Одним из наиболее частых осложнений хронической венозной недостаточности (ХВН) являются трофические язвы (ТЯ), которыми страдают по различным данным почти 2% трудоспособного населения индустриально развитых стран [1—3]. Среди лиц пожилого возраста этот показатель достигает 4—5%. Актуальность проблемы заключается в том, что, несмотря на определенные успехи в этой области, а также прогресс в диагностике и лечении ХВН, частота развития ТЯ по-прежнему не уменьшается. Ввиду междисциплинарного характера заболевания и высокой его распространенности решение данной проблемы только флебологами без активного участия врачей других специальностей, в первую очередь дерматологов, в выявлении, лечении и профилактике венозных ТЯ представляется сомнительным [4, 5]. Одним из основных компонентов диагностики является подтверждение венозного происхождения ТЯ. При этом конкретизация флебопатологии (варикозная или посттромбофлебитическая болезнь) не должно являться самоцелью, так как решающего значения для лечения ТЯ это не оказывает. На венозный характер ТЯ могут указывать:
1. Объективные признаки поражения венозной системы — варикозно-расширенные вены, локализующиеся как в типичных (внутренняя поверхность бедра, задняя и медиальная поверхности голени), так и атипичных (брюшная стенка, паховая и надпаховая области) местах.
2. Достоверные сведения в анамнезе о тромбозе глубоких вен нижних конечностей или ситуации, указывающие на его высокую вероятность повреждения костей, травматичные хирургические вмешательства, пункции и катетеризации вен нижних конечностей и др.
3. Ультразвуковая диагностика патологических вено-венозных сбросов крови или нарушение проходимости глубоких вен при ультразвуковой допплерографии или дуплексном ангиосканировании [6].
Нарушение трофики кожи с образованием ТЯ возможно и при ряде других заболеваний, лечебная тактика при которых имеет принципиальные отличия (периферический облитерирующий атеросклероз, диабетическая микроангиопатия, полинейропатия, гипертоническая болезнь II—III стадии, системная красная волчанка, склеродермия, васкулиты и др.).
Современная программа лечения ТЯ венозной этиологии базируется на принципе этапности. Так, первоочередной задачей является закрытие ТЯ, а в последующем необходимы хирургические или терапевтические мероприятия, направленные на профилактику ее рецидива и стабилизацию патологического процесса. При этом консервативное лечение в настоящее время является основным методом оказания помощи больным с ХВН. Оно может являться самостоятельным видом лечения или дополнять хирургические вмешательства при подготовке больного к операции, а также служить методом профилактики рецидива заболевания в послеоперационном периоде [7].
Наиболее частым спутником ТЯ является паратравматическая (микробная, контактная) экзема, которая возникает вследствие вторичной экзематизации поверхностных стрептококковых и грибковых поражений и сенсибилизации к пиогенной инфекции. Не меньшее значение играет раздражение кожи повязками и концентрированными лекарственными веществами. Длительное нарушение трофики кожи нижних конечностей создает благоприятные условия для развития разнообразных грибковых поражений мягких тканей, частота которых достигает 76%. Микотическая инфекция, сенсибилизируя организм и усугубляя течение основного процесса, приводит к прогрессированию трофических расстройств. Чаще наблюдается сочетание трех клинических форм микоза: интертригинозной — с преимущественным поражением межпальцевых складок стопы; сквамозно-гиперкератотической; онихомикозной — с вовлечением в процесс ногтей [8—11].
Ввиду перечисленных обстоятельств пациенты с ТЯ венозной этиологии чаще всего получают лечение в дерматологических учреждениях. Так, в 2008 г. в дерматологическом отделении Северо-Осетинского республиканского кожно-венерологического диспансера из 1554 пролеченных больных 172 были с микробной экземой, из которых — 57 осложненной трофическими язвами венозной этиологии.
Целью нашего исследования явилась оценка эффективности комплексного лечения больных микробной экземой голеней и стоп, осложненной ТЯ венозной этиологии. Основу лечения составили флеботоники, антибиотики, солкосерил и озонотерапия.
Озонотерапия является лечебным методом все более и более востребованным в клинической практике. Озон обладает большим разнообразием лечебных эффектов. Например, известно, что он оказывает антибактериальное, антивирусное, противовоспалительное и иммуномодулирующее действие, усиливает микрогемодинамику, содействует коррекции нарушений перекисного окисления липидов и повышает активность системы антиоксидантной защиты, активизирует репаративные процессы. Метод лечения кислородно-озоновой смесью благодаря этому нашел широкое применение в дерматологии при терапии различных дерматозов [12].
Нами наблюдались 9 больных (6 женщин и 3 мужчин в возрасте от 60 до 76 лет). У 8 пациентов в анамнезе варикозная болезнь, у одного мужчины — острый тромбоз и тромбофлебит глубоких вен; 2 женщины и один мужчина страдали сахарным диабетом 2-го типа; у 6 больных была гипертоническая болезнь. Язвы локализовались в основном на нижней трети голени, в области тыла стопы. Поражения варьировали от диаметром 1,5 см до размеров ладони взрослого человека, давность существования язв — от 6 мес до 15 лет.
Пациенты получали общую терапию: ангиопротекторы в течение 2—6 мес (флебодиа 600, детралекс), антибиотики в первые 10—15 дней лечения (цефтриаксон, цефазолин, цефатоксим), внутривенные инфузии и внутримышечные инъекции солкосерила по 5—10 мл в течение 15—20 дней, витамины в соответствие с инструкциями по применению. Наружная терапия представляла собой туалет язв с последующим последовательным наложением повязок с растворами антисептиков (хлоргексидин, мирамистин), солкосерилового геля (мази); туширование анилиновыми красителями периферийной части очагов, смазывание кортикостероидными кремами (мазями). Озонотерапия применялась местно: ежедневные экспозиции по 10 мин в течение 10—15 дней. Клинический эффект наблюдался у всех пациентов.
В результате лечения язвы диаметром менее 2 см рубцевались в среднем в течение 2—4 нед, диаметром 2—5 см — в течение 1—2,5 мес, более 5 см — на протяжении 2,5—4 мес. Больные хорошо переносили лечение, побочных эффектов не наблюдалось. Рецидив отмечен у одной пациентки, страдающей тяжелой формой ХВН и гипертонической болезнью. Приводим 2 клинических случая.
Больная Т., 77 лет (рис. 1),
Больная Б., 65 лет (рис. 2),
Таким образом, ТЯ венозной этиологии являются серьезной междисциплинарной медико-социальной проблемой, решение которой зависит от активного участия врачей разных специальностей и не в последнюю очередь дерматовенерологов. Комплексная терапия микробной экземы, сочетанной с ТЯ венозной этиологии, с применением флеботоников, солкосерила и кислородно-озоновой смеси, оказавшая хороший клинический эффект, является одним из путей решения указанной проблемы и может с успехом применяться в дерматологической практике, как в условиях стационара, так и поликлиники.