Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Вачёв А.Н.

Клиника факультетской хирургии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», Самара, Россия

Корытцев В.К.

Кафедра факультетской хирургии Самарского государственного медицинского университета, Самарская ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова

Ларина Т.В.

Кафедра факультетской хирургии Самарского государственного медицинского университета, Самарская ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова

Какое кровотечение из язвы двенадцатиперстной кишки следует считать рецидивным

Авторы:

Вачёв А.Н., Корытцев В.К., Ларина Т.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 10314

Загрузок: 74

Как цитировать:

Вачёв А.Н., Корытцев В.К., Ларина Т.В. Какое кровотечение из язвы двенадцатиперстной кишки следует считать рецидивным. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2010;(1):45‑49.
Vachev AN, Koryttsev VK, Larina TV. What duodenal ulcer bleeding should be considered recurrent? Pirogov Russian Journal of Surgery. 2010;(1):45‑49. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
Нуж­да­ет­ся ли в из­ме­не­ни­ях ле­чеб­ная так­ти­ка при эра­ди­ка­ци­он­ной те­ра­пии яз­вен­ной бо­лез­ни?. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(4):95-102
Кли­ни­чес­кие пре­дик­то­ры пов­тор­ных прог­ноз-оп­ре­де­ля­ющих со­бы­тий у боль­ных фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий, по­лу­ча­ющих ан­ти­ко­агу­лян­ты (по дан­ным двад­ца­ти­лет­не­го наб­лю­де­ния в рам­ках РЕГис­тра дли­тель­ной Ан­тит­ром­бо­ти­чес­кой ТерАпии [РЕГАТА-2]). Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2024;(1):64-72

Введение

В настоящее время большинство хирургов, занимающихся лечением больных с желудочно-кишечными кровотечениями, руководствуются так называемой активной индивидуализированной тактикой [1, 4, 7]. Суть данной тактики заключается в выявлении больных с высоким риском рецидива кровотечения и их оперативном лечении до наступления этого рецидива. При этом, говоря о рецидиве кровотечения, разные авторы указывают на различные сроки «самого неблагоприятного времени» его наступления. Многочисленные наблюдения показали, что оперативные вмешательства у больных с возобновившимися желудочно-кишечными кровотечениями, выполняемые на 3-4-е сутки после остановки кровотечения, всегда сопряжены со значительным увеличением риска послеоперационных осложнений [5, 8]. А самым неблагоприятным сроком для операции при возобновившемся желудочно-кишечном кровотечении признан 9-13-й день [6, 14]. Вопрос выбора оптимального срока операции у подобных больных чрезвычайно актуален, так как общеизвестно, что основную массу умерших от язвенного гастродуоденального кровотечения составляют именно пациенты, у которых развился рецидив кровотечения [9].

При этом очевиден ряд противоречий. Во-первых, сегодня нет четкого указания на то, какое кровотечение следует считать рецидивным, во-вторых, доминирует мнение о том, что при наиболее тяжелом состоянии больных сначала следует добиться его стабилизации путем временного гемостаза и только потом оперировать [2, 15, 16].

Из этого следует, что для улучшения результатов лечения больных с язвенными кровотечениями, а также для стандартизации полученных результатов и возможности их корректного сравнения необходимо прежде всего четко определить само понятие рецидива кровотечения.

Цель данной работы - оптимизировать тактику лечения больных с остановившимся кровотечением из язвы двенадцатиперстной кишки путем уточнения самого понятия рецидива кровотечения и конкретизации показателей прогнозирования развития рецидива.

Материал и методы

Исследование проводилось в три этапа. Всего в исследование были включены 279 пациентов. Всем пациентам при поступлении в стационар была произведена фиброгастродуоденоскопия (ФГДС), признаки язвенного кровотечения у этих больных описаны эндоскопистом как Forrest 2b.

Критерии включения в исследование:

1) экстренная госпитализация по поводу язвенного дуоденального кровотечения, но с остановившимся кровотечением, что было подтверждено при ФГДС;

2) Язвенное дуоденальное кровотечение у всех больных в анамнезе в различные сроки до госпитализации.

Все больные поступали в экстренном порядке в Самарскую ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова и клиники Самарского государственного медицинского университета в период с 1995 по 2006 г.

При поступлении всем без исключения больным проводили тщательное физикальное обследование. Выполняли обязательное исследование содержания гемоглобина, эритроцитов крови, гематокрита, определяли группу крови и резус-фактор, время свертывания крови. Для определения тяжести кровопотери использовали классификацию А.И. Горбашко [4]. У 176 (63,1%) пациентов было выполнено развернутое исследование гемостаза. Удаленные во время операции участки кишки с язвой исследовали гистологическим методом и сопоставляли полученные данные с эндоскопической картиной. Морфологические препараты готовили по стандартной методике, окрашивали гематоксилином и эозином под микроскопом Leica Galen ІІІ (объектив 40, окуляр 10).

Сначала ретроспективно всех больных мы разделили на 2 группы. 1-я группа - 223 пациента, у которых при поступлении в стационар остановившееся кровотечение не возобновлялось, а операции отдельным больным выполнялись на основании признаков возможного рецидива кровотечения.

2-я группа - 56 пациентов с остановившимся дуоденальным кровотечением, у которых после поступления в стационар оно возобновилось в течение ближайших 2 нед. Этих пациентов оперировали только при возобновлении кровотечения.

Следует особо отметить общие моменты для пациентов обеих групп:

- у всех больных по данным ФГДС кровотечение трактовалось как Forrest 2b;

- в первые сутки пребывания в стационаре ни один пациент не был оперирован;

- метод эндоскопического временного гемостаза не применялся;

- консервативное лечение при поступлении было одинаковым и заключалось в назначении дицинона, викасола, 1% хлористого кальция. Проводили переливание до 800 мл одногруппной свежезамороженной плазмы. Противоязвенная терапия заключалась в применении кваматела по 20 мг внутривенно 2 раза в день или омепразола по 20 мг внутрь 2 раза в день. С целью воздействия на Helicobacter pylori проводили антибактериальную терапию (метронидазол по 250 мг внутрь в день и ампициллин по 1,0 г внутримышечно 4 раза в день в течение 10 дней).

В ходе исследования было проведено сопоставление:

1) летальности в обеих группах;

2) выраженности нарушений показателей гемостаза в различных группах больных;

3) морфологического состояния язвы в удаленных препаратах у больных, оперированных по поводу рецидива кровотечения в течение ближайших 2 нед.

Результаты

На первом этапе мы исследовали влияние сроков повторения кровотечения из язвы двенадцатиперстной кишки на результаты лечения.

Характер выполненных операций представлен в таблице.

В 1-й группе на основании критериев угрозы рецидива кровотечения были оперированы 39 (17,5%) человек. Из 39 оперированных умер 1 пациент. Послеоперационная летальность составила 2,6%.

Во 2-й группе были оперированы 56 (100%) человек. В послеоперационном периоде умерли 10 больных. Послеоперационная летальность составила 17,9%.

Разница показателей послеоперационной летальности статистически достоверна. χ2 Пирсона составил 3,86 (р<0,05).

Получив такую существенную разницу в результатах лечения, мы на втором этапе исследования ретроспективно оценили состояние системы гемостаза и степень компенсации кровопотери у больных в момент принятия решения о выполнении операции по поводу рецидива кровотечения.

Всего полноценное исследование гемостаза было проведено у 143 больных 1-й группы и у 33 больных 2-й группы. Таким образом, было выполнено 176 (63,1%) исследований.

В результате исследования было установлено, что гиперкоагуляционные тесты (фибриноген В, растворимые фибрин-мономерные комплексы) не могут быть признаны патогномоничными для прогнозирования рецидива язвенного дуоденального кровотечения, так как различия по этим показателям оказались статистически недостоверны [3].

Плохим прогностическим признаком следует признать снижение количества тромбоцитов и нарушение их функции. Было установлено, что если тромбоцитарное звено гемостаза (агрегация тромбоцитов) не страдает, то гемостатическая терапия, включающая обязательное переливание свежезамороженной плазмы оказывала положительное влияние и рецидива кровотечения не наступало. Если количество тромбоцитов было менее 120·109/л, то вероятность рецидива кровотечения составляла 67%.

Третий этап исследования был морфологическим. Мы оценивали степень эпителизации язвенного дефекта и сопоставляли эти данные с результатами ФГДС. Оказалось, что у всех оперированных больных с рецидивом кровотечения эпителизация язвы не началась. Точно такая же картина имелась в препаратах язв у больных, которых мы оперировали до начала рецидива кровотечения, ориентируясь только на признаки угрозы возможного рецидива.

Типичная картина язвенного дефекта при рецидиве кровотечения из язвы двенадцатиперстной кишки представлена на рисунке.

Рисунок 1. Кровоточащая язва двенадцатиперстной кишки больного С., 42 лет. Зона фибриноидного некроза без признаков эпителизации. Окраска гематоксилином и эозином. Объектив 40, окуляр 10.

На всех препаратах отчетливо видно, что эпителизация дуоденальной язвы еще не началась. С точки зрения морфологов, под началом эпителизации язвы следует понимать наползание клеток эпителия слизистой двенадцатиперстной кишки на край язвенного дефекта [12].

Проведя сравнительный анализ результатов исследования гемостаза (тромбоцитарное звено), данных морфологического исследования и результатов ФГДС, мы обнаружили, что они коррелируют с вероятностью 96%.

Обсуждение

В наше время сохраняют актуальность слова Б.С. Розанова [10], который писал, что если бы хирург располагал какими-нибудь средствами, позволяющими предугадать, остановится ли данное кровотечение самостоятельно или на это рассчитывать нельзя, то вопрос тактики лечения решался бы совсем просто и никаких разногласий в выборе методов лечения не было бы.

В литературе отсутствует четкий ответ на вопрос о том, что следует считать рецидивом кровотечения из язвы. В литературе либо вообще не дается определения понятия рецидива кровотечения, либо дается довольно расплывчатое определение: «рецидивное кровотечение - это кровотечение у больного в хирургическом отделении, наступившее после его остановки в результате консервативного лечения» [8]. На этом основании нельзя четко представить, что считать рецидивом кровотечения, а что - повторным кровотечением из дуоденальной язвы. Самое главное неясно, что является определяющим - сроки от метода остановки кровотечения или морфологическая картина язвы?

Хорошо известно, что тактика лечения при рецидиве язвенного дуоденального кровотечения и при повторном кровотечении из язвы двенадцатиперстной кишки различна. Так, при рецидиве кровотечения из язвы всем больным показано экстренное оперативное лечение, при повторном кровотечении из язвы вопрос об операции и ее срочности должен решаться индивидуально в зависимости от характеристик развившегося эпизода кровотечения (продолжается кровотечение или нет, его интенсивность, объем кровопотери). Именно поэтому для четкого планирования действий хирурга важно дать четкое определение рецидива кровотечения.

По нашему мнению, для решения вопроса о том, чем является развившийся эпизод кровотечения - рецидивом кровотечения или повторным кровотечением из язвы, следует учитывать такие моменты, как подтвержденный при ФГДС факт остановки кровотечения и факт компенсации развившихся при кровопотере патологических изменений. И если ответ на первый вопрос прост (для этого надо лишь повторить ФГДС), то для ответа на второй вопрос необходимо учитывать ряд факторов. Это и состояние системы гемостаза, и степень компенсации кровопотери, и состояние язвенного дефекта. Так, под началом эпителизации язвенного дефекта эндоскописты понимают появление сглаженности краев язвы и уменьшение диаметра язвы [11]. При этом эндоскопические признаки начала эпителизации всегда проявляются позднее фактического начала этого процесса.

С нашей точки зрения, целесообразно в качестве ориентира использовать такой морфологический показатель, как начало эпителизации язвенного дефекта. Следовательно, рецидивным надо считать кровотечение из язвы, развившееся до появления признаков начала эпителизации, повторным - кровотечение, которое развивается после начала эпителизации язвенного дефекта. Временной фактор у разных пациентов будет различаться и зависеть от индивидуальных особенностей каждого организма компенсировать кровопотерю.

Таким образом, принципиально мы можем выделить два признака, на основании которых следует трактовать кровотечение как рецидивное.

Первый признак - это состояние системы гемостаза, а более конкретно - состояние тромбоцитарного звена гемостаза. По нашему мнению, его следует оценивать по таким показателям, как количество тромбоцитов и их способность к адгезии и агрегации. Критическим нужно признать количество тромбоцитов менее 120·109/л. При таких и более низких показателях вероятность рецидива кровотечения из язвы составила 67%. Следовательно, проводя лечение больных с остановившимся кровотечением, необходимо контролировать именно этот показатель и при критических значениях целесообразно принимать решение об операции, не дожидаясь рецидива кровотечения.

Второй признак - оценка язвенного дефекта по данным ФГДС.

С нашей точки зрения, следует придерживаться следующей тактики: если у пациента с остановившимся кровотечением при прочих равных показателях эпителизация язвенного дефекта при адекватной терапии не началась к 10-14-м суткам, то должно быть принято решение об оперативном лечении. Дело в том, что сроки начала эпителизации язвенного дефекта у большинства больных соответствуют 8-10-му дню после окончания кровотечения.

В работе, посвященной терапии длительно рубцующихся язв, показано, что эпителизация язвы не начинается до того, как наступит полное восстановление гомеостаза [13]. Наше исследование полностью подтвердило данное положение. Если кровотечение из язвенного дефекта развилось до начала его эпителизации, оно без сомнения рецидивное и следует предпринять самые активные хирургические действия для спасения жизни больного.

Таким образом, рецидив язвенного дуоденального кровотечения - это такое кровотечение, которое наступает до начала эпителизации язвы.

Исследование тромбоцитарного звена гемостаза следует признать обязательным экстренно выполняемым тестом у всех больных с язвенным кровотечением. Критическим в плане угрозы рецидива кровотечения нужно считать содержание тромбоцитов менее 120·109/л.

Летальность больных при рецидиве язвенного дуоденального кровотечения статистически достоверно выше, чем при повторном кровотечении из язвы двенадцатиперстной кишки.

Комментарий

Статья посвящена актуальной проблеме экстренной абдоминальной хирургии - лечению кровотечений при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. На страницах журнала «Хирургия» постоянно публикуются сообщения, посвященные различным проблемам диагностики, профилактики и лечения язвенных кровотечений [1-3, 5, 6]. Авторы настоящей статьи на большом клиническом материале излагают концепцию определения вероятности рецидива язвенного кровотечения. Не вызывает сомнений, что наибольшие трудности лечения возникают, если кровотечение приобретает рецидивирующий характер. Оценивая состояние проблемы лечения гастродуоденальных кровотечений, авторы ссылаются па публикации 20-10-летней давности, что вызывает удивление. На сегодняшний день диагностика (в том числе и определение вероятности рецидива) и лечение больных с язвенными кровотечениями определяются активным использованием всего арсенала - эндоскопических методов остановки и профилактики кровотечений (биполярная и аргоно-плазменная коагуляции, инъекции раствора адреналина и различных склерозантов, наложение эндоклипс) [5, 7]. Причем чем выше вероятность рецидива кровотечения, чем настойчивее используют методы эндоскопической профилактики. Хирургические вмешательства, выполняемые на высоте кровотечения, тем более рецидивного, всегда сопровождаются большим количество осложнений. Летальность при этих вынужденных операциях бывает высокой, что отметили и авторы статьи, тем более что большей части больных выполнена резекция желудка. Именно по этой причине операции должны быть минимальными по объему, а операцией выбора является гаетродуоденотомия с прошиванием кровоточащей язвы, пилоропластика, стволовая ваготомия. Лишь в редких ситуациях производится резекция желудка, а при рецидивирующих кровотечениях выполняют даже гастрэктомию без наложения анастомоза [6].

Определяя вероятность рецидива кровотечения из язвы, авторы не учитывают простых эндоскопических признаков (локализация язвы по малой кривизне или по задней стенке луковицы двенадцатиперстной кишки, глубина и размеры язвенного дефекта, диаметр тромбированного сосуда). Современные возможности эндоскопического исследования, совмещенного с УЗИ и дуплексным сканированием, позволяют точно определить диаметр сосуда, прилежащего к язве, и, соответственно, решить вопрос о вероятности рецидива кровотечения. Не вызывает сомнения, что эндоскопические признаки начала эпителизации язвенного дефекта являются важным фактом, свидетельствующим о хорошем эффекте проводимой терапии, но определение тактики лечения не должно опираться только на этот признак [4, 5].

Оценивая коагулопатию при язвенных кровотечениях, не следует ориентироваться лишь на количество тромбоцитов и их функцию, хотя это важный показатель. Для качественной оценки состояния гемостаза всегда учитывают весь спектр соответствующих показателей. Определяя степень компенсации кровопотери, нельзя ориентироваться на «макроскопическое начало эпителизации язвенного дефекта», для объективной оценки гомеостаза существуют специальные, хорошо известные тесты, определять которые необходимо несколько раз в сутки, не дожидаясь эндоскопического исследования [4].

Коллективом авторов проделана большая и трудная работа, результаты которой легли в основу статьи. Каждая публикация, посвященная лечению гастродуоденальных кровотечений, имеет практическую значимость и увеличивает наши знания о состоянии проблемы.

Проф. А.Г. Кригер

Литература

1. Винокуров М.М., Капитонова М.А. Тактика лечения больных с язвенным гастродуоденальным кровотечением. Хирургия 2008; 2: 33-36.

2. Захараш М.П., Полинкевич Б.С, Бекмурадов А.Р. Способ дренирования желудка в сочетании с ваготомией в лечении постбульбарных язв. Хирургия 2009; 2: 35-39.

3. Казымов И.Л., Курбанов Ф.С. Тактика лечения кровоточащих гастродуоденальных язв. Хирургия 2009; 1: 33-37.

4. Панцырев Ю.М., Федоров Е.Д., Михалев А.И. Кровотечения из верхних отделов пищеварительного тракта. В кн.: Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости. Под ред. Савельева В.С. М 2004.

5. Старков Ю.Г., Курбонов Х.Х., Солодинина E.П., Шишин К.Г. Эндоскопическая диагностика и лечение послеоперационных желудочно-кишечных кровотечений Хирургия 2008; 4: 4-10.

6. Федоров В.Д. Экстирпация желудка без наложения эзофагоэнтероанастомоза при профузных желудочных кровотечениях. Хирургия 2008; 3: 4-9.

7. Imhof M., Ohmann С., Roher H.D., Glutig H. Endoscopic versus operative treatment in high-risk bleeding patients. Lang. Arch Surg 2003; 387: 327-336.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.