Васильева Е.С.

Первый медико-педагогический центр «Лингва Бона»

Анисимов Г.В.

ООО ПМПЦ «Лингва Бона»

Калашникова Т.П.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Современные подходы к диагностике и коррекции поведенческой инсомнии детского возраста

Авторы:

Васильева Е.С., Анисимов Г.В., Калашникова Т.П.

Подробнее об авторах

Прочитано: 5042 раза


Как цитировать:

Васильева Е.С., Анисимов Г.В., Калашникова Т.П. Современные подходы к диагностике и коррекции поведенческой инсомнии детского возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2020;120(9‑2):62‑67.
Vasileva ES, Anisimov GV, Kalashnikova TP. Current approaches to the diagnosis and treatment of behavioral insomnia in children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(9‑2):62‑67. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012009262

Согласно международной классификации расстройств сна (ICSD-3) 2014 г., поведенческая инсомния детского возраста является одним из типов хронической инсомнии и представляет собой повторяющиеся трудности начала, продолжительности, консолидации или качества сна, возникающие, несмотря на достаточное время, отведенное для сна, что приводит к развитию дневных функциональных нарушений у ребенка и/или семьи [1]. ICSD-3 не предполагает деление инсомнии на первичную и вторичную, подчеркивая, что различия между этими типами условны, а патогенез инсомнии позволяет применять в обоих случаях похожие методы лечения нарушений сна [1]. Стоит отметить, что в предыдущей классификации поведенческая инсомния относилась к группе первичных инсомний.

По данным разных авторов [2, 3], от 4 до 31% детей страдают инсомниями, в большинстве случаев являющимися поведенческими. В младенчестве основной проблемой являются ночные пробуждения, причем от 25 до 50% детей старше 6 мес продолжают просыпаться ночью [3]. Сопротивление сну встречается у 10—15% детей младшего возраста [4].

На формирование поведенческой инсомнии влияют как внутренние (темперамент и особенности онтогенеза ребенка, хронотип, соматический и неврологический статус), так и внешние (особенности ухода и воспитания, условия и гигиена сна, психологический климат в семье) факторы [5].

С клинической точки зрения, детскую поведенческую инсомнию можно разделить на следующие типы:

I. Инсомния, связанная с ассоциациями засыпания (sleep-onset association type), характеризуется формированием стойких неадаптивных ассоциаций (условных рефлексов) засыпания, отсутствие которых существенно затрудняют укладывание, а каждое пробуждение требует их обязательного повторения. Классическим примером неадаптивных ассоциаций служит укачивание, однако на практике решающими являются удобство и легкость воспроизведения для родителей [4]. На сегодня нет однозначного мнения, к какому возрасту должен сформироваться навык «самоуспокоения» во время ночных пробуждений и каким образом в этом случае должны удовлетворяться конкурирующие со сном физиологические потребности (голод, жажда, физический комфорт, безопасность), которые являются причиной пробуждения и реализуются в раннем детстве с непосредственным участием взрослых [4].

II. Инсомния, связанная с нарушением установок сна (limit-setting type), наиболее распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Характеризуется активным сопротивлением, словесным протестом и многочисленными требованиями перед сном — так называемым синдромом «зова из-за двери». Проблема часто усугубляется протестным поведением ребенка. Дети могут высказывать разнообразные страхи, связанные со сном (страх темноты, одиночества в спальне, ночных кошмаров, боли и неприятных ощущений) и вызывающие оттягивание момента укладывания, что требует дифференциальной диагностики с тревожно-фобическим расстройством, парасомниями, соматическими заболеваниями. Это расстройство чаще всего развивается из-за неспособности или нежелания лица, осуществляющего уход, установить согласованные правила и обеспечить соблюдение нормального режима перед сном. Также причиной протеста может стать несоответствие между хронотипом ребенка («сова») и родительскими ожиданиями времени отхождения ко сну [4].

III. Инсомния, связанная с чрезмерным временем пребывания в постели, хотя и не является «формальным» подтипом поведенческой инсомнии, тем не менее это понятие, по мнению ряда авторов, необходимо в клинической практике [4]. В этом случае время для сна, установленное родителями, превышает потребности ребенка в сне, что приводит к длительному укладыванию и сопротивлению сну, частым ночным пробуждениям, раннему утреннему пробуждению или их сочетанию [4].

ICSD-3 выделяет следующие диагностические критерии хронической инсомнии вне зависимости от возраста:

А. Жалобы больного, его родителей или других попечителей на:

1) качественные и количественные нарушения сна:

— снижение общей продолжительности сна;

— длительное засыпание;

— ночные пробуждения;

— нежелание ложиться спать по соответствующему возрасту графику;

— трудность сна без участия родителей;

— слишком раннее пробуждение;

2) нарушения дневного функционирования:

— дневная сонливость, засыпание в неподходящих местах и условиях;

— снижение концентрации внимания или ухудшение памяти;

— нарушение социального функционирования и академической успеваемости;

— нарушение настроения, раздражительность, гиперактивность, импульсивность, агрессия;

— повышенная утомляемость, вялость, снижение мотивации, энергии, инициативы;

— подверженность несчастным случаям, ошибкам;

— беспокойство по поводу сна.

Б. Заявленные жалобы на сон и бодрствование не могут быть объяснены только лишь отсутствием возможности спать (недостатком времени для сна) или неадекватными внешними условиями для сна.

В. Нарушение сна и связанные с ним дневные симптомы возникают не менее 3 раз в неделю и сохраняются не менее 3 мес [1].

Следует отметить, что критерии диагностики не имеют возрастной специфичности, что может затруднять их применение у младенцев и детей раннего возраста. Имеется ряд скрининговых опросников для родителей, предназначенных для диагностики инсомнии у детей [5, 6]: Child’s Sleep Habits Questionnaire [7], Brief Infant Sleep Questionnaire [8], BEARS (Bedtime Issues, Excessive Daytime Sleepiness, Night Awakenings, Regularity and Duration of Sleep, Snoring) [9].

Объективизировать проблему инсомнии помогает дневник сна и бодрствования, заполняемый родителями на протяжении 1—2 нед, который позволяет оценить количество и распределение сна и бодрствования в течение суток.

Интерпретация жалоб и анамнеза в случае поведенческой инсомнии может быть сложной по ряду причин. Во-первых, это субъективность диагностики, основанной преимущественно на жалобах родителей и их представлениях о нормальном детском сне. Во-вторых, это значительная изменчивость сна и бодрствования в ходе онтогенеза [2, 4].

Во избежание гипердиагностики и необоснованных вмешательств важно помнить, что некоторая степень сопротивления сну и эпизодическая бессонница очень распространены у детей и часто являются преходящими. Чтобы считать нарушения сна инсомнией, симптомы должны возникать не менее 3 раз в неделю, сохраняться в течение не менее 3 мес и приводить к значительным нарушениям функционирования у ребенка, родителей или семьи [1, 4].

Наконец, культурные и этнические различия в практике сна оказывают глубокое влияние на то, как родитель определяет проблему, а также на приемлемость различных стратегий лечения. Таким образом, врач должен интерпретировать историю сна в контексте отдельного ребенка и семьи; трактовка и решения могут также меняться в зависимости от реакции ребенка и семьи на поведенческие вмешательства [4].

Основа коррекции поведенческой инсомнии у детей — поведенческая терапия, которая в большинстве случаев является методом выбора, а медикаментозное лечение возможно только в сочетании с поведенческими вмешательствами [10]. Несмотря на имеющийся умеренный уровень доказательств того, что поведенческие вмешательства эффективны для лечения нарушений сна у младенцев и детей младшего возраста, все еще остаются вопросы о том, каковы основные компоненты этих вмешательств, а также о возможных краткосрочных и долгосрочных отрицательных последствиях этих методов коррекции [11].

В самом широком понимании поведенческая терапия включает рациональный режим дня с адекватным возрасту распределением сна и бодрствования, гигиену сна и организацию подходящих для него условий, своевременное дифференцированное удовлетворение конкурирующих со сном физиологических потребностей, формирование и закрепление адекватных возрасту ассоциаций на засыпание, положительное подкрепление и формирование позитивного отношения ко сну, сокращение времени пребывания в постели, запланированные пробуждения.

Первым шагом в лечении поведенческой инсомнии у детей являются соблюдение правил гигиены сна и нормализация режима сна и бодрствования. Работа с родителями по установлению и укреплению надлежащего соблюдения правил гигиены сна может дать впечатляющие результаты, она необходима в том числе как основа успеха для последующих поведенческих вмешательств [10]. К ключевым элементам гигиены детского сна относятся избегание кофеина в конце дня или в больших дозах; яркое освещение и двигательная активность в течение дня и спокойное времяпрепровождение при приглушенном свете вечером; избегание пассивного курения; привычный и предсказуемый ритуал укладывания; ограничение «экранного времени» по вечерам; комфортное спальное место; привычный режим дня; избегание длительного или позднего вечернего сна [10, 12].

Нормализация режима дня, основанная на рекомендуемой возрастной продолжительности сна и бодрствования, наблюдениях за ребенком и распределении их в течение суток, позволяет добиться слаженной работы циркадного, гомеостатического и ультрадианного процессов регуляции сна и бодрствования и адекватного «давления сна» к моменту укладывания [12].

Помимо готовности ко сну, для засыпания важен ряд внешних условий (темнота или приглушенный свет, отсутствие резких раздражителей, комфортная температура в спальне, ограничение «экранного времени», особенно перед сном) и удовлетворение других физиологических потребностей, которые могут конкурировать со сном, мешая заснуть или способствуя пробуждению: голод, жажда, физический комфорт, чувство безопасности; причем последнее в младенчестве в первую очередь связано с непосредственной близостью родителя и только потом — с привычными внешними условиями и ассоциациями на засыпание.

Привычные ассоциации засыпания — это последовательность из 3—4 успокаивающих действий, формирующих ритуал укладывания продолжительностью 20—45 мин, которая повторяется перед каждым сном и работает по типу условного рефлекса, облегчая наступление сна [4]. Формирование стойких неадаптивных ассоциаций засыпания (укачивание, катание в коляске, просмотр телевизора) может приводить к поведенческой инсомнии у ребенка и снижению качества жизни семьи. В этом случае требуется их постепенная смена на более удобные и адекватные возрасту через этап сочетания либо обучение самостоятельному засыпанию. Ассоциации засыпания должны быть легко воспроизводимы при ночных пробуждениях и могут включать, например, переходные объекты, такие как одеяло или игрушка [4].

Сформировать у ребенка положительное отношение ко сну и укладыванию помогает включение в ритуал укладывания приятных и ожидаемых действий (массаж, тактильные игры, сказки и колыбельные). Недопустимо использовать сон в качестве наказания. Позитивные ритуалы укладывания показали свою эффективность в лечении поведенческой инсомнии у младенцев как самостоятельный метод, а не только в сочетании с методами, основанными на игнорировании плача [13, 14]. У дошкольников положительное подкрепление может включать в себя награду за желаемое поведение (например, укладывание спать в установленное время или сон в своей кровати). Важно, чтобы условия были понятны ребенку, цели достижимы, а награда следовала незамедлительно за выполненным условием [15].

Ограничение времени в постели позволяет сократить длительность укладывания. В этом случае, если ребенок не уснул в течение установленного времени, укладывание и пребывание в постели прекращается и возобновляется при появлении признаков сонливости (обычно через 20—40 мин в зависимости от возраста). В дальнейшем время укладывания устанавливается максимально близко ко времени засыпания и постепенно сдвигается на более раннее, что не должно приводить к повторному растягиванию укладывания [4, 16, 17]. Кровать при этом используется только для засыпания и сна, а не в качестве манежа для игр.

В узком смысле поведенческая терапия детской инсомнии часто сводится к методикам обучения самостоятельному засыпанию, т.е. к формированию навыка «самоуспокоения» на базе привычных ассоциаций на засыпание, выполнимых без участия родителя, в сочетании с той или иной степенью игнорирования попыток ребенка привлечь внимание и минимизаций контакта с ним (от полной до частичной). Методики с использованием игнорирования плача основаны на гипотезе о том, что ночные пробуждения и поведение ребенка, требующее внимания родителей, положительно этим вниманием и подкрепляются, что приводит к нарушениям сна. В отсутствие положительного подкрепления ребенок перестает искать внешней помощи и во время ночных пробуждений начинает успокаиваться самостоятельно [18]. Недостаток этой гипотезы состоит в том, что она не учитывает естественной потребности младенцев в контакте с родителями, в том числе в качестве основного способа удовлетворения других физиологических потребностей. Кроме того, многим родителям неприятно игнорировать плач своего ребенка, что снижает комплаентность и приводит к непоследовательному родительскому поведению, которое может усилить протест со стороны ребенка [15, 18].

Постепенно накапливаются данные о том, что, улучшая количественные показатели, методы игнорирования плача при детской инсомнии не уменьшают выраженность детского плача и материнской депрессии — основных проблем, с которыми родители обращаются к врачу [19—21]. Недостаточно изучен эффект вызываемого этими методиками разрушения физиологической, гормональной и поведенческой синхронизации между матерью и ребенком, заключающейся в своевременном и адекватном ответе матери на потребность ребенка в еде или сне [19, 22].

Также существуют опасения, что обучение детей самостоятельному засыпанию в возрасте до 6 мес может даже нанести вред, поскольку его влияние на процесс грудного вскармливания непредсказуемо, а ребенок в этом возрасте все еще нуждается в ночных кормлениях [19, 23]. Таким образом, методы игнорирования плача не должны применяться у детей в возрасте до 6 мес [19].

Запланированные пробуждения не настолько хорошо изучены, как игнорирование, но также показали эффективность в лечении поведенческой инсомнии [24]. Смысл этой методики заключается в том, чтобы разбудить ребенка за 15—30 мин до его привычного ночного пробуждения, а затем уложить вновь. Со временем интервалы между запланированными пробуждениями увеличиваются, а их количество в течение ночи уменьшается до полного исчезновения [25]. Вероятно, запланированные пробуждения увеличивают продолжительность консолидированного сна, однако механизм действия этого метода не совсем ясен [15, 26].

Эффективность поведенческих методик была продемонстрирована во многих исследованиях, которые, как правило, включали обучение и поддержку родителей в применении одного или нескольких из вышеуказанных методов. Обзор 52 исследований, посвященных лечению поведенческой инсомнии, показал, что поведенческая терапия дает надежные и долговременные результаты в отношении как сопротивления укладыванию, так и ночных пробуждений у маленьких детей [26, 27]. В 94% исследований была подтверждена эффективность поведенческих методик, более 80% детей продемонстрировали клинически значимое улучшение, которое сохранялось в ходе как кратковременного (до 6 мес), так и длительного (более 12 мес) наблюдения. Ни в одной публикации не сообщалось о негативных эффектах. В ряде исследований также были обнаружены положительные изменения со стороны поведения детей в дневное время и самочувствия родителей [15, 28].

Исследования, изучавшие влияние поведенческих вмешательств на развитие детей, не выявили никаких побочных эффектов. В рандомизированном исследовании у младенцев поведенческие вмешательства с постепенным увеличением интервалов времени, проведенного в постели без родителей, не показали стрессогенного эффекта у младенцев при измерении кортизола слюны и влияния на детско-родительскую привязанность 1 год спустя [29]. Также не было отмечено негативного влияния поведенческой терапии на психическое здоровье, сон, психосоциальное функционирование и регуляцию стресса, отношения с родителями, психическое здоровье матерей и стиль воспитания в течение последующих 6 лет [15, 30].

В клинической практике приходится стакиваться с семьями, уже имеющими негативный опыт коррекции нарушений сна, патологические установки, фрустрацию, тревожные расстройства, нарушения привязанности в диаде мать—дитя, что не позволяет сразу добиться полной приверженности мероприятиям поведенческой терапии. В таких случаях рационально сочетание поведенческих вмешательств и медикаментозной терапии с постепенным отказом от последней. Имеются данные об усилении эффективности поведенческой терапии на фоне применения седативного препарата в сниженной дозе в течение первых 10 сут лечения [31]. Также медикаментозная терапия поведенческой инсомнии актуальна, когда последняя находится в структуре других поведенческих расстройств [2].

Спектр препаратов для лечения нарушений сна (бензодиазепины, нейролептики, антидепрессанты, агонисты α-адренорецепторов, мелатонин, антигистаминные средства), эмоциональных и невротических расстройств достаточно широк, но подчас они обладают побочными действиями, имеют возрастные ограничения или не испытывались при нарушениях сна у детей в рандомизированных контролируемых исследованиях, что диктует необходимость поиска новых подходов в терапии. Поэтому перспективным направлением, проверенным временем, является клиническая гомеопатия, которая сочетается с разными терапевтическими подходами, имеет законодательную базу, в частности Приказ Минздрава России от 29.11.95 №335 «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении», и широко применяется в педиатрической практике [32].

С учетом нашего практического опыта препаратом выбора является многокомпонентный гомеопатический лекарственный препарат Гомеострес («Буарон», Франция). В состав препарата входят растительные вещества (борец, чистотел, лакричник, калина, красавка, календула) в шестом разведении по Ганеману (6 СН).

Гомеострес показан при тревожных расстройствах, беспокойстве и нарушении сна. Принимают по 2 таблетки для рассасывания 3 раза в день на протяжении 2 нед. Важно, что, согласно инструкции по медицинскому применению препарата Гомеострес, он отпускается без рецепта, не вызывает заторможенности и привыкания и назначается детям с 3 лет. В исследованиях показана эффективность Гомеостреса уже с 3-го дня применения, сопоставимая с γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлоридом при нарушениях сна (51 и 53% детей соответственно имели улучшения сна), при отсутствии побочных эффектов в отличие от последнего [33]. Лекарственный препарат Гомеострес с первых дней приема помогает сохранять спокойствие, улучшает засыпание, нормализует продолжительность сна, борется с тревожностью и эмоциональной лабильностью, не ухудшает концентрацию внимания и не вызывает сонливости [34]. Может быть назначен при кормлении грудью.

Также требует обсуждения вопрос профилактики поведенческой инсомнии у детей. Поскольку консолидация ночного сна — процесс постепенный, диагноз поведенческой инсомнии обычно не ставится ранее 6 мес [18]. Однако уже с первых месяцев жизни ребенка родители могут начать вырабатывать у него здоровые привычки в отношении сна, чтобы предотвратить нарушения сна в будущем. R. Stremler и соавт. [35] отметили эффективность профилактического обучения будущих родителей гигиене материнского и детского сна, показали, что оно является действенным методом предотвращения поведенческой инсомнии у младенцев и улучшения качества сна их матерей: матери, прошедшие обучение, спали по ночам в среднем на 57 мин дольше и были более удовлетворены своим сном, чем матери группы контроля, так же как и ночной сон детей основной группы был в среднем на 45 мин дольше и с более редкими пробуждениями, чем у детей контрольной группы.

Помимо медицинских работников, профилактической работой с родителями (обучение безопасной организации и гигиене детского сна) и поведенческой терапией детской инсомнии (выбор методов поведенческой терапии и обучение им родителей) занимаются консультанты по детскому сну, обеспечивая информационную и психологическую поддержку родителей в ходе лечения. Комплексный и индивидуальный подходы к диагностике и лечению поведенческой инсомнии и преемственность в дальнейшем ведении пациентов позволяют добиться хороших результатов терапии.

Публикация подготовлена при спонсорской и информационной поддержке компании «Буарон».

Литература / References:

  1. Sateia MJ. International Classification of Sleep Disorders-Third Edition. CHEST. 2014;146(5):1387-1394. https://doi.org/10.1378/chest.14-0970
  2. Пальчик А.Б., Калашникова Т.П., Понятишин А.Е., Анисимов Г.В., Петрова Н.А. Сон и его расстройства у детей. М.: МЕДпресс-информ; 2018.
  3. Burnham MM, Goodlin-Jones BL, Gaylor EE, Anders TF. Nighttime sleep-wake patterns and self-soothing from birth to one year of age: a longitudinal intervention study. J Child Psychol Psychiatry. 2002;43(6):713-725.  https://doi.org/10.1111/1469-7610.00076
  4. Owens JA. Behavioral sleep problems in children. In: UpToDate, Chervin RD (Ed), Waltham, MA: UpToDate; 2020.
  5. Owens JA, Spirito A, McGuinn M. The Children’s Sleep Habits Questionnaire (CSHQ): psychometric properties of a survey instrument for school-aged children. Sleep. 2000;23(8):1-9.  https://doi.org/10.1093/sleep/23.8.1d
  6. Spruyt K, Gozal D. Pediatric sleep questionnaires as diagnostic or epidemiological tools: a review of currently available instruments. Sleep Med Rev. 2011;15(1):19-32.  https://doi.org/10.1016/j.smrv.2010.07.005
  7. Кельмансон И.А. Сон ребенка в онтогенезе и использование стандартизованного опросника для оценки поведения детей во время сна. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017;62(3):37-52.  https://doi.org/10.21508/1027-4065-2017-62-3-37-52
  8. Gould RA, Mindell JA, Leichman ES, Walters RM. Normalized Scoring System for the Brief Infant Sleep Questionnaire (BISQ), Sleep. 2018;41(suppl 1):A285. https://doi.org/10.1093/sleep/zsy061.765
  9. Owens JA, Dalzell V. Use of the ‘BEARS’ sleep screening tool in a pediatric residents’ continuity clinic: a pilot study. Sleep Med. 2005;6(1):63-69.  https://doi.org/10.1016/j.sleep.2004.07.015
  10. Dean W, Beebe. A Brief Primer on Sleep for Pediatric and Child Clinical Neuropsychologists. Child Neuropsychol. 2012;18(4):313-338.  https://doi.org/10.1080/09297049.2011.602014
  11. Meltzer LJ, Mindell JA. Systematic Review and Meta-Analysis of Behavioral Interventions for Pediatric Insomnia. Journal of Pediatric Psychology. 2014;39(8):932-948.  https://doi.org/10.1093/jpepsy/jsu041
  12. Mindell JA, Owens JA. A clinical guide to pediatric sleep: Diagnosis and management of sleep problems. 2nd ed. Philadelphia: Lippincott, Williams, and Wilkins; 2010.
  13. Mindell JA, Telofski LS, Wiegand B, Kurtz ES. A nightly bedtime routine: impact on sleep in young children and maternal mood. Sleep. 2009;32(5):599-606.  https://doi.org/10.1093/sleep/32.5.599
  14. Mindell JA, Li AM, Sadeh A, Kwon R, Goh DY. Bedtime routines for young children: a dose-dependent association with sleep outcomes. Sleep. 2015;38(5):717-722.  https://doi.org/10.5665/sleep.4662
  15. Vriend J, Corkum P. Clinical management of behavioral insomnia of childhood. Psychol Res Behav Manag. 2011;4:69-79.  https://doi.org/10.2147/PRBM.S14057
  16. Cooney MR, Short MA, Gradisar M. An open trial of bedtime fading for sleep disturbances in preschool children: a parent group education approach. Sleep Med. 2018;46:98.  https://doi.org/10.1016/j.sleep.2018.03.003
  17. Morgenthaler TI, Owens J, Alessi C, Boehlecke B, Brown TM, Coleman J, Friedman L, Kapur VK, Lee-Chiong T, Pancer J, Swick TJ. Practice parameters for behavioural treatment of bedtime problems and night wakings in infants and young children. Sleep. 2006;29(10):1277-1281.
  18. Tikotzky L, Sadeh A. The role of cognitive—behavioral therapy in behavioral childhood insomnia. Sleep Med. 2010;11(7):686-691.  https://doi.org/10.1016/j.sleep.2009.11.017
  19. Пчелина П.В., Полуэктов М.Г. Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Эффективная фармакотерапия. 2016;19:52-59. 
  20. Symon BG, Marley JE, Martin JA, Norman ER. Effect of a consultation teaching behaviour modification on sleep performance in infants. Med J Aust. 2005;182(5):215-218.  https://doi.org/10.5694/j.1326-5377.2005.tb06669.x
  21. Douglas PS, Hill PS. Behavioral sleep interventions in the first six months of life do not improve outcomes for mothers or infants: a systematic review. J Dev Behav Pediatr. 2013;34(7):497-507.  https://doi.org/10.1097/DBP.0b013e31829cafa6
  22. Middlemiss W, Granger DA, Goldberg WA, Nathans L. Asynchrony of mother-infant hypothalamic-pituitary-adrenal axis activity following extinction of infant crying responses induced during the transition to sleep. Early Hum Dev. 2012;88(4):227-232.  https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2011.08.010
  23. Douglas PS, Hill PS, Brodribb W. The unsettled baby: how complexity science helps. Arch Dis Child. 2011;96(9):793-797.  https://doi.org/10.1136/adc.2010.199190
  24. Rickert VI, Johnson CM. Reducing nocturnal awakening and crying episodes in infants and young children: a comparison between scheduled awakenings and systematic ignoring. Pediatrics. 1988;81(2):203-212. 
  25. Kuhn BR, Elliott AJ. Treatment efficacy in behavioral pediatric sleep medicine. J Psychosom Res. 2003;54(6):587-597.  https://doi.org/10.1016/s0022-3999(03)00061-8
  26. Mindell JA, Kuhn B, Lewin DS, Meltzer LJ, Sadeh A. American Academy of Sleep Medicine Review. Behavioral treatment of bedtime problems and night wakings in infants and young children. Sleep. 2006;29(10):1263-1276. https://doi.org/10.1093/sleep/29.10.1263
  27. Morgenthaler TI, Owens J, Alessi C, Boehlecke B, Brown TM, Coleman J Jr, Friedman L, Kapur VK, Lee-Chiong T, Pancer J, Swick TJ, American Academy of Sleep Medicine. Practice parameters for behavioral treatment of bedtime problems and night wakings in infants and young children. Sleep. 2006;29:1277. https://doi.org/10.1093/sleep/29.10.1277
  28. Wolfson A, Lacks P, Futterman A. Effects of parent training on infant sleeping patterns, parents’ stress, and perceived parental competence. J Consult Clin Psychol. 1992;60:41.  https://doi.org/10.1037/0022-006x.60.1.41
  29. Gradisar M, Jackson K, Spurrier NJ, Gibson J, Whitham J, Williams AS, Kennaway DJ. Behavioral Interventions for Infant Sleep Problems: A Randomized Controlled Trial. Pediatrics. 2016;137(6):e20151486-e20151486. https://doi.org/10.1542/peds.2015-1486
  30. Price AMH, Wake M, Ukoumunne OC, Hiscock H. Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial. PEDIATRICS. 2012;130(4):643-651.  https://doi.org/10.1542/peds.2011-3467
  31. France KG, Blampied NM, Wilkinson PJ. Treatment of infant sleep disturbance by trimeprazine in combination with extinction. Dev Behav Pediatr. 1991;12(5):308-314.  https://doi.org/10.1097/00004703-199110000-00005
  32. Карнеева О.В., Рязанцев С.В., Радциг Е.Ю., Ким И.А. Возможности клинической гомеопатии в комплексной терапии острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей. Методические рекомендации. М.: Полифорум Групп; 2017.
  33. Хачатрян Л.Г., Максимова М.С., Ожегова И.Ю., Белоусова Н.А. Терапия отдаленных последствий перинатального поражения нервной системы у детей. РМЖ. 2016;6:373-375. 
  34. Сюняков С.А., Сюняков Т.С., Ромасенко Л.В., Метлина М.В., Лапицкая А.С., Александровский Ю.А., Незнамов Г.Г. Терапевтическая эффективность и безопасность применения препарата Гомеострес в качестве анксиолитического средства у больных с генерализованным тревожным расстройством. Психиатрия. 2014;16(3):62-69. 
  35. Stremler R, Hodnett E, Lee K, MacMillan S, Mill C, Ongcangco L, Willan A. A behavioral-educational intervention to promote maternal and infant sleep: a pilot randomized, controlled trial. Sleep. 2006;29(12):1609-1615. https://doi.org/10.1093/sleep/29.12.1609

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.