Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Федосеев А.В.

Кафедра общей хирургии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ, Рязань, Россия

Рыбачков В.В.

Ярославская медицинская академия

Инютин А.С.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия

Муравьев С.Ю.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия

Лебедев С.Н.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава РФ, Рязань, Россия

Способ ушивания апоневроза после лапаротомии в ургентной хирургии

Авторы:

Федосеев А.В., Рыбачков В.В., Инютин А.С., Муравьев С.Ю., Лебедев С.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3008

Загрузок: 64


Как цитировать:

Федосеев А.В., Рыбачков В.В., Инютин А.С., Муравьев С.Ю., Лебедев С.Н. Способ ушивания апоневроза после лапаротомии в ургентной хирургии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2020;(1):40‑45.
Fedoseev AV, Rybachkov VV, Inyutin AS, Muraviev SYu, Lebedev SN. A new method of aponevrosis suturing after laparotomy in urgent abdominal surgery. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2020;(1):40‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202001140

Рекомендуем статьи по данной теме:
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ба­ко­зи­ды: изу­че­ние ней­ро­би­оло­ги­чес­кой ак­тив­нос­ти и пер­спек­ти­вы при­ме­не­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):54-59
Тре­нинг меж­ве­домствен­ной ком­му­ни­ка­ции вра­чей — су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):57-61

Введение

Проблема послеоперационных вентральных грыж (ПОВГ) весьма актуальна ввиду роста количества операций на брюшной полости. После срединной лапаротомии формирование вентральной грыжи встречается в 2—28% случаев [1—6]. При ушивании лапаротомной раны важно выполнить пластику без натяжения тканей, учитывая равномерную нагрузку на швы, несоблюдение этих правил ведет к прорезыванию швов, нарушает микроциркуляцию и трофику в тканях и способствует возникновению ПОВГ и эвентрации [4, 7—10]. В связи с этим важность выбора рационального способа ушивания белой линии живота, особенно в ургентной хирургии, не вызывает сомнения.

На практике выбор способа ушивания раны больше связан с предпочтениями и устоявшимися стереотипами, из-за отсутствия опыта и мануального навыка новые методы применяют с опасением или вообще не используют. В связи с этим актуален вопрос внедрения и обучения новым методикам лапарорафии с целью профилактики развития ПОВГ. При этом обучение должно проводиться на специально разработанных для этого тренажерных системах, что будет способствовать отработке навыка в условиях, приближенных к клиническим, и мотивировать применение полученного опыта на практике [2].

Цель исследования — улучшение результатов лечения больных, подвергшихся лапаротомии, путем внедрения в практику разработанного способа ушивания апоневроза после лапаротомии.

Материал и методы

На кафедре общей хирургии РязГМУ разработан и запатентован способ ушивания апоневроза после лапаротомии (патент РФ на изобретение № 2644846). После успешного проведения кадаверного и экспериментального исследования на лабораторных животных, согласно правилам проведения работ с использованием экспериментальных животных от 12.08.77 № 755, а также принципам надлежащей лабораторной практики (Principles of Good Laboratory Practice) с изменениями от 1997 г., инкорпорированными в Директиву Е.С. 2004/10/ЕС, решено внедрить новый способ лапарорафии для клинического применения.

Сущность способа состоит в том, что после шва брюшины апоневроз лапаротомной раны ушивают укрепляющими швами, расстояние между которыми составляет 5 см, затем накладывают непрерывный шов с расположением стежков в шахматном порядке — непрерывный шахматный шов (рис. 1).

Рис. 1. Схема наложения непрерывного шахматного шва на апоневроз.

Задачами использования являются уменьшение нагрузки на непрерывный шахматный шов, укрепление наименее прочных участков белой линии живота, предупреждение натяжения краев раны и нити при наложении непрерывного шахматного шва, профилактика несостоятельности шва апоневроза в случае возможной ревизии раны при ее нагноении. Преимуществом укрепляющего шва является его высокая прочность благодаря двум линиям фиксации в вертикальном и горизонтальном направлении относительно линии разреза. При этом нагрузка равномерно распределяется на все стежки шва, уменьшается излишнее сдавление краев раны и, как следствие, снижается их ишемизация.

Преимуществами непрерывного шахматного шва в отличие от классического непрерывного шва являются большие прочностные характеристики благодаря двум линиям фиксации с каждой стороны от разреза, что уменьшает вероятность разволокнения апоневроза и более равномерно распределяет нагрузку на него. Данный шов накладывается с чередованием малых и больших стежков. Расстояние между стежками составляет 0,5 см, от края раны при малых стежках — 0,5 см, при больших — 1 см.

Для организации процесса обучения данной методике разработан и запатентован медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны (патент РФ на полезную модель № 181388) (рис. 2).

Рис. 2. Медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны.

В зажимы тренажера закрепляют импровизированный апоневроз с нанесенными на него метками, располагающимися на расстояниях, соответствующих расстояниям между стежками при наложении укрепляющего и непрерывного шахматного швов. Материал ушивают на расстоянии 18 см. С целью определения обучаемости способу ушивания апоневроза в процессе мануальной отработки навыка привлечены три группы: 1-я — 22 студента III курса, не имеющих общехирургических навыков; 2-я — 12 клинических ординаторов, обучающихся по специальности «Хирургия», имеющих начальные общехирургические навыки; 3-я — 12 врачей-хирургов первой и высшей квалификационных категорий, владеющих навыком лапарорафии на высоком уровне. Проведена оценка обучаемости методике путем сравнения времени ушивания апоневроза предлагаемым способом и классическими отдельными узловыми швами на протяжении всего цикла обучения. Расстояние между узловыми швами, как и между стежками шахматного, составило 5 мм.

На следующем этапе, после проведения обучения, новый способ лапарорафии внедрили в клиническую практику (рис. 3).

Рис. 3. Ушивание лапаротомной раны (интраоперационная фотография). 1 — наложены укрепляющие швы; 2 — наложение непрерывного шахматного шва.

Проспективно обследованы 130 больных, прооперированных в экстренном порядке на органах брюшной полости с использованием срединного лапаротомного доступа. В основную группу вошли 70 пациентов (32 (46%) мужчины и 38 (54%) женщин) в возрасте от 31 года до 94 лет (средний возраст 66,5±13,2 года), которым белую линию живота ушивали разработанным способом. По поводу аппендицита с перитонитом оперированы 9 (13%) больных, кишечной непроходимости — 15 (21%), перфоративной язвы желудка — 11 (16%), калькулезного гангренозного холецистита — 7 (10%), опухоли толстой кишки — 13 (18%), холедохолитиаза — 11 (16%), открытой травмы живота — 4 (6%). Пациентам контрольной группы (n=60) апоневроз ушивали отдельными узловыми швами. Больные были репрезентативны по возрасту, полу, основным и сопутствующим заболеваниям.

При сравнении исследуемых групп применялся критерий t-Стьюдента. Для корреляционного анализа использовали ранговую корреляцию Спирмена. Достоверность результатов оценивали положительно при p<0,05.

Результаты

В группе студентов на 1-м занятии время наложения отдельного шва составило 24,1—36,2 мин (в среднем 30,6±1,82 мин), непрерывного шахматного — 17,1—28,1 мин (в среднем 21,8±2,7 мин), двух укрепляющих швов — 4,1—5,9 мин (в среднем 4,9±0,5 мин). При последующих занятиях отмечено ускорение процесса ушивания. К 7-му занятию отработка навыка подошла к концу, так как результаты данного занятия и результаты 6-го занятия достоверно не различались: время наложения отдельного шва от 16,9 до 25,5 мин (в среднем 18,9±2,3 мин) (t=0,326; р<0,05), непрерывного шахматного — от 12,8 до 19,1 мин (в среднем 15,5±1,3 мин) (t=2,571; р<0,05), двух укрепляющих — от 2,7 до 4,1 мин (в среднем 3,4±0,4 мин) (t=0,125; р<0,05) (рис. 4).

Рис. 4. Динамика времени ушивания лапаротомной раны в группе студентов.

Во 2-й группе на 1-м и последующих занятиях скорость наложения отдельного узлового шва достоверно не изменялась и составила 11,2—14,1 мин (в среднем 12,6±0,8 мин), что связано с отработкой навыка ранее. А вот динамика обучения другим видам шва была более интенсивной. Для обучения ординаторов понадобилось 4 подхода к отработке навыка. Время наложения непрерывного шахматного шва на 1-м занятии составило 11,4—13,5 мин (в среднем 12,4±0,7 мин), а к последующим занятиям оно уменьшилось до 7,9—9,2 мин (в среднем 8,3±0,5 мин) (t=1,294; р<0,05). Такая же тенденция наблюдалась и с укрепляющими швами. Время при первом освоении навыка 2,9—4,1 мин (в среднем 3,4±0,4 мин), к последнему занятию 1,9—2,5 мин (в среднем 2,1±0,3 мин) (t=0,344; р<0,05).

В группе врачей время наложения отдельных узловых швов на 1-м занятии составило 7,8—9,6 мин (в среднем 9,1±0,5 мин) и достоверно не изменялось и при 2-м (t=0,518; р>0,05) и 3-м (t=1,325; р>0,05) подходе, поскольку в повседневной практике они используют этот способ ушивания. С непрерывным шахматным швом установлена такая же тенденция, как и в группе ординаторов. К 1-му занятию время манипуляции составило 7,8—9,1 мин (в среднем 8,2± 0,4 мин) с тенденцией к ускорению наложения шва на 3-м занятии — 6,6 до 8,2 мин (в среднем 7,2±0,4 мин) (t=2,163; р>0,05). Время наложения укрепляющих швов на 1-м занятии 2,1—3,1 мин (в среднем 2,7±0,4 мин), к 3-му — 1,4—2,1 мин (в среднем 1,7±0,23 мин) (t=0,378; р>0,05).

Таким образом, степень обучаемости новой технике лапарорафии зависит от уровня подготовки обучаемого (r=–0,737, р=0,004). Так, у студентов динамика уровня освоения навыка была одинаковой как в случае распространенного в хирургической практике отдельного узлового шва, так и предлагаемого способа ушивания. У ординаторов и врачей обучаемость отдельному узловому шву не прослеживалась, так как они уже владели этим навыком, хотя время наложения данного шва было меньше в группе врачей, что связано с их более высокой квалификацией и опытом. При освоении ушивания апоневроза новым способом в обеих группах отмечалась тенденция к уменьшению времени наложения швов, различия отмечены лишь во времени, затраченном на освоение манипуляции в пользу 3-й группы.

Немаловажно, что в результате обучения время наложения отдельных узловых швов и восстановления апоневроза предлагаемым способом (сумма времени наложения шахматного и укрепляющих швов) в 1-й группе составило в среднем 18,9±2,36 и 18,3±1,35 мин, во 2-й группе — 12,5±0,79 и 10,5±0,95 мин, в 3-й группе — 9,1±0,6 и 8,5±0,87 мин. Предлагаемый способ по временны́м характеристикам не противоречит узловой лапарорафии (см. таблицу).

Время, затраченное на наложение отдельного узлового и комбинированного швов в группах в течение всего периода обучения

При сравнении способов ушивания в клинике в раннем послеоперационном периоде в контрольной группе выявлены эвентрации у 3 (5%) больных, а через год наблюдения — дефекты апоневроза у 6 (10%) больных и ПОВГ у 5 (8%). В основной группе эвентрации не было, дефекты апоневроза установлены у 2 (3%) больных, ПОВГ — у 3 (5%). Дефекты апоневроза выявляли путем УЗИ (рис. 5).

Рис. 5. Осложнения в основной и контрольной группах больных.

Таким образом, представленная модель и этапность внедрения нового способа ушивания апоневроза после лапаротомии позволили не только изменить взгляд на лапарорафию, но и снизить частоту развития послеоперационной вентральной грыжи и эвентрации в ургентной хирургии. Предлагаемый способ ушивания апоневроза после лапаротомии по временно́му параметру не отличается от классической узловой лапарорафии. Внедрению в практику непрерывного, в том числе и шахматного укрепляющего, шва должно предшествовать цикло-вое обучение независимо от квалификации хи-рурга.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Федосеев А.В. — https://orcid.org/0000-0002-6941-1997; e-mail: hirurgiarzn@gmail.com

Рыбачков В.В. — https://orcid.org/0000-0002-2477-1753; e-mail: julia3111@mail.ru

Инютин А.С. — https://orcid.org /0000-0001-8812-3248; e-mail: aleksandr4007@rambler.ru

Муравьев С.Ю. — https://orcid.org/0000-0003-2311-6834; e-mail: muravievsu@mail.ru

Лебедев С.Н. — https://orcid.org /0000-0002-7139-7100; e-mail: dguba_dze@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Федосеев А.В. — e-mail: hirurgiarzn@gmail.com

Федосеев А.В., Рыбачков В.В., Инютин А.С., Муравьев С.Ю., Лебедев С.Н. Способ ушивания апоневроза после лапаротомии в ургентной хирургии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2020;01:40-45. https://doi.org/10.17116/hirurgia2020011

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.