Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Повреждение внепеченочных желчных путей
Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2013;19(2): 21‑23
Прочитано: 1989 раз
Как цитировать:
Повреждение внепеченочных желчных путей (ВЖП) было и будет оставаться самой тревожной страницей в истории хирургии, в судьбе больных и хирургов [1—4]. Частота повреждений колеблется от 1—2% случаев до долей процента, причинные факторы разные [3, 5—7]. Радует то, что частота этого осложнения, несомненно, снижается, хотя и был определенный подъем в связи с внедрением и освоением эндохирургического метода [1, 4, 5, 8].
Мы изучили это осложнение в своей клинике до внедрения видеоэндоскопического метода и после него. С внедрением эндохирургического способа отметили следующее: 1) ультразвуковая картина не всегда высокоинформативна для оценки величины, хода гепатикохоледоха, наличия в нем сужений, камней; 2) первичная ретроградная холангиопанкреатография дает больший процент неудач и больший процент осложнений; 3) в связи с активной санацией пациентов с желчнокаменной болезнью (ЖКБ) стали очень редко наблюдать больных с диаметром общего желчного протока (ОЖП) более 1 см; 4) открытые вмешательства на таких структурах малого диаметра опасны осложнениями; 5) малоинвазивное этапное хирургическое лечение имеет преимущества в плане снижения травматичности и частоты развития осложнений, особенно частоты первичного повреждения, травмы гепатикохоледоха, уменьшения частоты реконструктивных операций на ВЖП, увеличения переносимости операций, улучшения отдаленных результатов.
Во-первых, следует заметить, что в последние 30 лет мы применяем активную тактику, которая только в первое десятилетие XXI века повсеместно признана наиболее рациональной: ранняя операция, малоинвазивная технология, целенаправленная холецистостомия у отягощенных больных, этапные операции при сложной анатомии в гепатодуоденальной связке. Такая тактика предотвращает необходимость вступать в конфликт с анатомическими образованиями связки. Поэтому еще до применения лапароскопического метода частота повреждения гепатикохоледоха была снижена с 2,7 до 1,2% при опыте 998 операций.
За анализируемый период в 17 лет в связи с открытием эндохирургического центра мы выполнили более 6000 лапароскопических операций и 852 через классический доступ у больных ЖКБ при остром и хроническом холецистите. Частота повреждений ВЖП при классическом доступе уменьшена до 0,6% (5 из 852). При лапароскопическом способе полное пересечение ОЖП произошло у 5 (0,08%) больных, у 3 (0,05%) произошло частичное повреждение электротоком, т.е. в целом это составило 0,13%.
Это было достигнуто путем внедрения активной тактики, неагрессивных хирургических приемов и последовательного обучения хирургов малоинвазивной, в том числе эндохирургической технологии. При активной тактике операция проходит в ранние сроки воспалительного процесса, и еще не возникают те анатомические изменения, которые мешают верифицировать образования и тем самым не вступать с ними в конфликт. Фактически последние 25 лет мы оперируем через 4—6 ч с момента поступления. Если больной поступает поздно с изменениями в гепатодуоденальной связке, мы применяем следующую тактику: 1) отказавшись от суперрадикализма, выполняем у тяжелых больных целенаправленную этапную классическую холецистостомию с удалением камней; 2) если операция начата видеолапароскопическим способом, мобилизация затруднена, анатомические образования плохо визуализируются, переходим к формированию классической холецистостомы; 3) при открытой технологии мобилизацию пузыря проводим от дна; 4) для выделения применяем прием открытой мобилизации по стенке пузыря с контролем введенным пальцем в просвет желчного пузыря; 5) у отдельных больных оставляем часть пузыря у шейки (резекция желчного пузыря) и дренируем эту зону. Таким образом, осуществляем меры, приводящие к купированию воспалительных изменений.
Последовательную подготовку хирургов в клинике проводим методом постепенной передачи и замены оперирующих хирургов по мере набора опыта: первый оперирующий хирург постепенно уступает место первому ассистенту, первый ассистент — второму ассистенту, а на место второго ассистента встает новый обучающийся. В последние годы этому способствуют обучающие симуляторы.
Все повреждения при открытом способе произошли при игнорировании утвердившихся правил. Над хирургом нередко довлеет психологический груз в виде некой возможной профессиональной несостоятельности, что он не все сделал «до конца», и это его толкает продолжать операцию, когда фактически надо остановиться. К сожалению, это свойственно даже очень опытным хирургам. Что же касается повреждений ВЖП при использовании видеолапароскопической технологии, то в 3 случаях пересечения произошли у опытных хирургов при деструктивных процессах. Поскольку мы все операции фиксируем для последующих уточнений, то причина при просмотре видеозаписей определена как поспешность пересечения при неполной верификации образований: не были сформированы ни «хобот слона», ни буква «Т». Та же причина была и у двух менее опытных хирургов. Нужно отметить, что технические условия, изменения в связке давали возможность полностью дифференцировать ее структуры, но хирурги просто поспешили и поступили самонадеянно. В последние годы решение о том, что мы выделили и подготовили к клипированию пузырный проток, коллегиально принимается оперирующими хирургами и при этом учитывается мнение операционной сестры, поскольку она чаще наблюдает операционную ситуацию и находится в меньшем волнении и напряжении.
У 3 больных пересечение было замечено сразу и выполнено восстановление целостности ОЖП ручным швом в косом направлении. У 2 пациентов появление желтухи после операции послужило основанием для просмотра видеозаписи и обнаружения причины; больные подвергнуты релапароскопии, дренированию наружных желчевыводящих путей через пузырный проток и последующим реконструктивным операциям — гепатикоэнтеростомии на петле по Ру с чреспеченочным дренажем.
У одной больной при препаровке ножницами произошло краевое рассечение ОЖП, отверстие ушито, ОЖП дренирован через пузырный проток, получен благоприятный исход. Повреждения электротоком ОЖП произошли у опытных хирургов, во время операции замечены не были, манифестировались желчеистечением в ближайшем послеоперационном периоде [1] и развитием стриктуры через 3 мес [1]. В первом наблюдении пересечение пузырного протока производилось крючком, кончики клипсы касались ОЖП, в этом месте произошел электрический ожог. Дренировали желчевыводящую систему и выжидали около 2 мес, затем пришлось выполнить гепатикоэнтеростомию на петле по Ру с чреспеченочным дренажем. Данное осложнение возникло в период освоения методики, и после этого наблюдения пузырный проток между клипсами рассекаем только ножницами. Во втором наблюдении у больной развилась стриктура ОЖП, причина которой неясна, поскольку операция проходила штатно, а видеозапись не сохранилась.
Кроме того, у 48 (0,81%) больных в ближайшем послеоперационном периоде мы наблюдали желчеистечение по дренажам. У 2 было замечено подтекание желчи и во время операции из ложа пузыря. После попытки коагуляции и неэффективности место было прошито 8-образным швом. У остальных манифестация была в ближайшем послеоперационном периоде. Дебит желчи был от нескольких миллилитров, что манифестировалось окрашиванием повязки, до 400 мл. На первом этапе работы мы с опаской относились к релапароскопии и контролировали ситуацию по дебиту, локальной симптоматике и ультразвуковой картине. По ультразвуковой картине оценивали состояние подпеченочного пространства, и при отсутствии накопления жидкости — затека, больных не оперировали повторно. Так было и с одной из первых оперированных больных, когда возникло желчеистечение с первых суток при дебите до 400 мл. Больная не соглашалась на операцию, оперирующего хирурга мы не смогли убедить, что нужно оперировать.
К счастью, затек не формировался, количество желчи ежедневно уменьшалось на 30—50 мл, живот был спокойный, общей реакции не было, мы больную не реоперировали и не знаем, что было причиной желчеистечения. На 9-й день подтекание желчи прекратилось, и больная была выписана.
В случае небольшого промокания повязки вокруг дренажей мы наблюдаем больного, контролируем ситуацию с помощью УЗИ. Однако у большинства больных производим релапароскопию — это спокойнее и безопаснее и для больных, и для хирурга. Просмотр видеозаписи лишь у единичных больных позволял предположить причину желчеистечения. При релапароскопии у 28 больных причины оказались следующие: из ложа желчного пузыря — у 18, полностью или частично открытая культя пузырного протока — у 6, непонятное истечение из связки (предположительно аномальные дополнительные протоки) — у 2, из печени при случайном краевом повреждении — у 2 (протоки диаметром менее 2 мм). В клинике существует тактическая установка для всех хирургов после всех внутрибрюшных операций, даже после самых идеально выполненных, оставлять дренажи. Мы применяем 2—3 страхующих дренажа диаметром 2—3 мм (силикон, хлорвинил, полиэтилен), расположенные в зоне операции, т.е. в подпеченочном пространстве. У нас самое положительное мнение о таком подходе с точки зрения контролируемой ситуации в животе после операции.
Изложенная тактика способствует уменьшению частоты повреждений ВЖП; положительное давление в животе при видеолапароскопической операции не дает возможности манифестировать желчеистечению во время операции; решение о пересечении трубчатых образований надо принимать коллегиально, прислушиваясь к мнению операционных сестер; вследствие хронического воспалительного процесса нередко соединительнотканные тяжи выглядят как трубчатые образования ВЖП; нужно всегда дренировать подпеченочное пространство 2—3 тонкими дренажами.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.