Врач выездной бригады скорой медицинской помощи — профессия, характеризующаяся высокой психологической и эмоциональной нагрузкой [1]. На состояние здоровья этого контингента работающих оказывает влияние опыт экстремальной профессиональной деятельности в прошлом или перенесенное психическое напряжение [2—5]. По данным отдельных авторов [6, 7], у врачей скорой помощи возможно развитие посттравматического стрессового расстройства. Публикаций, посвященных изучению повседневного стресса у работников служб экстренного реагирования, мало [8—11]. Это касается и синдрома профессионального выгорания.
Данные, полученные при работе с другими профессиональными группами, указывают на наличие связи между особенностями личности и возникновением синдрома профессионального выгорания. При этом, по данным D. Pick и M. Leiter [12], влияние личностных факторов является относительно слабым предиктором возникновения синдрома профессионального выгорания. Однако в целом вопрос о влиянии структуры личности на развитие синдрома профессионального выгорания изучен недостаточно, особенно с учетом специфики трудовой деятельности. Это относится и к врачам бригад скорой медицинской помощи. Большая часть имеющихся публикаций посвящена «вспомогательным» профессиям — медсестрам [13], волонтерам [14—16] и др. Из статей, непосредственно касающихся врачей скорой медицинской помощи, может быть отмечена работа F. Pajonk и соавт. [17], в которой была установлена связь между определенными структурами личности и синдромом профессионального выгорания.
Цель настоящего исследования — определение вероятности развития профессионального выгорания у врачей бригад скорой помощи, а также выявление зависимости между его возникновением и особенностями личности.
Материал и методы
В исходную выборку были включены 97 врачей бригад скорой медицинской помощи, 57 женщин и 40 мужчин.
Средний возраст опрошенных составлял 37,0±12,21 года (минимум 19 лет; максимум 73 года). 47 (48,5%) обследованных относились к возрастной группе до 35 лет; 23 (23,7%) были в возрасте от 35 до 45 лет и 27 (27,8%) — 45 лет и старше (табл. 1).
В период обследования в официальном или гражданском браке (партнерство) состояли 66 (71,7%) врачей; 27 (27,8%) были холостыми; 50 (51,5%) — женатыми; 3 (3,3%) — вдовцами/вдовами и 17 врачей (17,5%) были разведены. У 56 (57,7%) человек были дети.
Было проведено анонимное анкетирование по изучению социально-демографических и профессиональных данных.
Использовались также приведенные ниже специальные шкалы.
Шкала MaslachBurnoutInventory — GeneralSurvey (MBI-GS) позволяет определить риск развития выгорания на основе трех подшкал: «эмоциональное истощение» (ЭИ), «цинизм» (деперсонализация) (Д1) и «личные достижения» (ЛД) [18]. MBI-GS была использована в виде анкеты, содержащей 16 вопросов: по 5 приходятся на ЭИ и Д, 6 — на Л.Д. Вопросы оценивались по 7 градациям — от 0 — «никогда» до 6 — «каждый день». При этом опрошенным надо было дать объяснение субъективного отношения к предложенным вариантам вопросов. На первом этапе была определена выявляемость профессионального выгорания по каждой из шкал. Далее следовало рассмотрение результатов по классификации R. Kalimo и соавт. [19]. Для этого было необходимо преобразование шкалы ЛД в шкалу редуцированных ЛД и построение суммарного результата по следующему принципу:
Суммарный результат выгорания = (0,4×ЭИ+0,3×Д+0,3×ред ЛД).
На основании суммарного результата синдром выгорания был классифицирован следующим образом: отсутствует — от 0 до 1,49 пункта; имеются некоторые симптомы — от 1,50 до 3,49; риск развития — от 3,50 до 6,00.
Фрайбургский личностный опросник (Freiburg Personality Inventory, FPI) применяется для диагностики состояний и свойств личности, имеющих основное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения [20]. Опросник содержит 114 вопросов, сформулированных в форме утверждений, которые собраны в 12 шкалах: невротичность (17 вопросов), спонтанная агрессивность (13), депрессивность (14), раздражительность (11), общительность (15), уравновешенность (10), реактивная агрессивность (стремление к доминированию) (10), застенчивость (10), открытость (13), маскулинизм-феминизм (15); имеются также две дополнительные шкалы: экстраверсия-интроверсия (12) и эмоциональная лабильность (14).
Обработка результатов состоит из двух этапов. На первом этапе получают первичные оценки. Для этого необходимо с помощью шаблона подсчитать количество ответов «да» и «нет» по каждой шкале. Второй этап связан с переводом первичных оценок в стандартные по 9-балльной шкале с помощью специальной таблицы. После обработки результатов исследования внимательно изучалось графическое изображение профиля личности, построенного с выделением высоких и низких оценок. К низким относятся оценки в диапазоне 1—3 балла, к средним — 4—6 баллов, к высоким — 7—9 баллов.
Общий рабочий стаж опрошенных врачей составлял 14±11,58 года (от 1 года до 43 лет). Занимали руководящую должность 12 (12,4%) врачей. Дополнительно работали в составе бригад санитарной авиации 2 (2,1%) врача, которые принадлежали к возрастной группе до 35 лет.
До получения высшего образования среднее медицинское получили всего 25 человек: 10 (40%) — сестринское, 9 — фельдшерское и 6 — другoe. Длительность работы в месяц у 2 (2%) человек составила от 25 до 48 ч; у 4 (4%) — от 49 до 72 ч; у 8 (8%) — от 72 до 96 ч и у 86 (86%) — более 96 ч.
Результаты и обсуждение
Данные шкалы MBI-GS
Результаты оценки показателей шкалы MBI-GS с учетом возрастной принадлежности обследованных врачей скорой помощи представлены в табл. 2.
Результаты, полученные по шкале и подшкалам MBI-GS, свидетельствуют о том, что в возрастной группе до 35 лет явления ЭИ распределены примерно в равной степени между «низким» и «высоким» уровнем, что может объясняться становлением психофизиологических механизмов адаптации к работе в условиях выполнения ответственных заданий. В то же время высокая степень проявлений ЭИ в большей степени была характерной для сотрудников в возрастной группе от 35 до 45 лет (39,1%), что может отражать нарастание явлений срыва компенсаторных механизмов у отдельной категории работающих. В возрастной группе 45 лет и старше наблюдалась адаптационная устойчивость работающих к факторам производственного процесса, что подтверждается низкими (55,6%) показателями шкалы «эмоциональное выгорание».
Явления Д имели низкий уровень выраженности в возрастной группе до 35 лет (40,4%), постепенно увеличиваясь до средней степени (45,5%) в возрастной группе от 35 до 45 лет. В возрастной группе 45 лет и старше сохранялся средний (40,7%) уровень выраженности явлений Д.
Оценка явлений шкалы ЛД подтверждает ее высокий уровень у работников скорой помощи во всех возрастных группах. Так, в соответствии с классификацией профессионального выгорания по R. Kalimo и соавт. [19], 13,2% сотрудников возрастной группы до 35 лет и 19% — от 35 до 45 лет подвержены риску профессионального выгорания. В возрастной группе 45 лет и старше, которую мы могли использовать только для 78 опрошенных, у 41 (52,6%) не было симптомов выгорания, у 28 (35,9%) — выявлены отдельные симптомы и у 9 (11,5%) — был отмечен риск выгорания.
Детальное рассмотрение данных в возрастном аспекте (см. рисунок) в соответствии с классификацией профессионального выгорания по R. Kalimo показало, что 5 (13,2%) сотрудников возрастной группы до 35 лет и 4 (19%) — от 35 до 45 лет были подвержены риску профессионального выгорания. В возрастной группе 45 лет и старше не было принадлежащих к этой категории, что свидетельствует о формировании стойких психофизиологических механизмов обеспечения профессиональной деятельности работников скорой помощи этой возрастной группы.
Настораживает, что у 14 (36,8%) работающих в возрасте до 35 лет, у 6 (28,6%) — в возрасте от 35 до 45 лет и особенно у 8 (42,1%) — в возрасте 45 лет и старше были выявлены некоторые симптомы профессионального выгорания.
Приведенные данные показывают необходимость разработки и проведения профилактических мероприятий среди лиц группы риска возникновения профессионального «выгорания» (см. рисунок).
Результаты исследований FPI приведены в табл. 3. По различным категориям личностных свойств с учетом возраста было установлено, что большинство соответствующих показателей находится в пределах нормы. Вместе с тем в возрастной группе до 35 лет значения показателей «уравновешенность», «экстраверсия-интроверсия» и «маскулинизм-феминизм» были достоверно выше по сравнению с возрастной группой 45 лет и старше. Тенденцией к достоверности можно считать снижение уровней «спонтанной агрессивности» в возрастной группе 45 лет и старше (3,96±2,066; p=0,073) по сравнению с группой до 35 лет (5,30±2,176).
При проведении корреляционного анализа между показателями шкал MBI-GS и FPI были выявлены факторы личности, связанные с синдромом выгорания (табл. 4).
Установлено, что с увеличением значений по категориям «невротичность», «депрессивность» и «эмоциональная лабильность» повышаются и значения по шкалам ЭИ и Д. Если данные категории «спонтанная агрессивность» повышаются, то данные по шкале Д тоже повышаются — положительная корреляция. Если данные от переменных «общительность» и «уравновешенность» более низкие, то данные по шкалам ЭИ и Д повышаются — негативная корреляция.
Для установления доли влияния факторов личности на развитие синдрома выгорания был проведен регрессионный анализ. R2 (corrected) составлял 0,124. Это означает, что факторы личности объясняют на 12,4% категорию «синдром выгорания».
Приведенные данные показывают, что синдром эмоционального выгорания был диагностирован только у 9 (11,5%) врачей скорой медицинской помощи разного возраста. Это значительно ниже соответствующих данных литературы (26%). В то же время отдельные его признаки были выявлены у 28 (35,9%). Врачи скорой медицинской помощи имели высокие показатели по таким свойствам личности, как невротичность, депрессивность и эмоциональная лабильность. Так, по нашим данным, модель факторов личности только в 12% случаев объясняет возникновение синдрома выгорания. Более значимыми являются особенности организации рабочего процесса.
Таким образом, факторы личности имеют только некоторое значение в формировании синдрома выгорания у врачей скорой медицинской помощи. Вместе с тем для обобщенного вывода необходимы дальнейшие исследования с целью установления предикторов, которые имеют значительное влияние на формирование синдрома выгорания, что позволит обосновать соответствующие профилактические мероприятия.
Конфликт интересов отсутствует.
1В оригинальной версии опросника эта шкала называется «цинизм», что в русском языке неадекватно понятию деперсонализации. Однако и обозначение шкалы в оригинале опросника «деперсонализация» не вполне соответствует используемому в клинической психиатрии термину.