Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кулеш А.А.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Шестаков В.В.

Пермская государственная медицинская академия

Хронобиологические показатели, когнитивный, эмоциональный статус и качество сна в остром периоде инсульта

Авторы:

Кулеш А.А., Шестаков В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 394

Загрузок: 3

Как цитировать:

Кулеш А.А., Шестаков В.В. Хронобиологические показатели, когнитивный, эмоциональный статус и качество сна в остром периоде инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(7):24‑28.
Kulesh AA, Shestakov VV. Chronobiological parameters, cognitive emotional status and sleep quality in acute stroke. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(7):24‑28. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние пре­па­ра­та Уни­фу­зол на сос­то­яние ког­ни­тив­ных фун­кций в ус­ло­ви­ях эк­спе­ри­мен­таль­но­го хро­ни­чес­ко­го на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):94-103
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ны­ми анев­риз­ма­ми го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):41-49
Муль­ти­мо­даль­ная тех­но­ло­гия кор­рек­ции пос­тин­сультных дви­га­тель­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):58-67
Эф­фек­тив­ность ре­аби­ли­та­ции с вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­тью и би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной связью в вос­ста­нов­ле­нии фун­кции кис­ти пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):68-75
Ито­ги ре­али­за­ции ме­роп­ри­ятий, нап­рав­лен­ных на со­вер­шенство­ва­ние ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным с со­су­дис­ты­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на тер­ри­то­рии Том­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):85-93
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Ре­зуль­та­ты срав­ни­тель­но­го кли­ни­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния эф­фек­тив­нос­ти и бе­зо­пас­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го ле­карствен­но­го пре­па­ра­та Лев­ро­со Лонг с пре­па­ра­та­ми Ме­лак­сен и Ди­мед­рол у па­ци­ен­тов с бес­сон­ни­цей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):76-81
Глим­фа­ти­чес­кая сис­те­ма моз­га — ней­ро­би­оло­гия и кли­ни­чес­кая па­то­ло­гия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):13-19
Сов­ре­мен­ный под­ход к фи­зи­чес­кой ре­аби­ли­та­ции фун­кций вер­хней ко­неч­нос­ти пос­ле ин­суль­та. Об­зор ли­те­ра­ту­ры. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):42-53
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50

Постинсультные когнитивные (КН) и аффективные нарушения значительно влияют на клинический и функциональный исход после церебральной катастрофы [3, 6, 8, 10, 15]. У значительного числа пациентов развивается постинсультная мнестическая дисфункция, связанная с атрофией медиальных отделов височных долей. Такие нарушения рядом авторов [4, 5, 13, 21] рассматриваются в качестве доклинической стадии болезни Альцгеймера (БА). Активно изучаемой проблемой, связанной с инсультом и КН, являются сомнологические расстройства [9]. Хронобиологический подход представляется наиболее перспективным в отношении патогенетического объяснения коморбидности данных феноменов. В рамках его накоплено достаточно сведений относительно роли мелатонина в развитии инсульта и нейродегенеративных заболеваний, в частности БА [1, 2, 11, 12, 16, 20]. Убедительные данные получены и в отношении связи уровня указанного гормона, депрессии и нарушения сна после инсульта [22]. Тем не менее интегральной оценки указанных феноменов не проводилось.

Цель исследования - комплексная оценка хронобиологических показателей, когнитивного, эмоционального статуса и качества сна в остром периоде инсульта с учетом уровня секреции мелатонина.

Материал и методы

Обследовали 57 пациентов, 39 мужчин и 18 женщин в остром периоде первого инсульта в возрасте от 33 до 75 лет (средний - 59,5±9,12 года).

52 (93%) пациента перенесли ишемический инсульт (ИИ), 4 (7%) больных - субарахноидальное кровоизлияние (САК). В целом по группе степень неврологического дефицита по шкале инсульта NIHSS Национального института здоровья США (на 4-7-й дни заболевания) варьировала от 0 до 12 баллов и в среднем составила: Me (27%;75%)=2,5 (1;3) балла. Легкая степень тяжести наблюдалась у 45 (79%) пациентов, средняя - у 11 (19%), тяжелый инсульт перенес 1 (2%) пациент. Все пациенты с САК характеризовались I степенью по классификации Hunt-Hess. 26 (46%) обследуемых с ИИ имели правостороннюю локализацию очага ишемии, 27 (54%) - левостороннюю. У 47 (82%) пациентов очаг ишемии локализовался в бассейне средней мозговой артерии, у 6 (18%) - в бассейне задней мозговой артерии. У 40 (75%) определялся территориальный, у 13 (25%) - лакунарный инсульт. Выявлено следующее распределение подтипов ИИ: атеротромботический - 32 (60%) пациента, кардиоэмболический - 8 (15%), лакунарный - 13 (25%) пациентов. Среди фоновой патологии наблюдались артериальная гипертензия (94%), ишемическая болезнь сердца (18%), фибрилляция предсердий (10%), стенозирующий атеросклероз и нестабильные атеросклеротические бляшки прецеребральных отделов внутренней сонной артерии (60%), сахарный диабет 2-го типа (20%). В группу контроля вошли 15 пациентов без установленных цереброваскулярных заболеваний.

22 (39%) пациента имели среднее специальное, 14 (24,5%) - полное среднее, 14 (24,5%) - высшее и 7 (12%) - неполное среднее образование. Это позволило во всех случаях провести нейропсихологическое обследование на 3-4-й неделях инсульта с применением следующих тестов: краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), батарея лобных тестов (FAB), Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA), тест рисования часов (ТРЧ), тест «5 слов» (ТПС), таблицы Шульте (ТШ) и тест на категориальную вербальную беглость (ВБ).

Для оценки состояния эмоциональной сферы использовались гериатрическая шкала депрессии, состоящая из 15 вопросов (ГШД-15), и тест Спилбергера-Ханина с определением уровней ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ).

Оценка качества сна проводилась при помощи Питтс­бургского опросника для определения индекса качества сна (PSQI) и опросника о сновидениях.

Оценка хронобиологических показателей проводилась с использованием Мюнхенского опросника для определения хронотипа (MCTQ). Рассчитывались следующие показатели: середина сна в выходные (ССВ), середина сна в будни (ССБ), разница между данными показателями, продолжительность сна в выходные (ПСВ), продолжительность сна в будни (ПСБ), разница между данными показателями [19].

У всех пациентов было проведено определение ночной секреции мелатонина на 2-4-й неделях инсульта. Оценивалось содержание в моче его основного метаболита, 6-сульфатоксимелатонина (6-СОМТ) методом ИФА. В качестве контрольных значений использовались нормативные данные по содержанию 6-СОМТ в суточной моче у 49 сопоставимых по возрасту добровольцев [14].

Всем пациентам было сделано УЗИ экстракраниальных сосудов, 55 (96%) пациентам - компьютерная рентгеновская и магнитно-резонансная томография (КТ, МРТ) головного мозга.

Выделение патогенетических вариантов инсульта осуществлялось на основании критериев диагностики подтипов ИИ Научного центра неврологии РАМН (2008). Сведения, полученные от близких к пациенту лиц, о наличии у него КН до инсульта являлись критерием исключения из исследования.

Статистическая обработка проводилась с использованием программ Statistica 8.0. Сравнительный анализ двух независимых групп по количественному признаку выполнялся с помощью U-критерия Манна-Уитни. Дисперсионный анализ проводился с использованием F-критерия Фишера. Корреляционный анализ изученных показателей проводился с использованием непараметрического метода Спирмана.

Результаты и обсуждение

Уровень 6-СОМТ и возраст пациентов. В целом в обследуемой группе и в каждой возрастной подгруппе пациенты, перенесшие инсульт, имели более низкий уровень 6-СОМТ в моче по сравнению с контролем (табл. 1).

Наибольшее снижение содержания метаболита отмечалось у пациентов 36-50 лет. С увеличением возраста степень снижения уровня 6-СОМТ относительно нормативных показателей уменьшалась. При этом статистически значимых различий в уровне 6-СОМТ между указанными возрастными группами больных не наблюдалось. Данный факт свидетельствует в пользу того, что описанная R. Mahlberg и соавт. [14] обратная зависимость между возрастом и уровнем 6-СОМТ в настоящей выборке отсутствует, что может быть связано с более сильным влиянием самого инсульта. Повышение при инсульте экскреции 6-СОМТ в старшей возрастной группе может быть обусловлено активацией экстрапинеальных источников секреции гормона.

Уровень 6-СОМТ и характеристика инсульта. Пациенты с САК характеризовались более высоким уровнем 6-СОМТ по сравнению с больными с ИИ (p=0,036) (рис. 1).

Рисунок 1. Содержание 6-СОМТ в моче у пациентов с ИИ и САК. По оси абсцисс - концентрация 6-СОМТ, нг/мл.

Выявлена связь между уровнем 6-СОМТ и степенью неврологического дефицита по NIHSS (R=–0,29; p=0,027). Зависимости между содержанием метаболита, количеством инсультов, их патогенетическим вариантом, локализацией очагов и фоновой патологией не выявлено.

Уровень 6-СОМТ, когнитивный и эмоциональный статус. Как следует из табл. 2, уровень 6-СОМТ связан как с общим когнитивным статусом, так и состоянием отдельных когнитивных функций (память, речь, регуляторные функции).

Обращает на себя внимание наличие ассоциации между содержанием метаболита и эффективностью семантического кодирования памяти и семантической речевой активности, представляющих смежные познавательные процессы.

Пациенты с результатом субтеста «память» MoCA с использованием подсказок менее 4 баллов имели более низкий уровень 6-СОМТ (p=0,028) (рис. 2).

Рисунок 2. Содержание 6-СОМТ в моче в зависимости от результата субтеста «память» MoCA (а) и результата теста FAB (б). По оси абсцисс - концентрация 6-СОМТ, нг/мл; по оси ординат - баллы.
Данный факт может отражать патогенетическую связь между уровнем гормона и состоянием функции медиобазальных отделов височных долей. В то же время множественные корреляции с отдельными регуляторными процессами и связь со степенью регуляторного дефицита (F-критерий=3,72; p=0,031) (рис. 2) указывают на участие мелатонина в поражении фронтостриарных нейрональных сетей вследствие инсульта.

Выявлена корреляционная зависимость между содержанием 6-СОМТ и уровнем ЛТ (см. табл. 2). При этом отмечена связь между результатом ТПС и уровнем ЛТ (r= –0,40; p=0,022).

Уровень 6-СОМТ и характеристики сна. Выявлена корреляционная зависимость между уровнем 6-СОМТ и PSQI (r= –0,47; p=0,024). Результаты ТПС и PSQI также оказались взаимосвязанными (r= –0,37; p=0,01). Пациенты со сниженным качеством сна (PSQI>5) характеризовались более низкой концентрацией метаболита мелатонина (p=0,042) (рис. 3).

Рисунок 3. Зависимость между содержанием 6-СОМТ в моче и показателями PSQI. По оси абсцисс - концентрация 6-СОМТ, нг/мл; по оси ординат - баллы.

Выявлена корреляционная зависимость между уровнем 6-СОМТ и показателями опросника о сновидениях по пунктам «приятность сновидений» (r=0,44; p=0,018) и «цветность сновидений» (r=0,38; p=0,042).

Уровень 6-СОМТ и характеристики хронотипа. У большинства больных (36%) точка ССВ, которая рассчитывалась как средняя между временем засыпания и просыпания в выходные дни, лежала во временном промежутке 04:00-05:00, что соответствовало результатам Мюнхенского исследования хронотипов [19]. У большинства больных (40%) точка ССБ, которая рассчитывалась как средняя между временем засыпания и просыпания в будние дни, лежала во временном промежутке 03:00-04:00. Разница между ССВ и ССБ в среднем составила 40 мин, разница между ПСВ и ПСБ - 53 мин.

Выявлена корреляционная зависимость между уровнем 6-СОМТ и ССВ (r= –0,52; p=0,031), разницей ССВ и ССБ (r= –0,51; p=0,041), ПСВ (r= –0,55; p=0,024), разницей ПСВ и ПСБ (r= –0,52; p=0,032). Эффективность семантической подсказки в тесте на запоминание 5 слов в MoCA была связана с разницей ССВ и ССБ (r= –0,47; p=0,011). Общий результат теста на запоминание 5 слов из MoCA также коррелировал с указанным выше показателем (r= –0,42; p=0,028). Была отмечена корреляционная зависимость и между результатом данного теста и разницей ПСВ и ПСБ (r= –0,43; p=0,023).

Проведенное исследование позволяет сделать следующее заключение.

Пациенты, перенесшие инсульт, характеризуются сниженным уровнем 6-СОМТ в моче, что согласуется с данными других авторов [18]. Катаболизм мелатонина может быть ускорен вследствие его активного вовлечения в антиоксидантный ответ [17]. Содержание метаболита ниже при ИИ, чем при САК. Указанный факт может быть интерпретирован как в рамках различного характера и степени церебрального повреждения, так и в свете циркадной вариабельности времени развития изученных видов инсульта [16]. У больных инсультом нивелируется взаимосвязь содержания 6-СОМТ с возрастом вследствие влияния иных факторов. Относительно высокий уровень метаболита у пациентов пожилого возраста может быть связан с активацией экстрапинеальных источников секреции гормона. При увеличении тяжести инсульта уровень метаболита снижается. Низкая концентрация 6-СОМТ ассоциирована как с худшим глобальным когнитивным статусом, так и нарушением отдельных познавательных процессов, в первую очередь регуляторных функций и памяти. Связь с указанными когнитивными процессами свидетельствует о роли гормона в функционировании фронтостриарных нейрональных сетей и медиобазальных структур височных долей. Данный факт согласуется с данными о значении медиальных отделов височных долей в развитии постинсультной мнестической дисфункции [13], а также со сведениями о роли атрофии лобных долей в развитии постинсультной депрессии [23]. В связи с этим интересным представляется вопрос о значении инсульта в формировании церебральной атрофии [7]. Наличие связи содержания метаболита также с высоким уровнем личностной тревожности и низким качеством сна, возможно, указывает на участие гормона в развитии специфического нейропсихологического синдрома, вопрос о патоморфологической и нейрохимической основе которого требует дальнейшего изучения. Указанная позиция согласуется с данными о роли качества сна в консолидации памяти при УКН [24,25]. Уровень 6-СОМТ ассоциирован также с хронобиологическими показателями, а именно, со смещением средней точки сна и уменьшением его продолжительности в будние дни по сравнению с выходными. Представленный факт может свидетельствовать о значимости средовых и социальных факторов, определяющих поведение, связанное со сном и бодрствованием, в отношении развития эпифизарной дисфункции, возможно, опосредующей как развитие самого инсульта, так и сопутствующего нейродегенеративного процесса. На основании проведенного исследования перспективным представляется применение экзогенного мелатонина с целью профилактики и лечения инсульта и связанных с ним когнитивных, аффективных и сомнологических нарушений.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.