Эпидемиологическая ситуация по врожденному сифилису и сифилису беременных остается весьма неблагополучной [1—6]. В «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001—2005 г. и на период до 2010 г.» особое внимание правительства было уделено улучшению и совершенствованию диагностики, способов лечения заболеваний, представляющих угрозу для здоровья нации. Сифилис и другие инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), относятся к социально значимым заболеваниям, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Значимость ИППП определяется медицинскими, социальными, экономическими и другими аспектами, влияющими на семейные отношения, нередко заканчивающимися распадом семьи [7] и рождением детей с различными отклонениями. Важная роль среди ИППП принадлежит сифилису, отдаленные последствия которого для матери и ребенка пока недостаточно изучены и представляются весьма неблагоприятными при несвоевременном или неадекватном лечении [8].
В связи с этим изучение состояния здоровья детей, организация своевременной диагностики отклонений в их физическом и нервно-психическом развитии, проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий чрезвычайно актуальны.
Цель работы — изучение состояния физического здоровья детей в возрасте от 1 до 12 мес, родившихся от серопозитивных женщин.
Материал и методы
Нами проанализированы 23 медицинские карты (форма №025/у) женщин и их детей, родившихся с риском внутриутробного инфицирования. В работе использовали статистический, эпидемиологический методы и результаты текущих наблюдений за пациентами.
Результаты исследования
Проведен анализ 23 амбулаторных карт женщин, находившихся под диспансерным наблюдением у дерматовенеролога в связи с положительными серологическими реакциями крови после специфического лечения по поводу сифилиса, и амбулаторных карт их детей. Группу наблюдения составили женщины в возрасте 17—36 лет, постоянно проживающие в Оренбурге и Оренбургской области. Все женщины, имевшие риск внутриутробного инфицирования плода, с наступлением беременности находились под диспансерным наблюдением в женских консультациях по месту жительства.
Практически у всех женщин (20 из 23) родоразрешение произошло в установленные сроки. Лишь в единичных случаях наблюдались преждевременные роды (у 2 женщин — на сроке 36 нед, у 1 — на сроке 34—35 нед). По шкале Апгар физическое состояние 78,3% новорожденных было оценено в пределах 7 баллов, 13,0% — 8 баллов, 8,7% — 6 баллов. Более чем у половины детей (52,3%) при рождении имелись признаки внутриутробной гипоксии. Анализ данных выписных эпикризов формы №112 показал, что практически у всех детей (87,0%) имелись признаки резидуальной энцефалопатии легкой и средней степени выраженности, у 8,7% — внутричерепной гипертензии средней степени тяжести. У 4,4% детей в течение первых 3 сут после рождения наблюдались признаки судорожной готовности мозга. В единичных случаях имелись пороки развития различных органов и систем. Так, например у 1 ребенка, родившегося на 34—35-й неделе гестации, имелся порок развития сердечно-сосудистой системы в виде открытого овального окна.
Проспективное наблюдение за детьми, рожденными от серопозитивных матерей, в течение 1 года позволило установить различные отклонения в состоянии здоровья. Так, у 78,3% детей имелись различные нарушения со стороны нервной системы (экстрапирамидный синдром, энцефалопатия, судорожный синдром). Склонность к кетоацидозу и гипертермический синдром наблюдались в равных соотношениях у 21,7% детей, причем у 8,7% — в сочетании с судорожными проявлениями.
Все дети находились на диспансерном наблюдении участкового педиатра и дерматовенеролога. Профилактические прививки проводились согласно календарному плану вакцинации. В ряде случаев наблюдались различные патологические состояния: у 8,7% детей — аллергическая реакция в виде высыпаний, у 21,7% — гипертермия средней степени тяжести. Большинство (69,6%) детей прививки перенесли без осложнений.
Обсуждение
В последние годы особое внимание уделялось заболеваемости сифилисом (особенно среди детского населения) и профилактике развития врожденного сифилиса. Однако до настоящего времени недостаточно используются лабораторно-диагностические возможности своевременного выявления инфицирования плода [9] и не разработана структурно-организационная модель реабилитационных мероприятий у детей, имевших риск внутриутробного инфицирования и родившихся с врожденным сифилисом. Наша работа посвящена выявлению основных нарушений со стороны различных органов и систем ребенка, имевшего риск внутриутробного инфицирования от больной или переболевшей сифилисом до наступления беременности матери, у которой сохранились положительные серологические реакции. Анализ результатов наблюдений за детьми исследуемой группы показал, что даже после полноценного специфического лечения матерей у их детей сохранялся риск развития различных нарушений, чему, вероятно, способствовала фетоплацентарная недостаточность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на высокую эффективность профилактического лечения сифилиса и отсутствие клинических проявлений специфической патологии у детей, родившихся от серопозитивных женщин, необходимы диспансерное наблюдение за данной категорией детей и своевременная организация комплекса реабилитационных мероприятий, ориентированных на восстановление отклонений, особенно со стороны нервной системы.
Выводы
1. Дети, имевшие риск внутриутробного инфицирования, нуждаются в диспансерном наблюдении педиатра, дерматовенеролога и других специалистов для своевременного установления нарушений и проведения реабилитационных мероприятий.
2. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о необходимости разработки структурно-организационной модели реабилитационных мероприятий для детей, родившихся от серопозитивных женщин.