Научная жизнь в мировой психиатрии и неврологии насыщена событиями разного масштаба, некоторые из которых привлекают всеобщее внимание, другие же - узкий круг специалистов. Так, в конце февраля и начале марта 2014 г., практически одновременно с подготовкой и проведением 22-го Европейского конгресса психиатров (1-4 марта 2014 г.)[1], были проведены два мероприятия: 12-я встреча экспертов в области психоиммунологии («12th Psychoimmunology Expert Meeting») 6-9 марта 2014 г. (Гюнцбург, Германия), организованная секцией иммунологии Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) и 4-й семинар испанских психиатров 2 февраля 2014 г. (Сеговия, Испания) по проблеме нейроморфологии при шизофрении. Оба мероприятия прошли с участием приглашенных российских специалистов, представивших доклады, отражающие современное состояние вопроса, и собственные данные, полученные с помощью новых методических подходов.
Первое мероприятие было образно названо «Нейроиммунология встречает психоиммунологию» («Neuroimmunology Meets Psychoimmunology»), что в программе было расшифровано как «Новые механизмы, области перекрытия и значение для клиники». Несмотря на относительно узкую тему, оно собрало специалистов из многих стран мира, а организационный комитет возглавили K. Bechter, B. Bogerts и J. Steiner (Германия).
В программу совещания были включены восемь симпозиумов, лекции и стендовые доклады. Две лекции знаменовали открытие совещания экспертов (opening lecture): «Иммунные клетки в мозге: их роль в процессах старения и нейродегенеративных процессах» (M. Schwartz, Израиль); «Рецепторно-рецепторные взаимодействия в семействе цитокиновых рецепторов. Роль в нейровоспалении и вне его» (D. Borroto-Escuela и соавт., Швеция). Еще две специальные лекции состоялись в один из дней совещания: первая касалась взаимоотношения мозга и лимфатической системы по данным ПЭТ и МРТ (H. Benveniste и соавт., США), а вторая была полностью посвящена микроглии (G. Kreutzberg, Германия).
Симпозиум 1 был посвящен теме «Аутоиммунный энцефалит и нейровоспаление при психических расстройствах - различия и общие особенности». Названия докладов отражали проблемы, имеющие отношение к клинической неврологии и психиатрии: «Могут ли антинейрональные антитела против NMDA-рецепторов иметь отношение к шизофрении?» (J. Steiner, B. Bogerts, W. Stoecker, Германия); «Психические болезни и их взаимоотношение с анти-NMDA-рецепторными антителами и целостностью гематоэнцефалического барьера» (Ch. Hammer и соавт., Германия); «Развитие синдрома PANS из PANDAS»[2](S. Swedo, США).
Доклады симпозиума 2 были озаглавлены «Базисные механизмы системного взаимодействия иммунных клеток переднего мозга для поддержания иммунной толерантности ЦНС» (M. Mohammad и соавт., Австралия); «Химическая анатомия нейроиммунной регуляции в норме и патологии» (E. Weihe, Германия); «Топология гематоэнцефалического барьера» (H. Wolburg, Германия); «Гематоэнцефалический барьер строго контролирует вхождение иммунных клеток в ЦНС в норме и при воспалении» (B. Engelhardt, Швейцария); «Критическое рассмотрение методов перфузии для изучения образования цереброспинальной жидкости» (M. Klarica, Хорватия).
Симпозиум 3 касался актуальной в психо- и нейроиммунологии темы: «Потенциальное влияние вирусов, пищевых продуктов и микробиоты кишечника на тяжелые психические и нейроиммунные заболевания». Основной доклад был сделан одним из председательствующих на этом симпозиуме R. Yolken совместно с F. Dickerson (США): «Микробиота: отсутствующее звено в патогенезе шизофрении», также были заслушаны доклады «Поведенческие нарушения, вызванные введением в мозг мышей HERV-W Env: могут ли они служить моделью для изучения роли HERV-W в патогенезе шизофрении?» (H. Perron и соавт., Швейцария); «Симбиотная микробиота может запускать спонтанный аутоиммунный энцефаломиелит» (K. Berer и соавт., Германия); «Различный набор В-клеток и мозге и глазах у пациента с рассеянным склерозом противоречит вирусной гипотезе модели рассеянного склероза, связанной с мимикрией антител» (H. Reiber и C. Quentin, Бразилия); «Инфекции, маркеры воспаления и шизофрения» (F. Dickerson и R. Yolken, США).
Симпозиум 4 был представлен как «Сессия Всемирной психиатрической ассоциации по психоиммунологии». На нем было заслушено пять докладов, три из которых касались биомаркеров эндогенных психических расстройств: «Фенилаланин и тирозин как биомаркеры депрессии» (B. Sperner-Unterweger, Австрия); «Кинуренины как биомаркеры депрессии и шизофрении» A. Myint, Нидерланды); «Цитокины и кинуренины при биполярных расстройствах» (M. Muhlbacher, Австрия). Остальные два доклада касались дополнительной антивоспалительной терапии шизофрении (N. Muller, Германия) и терапевтически резистентных состояний (A. Halaris, США).
Симпозиум 5 был посвящен теме «Патологические механизмы воспаления и патология мозга при шизофрении и аффективных расстройствах». Первый из докладов был представлен сотрудниками Научного центра психического здоровья РАН «Активация микроглии в белом веществе при шизофрении: данные, полученные при изучении аутопсийного мозга с помощью электронной микроскопии и морфометрии» (Н.А. Уранова и соавт.). Дополнением к этому сообщению служил доклад В.Я. Шкловера, Н.А. Урановой и соавт. «Многомасштабная объемная микроскопия структуры клеточных элементов белого вещества аутопсийного мозга человека». Другие доклады были посвящены темам «Нейропротективное действие нимесулида на культуру тканей астроцитов» (M. Leite и соавт., Бразилия); «Механизмы пассивной вакцинации мышей APP23 амилоидного β-белка» (D. Thal и соавт., Германия); «Вклад белков сосудистого сплетения мозга в развитие процессов старения при болезни Альцгеймера» (J. Palma и соавт., Португалия).
Тема симпозиума 6 была сформулирована очень широко: «Иммунные нарушения при больших психических расстройствах, расстройствах активности, нарушениях гематоэнцефалического барьера, новые подходы к оказанию помощи и лечению». Доклады были посвящены как клиническим, так и экспериментальным исследованиям: «Клозапин улучшает выход и уменьшает проявления нейровоспаления на модели герпетического энцефалита» (H. Klein и соавт., Нидерланды); «Иммунные сдвиги, имеющие отношение к обмену триптофана после ЭСТ у больных с большим депрессивным расстройством» (F. Boufidou и соавт., Греция); «Воспаление и воспалительные цитокины при большом депрессивном расстройстве и суицидальном поведении» (G. Serafini и соавт., Италия); «Цитоплазматический и связанный с микрочастицами эндогенный ретровирус типа W (HERV W) в незрелых дендритных клетках у психически больных» (M. Schneider и соавт., Германия); «Большое депрессивное расстройство и нейроваскулярная дисфункция с повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера: критический анализ клинических и экспериментальных данных» (S. Najjar и соавт., США).
Симпозиум 7 был тематически более определенным - «Вклад генетики в нейровоспаление». Были заслушаны доклады «Нейровоспаление и депрессия: уроки рассеянного склероза» (S. Gold, Германия); «Анализ нуклеотидного полиморфизма в miРНК генах и их роль в этиологии шизофрении» (P. Bolanos и соавт., Коста-Рика); «Геномные исследования дают основания предполагать вовлечение генов, связанных со спинномозжечковой атаксией при «Borrelia» инфекции» (C. Hammer и соавт., Германия); «От Toll-like рецепторов (TLRs) к антигенам лейкоцитов человека (HLA): вклад иммуногенетики в риск развития биполярных расстройств» (R. Tamouza и M. Leboyer, Франция); «Филогенез глии и вентрикулярная система позвоночных» (A. Mack, Германия).
Последний, симпозиум 8 был посвящен особенно привлекательной для клиницистов теме «Связь системных и церебральных аутоиммунных нарушений с большими психическими заболеваниями». Отметим, что речь шла не столько о депрессии и шизофрении, сколько о соматогенных психических расстройствах. Так, первый доклад был сделан на тему «Наличие лимфопении помогает ранней диагностике системной красной волчанки у пациентов, у которых заболевание начинается синдромом психоза» (Y. Chiba и соавт., Япония). Темы системной красной волчанки касался и доклад, в котором также обращено внимание на психические нарушения при этом заболевании, но акцент сделан на иммунотерапии и данных ПЭТ (T. Saito и соавт., Япония). Остальные доклады касались тем «Иммунные механизмы послеродовых психозов» (V. Bergink, Нидерланды); «Психоиммунология болезни Лайма и связанных с ней расстройств» (R. Bransfield, США); «Цитокины поддерживают воспаление в цереброспинальной жидкости пациентов с большой депрессией и шизофренией» (H. Hohmann, Германия). И, наконец, в докладе «Дневные физиологические вариации иммунных параметров у человека» (T. Lange, Германия) была представлена информация, полезная для всех исследователей, занимающихся проблемами нейро- и психоиммунологии.
На постерной сессии было представлено семь докладов. Темы большинства презентаций перекликались с изложенными выше вопросами. Исключением был доклад «Электронно-микроскопическое исследование плодов от больных шизофренией матерей» (C.S. Mesa и соавт., Куба)[3] - тема, которая ранее интенсивно разрабатывалась в лаборатории клинической нейроморфологии Научного центра психического здоровья РАН и была отражена во многих публикациях.
Материалы большинства докладов опубликованы в журнале «Neurology, Psychiatry and Brain Research» 2014; 20: 1: II-IV.
Второе научное собрание было меньшим по масштабу, но не менее важным для современной научной психиатрии. Последнее связано с тем, что нейроморфологические исследования в области клинической психиатрии во многих странах становятся все более редкими в связи с трудностями получения материала для исследования, а также сложностями и высокой стоимостью современных нейроморфологических исследований. Испанские психиатры, будучи озабоченными утратой знаний психиатров в области анатомии мозга и клинической нейроморфологии, организовали рассматриваемые мероприятия. Это было заседание Ассоциации испанских психиатров и специалистов в области нейронаук (AEN), которое проходило в рамках мероприятий, проводимых Ассамблеей секции клинических нейронаук. Оно было посвящено теме «Нейроморфология шизофрении» (в национальном масштабе это был 4-й семинар, первые три были посвящены соответственно дофамину, глии и межклеточным связям в мозговой ткани). На семинаре были заслушаны доклады «Нейроморфология деменции, которая протекает с нарушениями поведения и психотическими симптомами» (A. Ribano, Мадрид), «Роль глиальной патологии в патогенезе шизофрении» (Н.А. Уранова, Москва), «Воспаление и окислительные процессы при шизофрении» (J. Leza, Мадрид). Кроме того, на заседании, проведенном научным комитетом организаторов семинара, состоялась презентация современных наиболее интересных исследований в области нейроморфологии шизофрении.
Н.А. Уранова (Москва)
[1] Информация о конгрессе будет опубликована в одном из следующих выпусков журнала.
[2] PANS - остро развивающийся нейропсихиатрический педиатрический синдром (Pediatric Acute-onset Neuropsychiatric Syndrom), PANDAS - детское аутоиммунное нейропсихиатрическое расстройство, связанное со стрептококковой инфекцией (Pediatric Autoimmune Neuropsychiatric Disorder Associated with Streptococcal Infection).
[3] К сожалению, кубинские специалисты не смогли принять личного участия в мероприятии