Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хафизьянова Р.Х.

Кафедра фармакологии, кафедра хирургических болезней №1 Казанского государственного медицинского университета;
Республиканская клиническая больница, Казань

Ларионов М.В.

Кафедра фармакологии, кафедра хирургических болезней №1 Казанского государственного медицинского университета;
Республиканская клиническая больница, Казань

Лечение больных с венозными трофическими язвами с применением ксимедона

Авторы:

Хафизьянова Р.Х., Ларионов М.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Флебология. 2011;5(2): 43‑46

Просмотров: 2711

Загрузок: 57

Как цитировать:

Хафизьянова Р.Х., Ларионов М.В. Лечение больных с венозными трофическими язвами с применением ксимедона. Флебология. 2011;5(2):43‑46.
Khafiz'ianova RKh, Larionov MV. Treatment of patients with venous ulcers using ximedon. Journal of Venous Disorders. 2011;5(2):43‑46. (In Russ.)

Хронические заболевания вен (ХЗВ) нижних конечностей являются самой распространенной патологией периферических сосудов. Образ жизни современного человека (длительные статические нагрузки, прием эстрогенов и пр.) способствует увеличению частоты развития ХЗВ. Для России характерно обилие запущенных форм ХЗВ, переход болезни в стадию декомпенсации приводит к значительному снижению социальной активности и инвалидизации пациентов.

Трофические язвы являются наиболее тяжелым осложнением ХЗВ [5] и встречаются у 2% населения развитых стран, что примерно соответствует распространенности сахарного диабета. Язвы выявляют у каждого пятого больного ХЗВ, частота развития этого осложнения у больных с декомпенсацией венозного кровообращения, не получавших специального лечения, достигает 90%. Результаты многочисленных международных исследований [1] позволяют констатировать, что венозные трофические язвы в значительной степени снижают все аспекты качества жизни пациентов и не только становятся причиной физических страданий, но и создают серьезные психологические проблемы.

ХЗВ нижних конечностей являются весьма актуальной проблемой как в медицинском, так и социально-экономическом плане. Консервативное лечение было, есть и еще долгие годы будет, очевидно, основным методом оказания помощи больным с ХЗВ. Оно может быть самостоятельным или дополнять хирургические вмешательства, а также служить целям профилактики рецидива заболевания в послеоперационном периоде.

Цель настоящей работы - определение эффективности применения ксимедона в составе комплексной терапии больных с декомпенсированными формами ХЗВ.

Материал и методы

В исследование были включены 76 пациентов (средний возраст 61,5±1,5 года) с венозными трофическими язвами. Контрольную группу составили 47 пациентов (29 женщин и 18 мужчин), проходивших курс общепринятой базисной терапии. Основная группа состояла из 29 пациентов (20 женщин, 9 мужчин), получавших в составе комплексной терапии ксимедон (табл. 1).

Это средство [N-(β-оксиэтил)-4,6-диметилгидропиримидон-2] - представитель третьего поколения производных пиримидина. Механизмы реализации воздействия препарата сложны и многогранны, в настоящее время продолжается их активное изучение [2]. Предполагается, что ксимедон действует как синтетический аналог эндогенных регуляторных пептидов. Удалось установить, что фармакологические эффекты препарата реализуются как минимум несколькими путями. Ксимедон активирует аденилатциклазу, что приводит к быстрому накоплению циклического аденозинмонофосфата в клетке, следовательно, к стимуляции обменных процессов, в первую очередь биосинтеза белка. Препарат воздействует также на систему регуляции активного транспорта кальция в клетке, влияет на процессы тканевого дыхания, перекисного окисления липидов и активность антиоксидантной системы. Ксимедон оказывает действие на сульфгидрильный статус иммунокомпетентных клеток, обладает антимутагенной антимикробной активностью. Ксимедон назначали per os по 2 таблетки (500 мг) 3 раза в день. Курс лечения в обеих группах составил 21 день.

В контрольной группе причиной развития ХЗВ у 64% больных явилась варикозная болезнь, у 36% посттромботическая болезнь нижних конечностей (в основной - у 67 и 33% соответственно).

В зависимости от начальной площади язвенного дефекта пациенты были распределены следующим образом: площадь язв более 1500 мм2 имели 17,2% пациентов контрольной и 14% - основной группы, 500-1500 мм2 - 46,8 и 55% соответственно, менее 500 мм2 - у 36 и 31% соответственно.

Эффективность лечения оценивали по динамике выраженности болевого синдрома, размеру трофических дефектов на момент завершения лечения, а также по скорости эпителизации язвенного дефекта. Скорость эпителизации язвенного дефекта определяли по формуле: V = (S – Sn) / t, где: V - скорость эпителизации в см2/сут; S - площадь трофической язвы на предыдущем этапе; Sn - площадь трофической язвы на последующем этапе исследования; t - время (в сут) между исследованиями.

Для определения направленности метаболических процессов, протекающих в пораженных тканях, исследовали в динамике концентрацию ионов сывороточного железа, а также активность в крови ферментов креатинфосфокиназы (КФК) и лактатадегидрогеназы (ЛДГ).

Из общего числа обследованных 37 (48,7%) пациентов не были подвергнуты оперативным вмешательствам. Они категорически отказались от проведения операций по различным причинам. Оперативные вмешательства были выполнены у 39 (51,3%) пациентов (табл. 2).

Статистическую обработку данных проводили с помощью персонального компьютера IBM PC Pentium, с использованием программ Microsoft Word, Microsoft Excel, SPSS 12.0. При этом использовали параметрические методы оценки результатов - вычисление средней арифметической (М), среднеквадратичного отклонения (σ), средней ошибки средней арифметической (m). Оценку различий между сопоставляемыми группами по выбранным критериям осуществляли по критерию Стьюдента. Достоверность изменений признавали при вероятности ошибки р меньше или равно 0,05 (р≤0,05).

Результаты и обсуждение

Включение ксимедона в состав комплексной терапии пациентов с декомпенсированными формами ХЗВ привело к оптимизации результатов лечения (табл. 3).

В ходе терапии у пациентов было отмечено уменьшение выраженности болевого синдрома в области трофических язв. Полное купирование болей в основной группе было зафиксировано у 47,9% пациентов, что оказалось достоверно выше, чем у пациентов контрольной группы (р<0,05).

Очищение язв и активизация эпителизации наступали в более ранние сроки по сравнению с пациентами группы контроля. Очищение язв от фибринозных масс и заполнение дефектов зрелой грануляционной тканью начиналось в среднем на 6,37±0,39 день. В эти же дни активизировались процессы краевой эпителизации, достигая максимальных значений к 10,45±0,52 дню, когда фиксировалось завершение очищения трофических язв. Эти показатели были достоверно меньше значений, полученных у пациентов группы контроля. На 35,5% снизились сроки начала очищения дна язв (р<0,001 ) и на 31,4% - сроки завершения данного процесса (р<0,001).

У пациентов, принимавших ксимедон, максимальное значение скорости закрытия язвенных дефектов (1,53±0,06 см2/сут) было зафиксировано на втором этапе исследования (10-й день). Сравнительная оценка в динамике полученных значений на различных этапах лечения показала, что у пациентов данной группы скорость эпителизации на втором, третьем и четвертом этапах была достоверно выше, чем у пациентов контрольной группы.

При анализе результатов лечения на завершающем этапе у пациентов, получавших ксимедон в составе комплексной терапии, было выявлено, что в 34,5% случаев произошла полная эпителизация имеющихся язв (в контрольной группе - в 19,1%); у 48,3% пациентов на момент окончания лечения эпителизация составила >75% в группе контроля - у 36,2%. Закрытие язвенного дефекта менее чем на 75% было зафиксировано у 17,2% больных, что в 2,58 раза меньше, чем в группе контроля (р<0,01).

Более высокие темпы заживления трофических язв у пациентов, получавших ксимедон, по сравнению с пациентами контрольной группы обусловлены системным действием препарата на метаболические процессы, результатом чего является, по-видимому, активация функции репарации в тканях. Одним из путей влияния ксимедона на процессы репаративной регенерации можно считать улучшение региональной микроциркуляции, наступающей в результате коррекции свертывающей и противосвертывающей систем крови, предотвращающей тромбообразование на уровне прекапилляров и капилляров.

Важное значение при включении ксимедона в состав комплексной терапии имело его влияние на процессы антиоксидантной защиты. В динамике было прослежено изменение концентрации ионов железа, рассматриваемых как прооксиданты, активирующие первый этап перекисного окисления липидов в тканях. У пациентов, получавших в составе комплексной терапии ксимедон (основная группа), была выявлена четкая тенденция к уменьшению данного показателя. Так, к концу 2-й недели лечения он снизился на 6,7% (р<0,05), к моменту завершения курса лечения - на 11,7% (94,7±4,8 мг/%; р<0,05), причем данные показатели, полученные к концу 2-й и 3-й недели лечения, были достоверно ниже, чем в контрольной группе. Выявленная у больных основной группы тенденция к снижению концентрации ионов сывороточного железа в ходе терапии, вероятно, связана с влиянием ксимедона, которое реализуется путем воздействия на процессы образования активных форм кислорода, в первую очередь гидроксильного радикала и синглентного кислорода.

В процессе перекисного окисления липидов происходит разрушение клеток и попадание в биологические жидкости высокомолекулярных химических соединений, участвующих в жизнедеятельности клеток. В нижних конечностях значительная доля приходится на мышечную ткань. Поэтому для определения активности деструктивных процессов нами была изучена динамика активности ферментов ЛДГ и КФК, поступление которых в кровь увеличивается при распаде клеток мышечной ткани.

При прохождении курса терапии, включавшего применение ксимедона, у пациентов отмечалось однонаправленное изменение активности рассматриваемых ферментов. Достоверное снижение показателей было выявлено на завершающем этапе лечения. Активность КФК снизилась на 13,6% (69,3±2,9 Е/л; р<0,05), активность ЛДГ - на 22,7% (91,3±5,7 Е/л; р<0,05) (табл. 4).

Мы полагаем, что антиоксидантная активность ксимедона при хронической венозной недостаточности (ХВН) может способствовать активации репаративно-регенеративных способностей пораженных тканей. Известно, что ключевым звеном патогенеза ХВН является выброс активированными лейкоцитами свободных радикалов и увеличение интенсивности процессов перекисного окисления липидов, приводящие к повреждению тканей. В подобной ситуации применение ксимедона является патогенетически обоснованным, поскольку экспериментально на модельных системах продемонстрирована способность препарата подавлять образование активных форм кислорода на начальных этапах перекисного окисления липидов [3, 4].

Таким образом, результаты проведенного исследования демонстрируют с позиций доказательной медицины [5] целесообразность включения ксимедона в состав комплексной терапии больных с венозными трофическими язвами. Многофакторный механизм действия препарата объясняет его положительное влияние на основные звенья патогенеза ХВН и определяет необходимость дальнейшего исследования возможностей при хронической венозной патологии нижних конечностей.

Конфликт интересов

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.