Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гусев А.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России;
ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы»

Евгина С.А.

Федерация лабораторной медицины

Годков М.А.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»

Искусственный интеллект в здравоохранении России. Роль лаборатории

Авторы:

Гусев А.В., Евгина С.А., Годков М.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Лабораторная служба. 2022;11(2): 5‑8

Прочитано: 1420 раз


Как цитировать:

Гусев А.В., Евгина С.А., Годков М.А. Искусственный интеллект в здравоохранении России. Роль лаборатории. Лабораторная служба. 2022;11(2):5‑8.
Gusev AV, Evgina SA, Godkov MA. Artificial intelligence in the Healthcare of Russia. Laboratory Role. Laboratory Service. 2022;11(2):5‑8. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/labs2022110215

Выпуск «Лабораторной Службы» №2 2022 продолжает традицию тематических номеров. Он вобрал в себя публикации о российском опыте и перспективах использования технологий искусственного интеллекта (ИИ), прежде всего машинного обучения, в лабораторной медицине. Идея подготовки номера родилась по следам профильных секций, прошедших в октябре 2021 г. в рамках Российского диагностического саммита. Так, 75% слушателей секций представляли лабораторное сообщество.

Приводим итоги опроса, который проводился в рамках секции «Искусственный интеллект на пороге лаборатории. Факты и вымыслы». Большая часть аудитории (70%) испытывала интерес и воодушевление в отношении ИИ. На негативные чувства беспокойства, тревоги или скепсиса указали 22% участников опроса. Столько же (22%) согласны лично использовать сервисы ИИ для оценки риска заболевания, 19% — для назначения обследования. Сообщили о желании расширить свои познания в области ИИ 72% участников опроса. Именно на решение этой задачи нацелен данный номер журнала. Поддерживая существующий интерес к ИИ в профессиональной среде лабораторной диагностики, важно не только посвятить читателя в обнадеживающие перспективы в области лабораторной медицины, но и вдумчиво и открыто рассказать о проблемах и барьерах, связанных с внедрением технологий ИИ в практическое здравоохранение. Приведем краткий обзор текущей ситуации в области ИИ в российском здравоохранении.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта

В октябре 2019 г. Указ Президента РФ №490 утвердил «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» [1]. Документ основан на большом практическом опыте исследований и разработок, накопленном в стране за 60 лет. Целями развития ИИ в России названы обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области ИИ.

Особенностью Национальной стратегии развития ИИ в России, отличающей ее от большинства аналогичных документов других стран, является приоритет развития ИИ в области здравоохранения и медицины. Ожидается, что внедрение ИИ в этой сфере будет способствовать достижению таких стратегических целей, как сокращение заболеваемости и смертности, рост ожидаемой продолжительности жизни [2, 3]. На основе анализа ключевых российских и мировых тенденций определены шесть основных направлений развития:

1. Переход от модели «лечения заболеваний» к модели «сбережения и укрепления здоровья».

2. Реализация концепции 4П-медицины (превентивность, предиктивность, персонализация и партисипативность).

3. Переход от локальных систем к глобальным, трансграничным системам оказания медицинской помощи, реализации международных проектов по ликвидации эпидемий и пандемий наиболее опасных инфекционных и неинфекционных заболеваний.

4. Использование информационных, телемедицинских систем, искусственного интеллекта и аналитики больших данных для обеспечения общедоступности и единого высокого стандарта качества медицинской помощи населению.

5. Разработка новых высокоинформативных медицинских методов диагностики и лечения.

6. Создание новых форм лекарственных средств.

В этом движении клиническая лабораторная диагностика могла бы обеспечить оптимальное использование существующих и разработку более совершенных биомаркеров, прежде всего в области молекулярно-генетических исследований. Роль специалистов лабораторий состоит также в обучении адекватной интерпретации результатов лабораторных исследований, инициации и содействии разработке Систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР) с применением технологий ИИ. Так, СППВР способны автоматизировать учет множества разнообразных факторов в процессе интерпретации результатов. При их разработке возможно выявление ранее скрытых взаимосвязей. Часто именно комплексный анализ информации о пациенте позволяет добиться повышения до требуемого уровня чувствительности и специфичности применения биомаркеров для оценки риска заболеваний, скрининга или раннего выявления, диагностики, мониторинга, упреждения рецидивов заболеваний.

Стратегия также ставит ряд задач, которые запланировано решить на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти:

— долгосрочная поддержка научных исследований и разработок;

— содействие внедрению программного обеспечения, в котором используются технологии ИИ, в государственных органах управления здравоохранением и медицинских организациях;

— развитие образования в сфере ИИ;

— повышение уровня информированности населения о возможностях технологий ИИ;

— развитие нормативного и технического регулирования;

— поддержка экспорта и продвижение Российских продуктов с ИИ на международных рынках;

— создание стимулов для привлечения инвестиций в развитие науки, исследований и разработки продуктов с ИИ;

— формирование комплексной безопасности при создании и использовании ИИ-продуктов.

Первоочередным шагом на пути развития ИИ в области здравоохранения РФ является создание качественных наборов данных. Непосредственно выполняя миллионы исследований, лаборатория играет значимую роль в генерации данных. Важно не только гарантировать качество выдаваемых результатов лабораторных исследований, но и обеспечивать их стандартизацию и гармонизацию, быстрее продвигаться по пути сопоставимости результатов. Необходимо наряду с врачами других специальностей участвовать в подготовке качественных наборов данных, предназначенных для машинного обучения. Эта работа требует высокой квалификации врача и глубокого понимания как аналитических основ, так и этиологии и патогенеза заболеваний, знания основ функционирования систем на основе машинного обучения.

Национальная стратегия ИИ предполагает предоставление научным организациям и разработчикам контролируемого доступа к качественным и размеченным наборам данных. Это послужит росту научных исследований и публикаций, а также повышению конкуренции между разработчиками, что в итоге повысит качество программных продуктов и эффективность их использования в практическом здравоохранении.

Важным условием достижения целей Национальной Стратегии является стимулирование создания и развития конкурентного рынка программных продуктов в сфере здравоохранения, использующих технологии ИИ. Важно разработать подходы к оплате использования таких продуктов на всех уровнях оказания медицинской помощи. Это приведет к росту инвестиций в эту сферу, повышению числа разработок, усилению конкуренции и в конечном итоге к повышению эффективности и более широкому внедрению в практику программного обеспечения на основе ИИ.

Нормативно-правовое регулирование применения искусственного интеллекта в здравоохранении

Эрик Тополь, один из ведущих мировых экспертов по цифровому здравоохранению, так высказался о важности нормативного регулирования ИИ с позиции потенциальных рисков применения в своей книге «Deep Medicine»: «Вопросы законодательного регулирования применения ИИ особенно важны в медицине. Законодательный надзор за медицинскими алгоритмами еще только вводится, и одобрены были лишь некоторые из них. <…> Эти инструменты непрерывно развиваются и совершенствуются, им требуются все более обширные массивы данных, а потенциал их самообучения растет. Это потребует разработки новых основных правил рассмотрения и утверждения заявок, проведения послепродажного надзора и привлечения в надзорные и регулирующие ведомства нового персонала с опытом работы в области ИИ. Дать зеленый свет алгоритму, не прошедшему надлежащую проверку, или алгоритму, который можно легко взломать, — это все равно, что сознательно закрыть глаза на катастрофические последствия» [4].

В России основные принципы нормативного и технического регулирования применения ИИ, включая здравоохранение, определены Распоряжением Правительства №2129-р от 19.08.20, которым утверждена «Концепция регулирования искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» [5]. Основными задачами регулирования ИИ концепция называет: создание механизмов упрощенного внедрения продуктов с использованием технологий ИИ и робототехники (РТ); установление юридической ответственности при применении систем ИИ и РТ, развитие страховых институтов; совершенствование режима оборота данных; создание национальной системы технического регулирования и оценки соответствия; разработка комплекса мер по стимулированию развития технологий.

Нормативно-правовая база по созданию, проверке безопасности и эффективности продуктов на основе ИИ в нашей стране основана на регламентирующих документах International Medical Device Regulators Forum (IMDRF) — созданного в 2011 г. добровольного объединения мировых регуляторов в области медицинского оборудования, занимающегося ускорением международной гармонизации в области медицинских изделий. IMDRF воспринимает программное обеспечение, предназначенное для применения в лечебно-диагностических целях как программное медицинское изделие или Software as a Medical Device (SaMD).

В России программное обеспечение, созданное с помощью ИИ и предназначенное производителем для применения при оказании медицинской помощи, также относится к программным медицинским изделиям. Для получения одобрения Росздравнадзора для выпуска таких продуктов на рынок производитель обязан пройти технические и клинические испытания своего решения. Результаты испытаний включаются в комплект документов, направляемый на регистрацию. На момент подготовки статьи в России выдано 12 регистрационных удостоверений на программные медицинские изделия, созданные с помощью технологий ИИ.

Первой системой, которая весной 2020 г. прошла независимые технические и клинические испытания и зарегистрирована Росздравнадзором как программное медицинское изделие, стала платформа прогнозной аналитики и управления рисками в здравоохранении на основе искусственного интеллекта Webiomed, https://webiomed.ai/. В ноябре и декабре 2020 г. получили регистрационное удостоверение еще 2 продукта в сфере анализа медицинских изображений: платформа для анализа и обработки медицинских изображений с технологиями ИИ Botkin.Ai, https://botkin.ai/ и сервисная платформа лучевой диагностики на основе ИИ Care Mentor Ai, https://carementor.ru/.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.15 №174, после регистрации и вывода медицинского изделия на рынок должен осуществляться мониторинг его безопасности при применении в условиях клинической практики [6]. Целью мониторинга является выявление и предотвращение побочных действий и неблагоприятных событий, связанных с применением медицинских изделий (МИ) и создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников.

Техническое регулирование искусственного интеллекта

Наравне с нормативным регулированием в России активно развивается техническое регулирование разработки и вывода на рынок программных МИ. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) №1732 в июле 2019 г. создан технический комитет по стандартизации «Искусственный интеллект» (ТК164), который занимается вопросами ИИ и повышения эффективности работ по стандартизации в данной области [7]. В рамках ТК164 создан отдельный специальный подкомитет ПК01 «Искусственный интеллект в здравоохранении», разрабатывающий национальные и международные стандарты, которые распространяются на требования к разработке, проведению испытаний, а также применению и эксплуатации медицинского программного обеспечения (ПО), работающего на основе ИИ. Базовой организацией подкомитета является Центр диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ). В состав ПК 01 на данный момент входят 35 организаций и 28 внешних экспертов. Национальные стандарты призваны регулировать ключевые аспекты применения ИИ в здравоохранении и определять его роль в принятии врачебных решений. В настоящее время выпущены первые 7 ГОСТов, регулирующих различные аспекты систем ИИ: клинические и технические испытания, требования к наборам данных, характеристики жизненного цикла продуктов и т.д.

Практический опыт разработки и внедрения решений с ИИ в России

Первые пилотные проекты применения промышленно-созданных программных продуктов, использующих технологии ИИ, стартовали в регионах России в 2018 г. Один из них — внедрение системы ИИ в здравоохранении Ямало-Ненецкого автономного округа. В проекте использовались система анализа медицинских изображений Botkin.Ai и система прогнозной аналитики Webiomed. В процессе работы получены практические данные о том, как врачи воспринимают системы ИИ в реальной клинической практике, какие потенциальные эффекты эти продукты могут принести организаторам здравоохранения и клиницистам. В частности, применение ИИ позволило региону выявить группу пациентов с подозрениями на онкологические заболевания, а также ряд пациентов очень высокого риска опасного развития сердечно-сосудистых заболеваний. Все эти пациенты были направлены на дополнительное обследование и коррекцию получаемого лечения [8, 9].

Самым крупным в России проектом внедрения технологий ИИ в здравоохранении является программа Москвы, запущенная в феврале 2020 г. Проект реализуется в форме научного эксперимента по использованию технологий ИИ (компьютерное зрение) для анализа медицинских изображений. Цель работы — исследовать возможности использования систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР) на основе технологий ИИ в отделениях лучевой диагностики лечебных учреждений Москвы. Эксперимент позволил столичному здравоохранению повысить качество и производительность службы лучевой диагностики. Научным и методологическим центром, управляющим проведением эксперимента и оценкой получаемых результатов, выступил «Научно-практический Центр Диагностики и Телемедицинских технологий», с привлечением специалистов из Департамента информационных технологий. Эксперимент проводится в проспективном режиме. Работа одобрена Независимой этической комиссией Московского регионального отделения Российского общества рентгенологов и радиологов (МРО РОРР) и зарегистрирована на платформе clinicaltrials.gov. Платформой для проекта стал Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС), работающий в составе Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС). К ЕРИС на данный момент подключены 683 единицы техники: компьютерные и магнитно-резонансные томографы, маммографы, флюорографы, ангиографы и рентгенодиагностические аппараты, что позволяет обеспечивать поступление данных свыше 400 тыс. лучевых исследований в месяц. К участию в эксперименте приглашены не только российские, но и международные IT-компании, стартапы или IT-подразделения крупных технологических компаний, имеющие уже готовый и апробированный в клинической практике продукт — сервис на основе технологий компьютерного зрения. Эти сервисы анализируют три вида исследований: цифровую маммографию, компьютерную и низкодозную компьютерную томографию (КТ/НДКТ), а также цифровую рентгенографию органов грудной клетки.

По оценкам экспертов, Российский рынок ИИ для здравоохранения находится в начальной стадии своего развития. Бюджетное финансирование осуществляется за счет средств Российской академии наук, Министерства образования и науки РФ, Национальных исследовательских центров (МГУ, МФТИ), Сбербанка России. Финансирование многих стартапов осуществляется за счет венчурного привлечения капитала и грантовой поддержки институтами развития, например «Фондом развития инновационного центра «Сколково», Российской Венчурной Компанией. На момент написания статьи на российском рынке ИИ для здравоохранения присутствует свыше 30 различных компаний-разработчиков, львиная доля которых занята разработками в сфере анализа медицинских изображений.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.