Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Первый опыт использования клапаносодержащего кондуита с биологическим протезом аортального клапана и системой «easy change»
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2019;12(5): 429‑432
Прочитано: 1739 раз
Как цитировать:
Хирургические вмешательства на аортальном клапане и восходящей аорте проводятся с середины ХХ века. Первая успешная операция одновременной замены аортального клапана протезом Starr—Edwards и протезирования восходящей аорты тефлоновым протезом была проведена в 1962 г. M. Wheat [1]. В 1968 г. хирурги из Англии H. Bentall и A. DeBono [2] сообщили об успешном протезировании аортального клапана и восходящей аорты клапаносодержащим кондуитом (КСК) с реимплантацией устьев коронарных артерий в кондуит.
На сегодняшний день вмешательства на аортальном клапане являются одними из самых распространенных в кардиохирургической практике. В 2016 г. в Российской Федерации операции на аортальном клапане составили 40% от всех вмешательств при приобретенных пороках сердца. Значимое расширение аорты встречается у 15% больных с пороками аортального клапана [3]. При двустворчатом аортальном клапане этот показатель увеличивается до 40—80% [4]. Возможность одновременного протезирования корня аорты и аортального клапана, согласно современным рекомендациям Европейского общества кардиологов, следует рассматривать при наличии порока аортального клапана и расширении восходящей аорты более 45 мм. Одной из самых распространенных методик при этой патологии является операция Bentall—DeBono [5]. Главный недостаток этой операции — применение кондуита с механическим протезом клапана, особенно у пациентов старшей возрастной группы. Существующая технология протезирования корня аорты биологическими КСК обладает серьезными недостатками. При дегенерации биологического кондуита происходит кальцинирование и деструкция не только запирательного элемента клапана, но и стенки кондуита. Это вызывает серьезные трудности при повторном хирургическом вмешательстве, связанные с полным выделением биокондуита из окружающих тканей. При этом наибольший хирургический риск связан с повторной реимплантацией устьев коронарных артерий.
В марте 2019 г. в отделении сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии Томского НИМЦ СО РАН была выполнена операция по имплантации КСК с биологическим протезом аортального клапана и системой «easy change». Эта система позволяет в случае необходимости заменить только клапанную часть кондуита.
Цель настоящего исследования — оценка первого клинического опыта имплантации КСК с биологическим протезом аортального клапана и системой «easy change».
В марте 2019 г. в клиниках «Научно-исследовательского института кардиологии» Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук (Томск) проведены три операции протезирования корня аорта КСК с биологическим протезом и системой «easy change» с реимплантацией коронарных артерий по методике Bentall—DeBono. Возраст пациентов составил 65 (пациент Н.), 69 (пациент К.) и 70 лет (пациент М.). Все больные были мужского пола с приобретенным пороком аортального клапана и аневризмой корня аорты. У всех больных отмечена хроническая сердечная недостаточность II функционального класса по NYHA. Площадь поверхности тела пациента Н. составила 1,66 м2, пациента К. — 1,95 м2, пациента М. — 2,2 м2. При коронароангиографии не выявлено гемодинамически значимых стенозов коронарных артерий. Пациентам до операции и перед выпиской из стационара (через 14 дней после операции) было проведено трансторакальное эхокардиографическое (ЭхоКГ) исследование функции аортального клапана и левого желудочка на аппаратах Sequoia 512 Siemens-Acuson и IE33 xMatrix («Philips»). Для оценки функции протеза использовался показатель эффективной площади отверстия (ЭПО), рассчитанный по формуле, заложенной в программное обеспечение аппаратов:
ЭПО (см2) = SВТЛЖ · VTI1/VTI2,
где SВТЛЖ — площадь выводного тракта левого желудочка (см2), VTI1 — субаортальный интеграл скорости кровотока (см); VTI2 — аортальный интеграл скорости кровотока (см).
Расчет индексированной ЭПО производился для выявления потенциального протез—пациент несоответствия. Кроме того, исследовались пиковый (Pмакс) и средний (Pср) градиенты давления на аортальном клапане (после операции — на биопротезе). Оценка функции левого желудочка (ЛЖ) осуществлялась по его линейным и объемным размерам в систолу и диастолу (конечный диастолический и конечный систолический размер и объем). Конечные диастолические и конечные систолические показатели, кроме того, индексировались к площади поверхности тела. О сократительной функции ЛЖ судили по значениям фракции выброса и сердечного индекса. Степень гипертрофии миокарда оценивалась по показателю массы миокарда и индекса массы миокарда Л.Ж. Формула для расчета:
ММЛЖ = 0,8 · (1,04 · (КДРЛЖ + ТЗСЛЖ + ТМЖП)3 – КДР3) + 0,6,
где ММЛЖ — масса миокарда ЛЖ, г; 0,8 и 0,6 — поправочные коэффициенты; 1,04 — плотность миокарда (г/мл); КДРЛЖ — конечный диастолический размер левого желудочка; ТЗСЛЖ — толщина задней стенки ЛЖ (см); ТМЖП — толщина межжелудочковой перегородки (см). Все измерения производились в конце диастолы (в начале зубца R). Впервые была проведена трехмерная чреспищеводная ЭхоКГ после имплантации КСК с системой «easy change». Исследование позволяет более детально оценить работу протеза и может использоваться для пространственной и планиметрической оценки структур биологического протеза.
По данным ЭхоКГ, у пациента Н., 65 лет, диагностирован стеноз аортального клапана с пиковым градиентом давления 95 мм рт.ст., средним градиентом давления 63 мм рт.ст., ЭПО аортального клапана 1,5 см2 и аневризмой корня аорты до 60 мм. У пациента К. констатирован инфекционный эндокардит, недостаточность аортального клапана 3-й степени, аневризма корня аорты до 60 мм. У пациента М., 70 лет, выявлена дисплазия соединительной ткани с недостаточностью аортального клапана 3-й степени и аневризмой восходящей аорты до 56 мм.
Время искусственного кровообращения составило 147, 140 и 140 мин у 3 пациентов соответственно. Время пережатия аорты — 130, 120 и 120 мин соответственно. Имплантировали КСК с размерами биопротеза 25 мм (пациент Н.), 23 мм (пациент К.) и 27 мм (пациент М.). Размеры протеза аорты составили 28, 26 и 30 мм соответственно. Осложнений в раннем послеоперационном периоде не наблюдалось. Пиковые градиенты давления на протезе аортального клапана на 14-е сутки после операции составили 23 мм рт.ст. (протез 25 мм), 39 мм рт.ст. (протез 23 мм) и 32 мм рт.ст. (протез 27 мм). Средние градиенты давления составили 12, 21 и 17 мм рт.ст. соответственно. На протезе 25 мм показатели ЭПО и iЭПО составили 1,45 см2 и 0,9 см2/м2, на протезе 27 мм — 1,3 см2 и 0,6 см2/м2, на протезе 23 мм — 1,34 см2 и 0,68 см2/м2. Толщина стенки МЖП и масса миокарда не имели значимых различий. Уменьшились размерные характеристики ЛЖ (см. таблицу). 
В настоящее время применение биопротезов аортального клапана у пациентов старшей возрастной группы предпочтительнее механических. По данным последних исследований, смертность достоверно не различается у пациентов старше 55 лет с биопротезами и механическими протезами аортального клапана [6]. Существуют данные, что только 33,1% пациентов после операции Bentall—DeBono имеют должный уровень международного нормализованного отношения (МНО), что сопровождается высоким риском тромбоэмболических осложнений [7]. Напротив, превышение референсных значений МНО приводит к высокой вероятности кровотечений, в том числе жизнеугрожающих. Акустический шум после имплантации механического протеза приносит неудобство 50% пациентов [8]. Биологические протезы по гемодинамическим показателям наиболее приближены к нативному клапану. Однако биологические протезы также не лишены недостатков. Основной причиной, ограничивающей использование биопротезов, является дегенерация протеза, требующая повторного вмешательства и замены клапана.
С другой стороны, увеличение продолжительности жизни и развитие анестезиологического обеспечения приводят к увеличению доли пациентов старше 65 лет, требующих вмешательств на сердце и применения биологических протезов. Однако до настоящего времени у пациентов данной возрастной группы с пороком аортального клапана и расширением начального отдела аорты не было альтернативы в выборе протеза клапана, так как все существующие КСК имели только механический протез. Кондуит с биологическим протезом и системой «easy change» позволяет не только имплантировать биологический протез в аортальную позицию при операции Bentall—DeBono, но и заменить только запирательный элемент протеза в случае повторной операции при его дегенерации.
Имплантация КСК не вызывает технических сложностей, несмотря на конструктивные особенности данного кондуита. Разжимной элемент манжеты клапана позволяет пришивать манжету и протез аорты без запирательного элемента клапана. Согласно стандартной методике, фиброзное кольцо аортального клапана и манжета биопротеза прошиваются отдельными полифиламентными нитями на синтетических прокладках (рис. 1). 


Конструкция манжеты создает возможность многократной и малотравматичной для внутрисердечных структур замены искусственного клапана в случае его дисфункции. Конфигурация КСК с биологическим протезом позволяет использовать альтернативные методы имплантации и реимплантации при миниинвазивном доступе или эндоваскулярных процедурах.
Таким образом, первый опыт применения КСК с биологическим протезом и системой «easy change» показал удобство имплантации и удовлетворительные гемодинамические результаты коррекции при возможном упрощении техники замены клапана в случае повторного вмешательства.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Козлов Б.Н. — https://orcid.org/0000-0002-0217-7737
Петлин К.А. — e-mail: kpetlin@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-9906-9945
Косовских Е.А. — e-mail: katekorovina93@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-5055-5950
Панфилов Д.С. — https://orcid.org/0000-0002-3614-1548
Сондуев Э.Л. — https://orcid.org/0000-0002-0835-022X;
Врублевский А.В. — https://orcid.org/0000-0002-7981-8547
Лелик Е.В. — https://orcid.org/0000-0001-6032-5075
Шипулин В.М. — https://orcid.org/0000-0003-1956-0692
Автор, ответственный за переписку: Косовских Е.А. — e-mail: katekorovina93@gmail.com
КАК ЦИТИРОВАТЬ:
Козлов Б.Н., Петлин К.А., Косовских Е.А., Панфилов Д.С., Сондуев Э.Л., Врублевский А.В., Лелик Е.В., Шипулин В.М. Первый опыт использования клапаносодержащего кондуита с биологическим протезом аортального клапана и системой «easy change». Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2019;12(5):429-432. https://doi.org/10.17116/kardio201912051
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.