ» реализован в период с 2019 по 2020 г. и направлен на повышение вовлеченности сотрудников в данный вид деятельности. Необходимость его реализации обусловлена как повышением эффективности управления человеческими ресурсами, так и требованиями Росздравнадзора в области обеспечения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Уникальность системы наставничества обусловлена спецификой деятельности учреждения, в которой гармонично сочетаются научный поиск, реальная клиническая практика и образовательная деятельность. Становление профессиональных качеств вновь принятых сотрудников находится в неразрывной связи с этими видами деятельности. Многообразие направлений системы наставничества в НИИ КПССЗ связано с решением задачи по формированию высокопрофессиональных кадров, способных воспроизводить и внедрять достижения медицинской науки в практику, а также передавать новые знания от поколения к поколению, обеспечивая преемственность и взаимосвязь профессиональных и корпоративных знаний и ценностей. Сформированная по итогам реализации проекта система наставничества получила высокую оценку в рамках Всероссийского конкурса на лучшую организацию системы наставничества в здравоохранении в 2021 г.

С целью развития системы управления человеческими ресурсами в учреждении, а также в региональном здравоохранении Кузбасса НИИ КПССЗ совместно с общественной организацией Кузбасское научное общество кардиологов реализован проект «Врач Кузбасса — 2030». В нем приняли участие свыше 11 000 человек. Участвуя в образовательных мероприятиях, слушатели научились составлять диагностический план, корректно интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования с целью дальнейшей разработки тактики лечения и осуществления контроля эффективности лечения пациентов с легочной гипертензией, приобрели навык работы с системами принятия врачебных решений, получили знания, необходимые для профилактики и устранения нежелательных событий при оказании медицинской помощи, познакомились с механизмом реализации риск-ориентированного подхода на основе стандартов ISO 9001, а также с современными моделями управления в медицинских организациях, в том числе с лучшими российскими практиками в области клинического и организационного менеджмента.

Управление ресурсами медицинских организаций: российские практики проектного управления и альтернативные подходы

В отечественной литературе можно встретить описание успешных практик применения проектного подхода в управлении ресурсами учреждений здравоохранения и подведомственных организаций. Так, в работе О.С. Кобяковой и соавт. представлен опыт эффектного внедрения методов проектного управления в СибГМУ, которые позволили повысить результативность деятельности учреждения [2].

В исследовании И.Э. Есауленко и соавт. проектно-ориентированное управление в здравоохранении рассматривается в качестве средства решения управленческих задач отрасли [7]. Авторский коллектив во главе с Т.А. Баранкиной описал проектное управление во взаимосвязи с процессно-ориентированным подходом для повышения эффективности работы государственной организации здравоохранения [8].

В работах зарубежных авторов все чаще появляется мнение о необходимости постоянного развития системы управления ресурсами медицинских учреждений [9].

Отметим, что у отечественных и зарубежных авторов встречаются альтернативные точки зрения к подходам построения систем управления ресурсами медицинских организаций. Так, L. Zuliani и соавт. рекомендовали в управлении затратами на оказание медицинской помощи использовать метод ABC, который позволяет группировать потребляемые материальные ресурсы по классам значимости доли в бюджете. Класс A — 20% ресурсов, которые составляют 50% бюджета; класс C — 50% от общего количества ресурсов и 20% бюджета; класс B — остальные 30% ресурсов [10]. Данная классификация облегчает управление материальными ресурсами в организациях, а также идеально подходит для управления медицинскими изделиями и расходными материалами, используемыми в учреждениях здравоохранения, позволяя выделить приоритетные ресурсы. В результате классификация ABC обеспечивает параметры управления затратами на примере педиатрических отделений интенсивной терапии с точки зрения максимизации материальных ресурсов и сокращения затрат [10].

Еще один подход рассмотрен в исследовании R. Lavado и соавт. Описана модель управления ресурсами FDH (Free Disposal Hull), которая дает возможность рассчитать эффективность расходов на социальные услуги [11].

Что касается отечественных практик, то в Москве в бюджетных и автономных учреждениях с 2016 г. начато внедрение стандарта качества управления ресурсами (СКУР), утвержденного Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 12.09.18 №6313 и включавшего в себя элементы финансового анализа медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы, которые могут быть использованы для оценки финансовой устойчивости бюджетных учреждений. В практике применения методикой СКУР предусмотрена оценка качества управления ресурсами медицинских организаций на основе значений 30 показателей, сгруппированных в 6 областях управления. Методикой СКУР предусматривается ежегодное формирование индивидуального плана повышения качества управления ресурсами, включающего в себя мероприятия, реализация которых способствует достижению целевых значений показателей управления ресурсами [12].

Заключение

На основе опыта НИИ КПССЗ показана эффективность применения проектного управления в процессе построения системы менеджмента ресурсов. Уникальность представленного опыта состоит в организационном и функциональном единстве проектного управления и процессной модели, которая построена на основе принципов международного стандарта в области качества. В основе лежит СМК, которая сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2015. Проект управления ресурсами в 2022 г. получил высокую оценку и отмечен Первой всероссийской премией «Оргздрав: лидеры отрасли-2022». По итогам онлайн-голосования проект вышел в финальную часть, что говорит о высокой оценке медицинским сообществом системы управления ресурсами НИИ КПССЗ [13]. Несмотря на наличие альтернативных подходов к рациональному управлению материальными и нематериальными запасами, данное организационное решение заслуживает особого внимания со стороны организаторов здравоохранения при выборе эффективного способа построения системы управления ресурсами медицинского учреждения федерального уровня. Представленный в настоящем исследовании опыт может быть применен в других учреждениях здравоохранения и медицинской науки.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Артамонова Г.В., Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В.

Сбор и обработка материала — Милиневский Н.И., Данильченко Я.В.

Написание текста — Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В.

Редактирование — Артамонова Г.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1ГОСТ Р 54869-2011 Национальный стандарт Российской Федерации. «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом». Ссылка активна на 08.06.23. https://docs.cntd.ru/document/1200089604

2 ГОСТ Р 21500-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. «Руководство по проектному менеджменту». Ссылка активна на 08.06.23. https://euro-register.ru/info/standart/iso-21500/

3Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 12.09.18 №631 «О внедрении Стандарта качества управления ресурсами в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы». Ссылка активна на 08.06.23. https://www.mos.ru/dzdrav/documents/department-acts/view/218803220/

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.