Трошин В.Д.

Нижний Новгород

О повышении эффективности клинической лекции

Журнал: Медицинские технологии. Оценка и выбор. ;(): 51-54

Просмотров : 6

Загрузок :

Как цитировать

Трошин В. Д. О повышении эффективности клинической лекции. Медицинские технологии. Оценка и выбор. ;():51-54.

Авторы:

Трошин В.Д.

Нижний Новгород

Все авторы (1)

Национальные программы «Здоровье» и «Образование» поставили ряд серьезных задач в области улучшения качества подготовки специалистов в нашей стране с учетом современных требований. В связи с этим лекция, рассматриваемая в настоящее время и как метод, и как форма обучения, является основным информационным компонентом в учебном процессе высшей школы. Общая задача лекции состоит в формировании фундаментальных и прикладных знаний и умений логически воспринимать клиническую дисциплину на основах диалектического мировоззрения.

Необходимо добиваться, чтобы в лекции нашли отражение основные дидактические принципы высшей школы: принцип связи теории с практикой, практического опыта с наукой; принцип системности (системно-интегративный подход). В последнее десятилетие в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «квалификация», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, и делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании [18]. Тенденция движения от понятия «квалификация» к понятию «компетенция» является общеевропейской. Она выражается в том, что усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации. Более адекватным становится понятие компетентности.

Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 гг.[1] предусматриваются разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения на основе компетентностного подхода.

В этом направлении в Нижегородской государственной медицинской академии в течение ряда лет осуществляются соответствующие мероприятия. Составлен план подготовки врачей с учетом новых требований и технологий, способствующих развитию способностей к анализу и синтезу, навыкам управления информацией, решению проблем и принятию решений на основе глубоких профессиональных знаний - инструментальные компетенции. При этом большое внимание уделяется формированию и межличностных компетенций - способности к критике и самокритике, работе в команде, умению общаться со специалистами из других областей, знанию второго языка, работе с компьютером и др. Предусмотрено развитие и системных компетенций - способности применять знания на практике, формированию исследовательских навыков, умению порождать новые идеи, лидерству, стремлению к успеху, пониманию культуры и обычаев других стран, инициативности.

Новые подходы, как и традиционные принципы, являются обобщением огромного педагогического опыта. Несоблюдение хотя бы одного из них может привести к нежелательным явлениям. Например, если лектор в начале лекции не представил план лекции и не указал на ее цель и значимость для практической медицины, т.е. ограничился лишь одним названием и не указал на связь с предыдущим материалом, то в этом можно усмотреть нарушение дидактического принципа сознательности, а с точки зрения психологии обучения это означает некоторое снижение мотивации студентов к учению, что в свою очередь может отразиться на успеваемости. Наш 50-летний опыт показывает, что, если материал лекции был менее эффективно включен в общую систему знаний студентов, то это приводит к уменьшению прочности запоминания. В связи с этим напомним, что связи между элементами учебного материала являются опорой для долговременной памяти.

Лекционное преподавание, естественно, имеет ограничения, в том числе связанные с психологией усвоения знаний. Известно, что характер усвоения зависит от вида деятельности, доступной обучаемому в той или иной форме обучения [1, 3]. На лекции можно достичь лишь уровня общей ориентировки в проблеме, т.е. уровня знакомства. Достигаемый на лекциях уровень знакомства не может снизить значение лекции как формы обучения в вузе, так как в ряде случаев он может быть вполне достаточным, и является принципиально важным для достижения других, более высоких уровней усвоения.

Современная вузовская лекция - двуединый процесс, творческое общение лектора со студентами и не просто общение, а контакт, взаимодействие между слушателями и преподавателем [3].

В вопросе о контакте лектора и аудитории необходимо принимать во внимание проблему установки в психологическом ее понимании [8]. Человек при любой форме общения устного сообщения получит больше информации в случае, если у него будет сформировано положительное отношение к теме сообщения и его автору (лектору), чем когда установка не сформирована.

Говоря о лекционном преподавании нельзя обойти социально-психологические аспекты. Лекционную аудиторию можно рассматривать как социально-психологическую общность во главе с демократическим лидером (лектором). И характер отношений, который существует в большой аудитории, т. е. однонаправленное монологическое воздействие, вызывает стиль «демократического лидерства» [10]. В аудитории всегда существует «ядро» слушателей, отражающее в обобщенном виде отношение к лектору, содержанию излагаемого материала и даже в некоторой степени понимание и усвоение. Это ядро формируется по характерологическим особенностям слушателей (например, экстраверты). Лектор, опираясь на реакцию этого «ядра» и не забывая о действии в аудитории фактора «заражения», может и должен управлять своим поведением, корректировать по ходу лекции ее содержание, т.е. может создать необходимую ему модель аудитории. Однако следует отметить, что это возможно лишь, если лектор свободно владеет материалом и не привязан к конспекту.

Не следует забывать, что лекция требует очень большого внимания слушателей. По разным данным, загрузка внимания на лекции составляет 60-80% [9]. При такой высокой нагрузке внимания лектор должен уметь его возбуждать и поддерживать. Недогрузка внимания, как показал ряд исследований психологов, может создать предпосылки для рассеянности и полной потери интереса.

Лектор призван создать у аудитории положительную доминирующую мотивацию отношения к лекции, выработать установку на понимание материала как данной конкретной темы.

Для приведения знаний в систему, установления связей (внутри-, т.е. между отдельными темами, и межпредметных) особенно большое значение имеют начало и конец лекции. Если выясняется, что времени явно не хватает, следует урезать среднюю часть лекции: это будет мало заметно. В начале и в конце лекции торопиться не следует [2].

На устойчивость и распределение внимания у студентов, кроме содержания, влияют использование лектором пауз, а также выделение «малого и большого круга внимания» по К.С. Станиславскому.

По нашим представлениям, лекция, как правило, не может претендовать на полноту изложения проблемы и является введением к соответствующей главе учебника с освещением последних достижений биологии и медицины. При этом немаловажная задача лекции - заинтересовать студентов, показать важность данной темы, ее актуальность, перспективность, т.е. создать так называемую мотивационно-проблемную ситуацию. Лекция должна выкристаллизовывать главное, содержать квинтэссенцию темы, ее «азбуку», на базе которой необходимо затем развить современные представления, гипотезы и теории. Новое, как правило, привлекает внимание аудитории, доставляет ей пищу для размышления и дискуссий.

Дополнение темы новыми сведениями способствует улучшению усвоения материала. Это положение отвечает требованиям подготовки высококвалифицированных врачей, чутких к последнему слову науки, новым методам диагностики, лечения и профилактики. Строгий отбор информации следует распространять и на подготовку лекционных иллюстраций. Наличие в распоряжении лектора таблиц, схем, слайдов, дискет, кинофильмов, презентаций способствует усвоению материала. Однако перенасыщенность иллюстрированным материалом вызывает рассеивание внимания, приводит к большим потерям времени и обычно не дает желаемого результата. Если позволяют размеры аудитории, не нужно пренебрегать доской и мелом. Рисунки на доске, сопровождаемые пояснением, всегда воспринимаются лучше, чем готовые таблицы.

Среди других путей повышения эффективности усвоения лекции определенную роль играет способ изложения материала. Прежде всего хочется подчеркнуть необходимость разъяснения студентам терминологии. По нашим наблюдениям, понимание терминов - залог усвоения студентами таких разделов, как, скажем нейронные сети, нейропептиды, нейропластичность, нейрогеном, где к настоящему времени сложился свой международный нейробиологический язык. Доходчивость лекции неразрывно ассоциируется с простотой изложения материала. Достичь этой простоты подчас бывает не так уж просто, но к этому нужно стремиться. Отдельные моменты лекции становятся доступнее благодаря удачно подобранным сопоставлениям, сравнениям. Этот прием, как и прибегание к цитатам и т.п., способствует запоминанию.

Простоту и доступность изложения не следует понимать как адаптирование материала до уровня среднего студента. Лекция должна удовлетворять запросы и самых способных, эрудированных слушателей, пробуждать у них творческую инициативу.

На кафедре неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской государственной медицинской академии накоплен определенный опыт преподавания неврологии. Он нашел отражение в учебнике «Нервные болезни» (2004) и руководствах «Основы неврологии» (1998), «Профилактическая неврология» (1995-1998), «Нервные болезни детей и подростков» (2004), которые рекомендованы Минздравом РФ в качестве учебного пособия для врачей и студентов медицинских вузов. Заметим, что в них большое внимание уделяется методологическим проблемам неврологии.

В соответствии с духовно-генетической парадигмой медицины нами сформулирована концепция гармонии здоровья [15]. Согласно современным воззрениям в критерии здоровья в качестве непременного условия входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно-полезной деятельностью. В наше определение вносится поправка и на духовный уровень здоровья, поэтому в трактовке необходимо выделять физический, нервно-психический и духовный уровни здоровья. Теоретической основой концепции гармонии здоровья могут служить рефлекторная теория И.М. Сеченова, И.П. Павлова и теория функциональных систем П.К. Анохина и К.В. Судакова [14].

В пропедевтике неврологии основное внимание отводится методологии, семиологии и методам исследования. Общая неврология вбирает в себя достижения нейробиологических (нейрофизиология, нейроанатомия, нейрогенетика и др.) и клинико-неврологических (клиническая неврология, нейропсихология, нейрохирургия и др.) наук. Поэтому она по праву может считаться синтетической наукой. Клиническое своеобразие топической неврологии определяется тремя факторами: 1) анатомической локализацией патологического процесса; 2) наличием функциональных нарушений нервной системы; 3) возникновением структурных изменений на молекулярных, межклеточных тканевых структурах. Анатомо-топографической уровень поражения характеризует локализацию патологического процесса в ткани мозга, а функциональный - отражает расстройство функции пораженного участка нервной системы. Однако следует подчеркнуть, что расстройство функции часто не соответствует анатомо-структурному уровню. По современным представлениям, функция есть проявление системной деятельности нервной системы в целом, а не только одной изолированной структуры.

В топической диагностике поражений нервной системы значение имеют методологические аспекты, позволяющие более правильно понять сложные вопросы семиотики и диагностики. Среди методологических проблем в неврологии важную роль играют эволюционно-динамический и адаптационно-компенсаторный подходы. Эволюционно-динамический подход включает в себя изучение закономерностей развития и течения патологических процессов, возникающих на различных этапах онтогенеза, и влияние на них качественных особенностей предшествующего онто- и филогенеза. Он позволяет дифференцировать варианты нормального (физиологическое) развития нервной системы от патологического. Повседневная клиническая практика показывает, что нормативы «нервного» здоровья весьма вариабельны и зависят от возраста, пола, биоритмики, гелиогеофизических факторов и др.

Адаптационно-компенсаторный подход отражает динамику неврологических расстройств (функциональная организация нервной системы) в зависимости от факторов внешней среды, механизмов пато- и саногенеза патологического процесса. Под адаптационным процессом нервной системы понимают любые проявления адаптации организма к факторам внешней среды, а под компенсаторными реакциями - восстановление функций нервной системы при патологии. Таким образом, понятие «адаптационный» шире понятия «компенсаторный». В целом оба этих процесса отражают реакцию нервной системы на факторы внешней среды в условиях нормы и патологии. Особенно высоки компенсаторные возможности детского мозга. Детский мозг, обладая высокой пластичностью, обеспеченной гетерохронностью созревания различных функциональных систем, позволяет компенсировать сформировавшиеся дефекты. В процессе развития адаптационно-компенсаторных процессов мозга возникает функциональная реорганизация структур нервной системы, которая и определяет восстановление ее интегративной деятельности.

В частной неврологии необходимо освещать методологию врачевания, современные воззрения на пато- и саногенез [4, 6, 7]. Речь идет о диагностике и лечении наиболее часто встречающихся заболеваний центральной и периферической нервной системы (перинатальные, сосудистые, воспалительные и травмы), а также круге вопросов, которыми занимается кафедра. При этом студентам на лекции излагается все новое, что еще не получило отражения в печати, содержание съездов, симпозиумов и конференций по специальности. В лекционном курсе (как и на практических занятиях) основное внимание уделяется развитию у студентов клинического и гуманитарного мышления, логическому построению диагноза, возможным ошибкам и основным принципам диагностики и лечения.

Большое значение имеет эмоциональное воздействие лектора на аудиторию, т.е. та атмосфера, которая создается в процессе изложения материала. На наш взгляд, наибольшее значение имеет свободное изложение материала, отсутствие записок и конспектов, четкая дикция, хорошее настроение, доброжелательность, убежденность, т.е. все то, что отражает любовь к профессии (в какой-то степени лектор должен быть артистом).

Наглядность лекции включает правильный подбор тематических больных. Умелый расспрос больного, обращение к нему врача является хорошим примером для студента. На примере соответствующих наблюдений должны быть показаны все новейшие достижения в области современных методов диагностики и лечения с особым вниманием к новациям кафедры.

Серьезный духовно-этический вопрос - выполнение врачебного долга [16]. Студенты должны понять, что «неврологический» больной страдает не только физически, но и психологически. В связи с этим очень важно на лекции по неврологии и нейрохирургии показывать хорошие отдаленные результаты лечения больных и приглашать длительно живущих пациентов, в прошлом перенесших нейрохирургическое вмешательство.

В лекциях должны найти отражение работы таких отечественных физиологов, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, так и клиницистов, в том числе последнего столетия - Н.К. Боголепов, Е.В. Шмидт, Н.В. Верещагин, А.М. Вейн, Е.М. Бурцев, Е.И. Гусев, Н.Н. Яхно, З.А. Суслина, В.И. Скворцова, А.А. Скоромец и др. [5, 11-13, 17, 19].

В повышении эффективности лекции не следует забывать о важном значении научного потенциала вуза и кафедры. На современном этапе совершенствования форм учебно-воспитательного процесса принцип неразрывности процесса обучения студентов и преподавателей в научно-исследовательской работе приобретает все более доминирующее положение.

Общепризнано, что большую роль в профессиональном образовании студентов имеют научные кружки. Научный кружок по неврологии на протяжении многих лет занимает лидирующее место в Нижегородской академии. В последние годы под руководством проф. В.Н. Григорьевой успешно проводятся олимпиады «Прогресс нейронаук и здоровье человека».

Качество подготовки врача во многом определяется научным потенциалом вуза. Нижегородская медицинская академия по ряду показателей занимает ведущее место в России. В научных исследованиях занято 90% профессорско-преподавательского состава и 30% студентов. Активное участие в научной работе принимают 130 докторов медицинских наук (среди них 1 академик, 1 член-корреспондент РАМН, 8 заслуженных деятелей наук) и 400 кандидатов медицинских наук. За последние годы значительно повысилась материально-техническая база института.

Анализ научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы показывает, что качество лекций находится в прямой зависимости от научной работы кафедры: студенты активнее посещают лекции тех кафедр, где сложились солидные научные школы и традиции. В клинической неврологии активно работают три школы, разрабатывающие следующие научные направления: превентивная неврология (руководитель проф. В.А. Трошин); восстановительная неврология (руководитель проф. А.В. Густов); нейрохирургия (руководитель проф. А.П. Фраерман).

В заключение следует подчеркнуть, что на основе методологии системно-интегративного и компетентностного подходов в клинической лекции во время вузовского образования врача на современном этапе можно обеспечить выполнение основной цели медицинского образования - подготовку квалифицированных врачей - профессионалов высокого уровня, компетентных и ответственных специалистов, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов.

[1] Приказ Министерства образования России от 15 февраля 2005 г. №40.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail