Рецензия на монографии И.А. Скворцова «Иллюстрированная неврология развития» («МЕДпресс информ» 2014 г.), «Детский аутизм в неврологии» («МЕДпресс информ» 2020 г.), «Проблемы регенерации в детской неврологии», методические рекомендации «Проблемы регенерац

Прочитано: 950 раз


Как цитировать:

Рецензия на монографии И.А. Скворцова «Иллюстрированная неврология развития» («МЕДпресс информ» 2014 г.), «Детский аутизм в неврологии» («МЕДпресс информ» 2020 г.), «Проблемы регенерации в детской неврологии», методические рекомендации «Проблемы регенерац. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(10):149‑150.
Review of the monographs by I.A. Skvortsov "Illustrated neurology development "(" MEDpress inform "2014)," Childhood autism in neurology " ("MEDpress inform" 2020), "Problems of regeneration in pediatric neurology", methodical recommendations "Problems of regeneration in pediatric neurology". S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(10):149‑150. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2021121101149

Заметным явлением в области медицинской литературы, посвященной мозгу развивающегося ребенка, стали работы известного ученого с более чем полувековым опытом педагогической и научной деятельности профессора И.А. Скворцова.

Первая монография посвящена анализу деятельности головного мозга, начиная с нейрона и синапса и заканчивая принципами функционирования нейронных сетей. Автор придерживается классического принципа изучения онтогенеза нервной системы, заложенного еще учеником и продолжателем исследований В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым. Первая глава включает сведения о строении нейрона и о работе синапсов на молекулярном уровне. Подробно изложен филогенез нервной системы, детально рассмотрено формирование высших психических функций, начиная с восприятия как важнейшего фактора взаимодействия анализаторных систем мозга со средой, развитие и организация нейронных сетей и условия их функционирования. Большое внимание уделено соотношению генетических и средовых факторов в онтогенезе. Необходимо указать, что автор четко соблюдает эволюционно-генетический подход, сформулированный еще С.Н. Давиденковым, к исследованию формирования высших психических функций и поведения. Начиная рассмотрение становления поведения с механизма импритинга у птиц, автор переходит к анализу процессов формирования анализаторных систем и развитию запоминания образов. В главе III подробно рассмотрены обучающие системы мозга и их роль в формировании и выработке коммуникативных автоматизмов: двигательных, перцептивных и речевых. Далее следуют главы о постнатальном развитии ребенка, роли взаимоотношения плода, новорожденного и младенца с матерью, о созревании мозга в постнатальном периоде и о роли синаптогенеза в формировании нейронных сетей и в становлении в онтогенезе поведенческих функций: от автоматизмов к поведенческим актам. Следующие разделы книги будут наиболее интересны практическим врачам-неврологам и педиатрам. В VI главе рассматривается работа мозга в условиях патологии, описан феномен диссолюции, термин, предложенный еще Х. Джексоном. В главе VII приведены принципы систематизации нарушенных в процессе развития нервно-психических функций. Рассмотрены экзогенные и эндогенные факторы дизонтогенез, анализируются типы, виды патологии, возникающей на этапах от внутриутробного развития до перинатального и постнатального периодов. Такая классификация окажет значительную помощь в работе практического врача. В главе IX описана морфология мозга, а в X—XVI главах подробно рассматриваются методы нейрореабилитации и механизмы компенсации нарушений развития ребенка. Глава XVIII посвящена развитию коммуникационных функций при аутистических синдромах, рассматривается роль эндогенных и средовых факторов в формировании этого расстройства и методы коррекции. В заключительной главе отражены родительские отношения при взаимодействии с ребенком с выраженными двигательными, интеллектуальными и поведенческими расстройствами. Важность такого общения матери с ребенком при речевых нарушениях подчеркивал еще В.М. Шкловский, однако столь детальное описание различных вариантов отношения матери к ребенку с ограниченными возможностями и психологии их взаимоотношений впервые дано И.А. Скворцовым. Данная монография в полной мере восполняет пробел в познании развития ребенка в норме и при стойкой патологии нервно-психических функций, и она необходима в работе практического врача.

Монография «Детский аутизм в неврологии» посвящена основателю изучения этого вида расстройства в нашей стране – профессору В.М. Башиной. Несмотря на длительную историю изучения аутизма, это расстройство до сих пор является загадочным, и поэтому все попытки раскрыть механизмы его развития только приветствуются. Актуальность этой монографии придает и тот факт, что распространенность аутизма за последнее время значительно выросла по сравнению с серединой XX века. На текущий момент столь скрупулезного и фундаментального труда по аутизму ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет. Автор рассматривает возникновение аутистического расстройства, как ответ на ограничение социальных связей, нарушение общения между людьми, замкнутость в собственном пространстве. В главе 1 автор рассматривает нейронные механизмы формирования коммуникативных функций, их взаимоотношения с окружающей средой. Глава иллюстрирована таблицами и рисунками. Автор рассматривает феномен отторжения как результат нарушения экспансии рецепторных систем на среду. Рассматривая развитие этой функции на клеточном уровне в филогенезе, автор переносит эту модель на человека и представляет механизмы формирования этой функции как реакцию отторжения. Этиологическими факторами расстройств аутистического спектра могут быть как генетические факторы, например, синдром Ретта, когда ген продолжает функционировать на тех стадиях, когда уже должны включаться другие гены-регуляторы, средовые или социальные факторы. В следующих главах приведена классификация расстройств аутистического спектра и их подробная клиническая картина. В главе 2 дана подробная история изучения патогенеза и морфологических изменений при аутизме, автор подчеркивает, что главной причиной аутизма является дизонтогенез, при том что важную роль играет сенсорная дезинтеграция. Подробно описаны морфологические нарушения, выявленные при аутопсии или при прижизненных методах нейровизуализации. Однако необходимо заметить, что истинный аутизм Каннеровского типа, как и синдром Аспергера, не имеют сколь либо выраженных структурных поражениях мозга, в чем и заключается загадочность самого аутизма. Отсутствие выявляемых при МРТ структурных изменений, является основным критерием исключения при дифференциальной диагностике их с другими расстройствами, имеющими аутистические черты. В главе 3 подробно описана клиника аутистических расстройств как при типичном аутизме, так и при наличии аутистических черт при хромосомных синдромах и некоторых генетических аномалиях и пороках развития мозга, приводятся результаты нейрофизиологических исследований. В главе 4 представлены методика исследования и формализованная оценка расстройства функций, разработанная автором карта исследования нервно-психических функций у детей первых 7 лет жизни. Также представлены специальные методы оценки развития нервной системы ребенка. Дана глава по описанию родительско-детских отношений при нарушении нервно-психического развития (совместно с Г.А. Адашинской). Автор подчеркивает, что «знаком результативности проводимого лечения является положительное отношение матерей к лечению и конструктивная форма сотрудничества врача (психолога) с пациентом». Последние две главы этой книги посвящены принципам лечения детей с аутизмом и объективизации его результатов. Приведен алгоритм диагностики и критерии диагноза, позволяющие дать формализованную оценку различных форм расстройств аутистического спектра. Книга является ценным руководством для врачей неврологов, детских психиатров и педиатров, так как, несмотря на яркую картину аутизма, нередко ставятся ложные диагнозы и своевременно не распознаются аутистические расстройства.

И третьим важным пособием для практических врачей являются методические рекомендации «Проблемы регенерации в детской неврологии». В этом издании обобщен опыт работы созданного И.А. Скворцовым Научно-практического центра по профилактике и лечению психоневрологической инвалидности. В первой части рекомендаций рассматриваются теоретические аспекты развития нервной системы с позиций современной нейробиологии. Подробно освещены клеточные и молекулярные механизмы регенерации в фило- и онтогенезе, представлена классификация видов регенерации. Рассматриваются механизмы регенерации как внеклеточные, так и механизмы самой клетки: глии и нейронов. Автором выделяются виды (физиологическая, репаративная и патологическая) и уровни (органная, тканевая, клеточная, внутриклеточная и молекулярная, т.е. на уровне ДНК) регенерации. Отдельные разделы посвящены механизмам пластичности мозга как проявлению регенерации нервной системы. Далее автор рассматривает строение нейронных сетей, основу которых составляют так называемые «элементы-концентраторы». Глубокие знания современной нейробиологии помогают автору объяснить механизмы восстановления утраченных функций после очагового поражения мозга при черепно-мозговой травме, инсультах, значительных по объему оперативных вмешательствах. Отдельная глава посвящена работе нейрона как самостоятельной единицы и связи ее с окружающим матриксом. Далее автор рассматривает генетическое регулирование процессов регенерации и возможности генной терапии. Вторая часть пособия посвящена методам нейрофизиологической коррекции нарушенных функций и роли нейрофизиологических исследований в оценке эффективности реабилитационных мероприятий. Представлено описание собственных методик, в частности, методики параневральной и метамерной фармакотерапии, а также возможности и эффективности пересадки стволовых клеток. В заключении показано, что чем раньше и интенсивнее проводятся комплексные реабилитационные мероприятия, тем интенсивнее проходит перестройка нейронных сетей, установление новых аксоно-дендритных связей и формирование резервных функциональных зон. Методическое пособие основано как на личном, почти полувековом опыте автора, так и на глубоком изучении литературы, так как библиографический список содержит 238 цитируемых источников. Эти методические рекомендации должны использоваться в своей работе врачами, работающими в области нейрореабитологии.

Таким образом, труды профессора И.А. Скворцова значительно восполняют пробел в знаниях фундаментальных основ нейробиологии, что поможет врачам по-новому понять функционирование мозга в норме и при патологии и на основании этого сознательно подходить к выбору лекарственных и физических методов лечения и реабилитации пациентов с ранними органическими повреждениями мозга.

Профессор, доктор медицинских наук А.С. Петрухин, Москва

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.