Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дическул М.Л.

Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Куликов В.П.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет», Барнаул, Россия

Дифференциальная диагностика спазма и гипоплазии позвоночной артерии при помощи ультразвуковых технологий

Авторы:

Дическул М.Л., Куликов В.П.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1487 раз

Как цитировать:

Дическул М.Л., Куликов В.П. Дифференциальная диагностика спазма и гипоплазии позвоночной артерии при помощи ультразвуковых технологий. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(11):42‑45.
Dicheskul ML, Kulikov VP. . S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(11):42‑45. (In Russ.)

Дегенеративно-дистрофические изменения в шейном отделе позвоночника (ШОП) вследствие ирритативно-компрессионного воздействия на нервное сплетение позвоночной артерии (ПА) могут быть причиной расстройств кровообращения в вертебрально-базилярном бассейне [3]. Раздражение симпатических волокон сплетения ПА приводит к спазму сосуда и соответственно уменьшению кровотока в вертебрально-базилярном бассейне [1, 3].

Снижение кровотока в заднем отделе циркуляции мозга возможно и при гипоплазии позвоночных артерий. Гипоплазия ПА является следствием ангиодисплазии - нарушения эмбрионального развития брахиоцефальных артерий. Для гипоплазии характерно морфологическое сужение просвета ПА. Таким образом, принципиальное отличие ангиоспазма и гипоплазии ПА заключается в обратимости изменений диаметра артерии в первом случае. Это может быть показано при помощи функциональных проб. С этой целью мы применили распространенную в ангионеврологии гиперкапническую пробу, вызывающую дилатацию мозговых резистивных сосудов [2], и, учитывая строение стенки ПА (мышечно-эластическое в экстракраниальном сегменте и мышечное в интракраниальном [1]), попытались оценить обратимость ее сужения.

Цель работы - установление у пациентов с признаками вертебрально-базилярной недостаточности ультразвуковых критериев разграничения функционального и морфологического сужения ПА при помощи гиперкапнической пробы.

Материал и методы

Из числа пациентов, направленных на ультразвуковое ангиосканирование, отбирали лиц с клиническими проявлениями вертебрально-базилярной недостаточности и асимметрией диаметров ПА за счет его уменьшения одной из ПА менее 3 мм (≤2,9).

Сформированная по указанным критериям основная группа малой ПА включала 50 пациентов, 23 мужчины и 27 женщин, в возрасте от 17 до 57 лет. Малый диаметр правой ПА был зарегистрирован в 31 (62%) случае, левой - в 19 (38%). При рентгенологическом исследовании у пациентов этой группы имелись проявления остеохондроза, нестабильности или аномалии на верхнешейном уровне ШОП. Наиболее частыми жалобами пациентов были боли в области головы или шеи (86 и 74% соответственно). У значительной части пациентов боль возникала при движении головой или изменении позы и сочеталась с умеренно выраженными головокружением (у 83%), зрительными и/или слуховыми нарушениями (у 35%), тошнотой (у 15%).

В качестве контрольной группы были взяты 36 здоровых, 14 мужчин и 22 женщины, в возрасте от 17 до 50 лет.

Из исследования были исключены пациенты с признаками атеросклероза, гемодинамически значимыми деформациями каротидных и позвоночных артерий.

Исследование ПА было выполнено на ультразвуковой системе Vivid-3 Pro (GE, США) линейным датчиком 6-10 МГц. Замеры проводили с обеих сторон в симметричных участках ПА (уровень С5-С6). Диаметр ПА (d, мм) измеряли в В-режиме на увеличенном изображении, учитывая отсутствие значимых пульсативных изменений диаметра [11], брали среднюю величину трех замеров просвета. Усредненную по времени максимальную скорость кровотока (Vm, см/с) и индекс резистентности (RI, у.е.) определяли по записанному спектру кровотока. Регистрацию показателей выполняли в состоянии покоя и при гиперкапнической пробе. Пациент находился в положении лежа на спине. Гиперкапния создавалась на уровне 5,7-6,4% в альвеолярном воздухе (Pet CO2) при помощи капнографа «Карбоник-01» (ООО «Карбоник», Россия) [2]. Оценку реакции кровотока в ПА на гиперкапнию проводили путем расчета коэффициента реактивности (КР%) по формуле: (ПФПисх.-1)·100, где Писх. и ПФП - значения показателя в покое и после функциональной пробы.

Полученные данные обрабатывали стандартными статистическими методами. Дополнительно проводили ROC-анализ (receiver operating characteristic curves). Количественные параметры представлены в виде M±SD и 95% доверительного интервала (ДИ, при α=0,05). Статистическая значимость принималась для всех показателей при p≤0,05.

Результаты и обсуждение

При анализе допплерограмм кровотока в малой ПА у пациентов были выделены три различные формы спектра: нормальный (Н-спектр), пикообразный расщепленный (ПР-спектр) и высокорезистентный низкоскоростной (ВН-спектр). На основе формы спектра были сформированы три группы больных, сопоставимые по возрасту и полу.

ПР-спектр был зафиксирован у 19 (38%) пациентов, среди которых было 12 женщин и 7 мужчин в возрасте 20-49 лет. Этот спектр характеризовался среднесистолической выемкой (рис. 1).

Рисунок 1. Пикообразный расщепленный спектр кровотока в малой ПА у пациентки Ю., 19 лет. а - в покое (Vps 46 см/с, Vm 16 см/с, RI 0,8 у.е.); б - при гиперкапнической пробе (Vps 44 см/с, Vm 27 см/с, RI 0,6 у.е.).
M. Kliewer и соавт. [7] установили, что данный вид спектра характерен для сужения подключичной артерии менее 50%, но в то же время встречается и у здоровых.

Н-спектр с широкими систолическими пиками и прямым потоком в диастолу (рис. 2) был отмечен в 14 (28%) случаях, в числе которых было 10 женщин и 4 мужчин в возрасте 17-59 лет.

Рисунок 2. Нормальный спектр кровотока в ПА у пациентки К., 35 лет. а - в покое (Vps 44 см/с, Vm 23 см/с, RI 0,75 у.е.); б - при гиперкапнической пробе (Vps 49 см/с, Vm 31,4 см/с, RI 0,66 у.е.).

ВН-спектр (рис. 3) был зарегистрирован у 17 (34%) пациентов, 12 мужчин и 5 женщин, в возрасте от 23 до 57 лет.

Рисунок 3. Высокорезистентный низкоскоростной спектр кровотока в малой ПА у пациентки Л., 39 лет. а - в покое (Vps 16 см/с, Vm 7 см/с, RI 0,8 у.е.); б - при гиперкапнической пробе (Vps 23 см/с, Vm 10 см/с, RI 0,78 у.е.).
ВН-спектр однозначно считается патологической формой спектра. Наиболее часто его регистрируют перед критическим стенозом или окклюзией сосуда, а также при перегибе, диссекции, гипоплазии артерии [4].

Диаметр и показатели кровотока в малой ПА у больных всех групп в состоянии покоя представлены в табл. 1.

Средние величины диаметра и показателей кровотока в ПА у здоровых испытуемых соответствовали данным других авторов [2, 10, 11]. Наименьшие величины d, Vm и наибольшие значения RI в позвоночных артериях были установлены у пациентов с ВН-спектром. Показатели в группах пациентов с ПР- и Н-спектрами не различались между собой. Также не было установлено различий по величине VmПА и RIПА у пациентов с нормальным спектром и здоровых, тогда как в группе с пикообразным расщепленным спектром Vm ПА была существенно ниже, а RIПА - значимо выше, чем у здоровых.

При проведении пробы с гиперкапнией форма допплерограммы у пациентов с ПР-спектром (см. рис. 1, б) кратковременно (в пределах 15-30 с) нормализовалась или улучшалась, тогда как в остальных группах существенно не изменялась (см. рис. 2, б и 3, б).

Усредненная по времени максимальная скорость кровотока в ответ на гиперкапнию повышалась во всех группах, что соответствует закономерной реакции на это воздействие [2]. Однако у здоровых и пациентов с нормальным спектром кровотока величина прироста скорости была значимо меньше по сравнению с остальными группами патологии. Так, ДИ КР% Vm составил в группе ВН-спектра 30,6-58,6%, ПР-спектра 31,2-63,4% , а у здоровых и при Н-спектре соответственно 14,7-33,8 и 11,1-42,7%.

Индекс резистентности ПА во всех группах при пробе уменьшился. Мы не установили межгрупповых различий по степени его снижения на гиперкапнию. ДИ КР% RI составил у здоровых 3,9-10,6%, у пациентов с Н-спектром 1,7-13,1%, с ПР-спектром 8,6-16,5%, с ВН-спектром 5,1-15,4%.

При анализе изменений диаметра просвета ПА в ответ на гиперкапническую пробу нами были установлены значимые межгрупповые различия по степени его прироста. Наибольший прирост диаметра ПА был отмечен в группах с нормальным и пикообразным расщепленным спектрами (ДИ КР% 4,6-10,2 и 6,9-12,5% соответственно), а у здоровых и пациентов с высокорезистентным низкоскоростным спектром степень прироста не различалась и составляла соответственно 2,3-4,2 и 0,8-4,5%.

В табл. 2 представлено процентное соотношение величин прироста диаметра ПА при гиперкапнической пробе во всех группах.

Из представленных результатов видно, что для пациентов с нормальной и пикообразной формами спектров наиболее характерным является прирост диаметра ПА на гиперкапнию на 0,2 мм и более, тогда как при ВН-спектре доминировало отсутствие реакции диаметра на гиперкапнический тест.

Таким образом, пациенты с малым диаметром ПА различаются по форме допплеровского спектра кровотока, величине усредненной максимальной скорости кровотока и индекса резистентности, а также реакции диаметра при гиперкапническом тесте.

Полученные результаты позволяют считать, что, если у пациентов с пикообразной или нормальной формой спектра кровотока в покое при гиперкапнической пробе происходят улучшение или нормализация формы спектра и прирост диаметра ПА на 0,2 мм и более, то имеет место функциональное сужение (спазм) ПА. Тогда как на морфологическое сужение ПА (гипоплазию) у пациентов с малым диаметром ПА указывает наличие в состоянии покоя высокорезистентного низкоскоростного спектра кровотока без значимой реакции диаметра просвета и кровотока на гиперкапнию.

Ультразвуковые признаки гипоплазии неоднократно обсуждались многими авторами [4-6, 8-11]. С целью определения диагностических критериев гипоплазии ПА, ее дифференциальной диагностики с ангиоспазмом, а также чувствительности и специфичности критериев был проведен ROC-анализ. Мы установили, что отсутствие прироста диаметра ПА при гиперкапнической пробе является высокоспецифичным (90,9%) признаком морфологического сужения ПА при отношении правдоподобия (LR+), равном 6,47, т.е. вероятность отсутствия прироста диаметра в 6,47 раз выше при высокорезистентном низкоскоростном спектре, чем нормальном или пикообразном расщепленном.

Для величины диаметра ПА в состоянии покоя диагностическим критерием гипоплазии стала величина ≤2,4 мм при чувствительности 94,1%, специфичности 66,7% и полем под ROC-кривой 0,86. Полученная величина диаметра согласуется с данными других авторов, которые предлагают считать критерием гипоплазии диаметр ПА менее 2,5 мм [5, 9]. Для усредненной по времени максимальной скорости кровотока и индекса резистентности в ПА в состоянии покоя указанные выше показатели составили соответственно ≤14,8 см/с; 94,1%; 81,2%; 0,91 и >0,76 у.е.; 88,2%; 57,6%; 0,74. Схожую величину индекса резистентности, характерную для гипоплазии, приводит J. Jeng [6].

Ультразвуковое ангиосканирование в сочетании с гиперкапнической пробой позволяет с высокой вероятностью разграничить функциональное (спазм) и морфологическое (гипоплазия) сужение ПА.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.