Непрерывное медицинское образование: взгляд практического врача лабораторной службы на актуальную проблему

Авторы:
  • Ю. А. Захарова
    ФГБУЗ «Пермский клинический центр» Федерального медико-биологического агентства России, Пермь, Россия
  • Д. Ю. Соснин
    ФГБОУ «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера», Пермь, Россия
Журнал: Лабораторная служба. 2017;6(4): 11-14
Просмотрено: 359 Скачано: 19

Изменения, происходящие в современном российском обществе, требуют значительной перестройки системы высшего образования при подготовке врача нового поколения. Один из приоритетных принципов организации педагогического процесса в условиях состоявшегося реформирования государственной системы обучения заключается в тесном взаимодействии теории и практики. Это утверждение прежде всего необходимо отнести к подготовке врача в области лабораторной диагностики.

Известно, что до 1 января 2016 г. допуском к профессиональной деятельности врача являлась процедура сертификации. Выпускники лечебного, педиатрического, медико-профилактического, медико-биологического факультетов после окончания курса обучения в высшем учебном заведении поступали в интернатуру/ординатуру по клинической лабораторной диагностике с последующей сертификацией. Далее каждые 5 лет они обучались на циклах повышения квалификации с продлением сертификата. Профессиональная переподготовка дополнительно предстояла врачам-бактериологам после курса интернатуры/ординатуры по эпидемиологии или клинической лабораторной диагностике. В результате в стране образовался существенный дефицит специалистов-бактериологов.

Врачи-интерны проходили обучение по клинической и базовой (очно-заочной) форме, в ходе которого выпускники в ряде случаев уже знакомились с местом их будущей работы, а руководитель учреждения имел возможность оценить будущего специалиста на рабочем месте и принять осознанное решение по его дальнейшему трудоустройству. Несмотря на это социологическое исследование, проведенное среди врачей-интернов одного из высших медицинских учреждений по оценке образовательного процесса, показало, что даже в этом случае 36,4% клинических интернов отмечали необходимость усиления практической направленности учебного процесса [1].

Сертификационные циклы в объеме 288 ч для специалистов краев и областей России, имевших на своей территории высшие медицинские учреждения с профильными кафедрами, приоритетно осуществлялись на ближайшей базе. При очно-заочной форме обучения курсанты 144 ч оставались на своем рабочем месте, выполняя так называемую научно-практическую работу. Существенным недостатком таких циклов обучения в последующие 144 ч было отсутствие дифференцированного подхода и индивидуальной направленности, поскольку за «одной партой» сидели врачи с большим стажем работы и молодые специалисты. Как правило, к обучению врачей на таких циклах привлекались преподаватели-теоретики, сотрудники профильных кафедр, которые из года в год озвучивали один и тот же учебный материал, а курсанты сверяли его с записями конспектов предыдущих лет. В итоге последипломное образование на местах постепенно было сведено к формальности. В раде случаев практиковались выездные циклы обучения, которые из-за недостатка времени превращались в сокращенный 2-недельный теоретический курс.

Лишь незначительное количество сотрудников, прежде всего руководителей лабораторий и специалистов крупных клинических центров, по согласованию с администрацией могли позволить себе менять базы обучения. Однако и там, в крупных городах, повышение квалификации, как правило, осуществлялось по сокращенному графику, а в субботние дни ставились лишь отметки о часах без посещения занятий.

Цель — оценка реализации проекта по непрерывному медицинскому образованию при подготовке врача лабораторной службы.

Материал и методы

Работа выполнена на основе анализа организации учебного процесса при подготовке врачей лабораторной службы в условиях внедрения системы непрерывного медицинского образования (НМО).

Результаты и обсуждение

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, приказу Минздрава России от 25.02.2016 № 127н с 1 января 2016 г. на всей территории России действует новая процедура допуска к профессиональной деятельности в форме аккредитации специалиста [2].

Смысл нововведения заключается в том, что после освоение программы специалитета выпускник должен пройти процедуру первичной аккредитации, получить допуск к осуществлению профессиональной деятельности на 5 лет, в последующем войти в систему НМО, по окончании 5-летнего цикла которого пройти повторную аккредитацию. Прежде всего, это относится к выпускникам 2017 г. по специальности «Медицинская биохимия» и специалистам, прошедшим сертификацию после 1 января 2016 г.

При необходимости получения новой квалификации специалист должен пройти ординатуру или профессиональную переподготовку с последующей первичной специализированной аккредитацией.

Сертификаты, выданные до 1 января 2016 г., могут быть продлены лишь однократно. Однако с 1 января 2021 г. допуск к профессиональной деятельности будет проводиться исключительно через систему аккредитации в рамках НМО.

Для осуществления проекта Министерством здравоохранения создан портал НМО, где врачу необходимо составить индивидуальный план по заявленной специальности не менее чем на 250 академических часов, равномерно распределяя их на 5 лет по 50 ч. Эти часы, так называемые зачетные единицы, можно получить, посещая образовательные мероприятия или обучаясь по специальным программам НМО. К образовательным мероприятиям относят конференции, семинары, мастер-классы, вебинары (очная форма обучения), а также дистанционные интерактивные и электронные образовательные модули (заочная форма), реализуемые, прежде всего, некоммерческими профессиональными сообществами. В зачет каждый год идет лишь 14 единиц, набранных на образовательных мероприятиях.

Специальные программы НМО, или обучающие курсы, рассчитанные на 18 или 36 академических часов и проводимые образовательными организациями, должны подтверждаться аккредитацией на этот вид образовательной деятельности.

Такие короткие обучающие циклы направлены в первую очередь на выработку узкого профессионального навыка (например, исследования миелограммы, нарушений липидного обмена, лабораторной диагностики малярии, серодиагностики вирусных гепатитов и т. д.).

Однако проведение таких циклов предъявляет дополнительные требования к учебным заведениям, в частности к организации учебного процесса, в том числе к преподавательскому составу. Оптимально, когда преподаватель сочетает в себе глубокие теоретические знания, имеет ораторский дар и свободно владеет практическими навыками сотрудника клинико-диагностической лаборатории. Однако в реальной жизни такое сочетание наблюдается не всегда. В ряде случаев сотрудники кафедр хорошо владеют искусством чтения лекций, проведения семинаров, но испытывают затруднения при разборе деталей выполнения того или иного лабораторного теста, проведения исследований на конкретных приборах, прежде всего на современном лабораторном оборудовании. Одним из решений данной проблемы, по нашему мнению, могло быть расширение сотрудничества учебных заведений с представителями крупных фирм, занимающихся разработкой и производством современного лабораторного оборудования и реагентов. Как правило, такие компании-производители мирового класса имеют в своем штате обученных квалифицированных специалистов, занимающихся вводом в эксплуатацию поставляемых приборов. Они свободно владеют технической стороной выполнения лабораторных исследований на производимых реактивах и обладают актуальной информацией в своем сегменте приборов для выполнения тех или иных лабораторных тестов.

Завершается индивидуальный цикл обучения специалиста через 5 лет при выполнении им 5-летнего плана и повторной аккредитации с участием специальной аккредитационной комиссии.

Одной из главных проблем описанной выше современной системы профессиональной подготовки, на наш взгляд, является отсутствие утвержденного профессионального стандарта, прежде всего это относится к врачам-бактериологам, так как сама процедура аккредитации представляет не только тестирование, но и проверку практических навыков, что без сомнения проблематично осуществить, не имея утвержденного документа.

Проблема для специалиста заключается еще и в том, что в рамках своего профиля на электронном портале НМО возможно указать лишь три специальности. Многие врачи в условиях постоянного совместительства могут владеть четырьмя специальностями и более (врач клинической лабораторной диагностики, врач-эпидемиолог, врач-бактериолог, врач-паразитолог и пр.).

Профессиональные сообщества предлагают большое количество разноплановых конгрессов, школ, мастер-классов, конференций. Необходимо учесть, что такие организуемые мероприятия должны входить в реестр образовательных организаций и иметь положительную экспертную оценку. Институт экспертов по НМО пока находится в стадии формирования. Серьезной проблемой для врача может стать дефицит мероприятий по его специальности, прежде всего в географических регионах России, где количество конференций минимально или доступность обучения ограничена большими расстояниями. В этом случае необходимо активно развивать дистанционные технологии [3], однако не все сотрудники готовы перейти к этой форме обучения, так же как не во всех дисциплинах существует возможность виртуального преподавания.

В последнее время большинство крупных мероприятий, организуемых под эгидой нескольких профессиональных сообществ, имеют мультидисциплинарный характер, и слушатели посещают смежные секции. Однако сертификат после их окончания выдают лишь по одной специальности с максимальным количеством зачетных единиц 12. Вопрос, каким же образом придется добирать еще 2 единицы до законченного годового цикла, остается открытым.

Наконец, одна из самых актуальных проблем НМО лежит в материальной плоскости и связана с оплатой.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 № 332 дано разъяснение, что «обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам НМО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» [4]. Хорошо известно, что средства фонда обязательного медицинского страхования, которые государство декларирует выделять на образование, входят в часть бюджета на закупку и ремонт оборудования. Куда в первую очередь будут потрачены эти материальные ресурсы, необходимости разъяснять нет.

Немаловажно отметить, что термин «система непрерывного медицинского образования» отсутствует в действующих нормативных документах. Таким образом, система НМО для врачей пока носит добровольный характер. Ее дальнейшую жизнеспособность покажет время.

Важно, чтобы в этот переходный период в погоне за инновациями и экспериментами мы всегда помнили о людях. Благодаря специалистам в области лабораторной диагностики развивается научная медицинская специальность, сферой практической деятельности которой является выполнение клинических лабораторных исследований на высоком профессиональном уровне с целью обеспечения достоверной информацией врачей клинических дисциплин при оказании первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы:

  1. Сбоев А.С., Фельдблюм И.В., Хорошавин В.А., Исаева Н.В., Акимова В.А., Кулеш Т.А. Интегрированный подход как основа взаимодействия высшей школы с органами и учреждениями Роспотребнадзора в профессиональной подготовке врачей-интернов по специальностям медико-профилактического профиля. Подготовка кадров. 2009;4(33):73-76.
  2. Федеральный закон Российской Федерации №323-Ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Ссылка активна на 26.10.2017. https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g
  3. Пушкин А.С. «Популярная лаборатория» — профессиональное сообщество на платформе социальной сети как элемент непрерывного медицинского образования. Лабораторная служба. 2015;5(3):34.
  4. Постановление правительства РФ от 21.04.2016 №332 «Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования». Ссылка активна на 26.10.2017. http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-21.04.2016-N-332/