Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Феофилов И.В.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница»

Местная анестезия при перкутанной нефростомии и троакарной эпицистостомии

Авторы:

Феофилов И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1186 раз


Как цитировать:

Феофилов И.В. Местная анестезия при перкутанной нефростомии и троакарной эпицистостомии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2024;(11):65‑70.
Feofilov IV. Local anesthesia in percutaneous nephrostomy and trocar epicystostomy. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2024;(11):65‑70. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202411165

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Ряд урологических заболеваний и состояний требуют экстренной медицинской помощи. Все они при несвоевременном вмешательстве могут привести к тяжелым последствиям вплоть до гибели больного [1]. Среди них важнейшую проблему современной клинической медицины представляет обструкция как верхних [2, 3], так и нижних мочевых путей [4, 5]. В урологической практике с целью восстановления пассажа мочи из верхних мочевых путей рутинно используются наружное долговременное (нефростомия, пиелостомия) и внутреннее (установка в мочеточник самоудерживающегося катетера-стента) дренирование [6]. Среди методов дренирования при острой задержке мочи выделяют: трансуретральное дренирование; надлобковое дренирование (цистостомию); медикаментозную терапию; установку простатических стентов [7]. Ряд авторов при обструкции верхних мочевых путей, особенно при остром обструктивном пиелонефрите, невозможности выполнения ретроградного дренирования и некоторых других показаниях отдают предпочтение пункционной нефростомии (ПНС) [6], а при обструкции нижних мочевых путей (в особенности при острых воспалительных заболеваниях мочеполового тракта, необходимости длительного дренирования, невозможности проведения уретрального катетера и др.) выполняют троакарную эпицистостомию (ТЦС) [8]. И та и другая методика требует адекватного обезболивания. Как известно, одним из основных положений современной хирургии является требование устранения болевых ощущений при хирургических вмешательствах. Выбор метода — общей или местной анестезии (МА) — зависит от многих факторов, в том числе от опасностей и осложнений анестезиологического пособия, и должен осуществляться индивидуально [9].

Цель исследования — анализ эффективности и безопасности местной анестезии артикаином при выполнении ПНС и ТЦС.

Материал и методы

Обработаны данные за 5 лет ежегодных отчетов заведующих 8 урологическими отделениями ГБУЗ Новосибирской области (5 в городе и 3 в области). Во всех отделениях выполнялись ПНС и эпицистостомии, в том числе ТЦС.

Основу работы составило одноцентровое проспективное обсервационное исследование, выполненное в урологическом отделении ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» (ГНОКБ) в 2023 г. В исследование были включены 85 пациентов в возрасте от 40 до 60 лет, которым была выполнена ПНС или ТЦС. Критериями исключения были положительный аллергологический анамнез, выраженная коморбидность, ожирение высокой степени, рубцовые изменения в зоне операции. Больные были распределены на две группы в зависимости от вида анестетика для местного обезболивания. В 1-й группе, включавшей 48 (40 ПНС и 8 ТЦС) пациентов, для инфильтрационной анестезии тканей использовался Артикаин-Бинергия 2% — 2 мл в разведении на 10 мл физиологического раствора, во 2-й группе, включавшей 37 пациентов (30 ПНС и 7 ТЦС), применялся лидокаин 2% — 2 мл в том же разведении. Обе группы были сопоставимы по полу, возрасту, времени нахождения в стационаре до дренирования почки или мочевого пузыря (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика групп наблюдения

Группа наблюдения

Возраст

Пол, М/Ж (%)

Предоперационный период, сут

1-я группа (артикаин) (n=48)

54,8±6,7

58,4/41,6

0,7±0,5

2-я группа (лидокаин) (n=37)

53,4±7,2

56,9/43,1

0,6±0,5

Примечание. М — мужчины; Ж — женщины.

Методика ПНС. После стандартной обработки операционного поля в положении больного на животе по задней аксиллярной линии ниже XI или XII ребра со стороны поражения выполняется инфильтрационная анестезия тканей по ходу перкутанного доступа. Надсекается кожа до 0,5 см; под ультразвуковым и рентгенотелевизионным контролем поисковой иглой через нижнюю чашечку (в большинстве случаев) пунктируется полостная система почки. При получении мочи (которая по показаниям отправляется на бактериологическое исследование) по просвету иглы в полостную систему проводится струна-проводник, по которому после удаления поисковой иглы производится расширение доступа стандартными бужами из набора до №12 или 14 CH. После этого по струне заводится нефростома с фиксирующимся завитком, подшивается одним или двумя кожными швами.

Методика троакарной эпицистостомии. После стандартной обработки операционного поля в положении больного на спине по средней линии на 2—3 см выше лона выполняется инфильтрационная анестезия тканей по ходу доступа к мочевому пузырю. Надсекаются кожа и апоневроз до 0,5 см, затем чаще всего под ультразвуковым контролем устанавливается стилет-катетер (цистостома), который подшивается одним или двумя кожными швами.

Значимость различий показателей оценивали по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при p<0,05.

Результаты

При анализе данных отчетов заведующих отделениями необходимо отметить выраженную тенденцию к увеличению количества выполненных ПНС (рис. 1) и постепенное повышение числа ТЦС, как, впрочем, и открытых цистостомий (рис. 2). В урологическом отделении ГНОКБ наблюдается обратная тенденция (рис. 3 и 4), что обусловлено прекращением госпитализации в данное отделение городских больных в связи с изменением маршрутизации экстренных урологических пациентов после восстановления функционирования некоторых урологических отделений из-за ковидного статуса больниц (на период коронавирусной инфекции COVID-19).

Рис. 1. Динамика количества ПНС, выполненных в Новосибирской области за 5 лет.

Рис. 2. Динамика количества троакарных и открытых цистостомий, выполненных в Новосибирской области за 5 лет.

Рис. 3. Динамика количества ПНС, выполненных в ГНОКБ за 3 года.

Рис. 4. Динамика количества троакарных и открытых цистостомий, выполненных в ГНОКБ за 3 года.

При проведении клинической оценки эффективности обезболивания в баллах (0 — нет боли, 1 — едва ощутимая, 2 — очень слабая, 3 — слабая, 4 — умеренная, 5 — сильная боль) получены следующие результаты: группа артикаина по всем показателям значительно превосходила группу лидокаина, при этом ни один пациент из 1-й группы не испытывал сильной или умеренной боли (рис. 5). Объем вводимого анестетика в 1-й группе был почти в 2 раза меньше, чем во 2-й (рис. 6).

Рис. 5. Шкала оценки боли в баллах.

Рис. 6. Объем введенного анестетика.

При анализе нежелательных явлений (осложнений) в группе артикаина отмечен лучший профиль безопасности по симптомам аллергической реакции, тканевой нейротоксичности, образованию гематом и инфильтрации места инъекции (табл. 2).

Таблица 2. Нежелательные явления (осложнения) анестетиков

Осложнения

Артикаин

Лидокаин

Симптомы аллергической реакции, %

5,4

Тканевая нейротоксичность, %

2,08

2,7

Системная токсичность, %

Образование гематомы, %

2,08

5,4

Инфильтрация места инъекции, %

2,7

Обсуждение

В фармакологии выделяют следующие ключевые свойства местных анестетиков. Мощность определяется способностью растворяться в жирах (т. е. проходить через мембрану клетки), а также константой диссоциации (pKа). Длительность латентного периода — это время от введения вещества в ткани до развития анестезирующего эффекта. Оно зависит от концентрации раствора и значения pKа. Длительность эффекта МА определяется прежде всего стойкостью связи с рецепторами Na+-каналов, а также величиной pKа, скоростью локального кровотока и скоростью разрушения вещества в организме. Токсичность МА обусловлена прежде всего концентрацией и объемом введенного препарата, его растворимостью в жирах, а также способностью связываться с белками крови, поскольку связанные МА системной токсичности не оказывают [10].

Сравнивая два препарата, необходимо описать их действие. Лидокаин (ксикаин) — МА, наиболее известный представитель группы амидов; широко применяется для всех видов анестезии в концентрации 1—3%. По анестезирующей активности он превосходит новокаин в 2,5 раза и действует вдвое продолжительнее — от 2 до 4 ч. Латентный период составляет всего 2—5 мин. Кроме того, лидокаин, как и новокаин, рекомендуется сочетать с вазоконстрикторами (ВК) (например, адреналином), поскольку он не обладает вазодилатирующим эффектом [11]. Артикаин — МА, являющийся амидом, хорошо растворим в жирах, вследствие чего достаточно быстро проникает через мембрану нервной клетки или аксона и создает высокие внутриклеточные концентрации, чем обусловлены короткий латентный период, составляющий 1—3 мин, и мощность действия. Высокая же степень связи с белками плазмы позволяет не допустить системной токсичности. В отличие от других представителей амидных анестетиков артикаин не проникает через плацентарный и гематоэнцефалический барьеры. Это связано в первую очередь с относительно плохой проницаемостью эндотелия сосудов для артикаина; следовательно, препарат плохо проникает в кровоток и дольше задерживается в месте введения [12, 13]. Побочные реакции возникают достаточно редко, что позволяет использовать его у беременных и детей.

Для наиболее полного представления об анестетике некоторые авторы [10] используют отношение мощности к токсичности препарата, которое рассчитывается относительно новокаина, мощность и токсичность которого приняты за 1 (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительная характеристика местных анестетиков

Показатель

Новокаин

Лидокаин

Артикаин

pKа (константа диссоциации)

8,9

7,9

7,8

Связь с белками плазмы, %

5—7

65

95

Относительная мощность

1,0

2,5

5,0

Относительная токсичность

1,0

2,0

1,5

Отношение мощность/токсичность

1,0

1,25

3,3

Начало действия

Медленное

Быстрое

Быстрое

Длительность анестезии без ВК (мин)

15—30

30—45

60—225 минут

Длительность анестезии с ВК (мин)

60

130

120—420

В нашем случае несмотря на отсутствие статистически значимых различий между группами из-за малого количества осложнений получены убедительные данные о преимуществах Артикаина-Бинергия перед лидокаином по мощности, редукции болевого синдрома, а также количеству используемого МА.

Выводы

Проведенное исследование по использованию Артикаина-Бинергия при выполнении урологических вмешательств, требующих применения местной анестезии, таких как ПНС и ТЦС, показало, что Артикаин-Бинергия превосходил лидокаин по обезболивающему эффекту и профилю безопасности. Кроме того (что немаловажно), отмечена экономия использования анестетика за счет меньшего суммарного объема введения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Жунусов А.Т., Матазов Б.А., Бургоева М.Н., Маткасымова Г.А. Постренальная анурия как осложнение рака шейки матки и роль перкутанной нефростомии при его лечении. Вестник Ошского государственного университета. 2023;2:25-31. 
  2. Tibana TK, Grubert RM, Santos RFT, Fornazari VAV, Domingos AA, Reis WT, Marchiori E, Nunes TF. Percutaneous nephrostomy versus antegrade double-J stent placement in the treatment of malignant obstructive uropathy: a cost-effectiveness analysis from the perspective of the Brazilian public health care system. Radiologia Brasileira. 2019;52(5):305-311.  https://doi.org/10.1590/0100-3984.2018.0127
  3. Федоров А.А., Золотухин О.В., Мадыкин Ю.Ю., Петряев А.В., Титова С.Н., Золотухин В.О. Сравнительная оценка показателей азотемии после различных вариантов дренирования верхних мочевых путей. Экспериментальная и клиническая урология. 2019;(4):92-99. 
  4. Пушкарь Д.Ю., Малхасян В.А., Ходырева Л.А., Раснер П.И., Куприянов Ю.А., Дударева А.А., Семенякин И.В., Енгай В.А., Зингеренко М.Б., Зинухов А.Ф., Мамаев И.Э., Ответчиков И.Н., Редькович В.И., Сулейманов С.И., Тахирзаде Т.Б., Тедеев В.В., Трушкин Р.Н., Цыганов С.В., Мотин П.И., Ласский И.А., Колбасов Д.Н., Скрупский К.С. Анализ и оптимизация медицинской помощи пациентам с острой задержкой мочеиспускания, поступающим в стационары г. Москвы. Экспериментальная и клиническая урология. 2016;2:4-7. 
  5. Малхасян В.А., Геворкян Р.Р., Семенякин И.В., Пушкарь Д.Ю. Оптимальный метод дренирования мочевого пузыря у пациентов с острой задержкой мочеиспускания. Вопросы урологии и андрологии. 2017;5(2):17-21.  https://doi.org/10.20953/2307-6631-2017-2-17-21
  6. Шкодкин С.В., Идашкин Ю.Б., Фентисов В.В, Любушкин А.В., Невский А.А. Оценка эффективности способов дренирования почки при остром обструктивном пиелонефрите. Вестник урологии. 2018;6(1):27-35.  https://doi.org/10.21886/2308-6424-2018-6-1-27-35
  7. Шпиленя Е.С., Бурлака О.О., Пешехонов К.С., Шабулдов К.В. Оказание неотложной помощи при острой задержке мочеиспускания у мужчин. Современная лечебная тактика, противоречия и перспективы. Скорая медицинская помощь. 2019;1:69-76.  https://doi.org/10.24884/2072-6716-2019-20-1-69-76
  8. Малхасян В.А., Касян Г.Р., Ходырева Л.А., Колонтарев К.Б., Говоров А.В., Васильев А.О., Пушкарь Д.Ю. Оказание стационарной помощи пациентам урологического профиля в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Экспериментальная и клиническая урология. 2020;(1):4-11. 
  9. Топузов М.Э., Зубарев В.А. Местная анестезия артикаином при оперативных вмешательствах в урологии. Вестник хирургии им. И.И. Грекова. 2011;170(5):72-75. 
  10. Морозов А.М., Минакова Ю.Е., Сергеев А.Н., Протченко П.Г., Пахомов М.А. Выбор местного анестетика при местной анестезии. Вестник новых медицинских технологий. 2020;1:36-41.  https://doi.org/10.24411/1609-2163-2020-16611
  11. Базарбаев Н.Р., Бакиев Б.А., Базарбаев К.Р., Шукпаров А.Б., Умаров А.М., Жартыбаев Р.Н., Бакиев А.Б. Характеристика местноанестезирующих средств, применяемых при стоматологических вмешательствах. Здравоохранение Кыргызстана. 2014;1:114-117. 
  12. Иощенко Е.С., Брусницына Е.В., Нерсесян П.М., Закиров Т.В., Ожгихина Н.В. Использование 4% артикаина в сочетании с эпинефрином (1:100 000 и 1:200 000) в практике детского стоматолога. Проблемы стоматологии. 2014;6:48-52. 
  13. Пищинский И.А., Захарова И.А. Свойства современных местных анестетиков, применяемых для обезболивания в терапевтической стоматологии. Современная стоматология. 2016;4(65):31-34. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.