Кольцова Е.А.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Петрова Е.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

Хрунин А.В.

Хворых Г.В.

Лимборская С.А.

ФГБУ «Институт молекулярной генетики НИЦ «Курчатовский институт»

Кольцова Е.А., Петрова Е.А., Хрунин А.В., Хворых Г.В., Лимборская С.А.

Кольцова Е.А., Петрова Е.А., Хрунин А.В., Хворых Г.В., Лимборская С.А. Изучение генетических вариантов у пациентов с ишемическим инсультом в человеческих ортологах крысиных генов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2023;123(3‑2):33‑40.
Koltsova EA, Petrova EA, Khrunin AV, Khvorykh GV, Limborska SA. A study of genetic variants in patients with ischemic stroke in human rat gene orthologues. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(3‑2):33‑40. (In Russ.)

Ишемический инсульт (ИИ) является многофакторным заболеванием и одной из основных причин инвалидизации и смертности во всем мире [1, 2]. Доказано, что генетические факторы вносят существенный вклад в индивидуальную чувствительность к основным факторам риска и реализацию ишемического повреждения мозга [3]. В зависимости от патогенетического варианта ИИ расчетная наследуемость колеблется от 16,1% для лакунарного инсульта до 32,6 и 40,3% для кардиоэмболического и атеротромботического инсульта соответственно [4]. Однако лежащие в основе этих влияний гены и механизмы в значительной степени неизвестны.

Недавний крупнейший метаанализ полногеномных ассоциаций (GWA), включавший 521 612 человек, выявил 22 новых локуса риска развития инсульта, в результате чего количество известных локусов, связанных с инсультом, достигло 32, включающих 149 генов. Несколько локусов показали отчетливую ассоциацию с патогенетическим подтипом инсульта. Кроме того, в ходе анализа с использованием оценок генетического риска и регрессии оценки неравновесия по сцеплению (LD) были обнаружены общие генетические вариации (18 отдельных локусов) с другой сосудистой патологией, включая артериальную гипертензию, кардиальную патологию и венозную тромбоэмболию. Одиннадцать новых локусов предрасположенности указывают на механизмы, ранее не рассматриваемые в патофизиологии инсульта. Кроме того, были выявлены локусы лекарственных мишеней для антитромботической терапии [5].

Помимо рисков развития, различные факторы, в том числе генетические, влияют на исходы ИИ [6]. Однако в отличие от самого инсульта, наши знания о генетике исхода ИИ ограничены. Было проведено всего несколько исследований GWA и обнаружены несколько локусов, ассоциированных с исходами ИИ [7, 8].

Исследования GWA имеют некоторые ограничения. Для них характерна низкая точность в определении реальных причинных вариантов или генов. Использование огромного массива дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) при условии неравновесного сцепления осложняет интерпретацию результатов GWA в клинике и требует функциональной проверки каждой ассоциации генов. Этот недостаток подчеркивает необходимость разработки новых подходов, которые могут определить причинно-следственные и биологические механизмы, лежащие в основе клинико-генетических ассоциаций.

Генетика ИИ успешно изучается на животных моделях [9]. Некоторые результаты, полученные на моделях инсульта у грызунов, были подтверждены или коррелировали с результатами ассоциативных исследований у человека, в том числе с исходами после ИИ, оцененными по GWA, но их трансляция в целом остается низкой [5]. Это связано с существенными физиологическими различиями между животными и людьми, и в ряде случаев с неадекватностью экспериментальных моделей инсульта. Помимо создания более совершенных животных моделей болезней, одним из методов улучшения трансляции данных может быть разработка подходов, основанных на тщательном отборе и межвидовой мультиомной проверке данных [10, 11]. Следуя этим принципам, нами был разработан протокол для поиска геномных маркеров, которые могут повлиять на исход ИИ, на основе биоинформационного анализа [12]. Наш метод отличается подходами к отбору как потенциальных генов-кандидатов, являющихся человеческими ортологами генов крыс, продемонстрировавших наиболее значимые изменения их экспрессии в мозге в ответ на окклюзию височной артерии, так и SNP, в том числе функционально важных SNP.

Цель исследования — изучить ассоциации 9 генетических вариантов с риском и динамикой восстановления (исход) ИИ, используя разработанный протокол для поиска геномных маркеров, основанный на биоинформационном подходе к изучению SNP в человеческих ортологах крысиных генов, дифференциально экспрессирующихся в условиях индуцированной ишемии головного мозга.

Исследование проведено в группе больных с ИИ, проходивших лечение на клинической базе кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России в неврологическом отделении ГКБ №31 Москвы.

В исследование был включен 331 пациент (166 мужчин и 165 женщин, средний возраст 71,68±8,69 года) с острым впервые развившимся ИИ. В контрольную группу вошли 222 здоровых (109 мужчин и 113 женщин, средний возраст 70,20±9,63 года) русского происхождения из регионов Среднеевропейской России.

Критерии включения: наличие острого впервые возникшего ИИ; российские пациенты, которые сами идентифицировали себя как лица славянского происхождения; письменное добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Критерии невключения: наличие транзиторной ишемической атаки, повторного ИИ, геморрагического инсульта, острого инфаркта миокарда (ОИМ), декомпенсированной сердечной недостаточности и других тяжелых сопутствующих состояний, включая аутоиммунные и инфекционные заболевания.

Все испытуемые дали письменное информированное согласие на участие в исследовании.

Подтипы ИИ были определены в соответствии с критериями TOAST [13].

Для оценки тяжести инсульта использовали шкалу инсульта Национальных институтов здоровья (NIHSS) [14]. Функциональное восстановление после инсульта оценивали по модифицированной шкале Рэнкина (mRS). Тяжесть и восстановление оценивали дважды, в 1-й и 14-й дни после инсульта. Все пациенты были обследованы согласно действующим клиническим рекомендациям по диагностике и лечению ИИ [15].

ДНК выделяли из клеток периферической крови обработкой протеиназой К с последующей экстракцией фенол-хлороформом [16]. Принципы отбора анализируемых в исследовании полиморфных маркеров описаны в недавно разработанном нами протоколе [12]. Они включали следующие основные этапы: 1) отбор генов крыс, экспрессия которых в головном мозге изменялась наиболее значительно в ответ на окклюзию височной артерии; 2) идентификация человеческих ортологов этих крысиных генов; 3) идентификация SNP в генах человека и выявление среди них любых информативных SNP с высокой степенью неравновесия по сцеплению (tagSNP). Для этого требуются данные о последовательностях всего генома из соответствующей популяции (в нашем исследовании это была популяция CEU из проекта 1000 геномов); 4) аннотирование и идентификация функционально важных tagSNP, влияющих на экспрессию изучаемых генов, а именно выраженных локусов количественных признаков (eQTL) (для аннотирования tagSNP использовалась версия GTExAnalysis V8). Аннотация привела к резкому сокращению количества генов-кандидатов, отбрасывая те, у которых был низкий потенциал. При оценке tagSNP в первую очередь отбирались SNP, связанные с изменением экспрессии соответствующих генов в тканях мозга человека. Таких SNP было восемь в пяти генах (PTX3, RGS9, EMP1, CD14 и LGALS3) (табл. 1).

Таблица 1. Геномные характеристики изученных полиморфизмов с последовательностями праймеров и зондов и условиями ПЦР

Chr

5’-(VIC)TGGCACCCCATGCC(BHQ2)-3’

5’-CTGACATGGGTGCTCAC-3’

5’-CCTTCATGCTGGAGGTTC-3’

62

Примечание. Chr — хромосома; Ta — температура отжига; °C — градус Цельсия.

Дополнительный девятый SNP (локус rs1491961 в CCR1) был включен в анализ на основании его значимой статистики, связанной с eQTL. Он имел наибольшее абсолютное значение p и нормализованную величину эффекта (10—47 и –0,40 соответственно), а его функциональный эффект был связан с экспрессией в цельной крови. Выбранные SNP-метки были генотипированы в текущем исследовании с использованием полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени TaqMan. Праймеры и зонды для распознавания аллелей были разработаны с использованием программного обеспечения BeaconDesigner v. 7.91 («PREMIER Biosoft International», США) и синтезированы компанией «ДНК-Синтез» (Россия) (см. табл. 1).

ПЦР проводили в водном растворе конечным объемом 25 л, содержащем 2,5 л буфера 10 ПЦР («Синтол», Россия), 2,5 мМ MgCl2 («Силекс», Россия), 250 М дезоксирибонуклеозидтрифосфатов (ЗАО «ThermoFisherScientificBaltics», Литва), по 10 пМ праймеров («ДНК-Синтез», Россия), 5 пМ FAM- и VIC-специфических зондов TaqMan («ДНК-Синтез», Россия), 1,25 ед. ДНК-полимеразы SynTaq («Синтол», Россия) и 50 нг геномной ДНК. Термоциклирование и измерение интенсивности флюоресценции проводили с использованием системы ПЦР в реальном времени StepOnePlus (Applied Biosystems, США). Образцы сначала инкубировали в течение 10 мин при 95 °C для активации ДНК-полимеразы SynTaq, потом циклировали 40 раз при 95 °C в течение 15 с, а затем при 54—62 °C в течение 45 с (см. табл. 1).

Статистический анализ. Влияние SNP на восстановление оценивали по их связи с показателями шкалы mRS. Баллы были проанализированы следующим образом: 1) баллы mRS 0—2 по сравнению с баллами 3—6 (исследование 1); 2) баллы mRS 0—3 по сравнению с баллами 4—6 (исследование 2); 3) динамика показателей mRS с 1-го по 14-й день после ИИ (исследование 3). Первые два исследования различались по уровню помощи, необходимой пациентам в повседневной жизни: 1) оценка mRS 0—2 балла (группа функционального восстановления) против 3—6 баллов (группа нефункционального восстановления) и 2) способность пациентов ходить (по шкале mRS 0—3 балла (группа функционального восстановления) против mRS 4—6 баллов (группа нефункционального восстановления). Исследование 3 было проведено для оценки различий в постинсультных исходах. Их оценивали путем расчета индивидуальных изменений (значений D) в баллах mRS у пациентов на 1-й и 14-й дни как DmRS=mRS1—mRS14 и определяли как положительные (DmRS>0), отрицательные (DmRS<0) или стабильные (DmRS=0). Распределение генотипов в группах сравнивали с помощью теста χ2. При необходимости уточнения вклада отдельных генотипов дополнительно применялись доминантные, рецессивные и сверхдоминантные генетические модели. Для нахождения независимых переменных использовали множественную линейную регрессию. Результаты были скорректированы по возрасту и полу. Значимость ассоциаций была установлена на уровне p<0,005, которая рассчитывалась как номинальное значение (p<0,05), деленное на общее количество протестированных SNP (n=9). Статистический анализ проводили с использованием программного обеспечения Statistica v. 8.0, R-пакета AssocTests и программного обеспечения Haploview v. 4.2 [17].

В текущем исследовании было генотипировано девять SNP. Частоты генотипов по исследуемым группам приведены в табл. 2 и 3. Распределения всех генотипов в контрольных выборках не отклонялись от ожидаемых значений при равновесии Харди—Вайнберга. Два SNP показали значительную связь с риском развития инсульта: rs62278647 и rs2316710 (см. табл. 3). Оба SNP принадлежат гену PTX3 и находились в сильном LD в нашей выборке (r2=0,82). Объединение информации о распределении генотипов по генетическим моделям наследования (доминантная, рецессивная и сверхдоминантная) показало наиболее выраженную ассоциацию с гетерозиготным генотипом AT у пациентов (p=0,000027). В случае SNP rs2316710 такая распространенность также наблюдалась, но не была достоверной (p=0,0095). По результатам регрессионного анализа SNP rs62278647 был единственным независимым предиктором развития ИИ. Дополнительные сравнения, проведенные отдельно в когортах мужчин и женщин, показали, что обнаруженные ассоциации были значимы только у женщин (p=0,000057 и p=0,000765 для rs62278647 и rs2316710 соответственно). Обе ассоциации оставались значимыми даже после поправки на количество двух дополнительных сравнений (p<0,0056/2). Для других SNP не наблюдалось статистически значимых различий в распределении генотипов между когортами мужчин и женщин.

Таблица 2. Частота генотипов в группах пациентов из исследований 1, 2 и 3

0,13 (20)

0,09 (14)

0,12 (8)

0,10 (11)

Примечание. Здесь и в табл. 3: цифры в скобках — число пациентов с определенными генотипами; p — статистическая значимость; * — различия статистически значимы.

Таблица 3. Частота генотипов в группах больных и контроля

0,46 (152)

0,42 (92)

0,10 (33)

0,06 (13)

Помимо ассоциации с риском развития ИИ, была проанализирована возможность ассоциации представленных SNP с динамикой функционального восстановления в остром периоде ИИ. Из 331 пациента с инсультом, проанализированного в исследовании 1, 116 были классифицированы как группа функционального восстановления (оценка по шкале mRS 0—2 балла), а 214 — группа нефункционального восстановления (оценка по шкале mRS 3—6) (1 пациент был исключен из анализа в связи со смертью на 8-е сутки заболевания). В исследовании 2 группа функционального восстановления включала 175 пациентов (оценка mRS 0—3 балла), а нефункционального восстановления — 155 (оценка mRS 4—6 баллов). У 155 пациентов отмечена положительная динамика изменений показателей mRS (DmRS >0 баллов); у 67 — негативные изменения (DmRS <0 баллов); 108 пациентов были стабильны (DmRS=0 баллов) (см. табл. 2). Статистически значимых различий в распределении генотипов между группами в исследованиях 1 и 2 обнаружено не было. В то же время анализ распределений генотипов, наблюдаемых в исследовании 3, выявил один достоверно значимый SNP (p<0,05): rs66782529 гена LGALS3 (см. табл. 2). Дополнительные попарные сравнения доказали, что в группе пациентов с отрицательной динамикой (DmRS<0 баллов) генотип CC встречался достоверно чаще по сравнению с группой положительной динамики и отсутствием динамики. Ассоциация была наиболее значимой при сравнении групп с отрицательными и стабильными значениями DmRS, где rs66782529 был независимым предиктором плохой динамики восстановления ИИ в остром периоде (p=0,0047 по сравнению с p=0,9235 и p=0,3071 для пола и возраста соответственно).

Исходы ИИ варьируют от полного выздоровления до стойкой тяжелой инвалидности или смерти. В ходе исследования нами были оценены ассоциации генетических вариантов в шести генах с динамикой восстановления в остром периоде инсульта. Как указывалось ранее, выбор SNP, в том числе функционально важных SNP, был основан на определении человеческих ортологов генов крыс, продемонстрировавших наиболее значимые изменения их экспрессии в мозге в ответ на окклюзию височной артерии. Наш анализ был проведен среди пациентов, идентифицирующих себя как русских, для создания группы с гомогенным с точки зрения генетики происхождением.

Традиционно исходы анализируются путем разделения пациентов на группы функционального и нефункционального восстановления на основе индивидуальных показателей шкалы mRS (т.е. противопоставленные группы могут включать пациентов с показателями mRS 0—2 и 3—6 баллов или с показателями mRS 0—3 и 4—6 баллов). Также нами были разделены пациенты на основе динамики и направления изменений их показателей восстановления mRS с 1-го по 14-й дни. В результате этого группирования были выделены 3 разные категории динамики — положительная, отрицательная и стабильная. Результаты регрессионного анализа показали меньшую зависимость предложенной группировки от возраста больных и позволили предположить, что она может быть альтернативой другим вариантам разделения больных при изучении исходов инсульта.

Связи между исследуемыми SNP и функциональным восстановлением в остром периоде, оцениваемым по шкале mRS, обнаружено не было. Однако было обнаружено, что один локус SNP (rs66782529) гена LGALS3 достоверно коррелирует (p<0,05) с отрицательными значениями динамики восстановления. Этот SNP удален от начала гена LGALS3 на 8 т.п.н., но, следуя формальным критериям, мы аннотировали его этим геном. LGALS3 кодирует белок, связывающий бета-галактозид, галектин-3, который участвует в регуляции или опосредовании различных внутри- и внеклеточных процессов, включая клеточную адгезию, миграцию, дифференцировку, апоптоз и воспаление [18]. Галектин-3 повсеместно экспрессируется у взрослых людей в нормальных физиологических условиях. Также было обнаружено, что его экспрессия значительно и быстро индуцируется в условиях болезни. Поэтому галектин-3 считается важным биомаркером, особенно сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний [19, 20]. Этот потенциал связан с провоспалительными свойствами белка. Роль галектина-3 в опосредовании воспалительных реакций во время подострого инсульта у крыс была продемонстрирована посредством реверсии нейровоспаления при ингибировании экспрессии LGALS3 [21]. С учетом данных проекта Genotype-TissueExpression (GTEx), продемонстрировавшего способность генотипов rs66782529 влиять на экспрессию LGALS3 в головном мозге, результаты нашего исследования согласуются с данными литературы. Во-первых, согласно исследованию GTEx, генотипы CT и TT снижали экспрессию. Во-вторых, максимальное число больных с генотипом CC наблюдалось в группе с отрицательными значениями DmRS. В этой группе снижение функциональных возможностей не было остановлено или обращено вспять. Следовательно, у этих пациентов могло быть задействовано нейровоспаление как фактор дальнейшего повреждения головного мозга. Кроме того, при рассмотрении функциональных особенностей SNP rs66782529 по результатам HaploReg [22] и RegulomeDB [23] следует отметить, что SNP влияет на экспрессию LGALS, изменяя локальное состояние хроматина.

Кроме того, достоверные ассоциации были обнаружены между SNP гена PTX3 и риском развития ИИ. Ген кодирует белок пентраксин-3, который является важным медиатором врожденной устойчивости к различным патогенам грибкового, бактериального и вирусного происхождения и участвует в регуляции воспаления, ангиогенеза, ремоделирования тканей и опухоли [24]. Как и в случае с LGALS3, экспрессия PTX3 увеличивается при болезненных состояниях, а пентраксин-3 был определен как новый и независимый прогностический маркер смертности после ОИМ и ИИ [25, 26]. В то же время эксперименты на животных моделях показали, что истощение PTX3 приводило к поведенческим нарушениям и прогрессированию повреждения головного мозга у мышей с хронической ишемией, свидетельствуя, что пентраксин-3 может действовать в зависимости от времени, усиливая воспаление сразу после повреждения и способствуя процессам репарации тканей в более поздние сроки [27—29].

В нашем исследовании было обнаружено, что SNP гена PTX3 связаны с риском ИИ (rs62278647 и rs2316710). Риск ИИ в целом коррелировал с преобладанием гетерозиготных генотипов у наших пациентов. Аналогичная направленность ассоциации была продемонстрирована в исследовании E. el Melegy и соавт. [30], которые изучали ассоциацию SNP rs2305619 с ОИМ. SNP rs2305619 находился в сильном неравновесии по сцеплению (LD; r2=0,97) с нашим SNP rs2316710 в тестовой популяции CEU из проекта 1000 Genomes [9]. При этом каких-либо корреляций PTX3 с функциональным восстановлением при остром инсульте обнаружено не было. Мы предполагаем, что отсутствие корреляции между полиморфизмами PTX3 и исходом ИИ связано с тем, что сам уровень PTX3 не является причинным фактором для исхода ИИ. Полученные в ходе исследования данные о различиях генотипических ассоциаций с риском ИИ между пациентами мужского и женского полов усложняют вопрос, предполагая возможность половой специфичности функции PTX3, в том числе ее корреляцию с более высокой частотой ИИ у женщин. Однако это предположение требует подтверждения в дальнейших исследованиях.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что разработанный нами подход к поиску генетических маркеров исхода ИИ, основанный на определении потенциальных генов-кандидатов, являющихся человеческими ортологами генов крыс, продемонстрировавших наиболее значимые изменения экспрессии в мозге в ответ на окклюзию височной артерии, в том числе функционально важных SNP, оказался эффективным. Был выявлен ряд новых ассоциаций с риском развития и динамикой функционального восстановления острого инсульта. В то же время исследование имело некоторые ограничения. Во-первых, относительно небольшой размер выборки, который мог снизить статистическую мощность исследования. Во-вторых, так как анализ был ограничен локальными eQTL, потенциальные ассоциации удаленных SNP (транс-eQTL) с инсультом и постинсультными событиями не учитывались. Принятие во внимание этих факторов повысит возможности и силу нашего подхода.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) в рамках научного проекта №19-04-00397.