Робустова В.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва

Горшенина М.А.

ГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва

Особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы у отдельных народов Европы в связи с этапами их исторического развития

Авторы:

Робустова В.В., Горшенина М.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2356

Загрузок: 38


Как цитировать:

Робустова В.В., Горшенина М.А. Особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы у отдельных народов Европы в связи с этапами их исторического развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(7):151‑154.
Robustova VV, Gorshenina MA. Intellectual and emotional characteristics of some European nations in relation to the stages of their historical development. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2015;115(7):151‑154. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201511571151-154

Предметом настоящего исследования явилось изучение особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы англичан и итальянцев в аспекте их исторического развития. Использование этнонимов «англичане» для жителей Великобритании и «итальянцы» — Италии представляется вполне обоснованным. Все граждане Великобритании (несмотря на их этническое и языковое разнообразие: валлийцы, шотландцы, ирландцы и т. д.) обладают общей национальной идентичностью, к критериям определения которой традиционно относят общность происхождения и территории, языка и культуры, традиции и обычаи, религию, общее историческое прошлое [1, 2]. Вслед за известными лингвистами и историками С.Г. Тер-Минасовой, А.В. Павловской, О.А. Леонтович, K. Fox [3], B. Bryson, J. Priestley [4] мы будем использовать этноним «англичане», говоря о всех жителях Великобритании. Мы приводим только общие черты, учитывая, что каждый этнос, помимо коллективного, несет яркий отпечаток индивидуального. Жители Италии (несмотря на ее относительно недавнее объединение, резкое отличие северных провинций от южных) также обладают общей национальной идентичностью, которая проявляется в этническом, религиозном, культурном, экономическом и политическом аспектах. Докторская диссертация Д.А. Шевляковой «Доминанты национальной идентичности итальянцев» [5] подтверждает правомочность использования этнонима «итальянцы» относительно всех жителей этой страны. В исследованиях А.В. Павловской [6] рассматривается дихотомия культурной идентичности итальянцев, доминантами которой являются, с одной стороны, идея национального единства, а с другой — региональное разнообразие. Ряд итальянских исследователей, включая L. Barzini [7] и G. Bollati [8], также разделяют использование этого этнонима. Работа проводилась в рамках компаративного анализа, так как только сопоставление дает возможность выявить глубинные различия в восприятии, хранении, воспроизведении и передаче информации, а также способе реагирования на те или иные события в различных коммуникативных контекстах.

Цель исследования — выявление особенностей реализации интеллектуальной и эмоциональной сферы англичан и итальянцев как результата их исторического и культурного развития.

Источниками для исследования послужили материалы проектов Центра по изучению взаимодействия культур Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, отраженные в монографиях А.В. Павловской «Англия и англичане» [9] и «Италия и итальянцы» [6]. Выбранный авторами материал дает возможность не только проанализировать вербальное выражение национального характера англичан и итальянцев, но и проследить невербальный ряд, без учета которого исследование эмоциональной сферы не может быть выполненным в полной мере.

Традиционно под интеллектуальной сферой понимают область психики, характеризующейся типом и стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами и навыками, мыслительными операциями, внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. Если вторую часть определения (внепредметные знания и т. д.) можно отнести к индивидуальной языковой личности (они зависят исключительно от личности и ее характера), то первая часть определяется национальной спецификой. Наиболее присущий вид и стиль мышления, качества ума, особенности познавательных процессов и мыслительных операций отражают основополагающие черты национального характера той или иной нации [10—13]. Данные аспекты формируются в процессе исторического развития и культурного становления, которые оставляют на них свой отпечаток.

Эмоциональная сфера определяет отношение человека и способы его выражения к различным объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, собственной личности. Несмотря на то что эмоции являются отображением субъективной оценки ситуации, способы и интенсивность их выражения обусловлены культурой нации. Именно национальный характер определяет эмоциональную «холодность» англичан и «жар» итальянцев [14—20]. Исследуя национальный характер, нельзя говорить конкретно о всех представителях нации, можно лишь вывести магистральные линии характера, выявить присущие черты, но каждая индивидуальная языковая личность будет реализовывать их по-своему.

Очевидно, что интеллектуальная и эмоциональная сферы формируют значительную часть национального характера народа. Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, другим народам, своей культуре. А. Фулье [21] в работе «Факторы национального характера» отмечал, что «основой национального характера … является воля» и определял волю как «общее направление склонностей как естественное, так и приобретенное». Французский психолог и социолог Г. Лебон [22] в работе «Психология народов и масс» отметил: «Во всех проявлениях жизни нации мы всегда находим, что неизменяемая душа расы сама ткет свою собственную судьбу». Можно сделать вывод о том, что «душа расы» имеет влияние на исторический путь («судьбу») народа, но в то же время национальный характер определяется как исторически сложившаяся совокупность черт. Следовательно, национальный характер и исторический путь народа неразрывно связаны. Можно предположить, что в диахроническом аспекте есть исходная точка, т. е. базовый набор качеств, присущий народу в начале его развития, который влияет на выбор исторического пути, и есть условное обозначение того, к чему пришел народ в современности.

Логично предположить, что в течение исторического развития этноса в его характере происходят изменения. Как справедливо отмечает И.С. Кон [23], «…в истории каждый этап исторического развития оставляет свои неизгладимые следы». Г. Лебон [22] полагал, что «характер есть явление постоянное, качества не могут ни передаваться, ни заимствоваться». Создатель теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский говорил о том, что «у народа нет лишь ему характерной черты, все дело лишь в соотношении» (цит. по [24]). Приведенные выше положения могут служить подтверждением тому, что ценностно-смысловое ядро национального характера неизменно, оно закладывается на самом раннем этапе существования народа, но не может претерпеть коренных изменений. «Соотношения», о которых говорил Н.Я. Данилевский, формируются в течение исторического пути, не затрагивая основы национального характера, однако влияя на бо́льшую или меньшую актуализацию его определенных черт.

Указываются различные факторы, определяющие особенности национального характера. Например, В. Вундт считал данными факторами язык, мифы, миросозерцание, обычаи, право и элементы государственного устройства, а Г. Лебон ввел понятие «основы народной души» и считал его элементами общие чувства, интересы и верования. И.С. Кон [23], рассматривая национальный характер как «определенную целостную структуру», приводит три подхода к его природе: рассмотрение структуры мотивов, структуры ценностных ориентаций и структуры инстинктивных стремлений. Наличие их свидетельствует о том, что ключом к изучению особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы (подходы по И.С. Кону) являются язык (факторы В. Вундта), а также репрезентация истории и культуры в языковых единицах и различная коммуникативная реализация речевых поводов. Все это дает возможность изучать коммуникативные намерения, способы их вербализации и реализации в зависимости от историко-культурного фона нации, особенности интерпретации конкретного коммуникативного поведения личности. Вспомним известное положение о том, что личность является пленницей языка и культуры.

Изменения, которые претерпевает национальный характер на протяжении исторического развития народа, затрагивают все его составляющие, т. е. компоненты психологического строя нации: особенности поведения, образ жизни и т. д. Помимо этого, наиболее важные исторические вехи накладывают отпечаток на эмоциональную сферу народа, его самосознание.

В рамках понятия «эмоциональная сфера народа» рассматривается непосредственно выражение эмоций, которое определяется культурой и нормами поведения, принятыми в обществе. Следует различать понятия эмоциональной сферы индивида и этноса. Нормы и модели поведения являются одной из составляющих национального характера, которые видоизменяются на каждом этапе исторического пути и определяют способы и интенсивность эмоциональной реализации. Некая холодность англичан и граничащая с театральностью экспрессивность итальянцев обусловлены менталитетом данных этносов, моделями поведения, существующими в этих культурах.

Именно отклонение от привычной модели поведения вызывает у человека чувство когнитивного диссонанса, обусловленного поступлением противоречивых сведений об одном объекте. Данная ситуация часто возникает в процессе межкультурного взаимодействия. Рассмотрим пример типичной формы приветствия у англичан и итальянцев. Англичанки пожимают руку при первом приветствии или просто кивают головой, тогда как итальянки целуют новую знакомую два раза, и так при каждой встрече. Даже простая форма приветствия отражает степень эмоциональной открытости нации, ее эмоциональный фон в целом.

Можно предположить, что существует некий набор ситуаций, который вне зависимости от этнической принадлежности человека будет вызывать одинаковые эмоции, и разница между народами будет заключаться лишь в способе их выражения. Например, в одном из предлагаемых для рассмотрения видеосюжетов на тему расставания итальянки и англичанина лицо итальянской девушки выражало целую гамму постоянно меняющихся чувств, она то улыбалась, то закусывала губу, то хмурилась. Девушка брала юношу за руку, отпускала ее и снова брала. Так она переживала их предстоящую разлуку. На лице англичанина не было видно эмоций. Его выражение осталось прежним, юноша лишь немного нахмурился. Он был немногословен, как и на протяжении всего периода их общения. Его переживания иногда выдавал только взгляд, который он периодически отводил от девушки и смотрел вдаль.

Чтобы рассмотреть компоненты эмоциональной сферы, нужно прежде всего определить их по отношению к индивиду. По С.Л. Рубинштейну, структура эмоциональной сферы личности состоит из уровней: 1) беспредметных эмоциональных явлений, не направленных на какой‐либо объект; 2) предметных чувств, возникающих по поводу некоего предмета; 3) мировоззренческих чувств, характеризующих общее отношение человека к жизни (цит. по [25]).

Поскольку народ — это общность индивидов, объединенных общими чертами, представляется верным, что эмоциональная сфера каждого члена этой группы имеет общие черты с эмоциональной сферой остальных ее членов, что и формирует эмоциональную сферу народа. Изученный в ходе исследования материал подтверждает тезис о том, что эмоциональный уровень итальянцев значительно выше уровня англичан. Итальянцам присуща как активная вербальная модель эмоционального выражения, так и ее невербальное сопровождение. Англичане предпочитают оставлять свои эмоции при себе, не раскрывая их как на вербальном, так и невербальном уровнях.

В ходе исследования было рассмотрено несколько эмоциональных состояний: радость, страдание, гнев, страх, интерес, удивление, отвращение, презрение, стыд. Среди представителей итальянской культуры были выявлены проявления всех указанных эмоций, но в разных пропорциях и с разной степенью интенсивности. Чаще и ярче всего проявлялись такие эмоции, как радость, удивление, интерес и гнев. Эмоциональное состояние выражалось как вербально, так и невербально, при том что невербальные сигналы всегда усиливали вербальную составляющую. Среди представителей английской культуры таких эмоций, как гнев и отвращение, выявлено не было. Редко встречались слабые проявления страха, презрения, стыда и только в невербальной форме. Радость, интерес и удивление проявлялись часто, но эмоциональная насыщенность была слабой, невербальная эмоциональность преобладала над вербальной, но тоже на низком уровне.

Как упоминалось ранее, национальный характер неразрывно связан с историей. Нормы поведения, накладывающие ограничения на выражение эмоций, являются неотъемлемой частью «народного духа». Таким образом, эмоциональная сфера народа в том состоянии, в котором она находится на сегодняшний день, является одним из результатов пути, пройденного народом и, как следствие, его характером, определяющим исторический путь.

Интеллектуальная сфера нации также несет на себе заметный отпечаток ее историко-культурного развития. Если мы обратимся к статистическим данным о великих англичанах и итальянцах, то увидим, что большинство итальянцев относятся к сфере искусств. Миру известны великие итальянские художники (Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти), писатели и поэты (Д. Боккаччо, Ф. Петрарка, Д. Родари), скульпторы (Донателло, Бернини, Бенвенуто Челлини). Не умаляя вклада в науку таких ученых, как Вольта, Торричелли, Галилей, Гольджи, Ферми, относительно меньше известно об итальянских ученых-изобретателях. Труды же таких английских ученых, как И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Джоуль, Ч. Дарвин, Э. Резерфорд, Дж. Максвелл, Г. Кавендиш и многих других, заложили основу современной науки. Подчеркнем, что Великобритания дала миру и много выдающихся писателей и драматургов (У. Шекспир, В. Скотт, Ч. Диккенс, Дж. Свифт и др.) и художников (У. Тернер, Д. Констебль, Т. Гейнсборо), но еще больше представителей точных наук. Этот факт может служить показателем вида и стиля мышления, преобладающего в конкретной стране. Заметим также, что Англия занимает 2-е место в мире по числу Нобелевских лауреатов — 106 человек, а Италия стала родиной только 16 лауреатов.

Анализ речевой насыщенности англичан и итальянцев свидетельствует о том, что первые при общении чаще используют прецедентные имена и высказывания, однако спектр используемых прецедентных имен шире у итальянцев. Это можно объяснить относительной замкнутостью английской культуры. Для того чтобы сохранить свою культурную идентичность и самобытность, англичане часто используют прецедентные высказывания, характерные для их культуры, сленг и различные диалекты. Итальянцы являются более открытой к общению нацией, межкультурные контакты которой значительно шире, чем у англичан. Однако здесь необходимо учитывать как личностный фактор, так и ситуацию в системе образования в стране в целом.

При анализе мыслительных операций и познавательных процессов были выявлены значительные различия, состоящие в том, что для англичан более характерно дедуктивное мышление, а итальянцы тяготеют к индуктивному [26]. Данные различия также находят свое отражение в структуре образовательных систем. В английской системе обучение сконцентрировано на материале, идет строгое следование программе и срокам освоения материала, процесс жестко структурирован. В итальянской системе обучение ориентировано на учителя, взаимоотношения учителя и учащихся играют важную роль, выход за рамки программы или сроков ее освоения не является строгим нарушением, приветствуется активное поведение на занятиях.

Следует отметить, что интеллектуальная сфера в основном реализуется вербально, в качестве невербального аспекта могут быть рассмотрены достижения конкретных личностей в отдельных областях науки. На особенностях формирования интеллектуальной сферы также отражаются культурные реалии, модели поведения и исторические традиции нации. Как в эмоциональной, так и интеллектуальной сферах есть определенные ядерные характеристики, которые определяют данные сферы во всех культурах, так как не зависят ни от культурного, ни от исторического развития нации. Например, исследуя интеллектуальную сферу, отметим, что процесс получения информации всегда состоит из одних и тех же этапов: характер когниции (познание), абстрагирование, упрощение, ассоциирование, комбинирование и реорганизация информации, заполнение пробелов и интерпретация. Однако перечисленные этапы будут реализовываться по-разному в разных культурах. Ассоциирование, комбинирование и заполнение пробелов полностью обусловлены фоновыми знаниями человека, развитием его интеллектуальной сферы, а также культурно-историческими реалиями конкретной нации.

Следует подчеркнуть, что кодирование любой информации представляет собой конвертирование одной сигнальной системы в другую [24]. Механизмы внутренней речи соотносятся с универсально-предметным кодом, на котором в памяти человека записан его собственный опыт, языковые и практические знания, активизируемые по мере необходимости и выступающие как основа понимания новой информации. Считается, что в глубинных структурах речепорождения национально-языковая специфика информации нейтрализуется общечеловеческими схемами смыслообразования, однако эта специфика явственно проступает в поверхностных структурах коммуникации.

Национальный характер определенной нации не является застывшим образованием. Он изменяется с течением времени в зависимости от событий мирового масштаба, политических отношений со странами-соседями, экономического и информационного прогресса и т. д. В XX веке огромное влияние на национальный характер оказал и до сих пор продолжает оказывать феномен глобализации. Мировая американизация культуры, стирание национально-культурных границ и потеря идентичности ведут к кризису нации. Историческое наследие играет ключевую роль в процессе глобализации и трансформации национального характера. Англичане имеют за спиной долгую историю, крепкие традиции, которые чтят и отстаивают несмотря ни на что. Это обусловливает их относительную закрытость, чопорность, немногословную осторожность. Географическое положение и климат также оказывают определенное влияние на национальный характер народа. Англия известна своими традициями, именно они и охраняют ее от интенсивных перемен. Италия — государство с короткой историей. Ее сегодняшняя территория часто принадлежала другим государствам или была частью иной, более сильной империи. Именно поэтому Италии менее свойственны старые традиции и обычаи, реже проявляются консервативные формы поведения, итальянцы более открыты для общения и всего нового, что оно в себе несет. Исторический контекст государства определяет его открытость и гибкость относительно процессов глобализации (примером чему может служить и степень вовлеченности разных государств в образование Евросоюза).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.