Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жукова О.В.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Жуковский Р.О.

Кожно-венерологический диспансер №15 ЮВАО, Москва

Применение комплексных препаратов в наружной терапии микоза кожи

Авторы:

Жукова О.В., Жуковский Р.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3232

Загрузок: 70


Как цитировать:

Жукова О.В., Жуковский Р.О. Применение комплексных препаратов в наружной терапии микоза кожи. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(2):182‑190.
Zhukova OV, Zhukovskiĭ RO. Complex drugs in topical treatment of superficial mycosis (in Russian only). Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(2):182‑190. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918021182

Рекомендуем статьи по данной теме:
К воп­ро­су эф­фек­тив­нос­ти мет­ро­ни­да­зо­ла в те­ра­пии ро­за­цеа. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):740-743

Проблема микологических поражений кожи не теряет своей актуальности в течение многих лет. Появление современных антимикотических препаратов как местного, так и системного действия позволило побороть многие патологические состояния, вызываемые грибами. Тем не менее микологические больные по-прежнему остаются самой многочисленной группой пациентов дерматологического профиля. Применение системных препаратов ограничено у лиц с соматической патологией, а также у пациентов пожилого возраста. По данным ВОЗ, грибковыми заболеваниями кожи и ее придатков страдают примерно 25% населения планеты [6].

В структуре дерматологических заболеваний микологическая патология составляет 40—45%.

Лидирующее место среди микологических больных занимают пациенты с микозом стоп, их в общедерматологической группе около 35%, а больных микозом гладкой кожи — 5—8% [5].

Этиология

Микозы стоп — патологическое состояние кожи стоп, в развитии которого ведущая роль принадлежит дерматофитам (Trichophyton rubrum, Tr. interdigitale, Epidermophyton floccosum). Для заболевания характерны хронизация и частое рецидивирование.

По частоте встречаемости лидирует Tr. rubrum 70—95%, на долю Tr. interdigitale приходится 7—34%, E. floccosum — 0,5—1,5% [1, 3].

Микозы стоп наблюдаются в следующих клинических формах: стертой, сквамозной, интертригинозной, дисгидротической. Как правило, на практике наблюдают сочетанное поражение или переход из одной формы в другую [1, 10].

Стертая форма — это начальная форма заболевания, возникает через несколько дней после заражения, характеризуется скудными клиническими проявлениями, представлена трещинками и незначительным шелушением в 3—4 межпальцевых складках. Характерны субъективные ощущения в виде незначительного зуда. Патологический процесс в указанной стадии сохраняется несколько месяцев или даже лет. Впоследствии он может самопроизвольно разрешиться или перейти в другую форму микоза. Пациенты на этой стадии, как правило, не обращаются за медицинской помощью, при этом являются источником возможного заражения при контакте с другими людьми.

Сквамозная форма характеризуется появлением более выраженных очагов шелушения с некоторой гиперемией. Как правило, изначально поражается одна стопа, впоследствии процесс распространяется на обе ноги. Субъективные проявления мало выражены, неспецифичны. В некоторых случаях данный микоз переходит в дисгидротическую форму.

Дисгидротическая форма характеризуется появлением мелких, внутриэпидермальных пузырьков с прозрачным содержимым. Для процесса присущи как симметричность, так и асимметричность поражений. Субъективные ощущения достаточно выраженные — проявляются зудом, жжением. Обычно процесс заканчивается переходом в сквамозную форму. У пациентов с ангиопатиями возможно формирование рожистого воспаления и тромбофлебита.

Интертригинозная форма проявляется остро, часто бывает продолжением стертой формы. Локализуется в 3—4 межпальцевых складках, характеризуется мацерацией, трещинками, наличием беловатой бахромки по периферии, выраженной гиперемией. Иногда процесс распространяется на тыльную или подошвенную поверхности, выражается четко очерченными, сливными пятнами с обильным шелушением, легкой инфильтрацией; может осложняться стафилококковой инфекцией и проявляться в виде рожистого воспаления. Процесс склонен к хронизации, обычно затихает в холодное время года и обостряется летом.

К факторам, приводящим к развитию микоза стоп, в первую очередь относится ношение закрытой обуви и, как следствие, хроническая травматизация кожи и ногтевых пластин. На фоне некоторого повышения благосостояния общества, улучшения качества жизни, следует отметить некоторые явные последствия цивилизационного прогресса, выражающиеся в снижении двигательной активности (гиподинамии) и, как следствие, росте массы тела, развитии вегетативной дисфункции, возникновении метаболических нарушений, ожирения, формировании застойных явлений в нижних конечностях. Все это в свою очередь становится причиной деформации стопы, обусловливает увеличение размера стопы к концу дня и, как следствие, несоответствие формы стопы и внутренней поверхности обуви, что и служит причиной хронической травматизации [12].

Дисфункция вегетативной нервной системы обусловливает нарушение регуляции функции потовых желез, что в свою очередь сопровождается развитием гипергидроза или, наоборот, повышенной сухостью и явлениями гиперкератоза. В первом случае при повышенной потливости рН кожи стоп смещается в щелочную сторону, что является необходимым условием для появления у дерматофитов патогенных свойств; во втором — при формировании кератодермических изменений на коже стоп создаются выраженные предпосылки к развитию грибковой инфекции, так как дерматофиты являются кератофилами [9].

Одной из разновидностей микоза гладкой кожи является кератомикоз (отрубевидный лишай). Локализуется обычно на коже туловища, представлен шелушащимися, сливными, невоспалительными пятнами цвета «кофе с молоком», которые появляются в очагах повышенного потоотделения [11]. Заболевание характеризуется значительной длительностью течения. Легко поддается лечению наружными препаратами.

Кандидоз кожи встречается преимущественно в складках, таких как межпальцевые промежутки, крупные складки кожи туловища. Обязательным условием для развития является повышенная влажность кожи, снижение рН [2].

Заболевание характерно для людей тучных, склонных к возникновению метаболических нарушений. Легко разрешается при подсушивании очага поражения. Для этих целей применяют антимикотические препараты в сочетании с пастами и анилиновыми красителями.

Самой большой группой микозов гладкой кожи является группа дерматофитных микозов. Эти микозы обычно протекают остро, характеризуются в типичных случаях появлением гиперемированных, четко очерченных, обильно шелушащихся очагов. Вызываются преимущественно дерматофитами, которые относятся к родам Trichophyton, Microsporum, Epidermophyton [11].

Грибы, относящиеся к этой группе, обладают различной степенью контагиозности, подразделяются на множество видов. Патологические процессы на коже вызывают около 40 видов дерматофитов [3].

К причинам, способствующим развитию микозов гладкой кожи, можно отнести как местные процессы (хроническая травма, смещение рН кожи в щелочную сторону), так и общие — иммунные заболевания, метаболические нарушения, эндокринопатии, генодерматозы, болезни крови, онкологические заболевания, хронические инфекции, длительный прием лекарственных препаратов, контакт с источником высококонтагиозного грибкового заболевания [8, 9].

Актуальность проблемы

Указанные факторы создают благоприятные условия для развития микстинфекции в результате сочетанного действия грибковых, бактериальных и вирусных возбудителей. Как правило, грибы играют ведущую роль в формировании инфекционного процесса, однако при санации очага от грибковых возбудителей роль бактериальной и вирусной инфекции выходит на первый план, при этом происходит дальнейшее развитие патологического процесса.

Применение наружных препаратов позволяет создать в очаге поражения концентрацию активного вещества в десятки, а то и в сотни раз превосходящую терапевтическую. При этом риски возникновения побочных реакций отсутствуют [4, 11].

Недостаточная эффективность монотерапии противогрибковыми препаратами, с которой периодически сталкивается практикующий специалист, заставляет искать альтернативные методы лечения. В связи с этим появление комплексного препарата, воздействующего на всех возможных инфекционных агентов, может стать достаточно перспективным [7].

Новый оригинальный комбинированный лекарственный препарат Микоферон (в форме геля для наружного применения) содержит в составе три действующих вещества: интерферон альфа-2b человеческий рекомбинантный (ИФН), метронидазол и тербинафина гидрохлорид. Основой исследуемого препарата является гидрогель, который способствует равномерному распределению и быстрому всасыванию препарата в очаге микотического поражения. Препарат хорошо переносится пациентами, а также способствует уменьшению воспаления и зуда.

Тербинафин — синтетический антимикотик, представитель алиламинов. Обладает достаточно высоким профилем безопасности, не взаимодействует с ферментативной системой цитохрома Р450. Лекарственные взаимодействия имеют, как правило, небольшое значение. Обладает широким спектром действия в отношении дерматофитов: Trichophyton spp. (T. rubrum, T. mentagrophytes var. interdigitale, T. tonsurans, T. schoenleinii, T. verrucosum, T. violaceum), Microsporum spp. (M. canis, M. persicolor, M. gypseum), Epidermophyton (E. floccosum), Malassezia furfur, дрожжеподобных грибов рода Candida spp., плесневых грибов рода Aspergillus spp.

Метронидазол — синтетическое противомикробное средство, производное 5-нитроимидазола, подавляет жизнедеятельность широкого спектра простейших (Trichomonas vaginalis, Entamoeba histolytica), облигатных грамотрицательных анаэробов (Bacteroides spp., Fusobacterrium spp.), некоторых грамположительных анаэробов (Eubacterium spp., Clostridium spp., Peptococcus niger, Peptococcus spp., Mobiluncus spp.).

ИФН — противовирусное и иммуномодулирующее средство. Относится к цитокинам и является универсальным фактором неспецифической резистентности, участвующим в защите организма от патогенных микроорганизмов, играет важную роль в активации механизмов захвата и расщепления бактериальных патогенов, а также простейших и грибов.

Указанные действующие вещества в составе одного лекарственного препарата призваны оказывать сочетанное, взаимодополняющее действие, усиливая эффект каждого из активных компонентов.

Цель исследования — сравнительная оценка эффективности, безопасности и переносимости препаратов Микоферон и тербинафин в виде гелей.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 80 пациентов в возрасте 18 лет и старше, с микотическим поражением стоп и гладкой кожи, при отсутствии непереносимости к тербинафину, метронидазолу, интерферону. Все исследуемые в течение последнего месяца не получали системную терапию антимикотическими, цитостатическими или гормональными средствами, а также иммуномодулирующими препаратами, не имели системной патологии в состоянии декомпенсации, не относились к группе беременных и кормящих.

Пациенты с микозом стоп (n=40) были распределены в две группы (основная и контрольная) по 20 человек. Участники контрольной группы получали лечение препаратом тербинафин в виде геля, основной — препаратом Микоферон.

У пациентов, включенных в клиническое исследование, чаще всего отмечались сопутствующие патологии в виде сосудистых нарушений, ожирения, костно-суставных заболеваний стоп, сахарного диабета и его осложнений.

Пациенты с микозом гладкой кожи (n=40) также были распределены в две группы по 20 человек (основная и контрольная). Участники контрольной группы получали лечение с применением геля тербинафина, в опытной группе получали препарат Микоферон.

Во всех группах пациенты принимали препараты по схеме: 1 раз в день наружно на пораженные участки кожи и прилежащие области в течение 10 дней.

Были выполнены микроскопическое и культуральное исследования на грибок, общий анализ мочи, клинический и биохимический анализы крови.

Клиническое исследование продолжалось в течение 28 дней; за указанный период каждый пациент посещал врача-исследователя 7 раз. Во время визитов на 4-, 7-, 10-, 14-, 21-, 28-й дни оценивались клинические данные, эффективность, переносимость, безопасность препаратов.

Критерии оценки эффективности:

— «отличный» — полный регресс патологического процесса и отсутствие спор и/или мицелия грибов при повторной микроскопии;

— «хороший» — регресс большей части кожных высыпных элементов и отсутствие спор и/или мицелия грибов при повторной микроскопии;

— «удовлетворительный» — уменьшение клинических проявлений микотического процесса при значительном уменьшении спор и/или мицелия грибов при повторной микроскопии;

— «без результата» — отсутствие положительной динамики микотического процесса на протяжении всего периода лечения и наличие спор и/или мицелия при повторной микроскопии;

— «ухудшение» — прогрессирование клинической симптоматики и наличие спор и/или мицелия грибов при повторной микроскопии.

С целью изучения безопасности применения исследуемого препарата выполнены физикальное обследование (общее состояние, температура тела, состояние кожных покровов, видимых слизистых оболочек, частота пульса и сердечных сокращений, артериальное давление), лабораторное исследование (клинический анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи).

Критерии оценки переносимости:

— «хорошая переносимость» — отсутствие нежелательных реакций или наличие нежелательных реакций незначительной степени выраженности, не требующих отмены или изменения дозы препарата;

— «удовлетворительная переносимость» — наличие транзиторных нежелательных реакций легкой степени выраженности, не требующих отмены препарата;

— «неудовлетворительная переносимость» — наличие серьезных нежелательных реакций или явлений, требующих отмены препарата.

Динамика основных клинических проявлений микоза стоп на фоне проводимой терапии представлена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика клинических проявлений микоза стоп на фоне лечения у пациентов основной группы и группы сравнения (по 20 пациентов в каждой группе), абс./P±m% Примечание. * — p<0,05 — достоверность различий одноименных показателей в группе до лечения и на фоне терапии; # — p<0,05 достоверность различий одноименных показателей между основной группой и группой сравнения.
Как видно из указанных данных, частота всех симптомов в основной группе и группе сравнения на фоне терапии изменялась однонаправленно и уменьшалась по мере разрешения клинических проявлений. Сроки разрешения основных клинических проявлений микоза стоп на фоне лечения у пациентов основной группы и группы сравнения представлены в табл. 2.
Таблица 2. Характеристика продолжительности основных клинических проявлений микоза стоп на фоне лечения у пациентов основной группы и группы сравнения

Ниже представлена динамика клинических проявлений микоза стоп на фоне лечения в опытной и контрольной группах (рис. 1, 2,

Рис. 1. Динамика частоты симптома «шелушение» в 1-й опытной и контрольной группах (микоз стоп).
Рис. 2. Динамика частоты симптома «гиперемия» в 1-й опытной и контрольной группах (микоз стоп).
3).

Рис. 3. Динамика частоты симптома «зуд» в 1-й опытной и контрольной группах (микоз стоп).

Представленные данные позволяют сделать заключение, что на 4-й и 7-й дни лечения пациенты с микозом стоп отметили значительное улучшение, при этом в основной группе показатели были лучше по сравнению с контрольной. Полное разрешение патологической сыпи отмечали на 7—10-й день, при этом до 28-го дня наблюдения рецидив не отмечен.

Контрольные микроскопические анализы в обеих группах на 10, 14, 21 и 28-й дни были отрицательными; культуральное исследование на 14-й день — отрицательное, что свидетельствует об этиологическом излечении.

Ниже приведены иллюстрации течения патологического процесса на фоне применения исследуемого препарата (Микоферон) наружно, 1 раз в день в течение 10 дней (рис. 4, 5).

Рис. 5. Состояние кожного процесса в конце периода наблюдения.
Рис. 4. Состояние кожного процесса до назначения наружной терапии.

На рис. 6, 7,

Рис. 6. Динамика частоты симптома «кольцевидная эритема» во 2-й основной и контрольной группах (микоз гладкой кожи).
Рис. 7. Динамика частоты симптома «шелушениe» во 2-й основной и контрольной группах (микоз гладкой кожи).
8 представлена динамика течения патологического процесса при микозе гладкой кожи на фоне лечения в опытной и контрольной группах.

Рис. 8. Динамика частоты симптома «зуд» во 2-й основной и контрольной группах (микоз гладкой кожи).

Микроскопическое излечение в обеих группах у всех пациентов регистрировали на 10-й день терапии, за весь период наблюдения рецидивов выявлено не было. Клиническое выздоровление у всех пациентов в обеих группах отмечалось на 14-й день наблюдения.

На рис. 9, 10

Рис. 9. Состояние кожного процесса до начала лечения.
Рис. 10. Состояние кожного процесса по окончании наблюдения.
— иллюстрация течения патологического кожного процесса при микозе гладкой кожи на фоне применения геля Микоферон.

Заключение

Лекарственный препарат Микоферон (гель для наружного применения) — высокоэффективное средство для лечения микологических поражений кожи любой локализации.

Являясь комплексным препаратом, Микоферон показал более высокий терапевтический эффект при микозах кожи в сравнении с монотерапией наружным антимикотическим средством.

За весь период наблюдения у пациентов, применявших для наружной терапии гель Микоферон, побочных эффектов выявлено не было.

Результаты данного клинического исследования свидетельствуют о 100% этиологическом излечении микоза кожи.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.В. Жукова

Сбор и обработка материала — О.В. Жукова, Р.О. Жуковский

Статистическая обработка данных — О.В. Жукова, Р.О. Жуковский

Написание текста — О.В. Жукова, Р.О. Жуковский

Редактирование — О.В. Жукова

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

Clinical study design - O.V. Zhukova

Data collection and interpretation — O.V. Zhukova, R.O. Zhukovsky

Statistical analysis- O.V. Zhukova, R.O. Zhukovsky

Manuscript drafting - O.V. Zhukova, R.O. Zhukovsky

Manuscript revision - O.V. Zhukova

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

О.В. Жукова — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0001-5723-6573

Р.О. Жуковский — https://orcid.org/0000-0001-7958-9660

Автор, ответственный за переписку: Жуковский Ростислав Олегович — ГБУЗ Москвы «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия;
e-mail: mnpcdk@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.