Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Клышко Н.К.

Медицинский центр ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия;
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Владивосток, Россия

Щава С.П.

Медицинский центр ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Фургал А.А.

Медицинский центр ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия;
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Владивосток, Россия

Раповка В.Г.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Владивосток, Россия

Шуматов В.Б.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 690002, Владивосток, Россия

Силаев А.А.

ГБУЗ "Городская клиническая больница №7 ДЗМ", Москва

Зенина А.А.

Медицинский центр ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия;
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Владивосток, Россия

Филиппова Е.А.

ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия

Гончарук Р.А.

Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Сорокин В.А.

Медицинский центр ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия;
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Владивосток, Россия

Кардиоплегия и защита миокарда в кардиохирургии: современные тенденции

Авторы:

Клышко Н.К., Щава С.П., Фургал А.А., Раповка В.Г., Шуматов В.Б., Силаев А.А., Зенина А.А., Филиппова Е.А., Гончарук Р.А., Сорокин В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 7210

Загрузок: 485


Как цитировать:

Клышко Н.К., Щава С.П., Фургал А.А., Раповка В.Г., Шуматов В.Б., Силаев А.А., Зенина А.А., Филиппова Е.А., Гончарук Р.А., Сорокин В.А. Кардиоплегия и защита миокарда в кардиохирургии: современные тенденции. Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2020;13(2):108‑113.
Klyshko NK, Shchava SP, Furgal AA, Rapovka VG, Shumatov VB, Silaev AA, Zenina AA, Filippova EA, Goncharuk RA, Sorokin VA. Cardioplegia and myocardial protection in adult cardiac surgery: current trends. Russian Journal of Cardiology and Cardiovascular Surgery. 2020;13(2):108‑113. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kardio202013021108

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­фу­зи­оло­ги­чес­кое обес­пе­че­ние при опе­ра­ци­ях на сер­дце с ис­кусствен­ным кро­во­об­ра­ще­ни­ем. (Собствен­ный опыт и меж­ду­на­род­ные ре­ко­мен­да­ции по сер­деч­но-со­су­дис­той пер­фу­зии). Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(4-1):420-426
Ин­тра­опе­ра­ци­он­ная за­щи­та ми­окар­да с по­мощью кар­ди­оп­ле­гии по Del Nido у па­ци­ен­тов с тя­же­лой ги­пер­тро­фи­ей ми­окар­да. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(6):653-658
Кли­ни­чес­кие, би­охи­ми­чес­кие и гис­то­ло­ги­чес­кие по­ка­за­те­ли эф­фек­тив­нос­ти кар­ди­оп­ле­ги­чес­ко­го рас­тво­ра Del Nido у па­ци­ен­тов с вы­ра­жен­ной ги­пер­тро­фи­ей ми­окар­да. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(12):59-66

Введение

Качество защиты миокарда во время хирургических вмешательств на сердце — одно из ключевых звеньев в достижении лучших послеоперационных результатов. Большое разнообразие применяемых кардиоплегических растворов и их модификаций, а также дополнительных методов защиты миокарда говорит об отсутствии единогласного мнения в научной среде и сохранении актуальности вопроса.

Поиск оптимального метода интраоперационной защиты миокарда от ишемии и реперфузионного повреждения все еще остается важной и актуальной проблемой. Ее решение имеет особенно важное значение для пациентов повышенного хирургического риска.

Современные кардиоплегические растворы

Кровяная кардиоплегия

Стандартная концентрация калия в кровяных кардиоплегических растворах составляет от 16 до 20 ммоль/л, что приводит к смещению мембранного потенциала покоя до уровня –50 мВ [1]. Магний, часто входящий в состав кардиоплегических растворов в концентрации от 10 до 20 ммоль/л, способен предотвращать развитие кальциевой перегрузки в условиях ишемии и реперфузии [2, 3]. Кристаллоидная часть раствора смешивается с оксигенированной аутокровью пациента в соотношении 1:4.

При использовании кровяной кардиоплегии отдельно стоит вопрос о температурном режиме раствора и использовании дополнительных методов для локального охлаждения. Потребность миокарда в кислороде снижается на 50% при снижении его температуры на каждые 10°C [4]. В то же время гипотермия миокарда может приводить к нежелательным последствиям в виде более длительного восстановления сердечной деятельности [5—8].

Кроме перечисленных основных компонентов рядом клиник используются различные добавочные компоненты к растворам для кардиоплегии. К ним, например, относятся лидокаин, эсмолол, севофлюран, аденозин, аспартат, глутамат, предсердный натрийуретический пептид, L-карнитин [9—14].

Микроплегия

Микроплегия представляет собой модифицированную кровяную кардиоплегию с минимизированным объемом кристаллоидов — кристаллоидная часть смешивается с аутокровью в соотношении 1:66 [15]. Меньший объем кристаллоидов позволяет избегать излишней гемодилюции.

Раствор Св. Томаса №2

Широко применяемый с начала 1980-х гг. как в области детской кардиохирургии, так и при кардиохирургических вмешательствах у взрослых раствор Св. Томаса №2 является гиперкалиевым кристаллоидным кардиоплегическим раствором (табл. 1) [16—18, 20]. Раствор Св. Томаса №2 характеризуется относительно коротким периодом безопасной ишемии миокарда после однократного введения и требует повторных проливов каждые 20—30 мин ишемии [19].

Таблица 1. Состав раствора Св. Томаса №2


Кристаллоидная кардиоплегия

Кустодиол является внутриклеточным кристаллоидным кардиоплегическим раствором, содержащим помимо электролитов гистидин, триптофан, кетоглютарат и маннитол (табл. 2). Кустодиол применяется по принципу однодозовой кардиоплегии, обеспечивающей защиту миокарда на период до 180 мин ишемии [21, 22], что позволяет выполнять сложные кардиохирургические процедуры непрерывно без необходимости периодических повторных инфузий.

Таблица 2. Состав раствора Кустодиол


Кристаллоидно-кровяная кардиоплегия по del Nido

Раствор del Nido готовится на основе сбалансированного полиионного раствора для инфузий Плазма-Лит 148, по содержанию электролитов соответствующего внеклеточной жидкости. После приготовления раствора (табл. 3) он разводится с кровью в соотношении 4:1 соответственно (в конечном растворе концентрация аутокрови составляет 20%) [23].

Таблица 3. Приготовление кардиоплегического раствора del Nido


Клинические исследования

Кровяная и кристаллоидная кардиоплегия

Рандомизированное клиническое исследование A. Vivacqua [24], посвященное сравнению эффективности Кустодиола (n=55) и холодовой кровяной кардиоплегии (n=55) при открытых кардиохирургических вмешательствах, показало отсутствие достоверных различий между группами в отношении уровней маркеров повреждения миокарда (тропонин-T и CK-MB определялись через 0, 7, 24 и 48 ч после вмешательства), динамики значений фракции выброса левого желудочка (ЛЖ), а также других клинических показателей, включая риск инфаркта миокарда и летального исхода.

Ретроспективное исследование с применением метода псевдорандомизации (propensity score matching) A. Hoyer и соавт. [25], сравнивающее результаты изолированных операций протезирования аортального клапана между группами Кустодиола (n=825) и холодовой кровяной кардиоплегии (n=825), показало некоторое преимущество в отношении долгосрочной выживаемости у пациентов с низкой дооперационной фракцией выброса ЛЖ (<30%) в группе кровяной кардиоплегии (отношение шансов 2,28; 95% доверительный интервал [ДИ] 1,12—4,3; p=0,03).

Метаанализ 12 рандомизированных клинических исследований (РКИ), выполненный J. Zeng и соавт. [26] и посвященный сравнению холодовой кровяной (n=1509) и холодовой кристаллоидной (n=1357) кардиоплегии при кардиохирургических вмешательствах у взрослых пациентов, представил данные о меньшем риске периоперационных инфарктов миокарда в группе кровяной кардиоплегии (1,19% vs 2,44%; отношение рисков 2,3; 95% ДИ 1,33—3,98; p=0,003).

Рандомизированное исследование M. Gaudino и соавт. [27] показало, что у пациентов с предоперационной правожелудочковой дисфункцией интермиттирующая кровяная кардиоплегия (n=29) имеет преимущества при операциях на митральном клапане в отношении восстановления функции правого желудочка в послеоперационном периоде по сравнению с Кустодиолом (n=31).

Проспективное рандомизированное исследование B. Braathen и соавт. [28] показало отсутствие достоверной разницы в клинических исходах между группами HTK-кардиоплегии (Кустодиол) (n=38) и интермиттирующей холодовой кровяной кардиоплегии (n=38) при операциях на митральном клапане. Тем не менее в группе HTK-кардиоплегии была зарегистрирована значительно более высокая частота фибрилляции желудочков (ФЖ) после снятия зажима с аорты (71% vs 13%, p<0,001).

Результаты исследований таких отечественных авторов, как М.М. Алшибая, В.А. Сорокин и соавт. [29—32], показали лучшую эффективность холодовой кровяной кардиоплегии в сравнении с кристаллоидными растворами при операциях коронарного шунтирования в отношении большей вероятности спонтанного восстановления синусового ритма после снятия зажима с аорты, а также меньшего риска нарушений ритма и проводимости в интра- и послеоперационном периодах.

Кровяная холодовая (Buckberg) и тепловая (Calafiore) кардиоплегия

Ретроспективное исследование E.W. Kuhn [33] тепловой (n=677) и холодовой (n=273) кровяной кардиоплегии у пациентов с острым коронарным синдромом показало, что пациенты после холодовой кардиоплегии чаще требовали дефибрилляции после снятия зажима с аорты (41% vs 8,1%; p<0,001) и чаще нуждались в инотропной поддержке в течение более 24 ч (25,6% vs 14,8%; p=0,005).

Ретроспективное исследование эффективности тепловой (n=610) и холодовой (n=1578) кровяной кардиоплегии при кардиохирургических вмешательствах у взрослых пациентов, выполненное K. Trescher [34], показало отсутствие достоверной разницы между группами в отношении 30-дневной летальности, частоты использования внутриаортальной баллонной контрпульсации (ВАБК), развития острого нарушения мозгового кровообращения, острого почечного повреждения и фибрилляции предсердий (ФП). Следует отдельно отметить, что при острой ишемии миокарда в группе холодовой кровяной кардиоплегии была зарегистрирована более высокая 30-дневная летальность (ОР=3,08; p=0,024) в сравнении с группой тепловой кардиоплегии.

В проспективном нерандомизированном исследовании M.A. Baig [35] была проведена оценка результатов применения тепловой (n=94) и холодовой (n=121) кровяной кардиоплегии при операциях коронарного шунтирования. Время искусственного кровообращения (ИК) оказалось меньшим в группе тепловой кардиоплегии (105,73±31,34 мин vs 119,26±22,24 мин; p=0,0001). ВАБК применялась реже в группе тепловой кардиоплегии (4,3% vs 12,6%; p=0,03), пиковые уровни CK-MB в послеоперационном периоде были выше в группе холодовой кардиоплегии (106,19±94,28 Ед/л vs 70,5±38,03 Ед/л; p<0,0001).

Метаанализ РКИ, сравнивающий тепловую и холодовую кровяную кардиоплегию, был опубликован в 2010 г. Он включает 41 РКИ и показывает, что в отношении риска госпитальной летальности, послеоперационных инфарктов миокарда и возникновения новых эпизодов ФП не найдено достоверных различий [36]. Тем не менее тепловая кардиоплегия ассоциируется с лучшими послеоперационными показателями сердечного индекса (усредненная разница +0,28; p<0,00001), а также с несколько меньшими пиковыми уровнями тропонинов (усредненная разница –1,45; p<0,006) и CK-MB (усредненная разница –8,03; p<0,002).

Для нивелирования разницы между холодовой и тепловой кардиоплегией ряд клиник используют холодовую кардиоплегию с конечной дозой теплого раствора (hot-shot). Данная методика была разработана с целью снижения частоты ишемически-реперфузионного повреждения. Результаты одного недавнего крупного ретроспективного исследования показали меньшую потребность в интраоперационной дефибрилляции у пациентов, которым применялась методика hot-shot при операциях коронарного шунтирования [37].

Кардиоплегия по del Nido и кровяная кардиоплегия

Проспективное рандомизированное исследование K. Sanetra [38], посвященное сравнению результатов протезирования аортального клапана между группами кардиоплегии по del Nido (n=75) и холодовой кровяной кардиоплегии (n=75), показало следующие результаты. Частота развития фибрилляции желудочков после снятия зажима с аорты была значительно выше в группе кровяной кардиоплегии (54,7% vs 22,7%; p=0,001). Частота острого почечного повреждения (увеличение уровня сывороточного креатинина >25%, или >0,5 мг/дл) также была выше в группе кровяной кардиоплегии (41,3% vs 24%; p=0,036).

Проспективное рандомизированное исследование H.A. Ucak и соавт. [39] показало сопоставимые результаты применения кардиоплегии по del Nido и тепловой кровяной кардиоплегии при коронарном шунтировании. Тем не менее в группе del Nido были зарегистрированы более низкие значения продолжительности ИК (67,9±11,5 мин vs 77,2±14,1 мин; p=0,0368) и пережатия аорты (43,7±8,6 мин vs 54,3±9,7 мин; p=0,0254) в сравнении с группой кровяной кардиоплегии.

В ретроспективном исследовании O’Donnell и соавт. [40] сравнили применение кардиоплегии по del Nido (n=54) и холодовой кровяной кардиоплегии (n=27) при коронарном шунтировании. Группа del Nido характеризовалась меньшим средним временем пережатия аорты (74,4±16,2 мин vs 87,4±20 мин; p=0,006) и ИК (98,3±22,6 мин vs 114,5±27,2 мин; p=0,011), а также меньшей частотой интраоперационной дефибрилляции (13% vs 33,3%; p=0,03).

Систематический обзор и метаанализ исследований, посвященных использованию кардиоплегии по del Nido, опубликованный в 2018 г. Y. Li и соавт. [41], показал отсутствие различий в основных параметрах клинической эффективности (уровни маркеров повреждения миокарда, потребность в инотропной поддержке, риск развития нарушений ритма, продолжительность госпитализации и летальность) между раствором del Nido и кровяной кардиоплегией, а также меньшую среднюю продолжительность ИВЛ и продолжительность пребывания в ОРИТ в группе del Nido.

Проспективное рандомизированное исследование N. Ad [42] показало сопоставимые клинические результаты применения кардиоплегии по del Nido (n=48) в сравнении с кровяной кардиоплегией (n=41) при коронарном шунтировании и клапанных вмешательствах. Также в группе del Nido наблюдалась большая вероятность спонтанного восстановления сердечного ритма (97,7% vs 81,6%; p=0,023).

Ретроспективное исследование G.E. Guajardo Salinas и соавт. [43] показало отсутствие различий в клинических исходах при сравнении раствора del Nido (n=159) и кровяной кардиоплегии (n=249) при коронарном шунтировании у пациентов низкого операционного риска. В группе del Nido значительно реже требовалась интраоперационная дефибрилляция (42% vs 8%, p<0,0001).

Ретроспективное исследование T. Timek и соавт. [44], посвященное использованию кардиоплегии del Nido (n=100) и кровяной кардиоплегии (n=100) при операциях коронарного шунтирования, показало отсутствие различий как в клинических, так и в лабораторных показателях между группами исследования.

Ретроспективное исследование S.L. Mick [45], сравнивающее применение кардиоплегии по del Nido и холодовой кровяной кардиоплегии по Buckberg в изолированной клапанной хирургии показало, что при протезировании аортального клапана в группе del Nido были зарегистрированы меньшие показатели продолжительности ИК (56±18 мин vs 70±24 мин, p<0,0001) и пережатия аорты (44±14 мин vs 56±19 мин, p<0,0001).

В ретроспективном исследовании R. Ramanathan [46] о применении кардиоплегии del Nido (n=71) в сравнении с холодовой кровяной кардиоплегией (n=71) было зарегистрировано меньшее количество дефибрилляций после снятия зажима с аорты в группе del Nido (0,3 vs 2,8; p<0,0001).

Обсуждение

Современные кардиоплегические растворы являются безопасными и эффективными для защиты миокарда при кардиохирургических вмешательствах. Вместе с тем качество защиты миокарда зависит не только от используемого кардиоплегического раствора, метода его доставки и поддерживаемого температурного режима миокарда, но и от времени ишемии [1, 47]. В некоторых клиниках также разрабатываются и применяются дополнительные методы защиты миокарда от ишемии и реперфузионного повреждения, такие как методики hot-shot, посткондицинирование миокарда и т.д. [37, 48].

Большинство исследований последних лет говорят о преимуществах кровяной кардиоплегии над кристаллоидными растворами. Современной альтернативой может стать метод кардиоплегии по del Nido, продемонстрировавший в недавних исследованиях аналогичные результаты по сравнению с кровяной кардиоплегией, а также обладающий всеми достоинствами однодозовых кристаллоидных растворов. Тем не менее до настоящего времени отсутствуют качественные исследования, сравнивающие метод del Nido и кристаллоидные растворы, в частности Кустодиол. Тепловая и холодовая кровяная кардиоплегия демонстрирует сопоставимые клинические результаты в большинстве исследований. Однако некоторые исследования показывают, что тепловая кардиоплегия может быть предпочтительна в условиях экстренных вмешательств при острой ишемии миокарда. Требуются дополнительные крупные проспективные исследования, сравнивающие результаты применения современных методов защиты миокарда. В частности, такие исследования важны для пациентов высокого операционного риска.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.