Болезнь Паркинсона (БП) — одно из наиболее часто встречающихся нейродегенеративных заболеваний пожилого возраста, распространенность которого составляет 120—160 случаев на 100 000 населения. Согласно ориентировочным расчетам, с учетом половозрастного состава населения в России численность пациентов с БП составляет более 200 000 больных, при этом ежегодно заболевание возникает у 12 000—20 000 новых пациентов.
За последние 50 лет в связи с применением новых противопаркинсонических лекарственных средств, а также общим улучшением условий жизни, продолжительность жизни больных увеличилась в среднем на 5 лет. Однако смертность пациентов с БП, особенно с поздним началом болезни, остается примерно в 2 раза выше, чем в той же возрастной группе населения. Известно, что ранняя диагностика и оптимальное лечение БП, во многом определяющие прогноз заболевания, требуют специальных навыков и определенного опыта у врачей, что, в свою очередь, диктует необходимость в организации системы специализированной помощи этой категории больных. Такая система может включать создание в регионах России кабинетов (центров) по оказанию помощи пациентам с экстрапирамидной патологией, а также систематическую подготовку и повышение квалификации работающих в них специалистов.
Общие подходы к базисной терапии БП на протяжении многих лет не претерпели принципиальных изменений, и препараты леводопы по-прежнему рассматриваются как наиболее эффективные противопаркинсонические средства. Однако на фоне их длительного применения развиваются флюктуации и дискинезии, значительно нарушающие качество жизни больных и затрудняющие проведение длительной фармакотерапии. Вероятность развития этих осложнений напрямую зависит от дозы леводопы, которую принимает пациент, длительности леводопа-терапии, возраста начала болезни и ряда других факторов. Короткий период полужизни леводопы в организме на фоне нарастающей денервации стриатума приводит к пульсирующей стимуляции дофаминовых рецепторов, что, в свою очередь, обусловливает возникновение флюктуаций и дискинезий.
Согласно стандартам лечения БП в учреждениях первичной медико-санитарной помощи при БП, утвержденным Минздравом Р.Ф., клиническим рекомендациям Европейской федерацией неврологических сообществ (EFNS), и Международного общества двигательных расстройств (MDS), Американской академии неврологии (AAN), лекарственные препараты из группы ингибиторов МАО-В могут назначаться как в качестве монотерапии на начальной стадии БП, так и в комбинации с препаратами, содержащими леводопу, на развернутой стадии заболевания. В основу этих рекомендаций легли результаты масштабных плацебо-контролируемых многоцентровых исследований, обладающие высоким уровнем доказательности А.
Участники Совета экспертов считают что:
1. В значительной части регионов России Б.П. диагностируется несвоевременно, недостаточно широко используются современные возможности фармакотерапии, что приводит к снижению качества оказываемой помощи и, как следствие этого, — к ухудшению качества жизни пациентов, увеличению нагрузки на их родственников и общество в целом, увеличению расходов государства в связи с комплексом проблем, связанных с оказанием помощи на поздней стадии заболевания.
2. В силу трудности ранней диагностики и терапии заболевания ведение больных БП требует организации специализированной помощи, включающей создание во всех регионах России кабинетов по оказанию помощи пациентам с экстрапирамидной патологией. Специалисты, работающие на базе федеральных учреждений под эгидой Национального общества по изучению БП и расстройств движений, обладают наибольшим опытом ведения таких больных, но функционирование ведущих центров также требует поддержки в связи с необходимостью обновления оборудования, повышения квалификации, поддержки научно-образовательных программ.
3. Необходимо более активно проводить образовательные программы для врачей-неврологов по экстрапирамидным расстройствам, в том числе используя дистанционные методы обучения, которые направлены на внедрение в практику современных стандартов терапии БП.
4. Необходимо использовать современные подходы, максимально реализующие потенциал леводопатерапии. Для реализации этого потенциала необходимо максимально ранее назначение ингибитора МАО-B (разагилин), так как: комбинация ингибитора МАО-B (разагилин) с препаратами леводопы позволяет увеличивать длительность действия дофамина, в том числе образованного из леводопы, таким образом повышая ее эффективность; комбинация ингибитора МАО-B (разагилин) с препаратами леводопы на развернутой стадии заболевания позволяет снизить назначаемую пациенту для поддержания его подвижности дозу леводопы; комбинация ингибитора МАО-B (разагилин) с препаратами леводопы при появлении флюктуаций позволяет уменьшить длительность периодов «выключения» (которые является одним из основных факторов инвалидизации пациентов) и увеличить длительность периодов «включения»; комбинация леводопы с ингибитором МАО-B (разагилин) снижает риск развития застываний при ходьбе.
5. Лечение Б.П. должно максимально учитывать потребности больных в соответствии с достижениями современной фармакотерапии и реализацией программ реабилитации пациентов на развернутых и поздних стадиях БП.
В совещании Совета экспертов, состоявшемся 30 июня 2015 г., приняли участие:
Иллариошкин Сергей Николаевич — д-р мед. наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Научный центр неврологии»;
Левин Олег Семенович д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия посдипломного образования»;
Федорова Наталья Владимировна — д-р мед. наук, профессор кафедры неврологии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия постдипломного образования»;
Литвиненко Игорь Вячеславович — д-р мед. наук, профессор, начальник кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова;
Катунина Елена Анатольевна — д-р мед. наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова;
Жукова Наталья Григорьевна — д-р мед. наук., профессор кафедры неврологии государственного медицинского университета;
Похабов Дмитрий Владимирович — д-р мед. наук, профессор кафедры нервных болезней и традиционной медицины ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого»;
Артемьев Дмитрий Валерьевич — канд. мед. наук, доцент кафедры неврологии, сотрудник Центра экстрапирамидных заболеваний ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования».
Совет экспертов организован ООО «Тева».
Материал подготовлен при поддержке компании ООО «Тева».
За дополнительной информацией обращаться:
OOO «Тева» Россия, 115054, город Москва, улица Валовая, дом 35
Тел.:+7.495.6442234, факс: +7.495.6442235 www.teva.ru</i>