Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Абусуева Б.А.

Дагестанская медицинская академия, Махачкала

Манышев С.Б.

ФГБУН ,Институт российской истории» РАН, Москва, Россия

Манышева К.Б.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 367012, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

Михаил Сергеевич Доброхотов (к 140-летию со дня рождения)

Авторы:

Абусуева Б.А., Манышев С.Б., Манышева К.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 679

Загрузок: 12


Как цитировать:

Абусуева Б.А., Манышев С.Б., Манышева К.Б. Михаил Сергеевич Доброхотов (к 140-летию со дня рождения). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(8):104‑108.
Abusueva BA, Manyshev SB, Manysheva XB. Mikhail Sergeyevich Dobrohotov (To the 140th anniversary of his birth). S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(8):104‑108. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2018118081104

М.С. Доброхотов был одним из наиболее известных воспитанников московской неврологической школы [1] (рис. 1),

Рис. 1. Михаил Сергеевич Доброхотов. 1949 г. Фотография из архива кафедры нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии ДГМУ.
с именем которого связаны организация медицинского образования и психоневрологической помощи в нашей стране.

М.С. Доброхотов родился 25 мая (6 июня) 1878 г. в Кронштадте в семье приват-доцента Московского университета и преподавательницы английского языка [2]. Среднее образование он получил в одном из самых престижных учебных заведений Москвы — Третьей гимназии, после окончания которой поступил в Московский императорский университет, где в 1903 г. ему было присвоено звание лекаря. Здесь его наставником стал один из создателей российской научной школы невропатологов В.К. Рот [3].

7 февраля 1905 г. М.С. Доброхотов был зачислен на должность сверхштатного ординатора при клинике нервных болезней [4], а 4 февраля 1906 г. переведен на место штатного ординатора той же клиники Московского университета [5]. Впоследствии он вспоминал: «По требованию профессора В.К. Рота был полгода экстерном терапевтической клиники проф. В.Д. Шервинского, а с января 1904 г. зачислен экстерном клиники нервных болезней проф. В.К. Рота. С 1905 по 1908 г. был ординатором указанной клиники, сначала сверхштатным, а потом штатным» [6]. По рекомендации В.К. Рота в «Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» были опубликованы первые научные труды М.С. Доброхотова: «Случай tabo-paralysis в детском возрасте», «К казуистике сифилитического поражения черепных нервов», «Случай наследственного семейного заболевания переходного типа между спастическим спинальным параличом и болезнью Фридрейха». Перед публикацией рассматриваемые в статьях клинические случаи обсуждались на заседаниях общества невропатологов и психиатров при Московском университете.

С лета 1908 г. М.С. Доброхотов состоял на службе в Таврическом земстве, где работал в нервном отделении Сакской земской грязелечебницы. Именно на материалах этой лечебницы им была подготовлена и защищена диссертация на степень доктора медицины под названием «Ишиас корешкового происхождения (Meningo-radiculitis plexus lumbo-sacralis)» (рис. 2),

Рис. 2. Титульный лист диссертации М.С. Доброхотова.
в которой был сделан во многом революционный вывод о том, что ишиалгия — патология не только периферических нервов, но и корешков [7]. Оппонентами при защите диссертации выступали акад. В.М. Бехтерев, проф. А.П. Фавицкий и приват-доцент С.Д. Владычко.

Рис. 3. Члены Ученого совета медицинского факультета Воронежского университета. 1923 г. Сидят (слева направо) А.Г. Русанов, С.Е. Пучковский, В.А. Афанасьев, Н.Н. Бурденко, А.Г. Люткевич, П.И. Философов, М.И. Штуцер. Стоят (слева направо) С.И. Моисеев, С.А. Сапрыкин, А.М. Гринштейн, А.В. Россов, П.М. Никифоровский, М.С. Доброхотов, И.В. Георгиевский, С.К. Соловьев, В.И. Бобров. Фотография их архива Музея истории ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Рис. 4. Сотрудники клиники нервных болезней Дагестанского медицинского института. В первом ряду слева направо ассистент У.Г. Сулейманова, доцент В.А. Лихтенштейн, профессор М.С. Доброхотов. 1947 г. Фотография из архива кафедры нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии ДГМУ.

После этого М.С. Доброхотов переехал в Полтаву, где заведовал водоэлектролечебницей доктора И.Г. Харечко, а также вел частный прием [8]. В 1917 г. он начал преподавать нервные болезни в Полтавской фельдшерской школе. В настоящее время мы мало знаем о жизни и деятельности М.С. Доброхотова в годы революции и гражданской войны. Известно только, что в 1919 г. он оказался в Ростове-на-Дону. В это время Варшавский университет, эвакуированный сюда в годы Первой мировой войны, был реорганизован в Донской университет, к нему был присоединен Ростовский городской женский медицинский институт и был создан медицинский факультет. В то время это было единственное высшее учебное заведение на юге России, которое готовило врачей. В условиях еще не установившейся власти Советов университет продолжал работать, и на кафедре душевных болезней приват-доценту М.С. Доброхотову было поручено чтение лекций по психиатрии [9]. В мае 1920 г. по инициативе М.С. Доброхотова было создано Ростовское общество невропатологов и психиатров [10].

В 1921 г. М.С. Доброхотов покинул Ростов-на-Дону и начал работать на медицинском факультете Воронежского университета, где была создана кафедра психиатрии, которую он возглавлял до 1923 г. На его плечи легла забота об организации клиники и налаживании учебного процесса. Он столкнулся с большими трудностями, связанными с нехваткой не только квалифицированных кадров преподавателей, но и врачей-клиницистов. Занятия со студентами проводились на базе психоневрологического госпиталя Красного Креста, который располагал 30 койками, а также психиатрического отделения городской больницы на 20 коек [11].

В летний сезон М.С. Доброхотов работал в нервном отделении Миргородского курорта. Отмечая роль этого курорта, он писал: «Средняя Россия бедна минеральными источниками, и поэтому больных, нуждающихся в курортном лечении, приходилось направлять на Кавказ. Поэтому развитие Миргородского курорта, вдали от имеющихся центральных курортов (Липецк, Славянск), отвечает насущной потребности населения целого ряда смежных губерний» [12]. Он указывал, что именно здесь возможно успешное физиотерапевтическое лечение функциональных и органических расстройств центральной и периферической нервной системы, а в особенности неврастении и болевых синдромов.

М.С. Доброхотов переехал в Днепропетровск и до 1925 г. руководил объединенной кафедрой нервных и душевных болезней медицинского института [13]. В 1925 г. образовалась самостоятельная кафедра неврологии, которую он возглавлял вплоть до 1932 г. Это был период расцвета его научной и организационной деятельности. Впервые на кафедре нервных болезней Днепропетровского медицинского института стали проводиться регулярные клинические конференции, был организован физиотерапевтический кабинет. Благодаря подвижнической работе М.С. Доброхотова был организован психоневрологический диспансер [14]. В 1927 г. М.С. Доброхотову выпала возможность пройти 3-месячную стажировку в больнице Сальпетриер в Париже, где основы изучения нервных болезней были заложены Жаном-Мартеном Шарко [2]. В 1930 г. М.С. Доброхотов начал работать также консультантом Днепропетровского областного института патологии и гигиены труда, где выполнил ряд работ, посвященных профессиональным заболеваниям. Доклад М.С. Доброхотова был включен в программу 1-го Международного неврологического конгресса в Берне, однако эта поездка не состоялась. В этот период научная работа сотрудников кафедры была сосредоточена на изучении вопросов клинических признаков и патогенеза инфекционных заболеваний нервной системы. Сам же М.С. Доброхотов занимался изучением клинического и патологоанатомического материала, касавшегося объемных образований мозжечка и задней черепной ямки. В это время им был описан патологический задний тибиопериостальный рефлекс [15].

В 1932 г. М.С. Доброхотов переехал в Крым, где занял должность профессора Государственного института климатологии и климатотерапии. Итогом его деятельности в этот период стала подготовка сборника статей «Нервные болезни и их лечение климатом на южном берегу Крыма». В сборнике был обобщен опыт организации лечения пациентов с заболеваниями нервной системы в санаториях Крыма. Сборник статей и содержащиеся в нем материалы должны были стать руководством для практикующих врачей при направлении больных на показанные им курорты.

В 1936 г. в Дагестанском медицинском институте, история которого к тому времени насчитывала менее 4 лет, было принято решение о создании клиники, а затем и кафедры нервных болезней и психиатрии. М.С. Доброхотов был приглашен возглавить эту кафедру. В 1935 г. в ответ на соответствующее приглашение проф. М.С. Доброхотов писал: «Предварительно я согласен и хочу к вам переехать. Но вопрос о переезде в настоящее время очень сложен и его трудно окончательно решить заглазно. Поэтому я хочу предварительно приехать к Вам, чтобы лично на месте ознакомиться с возможностями развертывания клиники и дела невропатологии в Вашей республике» [6]. Спустя несколько месяцев он приехал в Дагестан, где с энтузиазмом взялся за организацию неврологической и психиатрической клиник. К этому времени в институте работали всего 6 профессоров, и приглашение известного во всей стране ученого и педагога, несомненно, подняло престиж вуза.

Сначала кафедра нервных болезней была расположена в главном корпусе Центральной клинической больницы на окраине Махачкалы. Все ее имущество общей стоимостью 20 тыс. руб. разместилось на 30 квадратных метрах, а клиника состояла из 3 палат на 20 коек. Эти условия отрицательно сказывались на учебном процессе. Занятия проводились по учебнику проф. М.И. Аствацатурова, но так как книг в это время не хватало на всех студентов, один экземпляр приходился на четырех человек [16]. Первыми сотрудниками кафедры помимо М.С. Доброхотова, стали ассистенты С.М. Вайнгарт и К.А. Кунаков. Вокруг этих талантливых ученых быстро возник кафедральный кружок, в который входили более 40 студентов IV и V курсов. В 1938—39 учебном году было проведено 4 его заседания. Было заслушано 5 докладов, сделанных студентами, и 1 — преподавателем [16]. М.С. Доброхотов уделял большое внимание работе кружка и каждую неделю проводил вечерний обход больных с его членами [17].

Научная работа в Дагестанском медицинском институте практически не велась из-за отсутствия необходимого оборудования в лаборатории и нехватки сотрудников. Новые преподаватели обобщали материал и публиковали результаты исследований, которыми занимались на предыдущих местах работы. Тем не менее в это время вышли статьи самого М.С. Доброхотова об опухолях мозжечка, основанные на материале, собранном еще в Днепропетровске, К.А. Кунаковым были опубликованы результаты исследований, выполненных на базе клиники нервных болезней Второго Ленинградского медицинского института, посвященные синдрому Горнера и состоянию нервной системы при малярийной коме, С.М. Вайнгарт выступил со статьей, вышедшей в первом томе трудов института, «Диффузионная йод-ионная проба при гальваническом и грязевом воротнике» [18], обобщившей результаты его исследования в Государственном институте физических методов лечения им. И.М. Сеченова в Крыму. Со второй половины 30-х годов XX века сотрудники мединститута включились в исследование курортных ресурсов самого Дагестана — Талги, Гуниба, Рычал-Су. Главной темой исследовательской работы стало изучение влияния вод курорта Талги на течение заболеваний нервной системы [19].

Характеризуя научную работу кафедры в первый год ее существования, М.С. Доброхотов в своем отчете писал: «В 1936 г. клиника организовалась позднее, особенно затянулась организация лаборатории. Поэтому тематика 1936 г. не могла быть исполнена в полной мере» [19]. При этом две запланированные на этот год темы, связанные с использованием талгинских минеральных источников для лечения заболеваний нервной системы, были еще даже не начаты. В этот период сотрудники кафедры обобщали отдельные клинические случаи лечения болезней периферической нервной системы, что нашло отражение в публикациях, выполненных совместно с сотрудниками кафедры терапии [18]. Через 2,5 года после своего создания клиника нервных болезней была готова представить материалы о своей практической и научной работе [20].

Сам М.С. Доброхотов в этот период сосредоточился на подготовке кадров для практического здравоохранения, а также выполнении молодыми врачами научных исследований. Он предложил им следующие темы: Н.А. Кунаковой — изучение влияния минеральных вод Талгинского источника на заболевания периферической нервной системы, У.Г. Сулеймановой — разработка вопросов эндолюмбального применения акрихина при нейромалярии [18], а Р.П. Богоявленской — обобщение клинических наблюдений о травмах черепа. В 1939 г. в Азербайджанском медицинском институте прошла защита диссертации С.М. Вайнгарта «Ишиас бруцеллезной этиологии», а в Воронежском медицинском институте А.Ф. Однораловой была защищена диссертация на тему «Проникновение через кожу серы при ионофорезе Талгинскими водами» [6].

В годы Великой Отечественной войны работа мединститута была перестроена в соответствии с нуждами военного времени. Фактически кафедра нервных болезней перестала существовать, а объединенный психоневрологический комплекс дисциплин был передан кафедре психиатрии. В 1942 г. институт был эвакуирован в Дербент, однако так и не начал свою работу [21]. В начале войны М.С. Доброхотов как опытный врач-практик вместе с другими преподавателями института был командирован в Закавказье, однако уже к 1943 г. вернулся в Махачкалу, которая из прифронтового города превратилась в город в глубоком тылу. Здесь разместилось большое количество эвакогоспиталей, для которых медицинский институт был научно-методическим центром [22]. Наряду с другими преподавателями института М.С. Доброхотов работал не только как врач-практик, но и ученый. В годы войны и после нее им написаны статьи «Комплексное лечение боевых травм», «Рефлекторные синдромы при ранении конечностей». Эти исследования были им обобщены в монографии «Каузалгия», которая, к сожалению, не была опубликована, а рукопись ее утеряна. Клинический материал, собранный в эвакогоспиталях, позволил подготовить под руководством проф. М.С. Доброхотова диссертацию Д. Коваленко «К материалам хирургического лечения огнестрельных травм периферических нервов», которая 1946 г. была защищена в Ростове-на-Дону [6].

В дальнейшем М.С. Доброхотов сконцентрировал свое внимание на краевой патологии — изучении нейробруцеллеза и полиомиелита в Дагестане. В 1948 г. на сессии НИИ неврологии АМН СССР им был сделал доклад «Предрасполагающие моменты к заболеванию болезнью Гейне–Медина», в котором он отмечал, что климатические и бытовые условия Дагестана имеют большое значение для развития и течения заболеваний, где они часто принимают атипичную форму.

В тех регионах страны, где в течение жизни работал М.С. Доброхотов, он оставил заметный след в организации психоневрологической службы. Это касается не только Дагестана, но и Ростова-на-Дону, Днепропетровска и Воронежа, где он делал все возможное для внедрения традиций московской неврологической школы [23].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: manyshevakb@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.