Существует мнение [1], что в патогенезе алкогольной зависимости значительное место занимают изменения функции нейроэндокринной системы. В этих случаях были выявлены [2] стойкие нарушения функции гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы (ГГАС). Считают [3], что дисфункция ГГАС может быть как одной из причин развития алкогольной зависимости, так и оказывать влияние на течение заболевания и его исход.
Нарушения функции ГГАС при алкогольной зависимости сходны с таковыми при старении [4—7]. При этом значительную роль играют процессы свободнорадикального окисления [8—12].
Цель настоящего исследования — изучение связи между функцией ГГАС и свободнорадикальным окислением при алкоголизме позднего возраста.
Материал и методы
Проведено обследование 46 больных мужского и женского пола, проходивших лечение в наркологических стационарах Челябинской области в 2011—2012 гг. и состоящих на диспансерном учете с диагнозом «психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением алкоголя» (согласно МКБ-10, рубрики F 10.2—10.7).
С учетом гендерного фактора были выделены две группы пациентов: 24 мужчины (средний возраст — 65,4±5,1 года) и 22 женщины позднего возраста (средний — 64,9±4,2 года). Кроме того, по возрасту к периоду первого обращения к наркологу в каждой из двух групп были выделены две подгруппы. Итогом стало рассмотрение 4 подгрупп: 1-я — 13 мужчин, впервые обратившихся к наркологу после 60 лет, т. е. алкоголизм с поздним началом; 2-я — 10 женщин, впервые обратившихся к наркологу после 60 лет, т. е. алкоголизм с поздним началом; 3-я — 11 мужчин, впервые обратившихся к наркологу до 60 лет, т. е. алкоголизм с ранним началом; 4-я — 12 женщин, впервые обратившихся к наркологу до 60 лет, т. е. алкоголизм с ранним началом. Эти группы были обозначены соответственно MI, ЖI и MII и ЖII.
Контрольную группу составили 18 здоровых лиц: 9 мужчин (средний возраст — 64,1±3,2 года) и 9 женщин (средний возраст — 65,3±2,7 года).
Взятие крови для лабораторных исследований осуществляли из кубитальной вены. Для оценки функции ГГАС в сыворотке крови флюорометрическим микрометодом [13] определяли содержание кортизола. По методике Е.Е. Дубининой и соавт. [14] определяли уровень спонтанного и металлкатализируемого окисления белков. По методике И.А. Волчегорского и соавт. [15, 16] определяли содержание молекулярных продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ).
Результаты обрабатывали общепринятыми методами вариационной статистики и выражали в виде среднеарифметического (М) и его стандартной ошибки (m). Статистически значимые различия между несколькими группами определяли с помощью критерия Краскелла—Уоллиса. Для определения статистически значимых различий между двумя сравниваемыми группами использовали U-критерий Манна—Уитни. Различия считали значимыми при р≤0,05. Статистические взаимосвязи изучали при помощи непараметрического корреляционного анализа, выполняя расчет коэффициентов корреляции рангов по Спирмену (r
Результаты и обсуждение
В результате проведенного исследования при алкоголизме позднего возраста были выявлены признаки дисфункции ГГАС. Она проявлялась снижением уровня кортизола в сыворотке крови вне зависимости от пола и длительности заболевания по сравнению с соответствующим показателем контроля. Концентрация кортизола в контрольной группе составила 535,81±19,41 нмоль/л, в основной (46 пациентов) — 384,41±13,29 нмоль/л (p=0,00034). При этом снижение уровня кортизола было более выраженным у мужчин: концентрация кортизола в контрольной группе мужчин составила 546,11±15,63 нмоль/л, в опытной — 335,19±16,11 нмоль/л (p<0,0001). У женщин, страдающих алкоголизмом, снижение уровня кортизола в сыворотке крови не было столь выраженным: концентрация кортизола в контрольной группе составила 525,5±11,29, в опытной — 433,62±17,25 нмоль/л (p=0,003). Наиболее выраженным снижение уровня кортизола оказалось в подгруппе МI, а наименее — в подгруппе ЖI (см. рисунок).
Корреляционный анализ полученных данных позволил выявить статистически достоверную связь между содержанием кортизола и уровнями продуктов ПОЛ и окислительной модификации белков. Так, в контрольной группе среди лиц мужского пола была отмечена обратная корреляционная зависимость между уровнем кортизола и содержанием первичных гептанрастворимых продуктов ПОЛ (r
Обсуждая полученные результаты, следует обратить внимание на аналогичное исследование, выполненное ранее E. Badrick и соавт. [17], в котором была установлена связь между повышением потребления алкоголя и циркадной секрецией кортизола у пожилых людей. Аналогичные данные были отмечены и в других исследованиях. Однако результаты нашего исследования этим данным противоречат, так как мы установили не повышение, а снижение уровня кортизола в сыворотке крови при алкоголизме позднего возраста, но оно не было критичным и находилось в пределах лабораторных норм. При интерпретации полученных данных следует также принимать во внимание, что развитие «болезней адаптации» связано с «перепроизводством» глюкокортикоидов в результате нарушения регуляции функции ГГАС, а не снижением их уровня. Однако имеются исследования [18—20], в которых внимание акцентируется на снижении уровня гормонов коры надпочечников при патологии стрессорного характера. Ряд исследователей [21, 22] полагают, что именно сниженный уровень глюкокортикоидов определяет степень тяжести стрессорных расстройств. Более того, в последнее время все большее внимание исследователей [23, 24] привлекает относительная недостаточность коры надпочечников. Речь идет о состоянии, характеризующемся высокими степенью активации ГГАС и абсолютным уровнем кортизола, но недостаточным для поддержания гомеостаза. Эти состояния, как известно, связаны с высоким риском летального исхода. Возможно, что на фоне сниженного уровня кортизола в органах и тканях усиливаются процессы свободнорадикального окисления, что и демонстрируют обнаруженные нами корреляционные взаимосвязи между уровнем кортизола и содержанием различных продуктов свободнорадикального окисления.
Таким образом, в настоящей работе было установлено, что дисфункция ГГАС при алкоголизме позднего возраста проявляется снижением уровня кортизола в крови, более выраженным у мужчин. Она может быть в этих случаях одной из причин оксидативного стресса при алкоголизме позднего возраста.