В 2010 г. A. Skalova и соавт. [1] при исследовании 16 опухолей слюнных желез показали, что эти опухоли являются морфологическими, иммуногистохимическими и генетическими эквивалентами секреторной карциномы молочной железы. Опухоли были классифицированы как секреторные карциномы слюнной железы (СКСЖ) — аналоги секреторной карциномы молочной железы (Mammary Analogue Secretory Carcinoma — MASC).
Клинически опухоль проявляла себя длительным безболезненным ростом, встречалась преимущественно у лиц среднего и пожилого возраста, несколько чаще у мужчин, чем у женщин. Околоушная слюнная железа (ОСЖ) являлась наиболее частой локализацией, реже опухоль возникала в малых слюнных железах (МСЖ)1.
Гистологически опухоль состояла из клеток среднего и крупного размера, которые были организованы в кистозные, микрокистозные и кистозно-папиллярные структуры, отмечена коэкспрессия S100 и Mammaglobin. При молекулярно-генетическом исследовании обнаружена транслокация t (12;15) (p13;q25) ETV6-NTRK3 — перестройка, идентичная таковой в секреторной карциноме молочной железы.
Цель данной работы — обзор литературы за 8 лет, прошедших с момента первого сообщения о СКСЖ, а также описание 4 клинических случаев СКСЖ у детей из нашей практики.
Общая клиническая и эпидемиологическая характеристика опухоли
В исследованных источниках литературы опубликовано 183 случая СКСЖ. Соотношение пациентов мужского и женского пола 1,15:1 (98 и 85 соответственно), средний возраст больных составил 44,7 года, причем минимальный возраст пациента был 10 лет, максимальный — 83 года.
В большинстве случаев СКСЖ были локализованы в ОСЖ, реже — в поднижнечелюстной слюнной железе, МСЖ (табл. 1).

На основании полученных данных СКСЖ характеризуется низким риском локальных рецидивов. Преимущественный путь метастазирования — лимфогенный в регионарные лимфатические узлы. Отдаленные гематогенные метастазы встречались только при рецидиве заболевания, были поражены кости и печень.
Доминирующим клиническим проявлением заболевания является безболезненное поражение области, увеличивающееся в объеме в течение долгого времени, болевой синдром проявляется реже. Также встречаются случаи бессимптомного течения заболевания [1, 4, 6, 7, 11, 13, 15, 16, 19, 20, 22—35].
Общая морфологическая и иммуногистохимическая характеристика опухоли
Во всех 37 анализируемых исследованиях (183 случая) наблюдалась сходная морфологическая картина с незначительными вариациями. Гистологическое строение неопластической ткани характеризуется сочетанием кистозного, тубулярного, солидного либо папиллярного паттерна строения с клетками, имеющими обильную эозинофильную, вакуолизированную цитоплазму. При проведении PAS-реакции отмечается PAS-позитивный секреторный вне- и внутриклеточный материал. В двух исследованиях описывается high grade трансформация опухоли, что связано с худшим прогнозом, а также с ранним развитием метастазов и рецидивов после хирургического либо комбинированного лечения [36, 48].
При иммуногистохимическом исследовании в большинстве случаев отмечалась коэкспрессия S100 и Mammaglobin (173 и 135 случаев, или 96,5 и 99,2% соответственно), что является характерным признаком СКСЖ, так как экспрессия других иммуногистохимических маркеров встречается в других карциномах слюнных желез. Исходя из данных литературы, исследование с антителами к DOG1 и p63 также имеет значение в дифференциальной диагностике в связи с низкой частотой (11,1 и 10,0%) экспрессии данных маркеров в СКСЖ и высокой в ацинарно-клеточной карциноме и мукоэпидермоидной карциноме соответственно [45]. Результаты исследования иммуногистохимических маркеров суммированы в табл. 2.

Молекулярно-генетическая характеристика опухоли
Слияние генов ETV6-NTRK3 характерно для инфантильной фибросаркомы [38], врожденной мезобластной нефромы [39], некоторых гемобластозов [40], ALK-негативной воспалительной миофибробластической опухоли [41], гастроинтестинальной стромальной опухоли [42], в радиационно-индуцированных и неиндуированных папиллярных карциномах щитовидной железы [43, 44], но в слюнной железе специфично строго для СКСЖ. Во всех анализируемых случаях при обзоре литературы определена перестройка гена ETV6, выявленная с помощью флюоресцентной гибридизации in situ (FISH), или слияние генов ETV6-NTRK3, которое показали результаты полимеразной цепной реакции с обратной транскриптазой (RT-PCR). В описанных 3 из 4 новых случаев СКСЖ у детей перестройка ETV6 выявлена методом FISH.
Дальнейшие исследования показали, что партнерами слияния с геном ETV6 может быть не только ген NTRK3, но и гены RET [21] и MET [14].
Стоит отметить, что в последнее время появляются данные об эффективности таргетной терапии секреторной карциномы молочной железы у детей с перестройкой ETV6-NTRK3 [47].
Характеристика СКСЖ у детей
На основании анализа представленных новых 4 случаев, а также 10 указанных в литературе, возрастные особенности СКСЖ у детей характеризуются наибольшей частотой возникновения во 2-й декаде жизни (медиана возраста 14 лет). Стоит отметить, что наименьший возраст презентации, встречаемый в литературе, представляет наше наблюдение № 4 (9-летняя девочка). У лиц женского пола опухоль встречается чаще (у 8 из 14). Опухоль преимущественно локализуется в ОСЖ (12, или 85,7%), по одному случаю описано с локализацией в МСЖ (верхняя губа), в подчелюстной слюнной железе. Клинически опухоль характеризуется индолентным течением, во всех анализируемых случаях у детей отмечался долгий безболезненный рост пораженной области в течение месяцев или даже лет. Поражение регионарных лимфатических узлов отмечалось лишь в 1 случае, в других 7 случаях, исследуемых по данному параметру, в регионарных лимфатических узлах роста опухоли не отмечено, в других 7 случаях из 14 данные отсутствовали. Метастатический потенциал этой опухоли у детей по сравнению с взрослыми оценивается как низкий, так как ни в одном описанном случае в литературе отдаленные метастазы не встречались. В собственном наблюдении № 1, по данным КТ, указывается на мелкие очаги в легких, однако данных о гистологической верификации очагов нет.
Во всех анализируемых наблюдениях инициально выполнялось хирургическое лечение в объеме сегментарной резекции слюнной железы с опухолью либо тотальная паротидэктомия. В нашем наблюдении № 2 после хирургического лечения применялась лучевая терапия на ложе опухоли.
В исследованных нами 4 новых случаях наблюдалась аналогичная морфологическая картина (рис. 1—4),




Гистологическое строение опухоли не коррелирует с возрастом, однако во всех описанных случаях СКСЖ у детей high grade трансформация опухоли не встречалась. Иммуногистохимически аналогична коэкспрессия S100 и Mammaglobin в сочетании c отрицательными реакциями с антителами к p63 и DOG1.
Все описанные случаи имели перестройку гена ETV6, за исключением наблюдения № 3, где исследование не проводилось, а также одного случая, указанного A. Shah и соавт., где опухоль околоушной слюнной железы с долгим безболезненным ростом диагностировалась у девочки 16 лет. При гистологическом исследовании морфологическая картина была типична для СКСЖ, однако при проведении молекулярно-генетического исследования перестройки гена не обнаружено. Все полученные данные указаны в табл. 3. Таким образом, на основании 4 и собственных случаев СКСЖ и анализа данных литературы по всем возможным клиническим, морфологическим, иммуногистохимическим и генетическим признакам, можно сделать следующие выводы.
Выводы
1. Возрастное распределение СКСЖ намного шире, чем предполагалось ранее, данная опухоль встречается как у взрослых, так и у детей.
2. Наиболее частой локализацией является околоушная слюнная железа, основное клиническое проявление — безболезненное увеличение в объеме пораженной области.
3. High grade трансформация опухоли связана с более агрессивным течением и худшим прогнозом.
4. Критерием поставки диагноза является выявление характерной морфологической картины с коэкспрессией S100 и Mammaglobin клетками опухоли с последующим определением перестройки гена ETV6. Также для дифференциальной диагностики с другими карциномами слюнной железы может использоваться определение экспрессии p63, DOG1.
5. Обнаружение перестройки гена ETV6 важно не только в диагностическом отношении, но и в перспективе расширения терапевтических опций в виде таргетной терапии.
6. В морфологическом, иммунологическом и генетическом отношении СКСЖ у детей и взрослых не имеет существенных различий, за исключением отсутствия данных об обнаружении high grade трансформации опухоли у детей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Сидоров И.В. — https://orcid.org/0000-0001-8578-6572; е-mail: ilya93sidorov@gmail.com
Клецкая И. С. — https://orcid.org/0000-0002-8552-7682
Коновалов Д.М.— https://orcid.org/0000-0001-7732-8184
Автор, ответственный за переписку: Сидоров Илья Владимирович —
е-mail: ilya93sidorov@gmail.com
1Здесь и далее: малые слюнные железы слизистой оболочки полости рта, губ, мягкого и твердого неба.