Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Связь между выраженными аутистическими нарушениями и уровнем интеллекта: взгляд со стороны общепопуляционного близнецового исследования . Использование сильных препаратов конопли и риск развития психоза . Развитие коры головного мозга и глютаматергическая
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(7): 91‑92
Прочитано: 743 раза
Как цитировать:
Из общей популяции Великобритании были взяты данные, касающиеся 8104 близнецовых пар (монозиготных и дизиготных). К возрасту 9 лет контакты оказалось возможным установить только с частью выборки и данные об IQ были у 3687 9-летних близнецовых пар. Оказалось, что связь между аутистическими чертами и интеллектуальным уровнем выражена относительно слабо и опосредована больше нарушениями общения с окружающими. Делают вывод, что в генетическим аспекте выраженные аутистические проявления независимы от уровня интеллекта.
Библиогр.: 42 назв.
Великобритания,
The Open University,
Milton Keynes
e-mail: r.a.hoekstrafq@open.ac.uk
В литературе есть данные о том, что лица, которые злоупотребляют препаратами каннабиса, входят в группу высокого риска по развитию психоза. Предполагают, что такого рода предрасположение связано с действием активного ингредиента наркотика - 9-тетрагидроканнабинлом (9-ТГК). Но пока нет данных о связи между его содержанием в препаратах конопли и степенью указанного риска. Изучали этот вопрос по отношению к первому эпизоду психоза в процессе обследования 280 каннабиоидных наркоманов. Исследование проводилось в национальном центре Модзли в Лондоне. Контрольную группу составили 174 здоровых из общей популяции. Если речь шла о первом употреблении препарата каннабиса и первом психотическом эпизоде, то связи между ними выявлено не было. Однако, если речь шла о группе лиц с высокой частотой использования каннабиса в течение дня и злоупотреблении им в течение более 5 лет, то такая связь обнаруживалась. Более того, среди тех, кто употреблял препараты, 78% использовали препараты очень большой силы (синсемилла, «шранк»), по сравнению с 37% в контрольной группе. Таким образом, в группе больных с первым психотическим эпизодом было больше лиц, злоупотреблявших особенно сильными препаратами, с частым и длительным использованием наркотика. Это соответствует гипотезе, что 9-ТГК, будучи наиболее активным ингредиентом наркотика, повышает риск развития психоза. Считают, что такого рода данные должны привлечь внимание работников органов здравоохранения в аспекте разработки профилактических мероприятий в области психиатрии.
Библиогр.: 20 назв.
Великобритания,
Institute of Psychiatry,
London
e-mail: m.difortf@iop.kcl.ac.uk
При изучении мозга больных шизофренией был выявлен как анатомический, так и функциональный дефицит глютаматергической нейротрансмиссии, в том числе на рецепторном уровне. Речь идет, в частности, о снижении уровня N-acetylaspartate (NAA), который считается маркером глютаматных синапсов и соответственно при нарушении их функции может отражать изменение прохождения через них импульсов. Такого рода нарушения в виде снижения были выявлены в области лобной и височной коры, а также таламуса. Эти данные недавно были дополнены результатами генетико-биохимических исследований, которые свидетельствуют о том, что указанные нарушения определяются в первую очередь рядом веществ, локализующихся в постсинаптических структурах - нейрорегулин-1, Еrb В4 и регулятор G-белка. Применение биохимического микроанализа и генетических методов позволили получить дополнительную информацию о снижении экспрессии ряда «синаптических молекул» при шизофрении. Этим данным соответствуют и полученные ранее данные об уменьшении дендритного дерева при этом заболевании. На основе изложенных данных литературы автор ставит вопрос: является ли глютаматергическая дизрегуляция единственным механизмом, определяющим патогенез шизофрении на мозговом уровне или компонентом множественных нарушений? В связи с этим приводит данные о том, что сама глютаматергическая нейротрасмиссия регулируется многими факторами (нейромодуляторами, другими нейротрасмиттерами, факторами роста). Так, накапливаются данные о том, что D-серин может быть коагонистом глютаматных NMDA-рецепторов. Это дает основание полагать, что нарушение синтеза указанного вещества также может влиять на функцию глютаматергической системы. Сказанное, по мнению автора, свидетельствует о том, что нарушения функции глютаматергической системы не могут рассматриваться в патогенезе шизофрении изолированно и требуются дальнейшие исследования, направленные на выяснение всех соответствующих факторов и их связей на мозговом уровне.
Библиогр.: 10 назв.
США,
Johns Hopkins University,
Baltimore, MD
e-mail: asawa l@jhmi.edu
Развитие современной психиатрии, характеризующееся стремлением к созданию новых более совершенных диагностических систем, клинических диагностических шкал и опросников заставляет психиатров уделять все большее внимание восприятию больным своего заболевания, отдельных его проявлений и их субъективной оценкой. Это субъективное восприятие авторы обозначают термином «опыт» (experience), или более узкими понятиями - «субстрат опыта» (experiental substrate) и пассивный опыт (passive experience). Подчеркивая пассивность восприятия, авторы проводят в этом случае аналогию с ощущением боли. Констатируют, что в психиатрической литературе на индивидуальный опыт больного обращается очень мало внимания. Пассивный опыт авторы противопоставляют «активному» восприятию болезни, когда у больного появляется сознательное понимание болезни и они становятся способными сформулировать это понимание. С целью привлечения большего внимания исследователей и практикующих врачей к пассивному опыту больного авторы вводят понятие «описательная микропсихопатология» (это отражено в названии статьи), призванной представить в медицинских документах самые тонкие ощущения больного (пассивный опыт) и его понимание заболевания (активное восприятие). Считают, что указанная оценка симптоматики может иметь большое значение для пересмотра критериев эффективности лечения, профилактических и реабилитационных мероприятий. Обсуждаемый в статье вопрос подробно рассматривается авторами применительно к разным диагностическим системам, критериями и шкалам.
Библиогр.: 35 назв.
Италия,
International Center of Mental
Policy and Economics,
Milano
Когнитивное функционирование больных аффективными и шизоаффективными расстройствами изучено значительно меньше по сравнению с шизофренией. Авторы провели анализ публикаций за 1975-2007 гг., в которых поводилось прямое сопоставление перечисленных заболеваний по следующим источникам: Pubmed, Scopus, PsychlNFO, EMBASE, Medline. Поиск проводился по словам «шизофрения», «биполярное расстройство», «маниакально-депрессивный психоз», «мания», «депрессия», «шизоаффективный психоз», «аффективный психоз», «когнитивность», «нейропсихология». Из общей базы данных было выбрано 31 исследование, которое охватывало 1979 больных шизофренией и 1314 пациентов с аффективными и шизоаффективными психозами. Оценка проводилась с учетом демографических и клинических особенностей выборок больных. Было установлено, что больные шизофренией хуже, чем пациенты, страдающие аффективными и шизоаффективными психозами, выполняют задания по тестам, относящимся к 6 из 12 когнитивных сфер. Однако различия оказались небольшими, т.к. на результаты оказывали влияние размер и клиническая гетерогенность изученных групп больных, а также пол, возраст больных и наличие негативных симптомов. Сделан вывод, что убедительных доказательств существования нейропсихологических различий между шизофренией и другими эндогенными психозами нет. Однако не исключено, что имеется подгруппа больных шизофренией с клинически выраженными негативными симптомами, у которых когнитивная сфера страдает больше, чем при аффективных и шизоаффективных психозах.
Библиогр.:68 назв.
Австралия,
Melbourne Neuropsychiatry Center,
Melbourne
e-mail: emrebora@hotmail.com
У пожилых больных шизофренией особенно часто определяются когнитивные нарушения, что дает основание предполагать наличие у них структурных мозговых нарушений. Изучали этот вопрос методом магнитно-резонансной томографии. Внимание при этом было сфокусировано на орбито-фронтальной области мозга и поясной извилине (поля Бродмана 11,23,24,25,30,32). Обследовали 20 больных шизофренией (средний возраст 67±6 лет), 20 пациентов с болезнью Альцгеймера (73±9 лет) и контрольную группу здоровых (73±8 лет). Состояние когнитивных функций оценивали по шкале MMSE. При шизофрении по сравнению контрольной группой объем серого вещества был снижен на 10% и 11 % слева и справа соответственно, но это снижение было менее выражено, чем при болезни Альцгеймера на 7 и 5% соответственно. Была отмечена статистически недостоверная корреляция между томографическими показателями и выраженностью когнитивных изменений по подшкале позитивных симптомов PANSS. Сделано следующее заключение: объем серого вещества в изучавшихся областях коры головного мозга у пожилых больных шизофренией снижен по сравнению со здоровыми, но степень когнитивного снижения у них не связана со структурными особенностями мозга.
Библиогр.: 42 назв.
Италия,
The National Center for Research and
Care of Alzheimer's and Mental disease,
Brescia
e-mail: gfrisoni@fatebeneratelli.it
Обследовали 63 больных, совершивших суицидальные попытки. Их средний возраст был 39±14 года. Большинство - 44 пациента страдали депрессией, у 12 имелись различные формы психической патологии (наркомания, дистимия, нарушения пищевого поведения) и у 7 диагноз не был установлен. При постановке исследования исходили из данных литературы о том, что при депрессивных расстройствах часто отмечаются нарушения функции иммунной системы, которые могут быть выявлены при исследовании крови и спинномозговой жидкости (СМЖ). Представляют интерес, в частности, цитокины, которые в связи с суицидальными попытками не изучались. Часть больных до начала исследования не лечились, в тех же случаях, где лечение осуществлялось, был предварительно период без лечения (по общим правилам в психофармакотерапии). Изучали в СМЖ 4 цитокина: интерлейкин-1 (IL-1 ), интерлейкин-6 (IL-6), интерлейкин-8 (IL-8) и фактор некроза опухолей (TNF-). Результаты, полученные при обследовании больных, соспоставлялись с таковыми в контрольной группе (47 здоровых). Симптомы депрессии и суицидальные тенденции оценивались соответственно по шкалам - MADRS и SUAS. Изучалась также связь между содержанием в СМЖ цитокинов и рядом моноаминовых метаболитов - 5-оксииндоловой кислотой (5-ОИУК), гомованильной кислотой (ГВА) и 3-метокси-4-гидроксифенилфенилгликоль (MHPG), а также показателями проницаемости гематоэнцефалического барьера по соотношению альбумина в СМЖ и сыворотке крови. Установили повышение содержания IL-6 в СМЖ (уровень других цитокинов изменен не был). При этом была установлена прямая корреляция между уровнем IL-6 и тяжестью депрессии по MADRS, а также показателями обмена моноаминов (за исключением MHPG). Оказалось, что содержание IL-6 в крови и СМЖ не связаны между собой, что подтверждает возможность их мозгового происхождения (предполагают, что они продуцируются астроцитами и микроглией). Высказано предположение, что IL-6 в СМЖ могут играть существенную роль в развитии суицидального поведения, но соответствующее влияние, по-видимому, осуществляется посредством влияния через обмен дофамина и серотонина.
Библиогр.: 50 назв.
Швеция,
Lund University Hospital,
Lund
e-mail: lena_brundin@.lu.se
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.