Салтыков Б.Б.

Кафедра патологоанатомической анатомии ФГБОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», Москва, Россия, 119991

Дисциплины по выбору в преподавании патологической анатомии

Журнал: Архив патологии. 2018;80(5): 54-55

Просмотров : 57

Загрузок :

Как цитировать

Салтыков Б. Б. Дисциплины по выбору в преподавании патологической анатомии. Архив патологии. 2018;80(5):54-55. https://doi.org/10.17116/patol20188005154

Авторы:

Салтыков Б.Б.

Кафедра патологоанатомической анатомии ФГБОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», Москва, Россия, 119991

Все авторы (1)

В последнее время отмечается постоянное ускорение научно-технического прогресса, сопровождающегося более высоким уровнем социально-экономического развития [1]. Значительное увеличение различных сведений требует при подготовке будущего специалиста разнообразной, многоуровневой и разнонаправленной подготовки для адаптации к возникающим изменениям. Традиционная методика преподавания часто не соответствует современному уровню передачи информации [2].

Одной из главных задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), является повышение уровня потенциала и профессионализма обучающегося. Основные цели компетентностного подхода в образовательном процессе направлены на усиление практической ориентации образования, создание условий для освоения студентом основных способов деятельности, развития у него готовности гибко и мобильно использовать имеющиеся знания, умения, навыки при решении профессиональных проблем [3]. Применение новых технологий как в фундаментальных дисциплинах, так и педагогике потребовало кардинальных перемен в методике обучения студентов. Будущий врач должен научиться действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск решения возникающих проблем, быть подготовленным к требованиям непрерывного образования.

В значительной мере, помимо основного курса, преподаваемого на кафедре патологической анатомии им. акад. А.И. Струкова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, эти задачи позволяют решить проведение дисциплины по выбору, представляющую особую форму обучения. На основании ФГОС дисциплины по выбору (ранее называвшиеся элективными курсами) являются обязательной формой образования, выступая в качестве важного звена методологической и теоретической интеграции этапов до- и последипломной подготовки специалиста. Основным принципом их реализации является свободный выбор студентом интересующей темы исходя из его личностных, духовных и профессиональных потребностей. Прежде всего в задачу дисциплины по выбору входит раскрытие последних, а также наиболее полных сведений (не входящих в базовую рабочую программу или даваемых в недостаточном объеме) о состоянии того или иного вопроса медицины. Согласно решению Ученого совета университета, студент ежегодно в течение года должен обязательно пройти обучение на одном или двух (в зависимости от курса) элективах. Каждый из обучающихся может выбрать ту или иную интересующую его тему, а в ряде случаев изучить ее на нескольких кафедрах. Следует отметить, что содержание дисциплины по выбору (проводимой по ежегодно утверждаемой рабочей программе) не входит в обязательную учебную программу кафедры и поэтому не учитывается на экзамене.

Каждый студент независимо от курса может выбрать в начале семестра любую дисциплину из прилагаемого на сайте деканата списка. Широкий выбор элективов ставит перед каждым кафедральным коллективом вопрос о необходимости заинтересовать и привлечь обучающегося. Лекции и практические занятия, проводимые специализирующимися по данной проблеме профессорами и доцентами согласно расписанию электива еженедельно в вечернее время специально выделенного дня, завершаются зачетом с соответствующей отметкой «зачтено» в зачетной книжке. Например, курс «Патологическая анатомия и патогенез эндокринных заболеваний» начинается в конце февраля и заканчивается в июне.

План и тематика дисциплины по выбору не являются чем-то застывшим. Так, на кафедре в разное время проводились (а некоторые и проводятся) элективы по патологической анатомии пульмонологических, онкологических, эндокринных, нефрологических, гастроэнтерологических заболеваний. Учитывая накопившийся опыт и пожелания студентов, прежние темы меняются, возникают новые, отражающие наиболее актуальные проблемы медицины, совершенствуется иллюстративный материал. В этом заключается большое методологическое преимущество элективов — их постоянно меняющаяся структура. В работе, помимо обязательной литературы (учебник, курс лекций), используется и дополнительная, в том числе изданная сотрудниками кафедры специально для элективных курсов.

Дисциплина по выбору открывает ряд положительных перспектив и перед преподавателем: внедрение творческого и инновационного обучения, более высокую вероятность дать обучаемому не только знания, но и умения, повышение роли самостоятельной работы студента и использование им методических пособий. Кроме апробации обучающих методик, новых программ, преподаватель имеет очень удачный способ интеграции фундаментальных и клинических аспектов, а также получает возможность модульного обучения. Следует отметить, что в некоторых занятиях наряду с преподавателем-патологоанатомом принимают участие и клиницисты (терапевты, рентгенологи, невропатологи, эндокринологи и др.), раскрывающие тему со своих позиций. Подобная интеграция позволяет дать наиболее полную современную клинико-морфологическую картину рассматриваемых патологических состояний и болезней. Так, практически после каждой лекции или занятия задается множество вопросов, что в традиционной системе преподавания наблюдается, к сожалению, редко, а в ряде случаев из-за жестких рамок расписания — просто невозможно.

Проведенное анкетирование показало высокую оценку студентами работы кафедры, причем многие из них считают необходимым более широкое распространение данной формы преподавания.

Таким образом, дисциплина по выбору как форма обучения позволяет студенту (помимо положительной мотивации обучения) сделать осознанный выбор, изучить наиболее актуальные проблемы медицины, существенно повысив тем самым уровень теоретической и практической подготовки, узнать возможности современных методик, иметь прямой контакт с ведущими специалистами в интересующей его области и лучше сориентироваться в выборе будущей специальности.

Многолетний опыт проведения дисциплин по выбору (элективов) выявил, однако, целый ряд проблем, с которыми сталкиваются кафедры всех вузов. Не решены вопросы распределения часов учебной нагрузки и оплаты затраченного времени преподавателей. Привлечение специалистов из других кафедр также основано лишь на энтузиазме и взаимной договоренности. Далеко не всегда кафедры могут самостоятельно определять время проведения дисциплины по выбору, причем информация о сроке электива обычно поступает в начале семестра, когда уже идет работа по основному расписанию. В результате возникают трудности в выделении преподавателей и помещений. С учетом важной роли дисциплин по выбору в педагогическом процессе необходимо решить эти вопросы на нормативно-правовом уровне.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Салтыков Борис Борисович — д-р мед. наук, проф. кафедры патологической анатомии, e-mail: prof.saltykov@mma.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail