Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Суворинова Н.Ю.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков

Авторы:

Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю.

Подробнее об авторах

Прочитано: 5778 раз


Как цитировать:

Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(4):29‑35.
Zavadenko NN, Suvorinova NIu. Attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(4):29‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012004129

Рекомендуем статьи по данной теме:
Син­дром де­фи­ци­та вни­ма­ния с ги­пе­рак­тив­нос­тью у под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(9):42-49

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) широко распространен, встречается примерно у 5% детского населения, чаще у мальчиков, чем у девочек [1]. В современных классификациях СДВГ входит в группу нарушений неврологического и психического развития [1, 2], к его основным проявлениям относятся сложности концентрации и поддержания внимания, чрезмерная двигательная активность (гиперактивность) и несдержанность (импульсивность). Эти симптомы не соответствуют нормальным для возраста характеристикам поведения, постоянно наблюдаются не менее чем в двух видах окружающей обстановки (что считается важным диагностическим критерием): школа или дошкольные учреждения, дом, занятия в кружках или спортивных секциях, общественные места. Основные проявления СДВГ обычно сопровождаются трудностями обучения, проблемами поведения, заниженной самооценкой, сложностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, ограничениями в социальной активности пациентов.

В основе СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее повреждение ЦНС в пре- и перинатальный периоды, которые могут сочетаться между собой [2, 3]. У пациентов с СДВГ отмечается ряд особенностей строения и функционирования структур мозга, преимущественно префронтально-стриато-таламокортикального комплекса. К детерминирующим предрасположенность к развитию СДВГ (роль некоторых подтверждена, другие изучаются в качестве кандидатных) относятся гены, регулирующие процессы обмена нейромедиаторов. СДВГ рассматривается как многофакторное заболевание, при котором одновременно существующие нарушения различных звеньев обмена нейромедиаторов перекрывают защитное действие компенсаторных механизмов [2, 3].

В настоящее время нет доступных лабораторных методов для подтверждения диагноза СДВГ. Хотя генетические и нейровизуализационные исследования отчетливо показывают определенные изменения у пациентов с СДВГ, отличающие их от здоровых ровесников, эти результаты применимы к различиям между группами и пока не используются для выявления отдельных случаев СДВГ.

Современная диагностика СДВГ основана главным образом на клинических проявлениях, которые тщательно анализируются по данным анамнеза, медицинской и иной документации, собеседования с родителями, непосредственного обследования ребенка. Применяются специальные шкалы оценки поведения ребенка, позволяющие охарактеризовать количество и степень выраженности симптомов СДВГ в домашних условиях и школе, провести разграничение между проявлениями СДВГ и других расстройств у детей [2, 4].

Для более объективной оценки СДВГ наряду с определением его основных проявлений в последние годы стали применяться показатели адаптивного функционирования пациентов (или функциональных нарушений) в различных сферах жизни и повседневной активности. Выявление таких нарушений направлено на решение не только диагностических, но и коррекционных задач, дает возможность разрабатывать индивидуальные программы комплексного лечения.

Цель исследования — определение уровня адаптивного функционирования у детей и подростков с СДВГ в возрасте 6—15 лет с помощью шкалы оценки функциональных нарушений М. Вейсс [5, 6].

Материал и методы

Обследовали 100 пациентов с СДВГ, 79 мужского и 21 женского полов.

Критерии включения: подтверждение диагноза СДВГ по классификациям МКБ-10 [7] и DSM-V [1]; возраст от 6 до 15 лет включительно; суммарный балл выраженности клинических проявлений СДВГ по шкале ADHD-DSM-IV [8] не менее 24; умеренная или выраженная степень тяжести расстройств при оценке по шкале общего клинического впечатления СДВГ (CGI-ADHD-severity) [9]; отсутствие терапии по поводу СДВГ в течение 1 мес или более до данного исследования.

Критерии невключения: возраст до 6 лет либо 16 лет и старше; суммарный балл выраженности клинических проявлений СДВГ по шкале ADHD-DSM-IV [8] менее 24; минимальная, легкая либо тяжелая, самая тяжелая степени СДВГ по шкале оценки тяжести СДВГ [9]; проведение на момент исследования терапевтических мероприятий по поводу СДВГ; наличие в анамнезе эпилепсии, снижения интеллекта, расстройств аутистического спектра, психотических расстройств, хронических соматических заболеваний, анемии, болезней эндокринной системы.

Обследование проводили в амбулаторных условиях после обращений родителей детей к врачам-неврологам в процессе динамического наблюдения. Для уточнения диагноза проводили консультации детского психиатра, педиатра, эндокринолога и использовали ряд шкал.

Шкала оценки тяжести СДВГ (CGI-ADHD-severity) [9] предусматривает определение врачом тяжести заболевания по следующей градации: 1 — норма, здоров; 2 — минимальная степень; 3 — легкая степень (некоторое ухудшение в каком-либо одном окружении); 4 — умеренная степень тяжести заболевания (некоторое ухудшение в минимум двух видах окружения, значительные трудности в школе и/или контроле за своим поведением); 5 — выраженная степень тяжести заболевания (ухудшение во всех видах окружения, значительный стресс для других, нарушены социальные связи); 6 — тяжело болен (значительное ухудшение постоянно во всех видах окружения, несостоятельность в учебе/социальном окружении, требуется ежедневный надзор в течение всего дня или большей его части); 7 — самые тяжелые пациенты.

Шкала ADHD-DSM-IV [8], версия для родителей, заполняемая исследователем, состоит из 18 пунктов, характеризующих основные симптомы СДВГ: 9 — нарушения внимания, 9 — гиперактивность и импульсивность. Выраженность каждого симптома оценивается по балльной системе: 0 — никогда или редко; 1 — иногда; 2 — часто; 3 — очень часто. Кроме суммарного балла, рассчитывали результаты по двум субшкалам: «нарушения внимания» и «гиперактивность-импульсивность». При этом в группе обследованных пациентов общая оценка в баллах в диапазоне 24—36 соответствовала умеренной степени тяжести СДВГ, а от 37 и более — выраженной степени тяжести СДВГ по шкале CGI-ADHD-severity [9]

Шкала оценки функциональных нарушений М. Вейсс, форма для родителей (Weiss functional impairment rating scale — WFIRS, parent report [5]), разработана для выявления у пациентов с СДВГ трудностей в шести критических для них областях повседневной жизни: «семья» (9 характеристик); «учеба и школа» (10); «базовые жизненные навыки» (10); «самооценка ребенка» (3); «общение и социальная активность» (7); «поведение, сопряженное с риском» (10). Степень нарушений определяется для каждой характеристики в баллах: 0 — никогда или ничуть; 1 — иногда или мало; 2 — часто или много; 3 — очень часто или очень много. Затем для каждой из шести областей рассчитываются сумма баллов и среднее арифметическое значение путем деления этой суммы на количество оцененных характеристик. Чем выше балльные оценки, тем более значительны функциональные нарушения в каждой из шести сфер. Использована адаптированная версия данной методики, опубликованная на русском языке [2, 6].

В табл. 1 представлена общая характеристика изученных случаев СДВГ. Из нее видно, что распределение больных по полу соответствует частоте СДВГ в общей популяции. Средний возраст обследованных мальчиков и девочек с СДВГ был близким (р=0,886). Средняя общая балльная оценка выраженности симптомов СДВГ значимо не различалась у мальчиков (34,94±0,80) и девочек (31,76±1,19), как и балльная оценка по признаку «нарушения внимания» — 17,88±0,43 и 18,43±0,67 соответственно. Гендерные различия отмечены в балльных оценках в группе симптомов «гиперактивность-импульсивность», которые больше были выражены у пациентов мужского пола: 17,06±0,58 и 13,33±0,85, р=0,003.

Таблица 1. Характеристика обследованных пациентов с СДВГ


Клинические формы СДВГ были представлены комбинированным типом и типом с преимущественными нарушениями внимания при их соотношении у пациентов мужского пола 10,3:1 и женского — 3,2:1. Перечисленные гендерные особенности клинических проявлений СДВГ согласуются с данными литературы [1—3].

СДВГ был единственным диагнозом у 39 (29 мужского и 10 женского полов) из 100 пациентов. У 71 больного он являлся основным диагнозом, но одновременно наблюдались коморбидные заболевания, диагнозы которых также подтверждались по критериям классификаций МКБ-10 [7] и DSM-V [1]. В обследованной когорте пациентов наиболее часто выявлялись сопутствующие СДВГ эмоциональные, поведенческие нарушения, а также тикозные расстройства (хронические моторные тики, которые могли сопровождаться вокальными тиками), ночной энурез, что соответствует данным полученным в других исследованиях и отмеченным в международных рекомендациях [2-4].

При статистической обработке результатов использовали программный пакет SPSS Statistics, версия 23.0 (IBM, 2015). Сравнительный анализ (для независимых выборок) основан на определении достоверности разницы показателей по U-критерию Манна—Уитни для распределения, отличного от нормального. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Данные сравнительной оценки симптомов СДВГ и функциональных нарушений в группах детей и подростков с СДВГ приведены в табл. 2. В соответствии с характерной для СДВГ возрастной динамикой основных симптомов у подростков по сравнению с детьми были менее выраженными проявления по субшкале «гиперактивность-импульсивность» при сохранении симптомов по субшкале «нарушения внимания», что сопровождалось некоторым снижением общей балльной оценки по шкале ADHD-DSM-IV. Между тем у подростков по сравнению с детьми с СДВГ значительно наросли трудности в трех сферах функционирования: «семья», «учеба и школа», «базовые жизненные навыки» (p<0,05). Практически на прежнем уровне оставались нарушения в областях «самооценка ребенка», «общение и социальная активность» и «поведение, сопряженное с риском».

Таблица 2. Сравнительная оценка симптомов СДВГ и нарушений адаптивного функционирования в группах детей и подростков с СДВГ


Примечание. Здесь и в табл. 3 и 4: достоверность различий между группами: * — p<0,05; ** — p<0,01, *** — p<0,001.

На рис. 1 представлены средние балльные показатели по 6 сферам функциональных нарушений в группах пациентов с СДВГ мужского и женского полов. В целом в обследованной когорте пациентов не было обнаружено гендерных различий по выраженности трудностей адаптивного функционирования в шести критических для пациентов с СДВГ областях. Однако можно отметить тенденцию к более значительной выраженности нарушений у мальчиков в сферах «семья», «учеба и школа», «базовые жизненные навыки», а у девочек — «самооценка ребенка».

Рис. 1. Сравнительная оценка нарушений адаптивного функционирования в группах пациентов с СДВГ мужского и женского полов.


Сравнительная оценка нарушений адаптивного функционирования в группах пациентов с умеренной и выраженной степенями тяжести СДВГ приведена в табл. 3, а с учетом наличия коморбидных расстройств — в табл.4.

Таблица 3. Сравнительная оценка симптомов СДВГ и нарушений адаптивного функционирования в группах пациентов с умеренной и выраженной степенями тяжести СДВГ


Таблица 4. Сравнительная оценка симптомов СДВГ и нарушений адаптивного функционирования в группах пациентов при наличии и отсутствии коморбидных расстройств


Средний возраст обследованных пациентов c умеренной степенью тяжести СДВГ был 9,51±2,57 года, при выраженной степени тяжести СДВГ — 9,12±1,96 года, т.е. существенно не различался (р=0,869). Наряду со значительно более высокими оценками по шкале ADHD-DSM-IV, субшкалам «нарушения внимания», «гиперактивность-импульсивность» у пациентов с выраженной степенью тяжести СДВГ оказались достоверно выше балльные показатели по сферам «базовые жизненные навыки», «общение и социальная активность». Прослеживалась тенденция к нарастанию трудностей и в четырех остальных областях.

Коморбидные расстройства в обследованной группе были диагностированы у 61 из 100 пациентов с СДВГ. У большинства (48) пациентов наблюдали одно коморбидное заболевание: оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) поведения — у 31, тревожные расстройства (ТР) — у 13, первичный ночной энурез — у 4. У 12 пациентов с СДВГ имелись два коморбидных заболевания (в том числе у 9 — ОВР и ТР, у 2 — ТР и тики, у 1 — ОВР и тики), а у 1 — три (ОВР, ТР, тики).

Поскольку когорта формировалась из детей и подростков с СДВГ, находившихся под динамическим наблюдением детских неврологов, в нее не вошли пациенты с более тяжелыми формами нарушений поведения (социализированное расстройство поведения) и эмоций (биполярные и депрессивные расстройства), наличие которых служило показанием к переводу пациентов для дальнейшей курации врачами-психиатрами. Таким образом, эмоциональные расстройства в обследованной группе пациентов были представлены ТР (сепарационным, социальным и генерализованным, специфическими фобиями, паническим расстройством), расстройства поведения — ОВР.

Средний возраст обследованных пациентов c СДВГ без коморбидных расстройств (8,92±0,32 года) и с их наличием (9,65±0,33 года) значимо не различался (р=0,279). Средние оценки по шкале ADHD-DSM-IV оказались в этих двух группах близкими: как общий балл, так и баллы по субшкалам «нарушения внимания», «гиперактивность-импульсивность» (см. табл. 4). Между тем в группе пациентов c СДВГ и коморбидными расстройствами выявлены достоверно более значительно выраженные трудности и соответственно более высокие балльные оценки по пяти областям из шести, анализируемых с помощью методики WFIRS: «семья», «учеба и школа», «самооценка ребенка», «общение и социальная активность», «поведение, сопряженное с риском».

На рис. 2 представлены показатели в баллах по шкалам WFIRS-P в трех подгруппах пациентов с коморбидными нарушениями (СДВГ и ОВР, СДВГ и ТР, СДВГ и ОВР и ТР) в сравнении с подгруппой пациентов с СДВГ без коморбидности. Наиболее значительное (p<0,05) негативное влияние на адаптивное функционирование оказывали нарушения в сфере «семья» при сочетании СДВГ и ОВР, ТР; СДВГ и ОВР; в сфере «учеба и школа» при сочетании СДВГ и ОВР, ТР; СДВГ и ОВР; СДВГ и ТР; в сфере «самооценка ребенка» при сочетании СДВГ и ТР; в сфере «общение и социальная активность» при сочетании СДВГ и ОВР, ТР; СДВГ и ОВР; в сфере «поведение, сопряженное с риском» при сочетании СДВГ и ОВР, ТР; СДВГ и ОВР.

Рис. 2. Сравнительная оценка нарушений адаптивного функционирования в подгруппах пациентов с СДВГ без коморбидных расстройств, СДВГ и ОВР, СДВГ и ТР, СДВГ и ОВР, ТР.


Таким образом, наличие у пациентов с СДВГ коморбидных расстройств приводит к значительному нарастанию нарушений адаптивного функционирования в большинстве сфер повседневной жизни.

Хотя клиническую картину СДВГ определяют нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность, в современных диагностических критериях подчеркивается, что СДВГ приводит к нарушениям адаптации, проявляющимся в различных ситуациях и видах окружающей обстановки: дома, в образовательных учреждениях, общественных местах, в кружках и во время спортивных занятий [1]. Следует подчеркнуть, что в процессе диагностики СДВГ специалисты подтверждают у пациентов симптомы из перечня восемнадцати основных клинических проявлений СДВГ, но не всегда тщательно прослеживают постоянство этих симптомов и их распространение на различные области повседневной жизни.

Нарушения адаптивного функционирования могут быть определены как трудности, проявляющиеся в навыках и поведении, необходимых для надлежащего и умелого функционирования ребенка в окружающей обстановке и повседневных видах деятельности (включая дом, школу, сообщество людей, в которых он находится). У детей с СДВГ именно трудности в поведении, академической сфере и эмоциональном контроле служат поводами для обращения к специалистам и проведения клинического обследования [10]. По сравнению со сверстниками эти пациенты испытывают больше сложностей в социальных контактах, в частности имеют меньше друзей, переживают неприязнь и отвержение со стороны других детей [11]. Показано, что тяжесть симптомов СДВГ предопределяет ухудшение школьной успеваемости и социальных взаимоотношений [12]. Нарушения адаптивного функционирования у пациентов с СДВГ нередко сохраняются вплоть до подросткового и взрослого возраста, что может препятствовать достижению оптимальных результатов в таких важных сферах жизни, как умение заботиться о себе и следить за собой, занятость и профессиональные успехи, взаимоотношения с окружающими [13, 14].

Диагноз СДВГ чаще всего устанавливается в период обучения в начальной школе. Требования к вниманию и контролю поведения возрастают в образовательной среде, и дети с неспособностью контролировать свою гиперактивность и импульсивность, которые одновременно не могут сосредоточиться на учебных заданиях на уроках, становятся более «заметными», тем более что их поведение часто нарушает обстановку в классе. По данным исследования A. Garner и соавт. [12], в котором использовались оценки родителей и учителей по нарушениям у школьников с СДВГ по всем областям Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья, симптомы невнимательности лучше всего предсказывали трудности в обучении, в то время как симптомы гиперактивности-импульсивности — деструктивное поведение в классе, даже после учета проблем с обучаемостью и наличия сопутствующего ОВР. Проявления ОВР и агрессивности значительно сказывались на межличностных взаимоотношениях и способности пациентов с СДВГ участвовать в организованных видах деятельности [12].

Результаты настоящего исследования показывают негативное влияние СДВГ на основные сферы повседневной жизни, которое сопровождается нарушениями социально-психологической адаптации в различных областях, таких как семья, учеба и школа, самооценка ребенка, его социальные контакты, формирование базовых жизненных навыков. Продемонстрировано, что у пациентов с СДВГ подросткового возраста по сравнению с детьми значительно нарастают трудности в таких областях, как «семья», «учеба и школа», «базовые жизненные навыки». При выраженной степени тяжести СДВГ по сравнению с умеренной существенно увеличивались трудности по сферам «базовые жизненные навыки», «общение и социальная активность», одновременно наблюдалась тенденция к нарастанию нарушений в других четырех областях, анализируемых с помощью методики WFIRS.

Известно, что дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у пациентов с СДВГ могут быть связаны с наличием коморбидных расстройств, которые развиваются примерно у 2/3 из них на фоне СДВГ как основного заболевания [2—4]. В обследованной когорте пациентов в группе c СДВГ и коморбидными расстройствами выявлены достоверно более выраженные трудности по 5 из 6 областей, анализируемых с помощью методики WFIRS.

При СДВГ коморбидные расстройства поведения и эмоциональной регуляции рассматриваются в качестве неблагоприятных прогностических факторов, снижающих эффективность проводимого лечения и затрудняющих полное преодоление проявлений СДВГ и его негативных последствий. Нарушения социально-психологической адаптации детей и подростков с СДВГ считаются значимым предвестником хронического течения этого заболевания, усугубления расстройств поведения вплоть до возникновения антисоциального поведения и злоупотребления психоактивными веществами [2]. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость своевременного выявления и коррекции у пациентов с СДВГ коморбидных расстройств, так как последние оказывают наиболее значительное неблагоприятное воздействие на социально-психологическую адаптацию в различных ситуациях и видах окружающей обстановки.

Полученные в настоящем исследовании данные позволяют сформулировать следующие выводы: 1) клиническая диагностика СДВГ требует проведения детальной и всесторонней оценки. У пациентов с СДВГ наряду с основными симптомами заболевания отмечаются нарушения показателей адаптивного функционирования, которые могут быть объективно подтверждены с помощью специально разработанных методов, таких как шкала оценки функциональных нарушений М. Вейсс — WFIRS; 2) характерные для пациентов с СДВГ нарушения адаптивного функционирования в таких областях, как «семья», «учеба и школа», «базовые жизненные навыки», «общение и социальная активность», в большей степени проявляются при выраженной тяжести СДВГ по сравнению с умеренной тяжестью и нарастают при переходе от детского к подростковому возрасту; 3) наличие у пациентов с СДВГ коморбидных расстройств приводит к значительному нарастанию нарушений адаптивного функционирования в большинстве сфер повседневной жизни: «семья», «учеба и школа», «самооценка ребенка», «общение и социальная активность», «поведение, сопряженное с риском». Это определяет необходимость своевременной диагностики и коррекции коморбидных расстройств, а также комплексной оценки в процессе динамического наблюдения за такими пациентами не только симптомов СДВГ и коморбидных расстройств, но и показателей адаптивного функционирования в основных областях повседневной жизни.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington, 2013;947.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019;274.
  3. Rohde LA, Buitelaar JK, Gerlach M, Faraone SV. The World Federation of ADHD Guide. Porto Alegre: Artmed, 2019;124.
  4. Wolraich ML, Hagan JF, Allan C, Chan E, Davison D, Earls M, Evans SW, Flinn SK, Froehlich T, Frost J, Holbrook JR, Lehmann CU, Lessin HR, Okechukwu K, Pierce KL, Winner JD, Zurhellen W, AAP Subcommittee on Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactive Disorder. Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents. Pediatrics. 2019;144(4):e20192528. https://doi.org/10.1542/peds.2019-2528
  5. Weiss MD, Wasdell MB, Bomben MM. Weiss functional impairment rating scale — parent report (WFIRS-P). BC Children’s Hospital: 2004;10.
  6. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В. Новые подходы к диагностике синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(1, вып. 2):45-51.
  7. МКБ-10 — Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Санкт-Петербург, 1994;208.
  8. DuPaul GJ, Power TJ, Anastopoulos AD, Reid R. ADHD Rating Scale–IV: Checklists, Norms, and Clinical Interpretations. New York: Guilford, 1998;80.
  9. Busner J, Targum SD. The Clinical Global Impressions Scale: Applying a Research Tool in Clinical Practice. Psychiatry (Edgmont). 2007;4(7):28-37.
  10. Pelham Jr WE, Fabiano GA. Evidence-based psychosocial treatments for attention-deficit/hyperactivity disorder. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2008;37(1):184-214. https://doi.org/10.1080/15374410701818681
  11. Hoza B. Peer functioning in children with ADHD. Journal of Pediatric Psychology. 2007;32(6):655-663. https://doi.org/10.1093/jpepsy/jsm024
  12. Garner AA, O’Connor BC, Narad ME, Tamm L, Simon J, Epstein JN. The relationship between ADHD symptom dimensions, clinical correlates, and functional impairments. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2013;34(7):469-477. https://doi.org/10.1097/DBP.0b013e3182a39890
  13. Sciberras E, Roos LE, Efron D. Review of prospective longitudinal studies of children with ADHD: mental health, educational, and social outcomes. Current Attention Disorders Reports. 2009;1(4):171-177. https://doi.org/10.1007/s12618-009-0024-1
  14. Zendarski N, Sciberras E, Mensah F, Hiscock H. A longitudinal study of risk and protective factors associated with successful transition to secondary school in youth with ADHD: prospective cohort study protocol. BMC Pediatrics. 2016;16:20. https://doi.org/10.1186/s12887-016-0555-4

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.