Ястребов В.С.

Митина О.А.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Социально-психологический портрет работающего в учреждениях психиатрического профиля специалиста

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(1): 30-37

Просмотров : 16

Загрузок :

Как цитировать

Ястребов В. С., Митина О. А. Социально-психологический портрет работающего в учреждениях психиатрического профиля специалиста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(1):30-37.

Авторы:

Ястребов В.С.

Все авторы (2)

В последние десятилетия происходят существенные изменения в системе психиатрической помощи, связанные с влиянием социально-экономических факторов [5, 21, 23] и формированием новых принципов работы психиатрических служб [7, 14, 17]. В психиатрическую практику активно включаются специалисты в области психотерапии, психологии и социальной сферы [1, 22, 25]. Все более актуальным становится формирование образа специалиста, работающего в психиатрическом учреждении. Происходящие изменения позволяют определить современную службу оказания психиатрической помощи как систему, предлагающую пациентам и их родственникам информационные, профилактические, реабилитационные, поддерживающие и иные программы, в реализации которых задействован широкий круг специалистов [2, 26]. В связи со сказанным одним из важнейших требований к специалистам современной психиатрической службы является постоянный профессиональный рост [15]. Кроме того, появилась необходимость более дифференцированного профессионального отбора специалистов и организации обучающих программ с целью предотвращения появления профессиональных деформаций. Актуальной также является разработка рекомендаций для руководителей психиатрических учреждений, способствующих правильному подбору кадров, более эффективному руководству коллективом и оптимизации его деятельности. Иными словами, на современном этапе развития психиатрической службы крайне важно формирование принципиально нового образа специалиста, который бы отвечал современным требованиям психиатрической науки и практики.

В доступной нам зарубежной и отечественной литературе специальных работ, посвященных анализу профессиональных, личностных, морально-этических характеристик работающих в психиатрии специалистов, а также особенностей, связанных с их работой в профессиональном коллективе, нам найти не удалось. Исключение составляют лишь отдельные публикации известных отечественных психиатров [3, 8, 11, 16].

Цель настоящей работы - попытка определить образ специалиста психиатрической службы, отвечающего современным требованиям организации помощи психически больным.

Материал и методы

В соответствии с поставленной целью в работе изучались индивидуально-психологические, профессиональные и морально-этические особенности личности специалистов; был проведен анализ межличностного взаимодействия специалистов в коллективе, представлений пациентов о сотрудниках психиатрической службы. Исследование проводилось в разных психиатрических учреждениях - психоневрологических диспансерах, психиатрических больницах и благотворительной общественной организации «Семья и психическое здоровье». Объекты исследования отличались по структуре, юридическому статусу и находились на разных территориях страны (Москва, Московская, Тверская и Тамбовская области)[1].

Методом анкетного опроса были обследованы 270 человек: главные врачи, их заместители, врачи-психиатры, медицинские сестры, медицинские психологи, работники социального звена (240 человек) и пациенты (30) (табл. 1).

Анкета, отражающая субъективное восприятие образа специалистов участниками опроса, была разработана в Отделе организации психиатрических служб Научного центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ РАМН) О.А. Митиной под руководством проф. В.С. Ястребова.

Анкета для специалистов психиатрической службы включала 43 вопроса с фиксированными ответами, которым необходимо было придать ранговое значение в зависимости от предпочтений респондента. Данные вопросы были направлены на изучение профессиональной сферы, межличностных отношений специалиста в коллективе и с пациентами, организационно-экономических аспектов современной системы психиатрической службы. Анкета включала ряд открытых вопросов, посвященных изучению позитивных или затрудняющих выполнение профессиональной деятельности аспектов личности специалиста. В частности, исследовались особенности его морально-этической сферы, поведения в коллективе, индивидуально-психологические характеристики, коммуникативная сфера, а также психическая устойчивость. С помощью контент-анализа было проанализировано 1023 высказывания, полученных от респондентов.

Анкета для пациентов включала 8 вопросов, направленных на выявление категорий специалистов, с которыми хотели бы взаимодействовать пациенты в процессе лечения; желательного типа взаимодействия с этими специалистами (покровительственное, формальное, дружеское, иное), а также описание неприемлемых в работе специалистов характеристик и выявление основных потребностей пациентов во время лечения.

С целью изучения системы межличностных отношений использовали методику диагностики межличностных отношений (ДМО) (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) - набор 128 лаконичных характеристик, по которым респондент оценивает предлагаемый «объект» исследования, в нашем случае специалиста психиатрической службы. Результаты этой оценки позволили создать структуру из 16 личностных свойств, объединенных в 8 основных секторов (октаны). Октаны I-VIII характеризуют следующие психологические тенденции: стремление к лидерству - властность - деспотизм; уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность; требовательность - непримиримость - жестокость; скептицизм - упрямство - негативизм; уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость; доверчивость - послушность - зависимость; сотрудничество - несамостоятельность - чрезмерный конформизм; отзывчивость - бескорыстие - жертвенность. Выраженность той или иной психологической тенденции представлена количественным показателем в диапазоне от 0 до 16 баллов. Показатели, не превышающие 8 баллов, расцениваются как свойственные гармоничным личностям, превышающие - свидетельствуют об акцентуации личностных характеристик. Характеристики, достигающие значений 12-16 баллов, указывают на трудности социальной адаптации испытуемого специалиста. Низкие показатели (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого, если среди всех показателей нет превышающих 4 балла, то данные сомнительны в плане достоверности. Описываемая методика позволяет также выделить два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность, которые определяют общее впечатление о человеке в процессе его межличностного восприятия.

С помощью приведенной методики респондент оценивал себя, а также участвующих в исследовании респондентов-специалистов других профессиональных групп психиатрического коллектива, что позволило описать «реальные» и «идеальные» представления сотрудников о себе, изучить представления специалистов о коллегах по работе с целью выявления наиболее конфликтных межгрупповых отношений. Применительно к группе пациентов были выявлены показатели «реального» и «идеального» специалиста, что позволило сопоставить их с аналогичными данными представлений специалистов о себе. Проведенный таким образом анализ позволил оценить их согласованность и соответственно прогнозировать возможность формирования эффективного взаимодействия в диаде «специалист-пациент».

В исследовании применяли следующие методы математической статистики: описательная статистика, непараметрический критерий Фишера в сочетании с критерием Колмогорова-Смирнова для оценки межгрупповых различий, t-критерий Стьюдента для парных выборок, метод анализа иерархий (МАИ).

Результаты и обсуждение

Оценку результатов опроса респондентов производили в группах специалистов психиатрических служб и пациентов. В группе респондентов-специалистов анализировали их самооценку и оценку ими специалистов других профессий.

Самооценка респондентов-специалистов

Основные результаты такой оценки представлены на рисунке.

Рисунок 1. Выраженность желательных и нежелательных личностных качеств (ось абсцисс) специалиста психиатрической службы в процентах от общего значения в группе (ось ординат - средние значения по всем группам).
Они показывают, что наиболее значимыми для эффективного осуществления профессиональной деятельности респонденты считают характеристики сотрудника, относящиеся к морально-этической сфере (28,3% респондентов), сфере волевого регулирования поведения (23,2%) и коммуникативных навыков (17,5%).

Более детальный анализ результатов самооценки респондентов-специалистов дает возможность говорить о том, что для успешной работы в психиатрии необходимы следующие характеристики специалиста: ориентация в работе на морально-этические ценности - гуманность, доброту, порядочность, сострадание, справедливость, совестливость, терпимость, человеколюбие, любовь к больным, уважение, бескорыстность, чувство долга, милосердие, человечность, альтруизм; гибкая стратегия поведения, выстраиваемая в соответствии с занимаемой в коллективе позицией. Для руководителей, а также врачей-психиатров - это активная позиция, характеризующаяся как деловитость, требовательность, настойчивость, прямолинейность, принципиальность; для психологов и работников социального звена - умение работать в команде; для медицинских сестер - способность подчиняться, точно выполнять указания.

Полученные данные позволяют также выделить важные в профессиональной деятельности личностные особенности специалиста: 1) чуткость, отзывчивость, способность к сопереживанию, эмпатия, чувствительность; 2) стабильность эмоциональной сферы (эмоциональная устойчивость, уравновешенность, спокойствие, уверенность в себе), оптимистичность (прогнозирование позитивных результатов лечения); 3) хорошая способность к волевой регуляции деятельности (исполнительность, обязательность, добросовестность и ответственность). Самоконтроль эмоций и поведения (аккуратность, внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, собранность, терпение, выдержанность) является наиболее значимым в работе медицинских сестер; 4) особенности коммуникативной сферы (доброжелательность, общительность, умение донести до пациента медицинскую информацию). В группах специалистов, работающих с пациентами «словом» (врачи-психиатры, психологи), помимо перечисленных выше характеристик коммуникативной сферы, называются такт и вежливость. В группе психологов выделяется дистанцированность в общении, простота изъяснения, гибкость, эмпатийное слушание; 5) нейродинамические особенности (нервно-психическая устойчивость, проявляющаяся в высокой работоспособности, готовности к ненормированному режиму, низкой утомляемости). Хорошая память и способность к высокой концентрации внимания являются необходимыми в первую очередь в работе медицинских сестер.

К сферам, осложняющим профессиональную деятельность специалистов, относятся эмоциональная и поведенческая: соответствующие показатели ответов респондентов составили 35,1 и 21,9%. В частности, специалисты всех категорий отмечают, что в работе им мешает «эмоциональная чувствительность» (мягкость, чуткость). В группе медсестер среди негативных в этом плане качеств называются нерешительность, неуверенность в себе, низкая самооценка, меланхоличность. Респондентами групп руководителей и врачей-психиатров отдельно выделяется спектр агрессивных эмоций (вспыльчивость, злость, гнев, раздражительность, импульсивность, несдержанность), которые также мешают в осуществлении их профессиональной деятельности. В группе психологов среди негативных особенностей эмоциональной сферы называются эмоциональность, эмоциональная нестабильность, беспокойство. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют, что у специалистов не существует однозначного представления о том, какие особенности эмоциональной сферы являются позитивными и необходимыми в работе и какие оказывают однозначно негативное воздействие. Например, такие характеристики эмоциональной сферы, как жалость, мягкость, мягкосердечность, сочувствие, чуткость, чувствительность характеризуются специалистами и как позитивно влияющие на профессиональную деятельность, и как оказывающие негативное воздействие. Среди неэффективных поведенческих стратегий респондентами всех исследуемых групп называется стратегия «приспособления», характеризующаяся безотказностью, уступчивостью, неумением отстоять свою позицию, зависимостью от чужого мнения, нерешительностью. Вместе с тем стратегия «соперничества, конкуренции», заключающаяся в открытой борьбе за свои интересы, упорном отстаивании своей позиции, респондентами-специалистами также оценивается как одна из наиболее негативно влияющих на осуществление профессиональной деятельности.

Оценка респондентами-специалистами коллег по работе

Как указывалось выше, оценка проводилась по методике ДМО. Ее результаты приведены в табл. 2.

Как видно из этой таблицы, при оценке респондентами руководителей служб особенно выражен октан I, означающий, что руководитель должен обладать уверенностью в себе, умением быть хорошим советчиком, наставником и организатором. Практически одинаково воспринимаются со стороны коллег образы врача-психиатра и психолога. При оценке этих групп наиболее выражены I, VII и VIII октаны, что характеризует межличностные отношения этих специалистов как сочетающие в себе черты властно-лидирующих, сотрудничающе-конвенциальных и ответственно-великодушных аспектов взаимоотношений. Образ медсестер оценивается коллегами в первую очередь как сотрудничающе-конвенциальный тип (VII октан). Такой стиль межличностных отношений проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности.

Работника социального звена его коллеги по работе оценивают в первую очередь как независимо-доминирующий тип личности (II октан), для которого характерны уверенность, независимость, самостоятельность, элементы конкуренции. В целом, полученные данные указывают на то, что большинство показателей во всех группах по октанам находятся в диапазоне до 8 баллов, что свойственно гармоничным личностям.

При анализе межличностного взаимодействия сотрудников психиатрической службы (табл. 3) установлено, что предпочтительный тип межличностных отношений в психиатрическом коллективе можно охарактеризовать как сочетание сотрудничающе-конвенциального (VII октан) и ответственно-великодушного (VIII октан), свойственного лицам со склонностью к компромиссам и ответственности в контактах с окружающими.

Характерной чертой респондентов всех профессиональных групп являются выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности (VII октан). Вместе с тем, описывая «идеальный» тип межличностных отношений, респонденты из групп врачей-психиатров, работников социального звена и сестринского персонала хотели бы видеть среди этих черт также оптимистичность, быстроту реакций, высокую активность, выраженную мотивацию деятельности, тенденцию к доминированию, экстравертированность и лидерские тенденции (I октан). Сравнительная оценка системы межличностных отношений в психиатрическом коллективе (см. табл. 2 и 3) показала, что статистически значимые различия между представлениями «о себе» и «представлениями других сотрудников» наблюдаются по нескольким октанам в каждой группе. Однако в целом выявлена очевидная тенденция респондентов всех групп к оценке своих межличностных отношений в сравнении с представлениями коллег как более пассивных, интровертированных, подчиняемых, неуверенных в себе, с более низкой само­оценкой, более пессимистичных, с более выраженной характеристикой собственного неуспеха (V октан, при p<0,05).

Вместе с тем анализ этих данных по отдельным группам указывает на то, что коллеги оценивают представителей группы руководителей как более независимых, с тенденцией к лидерству и доминированию (значимые отличия по I и II октанам, при p<0,01), более прямолинейных, настойчивых в достижении целей (октан III, при p<0,05), нежели эти характеристики присутствуют в собственных оценках респондентов указанной выше группы. Работников социального звена респонденты других профессиональных групп оценивают как более зависимых, требующих признания со стороны окружающих (VI октан, при p<0,05) и с более выраженным желанием соответствовать социальным нормам поведения (VIII, при p<0,01) в сравнении с самооценкой представителей анализируемой группы. Особенности, присущие I октану (властно-лидирующий тип), - уверенность в себе, хорошие организационные навыки - приписываются врачам-психиатрам (при p<0,05) и медсестрам (при p<0,01) представителями других профессий значимо чаще, чем сами себя оценивают респонденты этих двух групп. Существенное разногласие в представлениях о типе межличностных отношений относится к IV октану, характеризующему недоверчиво-скептический тип - обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к мнению окружающих. В группах медсестер, врачей-психиатров и психологов названные характеристики более выражены при самоописаниях, нежели представляются их коллегами (при p<0,05). Выявленная особенность может быть следствием либо неадекватной самооценки специалистом стиля своих межличностных отношений, либо результатом ошибочного восприятия среди коллег. В любом случае полученные данные свидетельствуют о невозможности создания эффективного взаимодействия между специалистами исследуемых профессиональных групп. Данное предположение подтверждается полученными в ходе проведенного опроса результатами. В частности, взаимно не удовлетворены отношением к своей работе респонденты групп врачей-психиатров и психологов (40,8 и 50,3% соответственно), 48,9% медсестер не удовлетворены отношением к их работе со стороны врачей-психиатров. Немногим более 30% респондентов группы работников социальной сферы чувствуют неуважение со стороны администрации учреждения, в котором они работают.

Отдельное внимание в исследовании было уделено изучению взаимодействия в психиатрическом коллективе по вертикали «руководитель - подчиненный». Хотя в целом оно оценивается позитивно, около 90% руководителей все же признают возникновение конфликтных ситуаций в общении с подчиненными. Так, представители групп номенклатурных руководителей (53,8%), а также врачей-психиатров (43,2%) признают возможность не­обоснованного отказа в чем-то своим подчиненным. Респонденты группы руководителей (14,1%) признают также, что позволяют себе «повысить голос» на подчиненного. Анализ причин этих конфликтных ситуаций показывает, что подобное поведение со стороны руководителя провоцируется в первую очередь нечетким выполнением подчиненными своих обязанностей, опозданиями на работу, обманами и др. 53,9% респондентов групп психологов, медсестер и работников социального звена сообщают о том, что возникающие у них на рабочем месте конфликтные ситуации не разрешаются и сохраняются в виде негативных эмоций. При взаимодействии с подчиненными для руководителей характерной является «патерналистская» и «партнерская» модель взаимодействия. Однако немногим более половины респондентов-руководителей, выбравшие первую модель отношений с пациентами, предпочитают использовать его «только при необходимости», тогда как 62,1% респондентов, выбиравших «парт­нерский» тип взаимоотношений, предпочитают использовать его всегда.

Изучение организационно-экономических аспектов работы специалиста психиатрической службы позволило выявить основные направления, требующие реформирования в современной системе оказания психиатрической помощи. В современных условиях платные формы медицинской помощи предполагают формирование нового образа специалиста на стыке медицины и бизнеса. В этой ситуации медицинский работник оказывается поставленным в противоречивые условия между требованиями профессионального долга (гуманность, справедливость, самопожертвование) и такими социально-экономическими реалиями, как экономическая выгода, оценка своего труда, экономия усилий и др. [5, 19, 24]. По данным нашего исследования, выявленное более чем у половины (58,8%) специалистов всех категорий отсутствие удовлетворения от работы связано с низкой заработной платой. В целом, по мнению участвующих в исследовании респондентов (88,7%), государство недостаточно заботится о сотрудниках психиатрической службы, что выражается в крайне низкой оплате труда, ограниченном перечне льгот. При этом, около 20% психологов и работников социального звена и более половины врачей-психиатров (54,7%) и медсестер (52,2%) считают, что качество оказываемой психиатрической помощи напрямую зависит от уровня заботы о них государства. Нерешенной остается проблема возможного финансового участия (софинансирование) пациентов и их родственников при получении психиатрической помощи, что не отвечает современным зарубежным тенденциям и рекомендациям международного психиатрического сообщества (Всемирная организация здравоохранения, Всемирная психиатрическая ассоциация). По данным нашего опроса, мнения специалистов по этому вопросу разделились: 41,8% специалистов считают, что родственники пациентов должны брать на себя часть финансовых затрат по лечению психически больных, в то время как 39,8% - негативно относятся к этому предложению. С организационной точки зрения, по мнению подавляющего большинства (92%) респондентов, значимым является то, что решение таких задач, как взаимодействие психиатрической службы с обществом в целом, просветительская работа с населением в области психиатрии, работа по дестигматизации, созданию позитивного образа сотрудника психиатрической службы, не входит в ряд приоритетных задач органов здравоохранения и правительства, не соответствуя современным тенденциям создания эффективной службы помощи населению в сфере психического здоровья. Среди работников психиатрических служб всех категорий существует скептическое отношение к деятельности общественных организаций пользователей психиатрической помощи (91,7%), что может привести к сокращению возможностей в получении больными общественно ориентированных видов помощи и поддержки.

Формирование межличностных отношений работников психиатрических служб с пациентами

Рассматриваемая область отношений относится к одной из наиболее актуальных проблем в системе организации психиатрической помощи. Согласно опыту практической работы и данным литературы [6, 12, 13], в ходе проведения лечебно-диагностической работы, психосоциальной и иной помощи наиболее трудным во взаимодействии специалиста с пациентом является эмоционально-личностный аспект.

Сравнение представлений специалистов и пациентов о характере межличностных взаимоотношений позволило выявить ряд особенностей. Показатели этих представлений, полученные в группах специалистов при самооценке и пациентов при описании ими специалистов, показывают, что общее самовосприятие специалистов принципиально отличается от того, как их оценивают пациенты. Специалисты оценивают себя в большей степени как дружелюбных (среднее значение по всем группам 7,0) и в меньшей - как доминирующих (среднее значение по всем группам 2,1). По мнению же пациентов, картина прямо противоположная (показатель «доминирование» = 6,5; показатель «дружелюбие» = 2,8) (табл. 4).

Ведущий стиль межличностных отношений («реальный» и «желательный») специалиста психиатрической службы, согласно ответам респондентов-пациентов (см. табл. 4), выглядит следующим образом: «идеальный» специалист любой профессии должен обладать, с одной стороны, более выраженным сотрудничающе-конвенциальным типом межличностных отношений, что предполагает более дружелюбное отношение к окружающим, а с другой - менее выраженными особенностями недоверчиво-скептического типа.

Согласно данным табл. 5, реальный и идеальный образ руководителя психиатрического учреждения и врача-психиатра воспринимается пациентами в первую очередь как обладающий властно-лидирующим типом (I октан) межличностных отношений, т.е. характеризуется оптимистичностью, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, экстравертированностью, легкостью и быстротой принятия решений, ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних (средовые) факторов.

Для группы медсестер, по мнению пациентов, также характерен властно-лидирующий тип межличностных отношений (хотя и в значительно меньшей степени, чем для предыдущих групп), однако идеальный образ этой категории специалистов характеризуется более выраженным ответственно-великодушным типом (VIII октан), предполагающим готовность помогать окружающим, более развитое чувство ответственности, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, проявление милосердия. Реальный образ психолога описывается пациентами в первую очередь как ответственно-великодушный тип (VIII). Однако идеальным, по их мнению, образом для этой категории сотрудников является сотрудничающе-конвенциальный тип (VII), предполагающий дружелюбное отношение к окружающим, сотрудничество с референтной группой, восприимчивость к общему эмоциональному настрою. Реальный образ работника социального звена оценивается пациентами как независимо-доминирующий тип, предполагающий уверенность, независимость, соперничество в отношениях и некоторую дистантность, стремление занять обособленную позицию в группе, резкое отстаивание собственного мнения, низкую подчиняемость (II октан). Идеальный же его образ видится пациентам как сочетающий в себе сотрудничество (VII октан) и великодушие (VIII октан). Данные, полученные при исследовании представлений пациентов о специалистах разных категорий, особенно значимы при сопоставлении с представлениями самих специалистов, что позволяет оценить их согласованность, а следовательно, прогнозировать возможность формирования эффективного межличностного взаимодействия.

Получены важные данные, касающиеся основных аспектов терапевтического взаимодействия пациентов со специалистами. Согласно результатам опросов, пациенты предпочли бы контактировать в первую очередь с врачом-психиатром (56%) и психологом (25%). Остальные категории специалистов в представлении психически больных являются одинаково «непривлекательными» для формирования терапевтического взаимодействия; с ними готовы общаться, в среднем, менее 10% пациентов. Предпочтительным, по мнению больных, является формирование партнерских отношений с сестринским персоналом и сотрудниками психосоциальной реабилитации, в то время как от врачей-психиатров около 30% пациентов ожидают патерналистского к себе отношения. Полученные данные имеют большое значение в контексте ведущейся на протяжении последних десятилетий дискуссии о приоритете патерналистской или партнерской модели отношений в психиатрии [18, 20]. С точки зрения пациентов, неприемлемым для всех категорий специалистов психиат­рических учреждений в отношении больных является несоблюдение этических и моральных норм (21,5% от всей группы респондентов-пациентов), профессиональная некомпетентность специалиста (22,6%), грубость со стороны медицинских сестер (23%). Среди всех принимавших в опросе пациентов 39% отмечают случаи злоупотреблений со стороны работников психиатрической службы (взяточничество, манипуляции пациентами, использование труда пациентов в личных целях, интимная связь, навязывание философских, религиозных и политических взглядов и др.). При этом в своих ответах на вопросы анкеты респонденты отдельных профессиональных групп (врачи-психиатры, психологи и медсестры) признают, что на их отношение к больным во многом оказывают влияние личные обстоятельства. В частности, специалисты этих групп отмечают, что их некорректное поведение в отношении пациентов провоцируется усталостью этих специалистов (средний показатель по указанным трем группам - 29,5%), плохим настроением (аналогичный показатель - 9,76%). Значительная часть этих респондентов при выборе стиля взаимодействия с пациентами руководствуется не нуждами последних, а своими личными проблемами (36,6%). В среднем признают за собой некорректное поведение в отношении больных 14% респондентов от общего числа всех опрошенных.

Принципиально значимыми для пациентов являются возможность «выговориться» (26%) на всех этапах лечения и реабилитации, получение эмоциональной поддержки со стороны всех категорий специалистов (17%), а также стабильность и хорошая организация лечебно-реабилитационного процесса (9%). Для 10% респондентов-пациентов очень важно информирование о лечебно-реабилитационном процессе, характере работы специалистов различного профиля, предоставляемых государством правах и льготах для лиц с психическими расстройствами.

Основные направления организации эффективной работы специалистов в рамках психиатрического коллектива

Данные литературы [4, 9, 10] и полученные в ходе исследования указывают на необходимость непрерывного процесса становления профессионала и включение в его формирование комплекса характеристик в личностной, профессиональной, морально-этической сфере, межличностных отношениях. Повышению эффективности в работе психиатрического коллектива может способствовать четкая организация взаимодействия между специалистами разных категорий. Так, для врачей-психиатров (25%), психологов (42,1%) и работников социального звена (23,5%) значимой является позитивная оценка их работы со стороны коллег, для медицинских сестер (33%) - советы коллег. Всего для 11% респондентов всех профессиональных групп эффективными в работе являются замечания со стороны коллег, направленные на улучшение их дальнейшей профессиональной деятельности. Во всех профессиональных группах психиатрического коллектива выявлены готовность и желание принимать участие в психологических программах, которые могли бы способствовать формированию оптимального взаимодействия с коллегами. Негативное отношение к этим программам выявлено лишь среди главных и старших медсестер (40%). По мнению большинства специалистов всех категорий более активную позицию по улучшению профессионального взаимодействия необходимо занять руководителям психиатрической службы.

На основании полученных данных, авторами настоящей работы разработана специальная программа, которая может способствовать повышению эффективности деятельности специалистов психиатрического коллектива:

1. Тренинг, направленный на развитие следующих личностных характеристик специалистов: способность к сопереживанию, эмпатия; эмоциональная устойчивость, уверенность в себе; способность к высокой концентрации внимания, дисциплинированность, пунктуальность; развитие памяти, внимания; способность просто и доступно объяснять пациентам и их родственникам различные аспекты психологического консультирования, ожидаемые от него эффекты, возможность побочных явлений при приеме препаратов; способность к формированию «оптимистичного» взаимодействия с пациентами (поддержка, акцентирование внимания на позитивных аспектах лечения и др.).

2. Организация в коллективе так называемой «обратной связи» со стороны коллег (создание регулярных психологических мини-групп, проводящих совместную работу со специалистами основных категорий, которые включены в лечебный и реабилитационный процессы).

3. Разработка и внедрение для работающих с пациентами специалистов рекомендаций по необходимости информирования о следующих вопросах: а) лечебно-реабилитационном процессе пациентов и их родственников (его этапы, длительность, ожидаемые результаты, возможные побочные эффекты и проч.); б) специалистах различного профиля, задействованных в лечебном и реабилитационном процессах, разъяснении специфики их деятельности; в) различных программах, проводимых лечебным учреждением, в котором находится пациент.

4. Разработка и внедрение информационных программ для пациентов и их родственников (составление наглядных пособий, разъясняющих цели и задачи реализуемых в учреждении программ, их ожидаемые результаты, определение контингента пациентов).

Приведенные в настоящей работе данные отражают первую в отечественной и зарубежной психиатрической практике попытку определить комплексный образ работника психиатрических служб, включающий характеристику морально-этической, коммуникативной, эмоциональной, поведенческой, профессиональной и иных сфер его деятельности, которые являются исключительно важными для такой медико-социальной дисциплины, как психиатрия. Установлен ряд приоритетных характеристик, необходимых для различных специалистов многопрофильного психиатрического коллектива.

Полученные данные являются крайне важными и необходимыми при проведении профессионального отбора в учреждения психиатрического профиля, рациональной и объективной расстановки кадров в них, для первичной подготовки работников психиатрических служб, их специализации и повышения квалификации.

Учет особенностей межличностных отношений в психиатрическом коллективе, потенциальных возможностей специалиста каждого профиля, которые были выявлены в ходе исследования, дает возможность создания оптимальной рабочей среды в этом коллективе, повышения эффективности его работы, продуктивного разрешения возникающих конфликтных ситуаций. Не меньшую значимость указанные характеристики работников психиатрических служб имеют и для руководителей различного уровня, которые получают возможность их использования для организации более эффективного руководства коллективом и оптимизации его деятельности.

Данные проведенного исследования показали, что учет мнения пациентов позволяет сформировать более объективный образ различных категорий специалистов психиатрической службы с учетом их личностных, профессиональных, деловых и иных особенностей, организовать приемлемый тип межличностных отношений с ними, повысить комплаентность больных к проводимому лечению.

Разработанная по результатам исследования программа по повышению профессиональной эффективности работы специалистов психиатрических служб может быть использована при организации психологического сопровождения специалистов в процессе выполнения ими профессиональной деятельности, для предотвращения развития профессионального выгорания и появления профессиональных деформаций.

[1]Большую помощь в организации исследования оказали главный врач НЦПЗ РАМН О.С. Румянцева; главный врач психиатрической больницы №9 Э.Д. Джиоев; главный врач Московской областной психиатрической больницы №8 Г.И. Шурыгин; главный врач Тверского областного психоневрологического диспансера Н.Е. Максимова; главный врач психоневрологического диспансера №5 Л.З. Волков; зав. кафедрой соц. психологии Тверского государственного университета им. Г.Р. Державина Н.А. Коаль; исполнительный директор общественной благотворительной организации «Семья и психическое здоровье» Т.А. Солохина.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail