Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Влияние флуоксетина на продукцию дендритными клетками интерлейкина-6 и интерлейкина-1β при рассеянном склерозе in vitro
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2020;120(7‑2): 67‑72
Прочитано: 2150 раз
Как цитировать:
Наряду с изучением роли клеточного и гуморального иммунного ответа в патогенезе рассеянного склероза (РС) участие врожденной иммунной системы также привлекает большое внимание [1]. Дендритные клетки являются важным звеном врожденного иммунного ответа и являются наиболее эффективными антигенпрезентирующими клетками, способными не только активировать наивные Т-лимфоциты, но и направлять их дифференцирование в различные адаптивные субпопуляции, обладающие про- или противовоспалительными свойствами [2]. Способность дендритных клеток как индуцировать аутоиммунное воспаление, так и поддерживать иммунологическую толерантность показана in vitro и на экспериментальных моделях in vivo, что указывает на существенное значение дендритных клеток в патогенезе различных аутоиммунных заболеваний [2]. На участие дендритных клеток в патогенезе РС также указывает прямое или косвенное влияние препаратов патогенетической терапии РС на их функции [3].
Исследование иммуномодулирующего эффекта биогенных аминов как прямых медиаторов нейроиммунного взаимодействия является перспективным направлением в изучении патогенеза РС. Показано участие дофамина, норадреналина и серотонина в модуляции Th17-иммунного ответа, играющего важное патогенетическое значение при РС [4, 5]. В то же время влияние нейротрансмиттеров на функции дендритных клеток, способных индуцировать развитие Th17-клеток, изучено недостаточно.
Цель исследования — изучить влияние селективного ингибитора обратного захвата серотонина (СИОЗС) флуоксетина на продукцию дендритными клетками цитокинов интерлейкина-6 (ИЛ-6) и интерлейкина-1β (ИЛ-1β), которые являются необходимыми факторами для развития Th17-клеток и играют важную провоспалительную роль в патогенезе РС.
Проведено комплексное клиническое и иммунологическое обследование 5 больных (3 женщины и 2 мужчины) в возрасте от 25 до 35 лет (медиана возраста 28 лет) с достоверным диагнозом «ремиттирующий РС» по критериям МакДональда в модификации 2010 г. [6]. Длительность заболевания на момент включения в исследование составляла от 2 до 5 лет (медиана 4 года). Все больные >1 года получали патогенетическую терапию препаратом глатирамера ацетат (20 мг п/к ежедневно). Все больные находились в стадии клинической ремиссии. Всем пациентам проводился стандартный неврологический осмотр с оценкой уровня инвалидизации по шкале Expanded Disability Status Scale (EDSS) (уровень инвалидизации составил от 1 до 2 баллов) [7]. На момент забора крови все исследуемые >3 мес не получали лечение кортикостероидной терапией и терапией антидепрессантами. Контрольную группу составили 5 условно здоровых доноров, сопоставимых по полу и возрасту с группой больных РС (3 женщины и 2 мужчины в возрасте от 25 до 35 лет).
Для получения незрелых дендритных клеток из венозной крови (взятой в утренние часы в пластиковую пробирку с гепарином) выделяли мононуклеарные клетки периферической крови (МНКПК) путем центрифугирования на градиенте плотности фиколл-урографина («ПанЭко», Россия), трижды отмывали фосфатно-солевым буфером (ФСБ, pH7,3) и ресуспендировали в культуральной среде RPMI 1640 («Life Technologies», США) с добавлением 2 mM L-глутамина («ПанЭко», Россия) и 2% человеческой AB сыворотки («PAA», Австрия) (полная культуральная среда (ПКС)). Далее из МНКПК путем магнитной сортировки клеток выделяли моноциты (негативная селекция; «Miltenyi Biotec», Германия), которые затем культивировали с рекомбинантным человеческим гранулоцитарно-макрофагальным колониестимулирующим фактором (80 нг/мл) и интерлейкином-4 (50 нг/мл) («Miltenyi Biotec», Германия) в течение 6 сут, получая незрелые дендритные клетки [8].
Для анализа продукции цитокинов незрелые дендритные клетки высевали в 96-луночные плоскодонные планшеты по 40 тыс. клеток на 200 мкл среды на лунку («SPL Life Sciences», Республика Корея). Затем в течение 2 ч клетки преинкубировали с 100 МЕ интерферона-γ (ИФН-γ) («Becton Dickinson», США) при +37 °C в атмосфере 5% CO2, после чего вносили липополисахарид (ЛПС) в конечной концентрации 100 нг/мл [9]. В отрицательный контроль вместо ИФН-γ и ЛПС вносили эквивалентный объем культуральной среды. Далее планшеты инкубировали при +37 °C в атмосфере 5% CO2 в течение 24 ч, после чего отбирали супернатант и замораживали при –70 °С.
Для оценки влияния флуоксетина на продукцию ИЛ-6 и ИЛ-1β образцы дендритных клеток также стимулировали в присутствии флуоксетина («Tocris», Швейцария) в конечной концентрации 10–6 М [10]. Для изучения рецепторов, способных опосредовать иммуномодулирующий эффект флуоксетина, дендритные клетки были преинкубированы в течение 15 мин в присутствии антагонистов 5-HT1A-(NAD 299), 5-HT2A-(MDL 100907), 5-HT2B-(RS 127445) рецепторов или агониста 5-HT2B-(BW 723C86) рецепторов («Tocris», Швейцария) в конечной концентрации 10–6 М, после чего в клетки вносили флуоксетин и стимулировали по вышеописанной схеме.
Уровни спонтанной и индуцированной продукции ИЛ-6 и ИЛ-1β в супернатантах клеточной культуры определяли методом иммуноферментного анализа (ИФА). Для измерения концентрации цитокинов использовали наборы фирмы «Вектор-Бест» (Россия). Уровни аналитов выражали в пг/мл или в процентах по отношению к стимулированной продукции цитокинов.
Все исследуемые подписали информированное согласие на участие в данном исследовании. Проведение исследования было одобрено этическим комитетом Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (протокол №192).
Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы Prizm 6. Для оценки различий между двумя независимыми группами использовали U-критерий Манна—Уитни. Статистически значимыми различия считались при p<0,05.
Согласно данным ИФА, спонтанная и ЛПС-стимулированная продукция ИЛ-6 и ИЛ-1β была сопоставима в обеих группах (см. таблицу). Внесение флуоксетина оказало ингибирующий эффект на продукцию как ИЛ-6, так и ИЛ-1β в обеих группах (см. рисунок, а—г). Блокада 5-HT2B-рецепторов специфическим антагонистом RS 127445 снижала выраженность ингибирующего эффекта флуоксетина на продукцию ИЛ-1β в обеих группах (см. рисунок, в, г) и ИЛ-6 в группе здоровых доноров (см. рисунок, б) (в присутствии антагониста 5-HT2B-рецепторов ингибирующий эффект флуоксетина на продукцию цитокинов не был достоверным). Активация 5-HT2B-рецепторов специфическим агонистом (BW 723C86), напротив, усиливала ингибирующий эффект флуоксетина на продукцию дендритными клетками ИЛ-6 в обеих группах (см. рисунок, а, б), но не изменяла эффект флуоксетина на продукцию ИЛ-1β (см. рисунок, в, г). Блокада 5-HT1A- и 5-HT2A-рецепторов специфическими антагонистами NAD 299 и MDL 100907 соответственно не оказала влияния на ингибирующий эффект флуоксетина на продукцию цитокинов (см. рисунок, а—г).
Продукция ИЛ-6 и ИЛ-1β дендритными клетками больных РС и здоровых контролей. Представлено значение медианы, в скобках — 25-й и 75-й процентили
| Цитокин | Стимуляция | Больные РС (n=5) | Здоровые доноры (n=5) |
| ИЛ-6, пг/мл | Без стимуляции | 135 (100; 184) | 110 (90; 191) |
| ЛПС | 5748 (4360; 6137) | 6025 (5555; 6457) | |
| ИЛ-1β, пг/мл | Без стимуляции | 9 (7; 24) | 9 (5; 12) |
| ЛПС | 111 (71; 114) | 100 (98; 103) |
Влияние флуоксетина на продукцию ИЛ-6 (а, б) и ИЛ-1β (в, г) дендритными клетками больных РС и здоровых доноров in vitro.
Дендритные клетки (в количестве 40 000 в 200 мкл на лунку), полученные от больных РС и группы здоровых доноров, были стимулированы ЛПС в присутствии/отсутствии флуоксетина (10–6 М) с или без предварительной инкубации с антагонистами 5-HT1A (NAD 299)-, 5-HT2A (MDL 100907)-, 5-HT2B (RS 127445)-рецепторов (10–6 М) или агонистом 5-HT2B (BW 723C86)-рецепторов (10–6 М). После 24-часовой инкубации в CO2-инкубаторе в супернатантах клеточной культуры определяли уровни продукции ИЛ-6 и ИЛ-1β методом ИФА. Данные представлены в виде процентов по отношению к ЛПС-стимулированной продукции цитокинов. Горизонтальная линия в боксе обозначает значение медианы, символы — значения.
Наличие дендритных клеток в центральной нервной системе (ЦНС), а также путей сообщения между ЦНС и глубокими шейными лимфатическими узлами посредством лимфатической системы и лимфатических сосудов твердой мозговой оболочки мозга позволяет рассматривать дендритные клетки в качестве кандидатов на роль первичных инициаторов аутоиммунного воспаления в ЦНС [11—13]. Таким образом, модуляция функций дендритных клеток, в особенности в ЦНС, — важная задача для патогенетической терапии РС.
В этом аспекте биогенные амины, рецепторы к которым экспрессируются дендритными клетками, привлекают наибольшее внимание. В проведенных ранее исследованиях было показано влияние дофамина, норадреналина и серотонина на функции дендритных клеток, в том числе на способность дендритных клеток индуцировать патогенетически значимый при РС Th1- и Th17-иммунный ответ [14—16]. Флуоксетин относится к препаратам группы СИОЗС, однако также обладает иммуномодулирующим свойством. Установлено, что флуоксетин может модулировать функции клеток врожденной и адаптивной иммунной системы, а также смягчать течение экспериментального аутоиммунного энцефаломиелита у животных [17, 18]. Обсуждается терапевтический потенциал флуоксетина в качестве дополнительной патогенетической терапии РС. Было показано, что СИОЗС не только оказывают профилактическое действие на связанные со стрессом обострения РС (эсциталопрам), но также способны подавлять МРТ-активность заболевания (флуоксетин) [17, 19, 20].
Согласно полученным в данном исследовании результатам, флуоксетин снижает продукцию дендритными клетками провоспалительных цитокинов ИЛ-6 и ИЛ-1β как у больных РС, так и у здоровых доноров (см. рисунок, а—г), что согласуется с данными других исследователей и подтверждает противовоспалительный эффект флуоксетина [10]. В то же время механизмы, опосредующие этот эффект, до конца не ясны. Одним из таких механизмов может быть активация серотониновых рецепторов на дендритных клетках. По данным M. Idzko и соавт. [21], дендритные клетки человека экспрессируют 5-HT1B-, 5-HT1E-, 5-HT2А-, 5-HT2B-, 5-HT3-, 5-HT4-, и 5-HT7-рецепторы. Нами не было обнаружено изменения эффекта флуоксетина на продукцию цитокинов на фоне предварительной блокады 5-HT1A- и 5-HT2A-рецепторов (см. рисунок, а—г). В то же время блокада 5-HT2B-рецепторов снижала ингибирующий эффект флуоксетина на продукцию ИЛ-1β в обеих группах (см. рисунок, г, д) и ИЛ-6 в группе здоровых доноров (см. рисунок, б), что указывает на то, что ингибирующий эффект флуоксетина на продукцию ИЛ-6 и ИЛ-1β может быть опосредован активацией 5-HT2B-рецепторов. Напротив, предварительная активация 5-HT2B-рецепторов специфическим агонистом усиливала ингибирующий эффект флуоксетина на продукцию цитокинов дендритными клетками, что также подтверждает участие 5-HT2B-рецепторов в механизме действия флуоксетина (см. рисунок, а, б).
Полученные результаты с использованием агониста 5-HT2B-рецепторов согласуются с результатами других исследователей. В исследовании A. Szabo и соавт. [22] было установлено, что стимуляция 5-HT2B-рецепторов с использованием агониста BW 723C86 (без последующего культивирования с флуоксетином) подавляет активацию человеческих CD1a+-дендритных клеток человека и снижает продукцию ими ИЛ-6, ИЛ-8 и ИЛ-12. Также была обнаружена сниженная способность таких дендритных клеток индуцировать Th1- и Th17-иммунный ответ. Однако нет данных, описывающих дальнейшие изменения в клеточном метаболизме, которые могли бы объяснить связь активации 5-HT2B-рецепторов с подавлением выработки провоспалительных цитокинов.
Другим вероятным механизмом противовоспалительного эффекта флуоксетина может быть повышение уровня внутриклеточного серотонина в дендритных клетках. В то же время и этот механизм действия нуждается в уточнении, так как само влияние серотонина на функции дендритных клеток противоречиво. По данным одних авторов, серотонин может оказывать различный эффект на продукцию дендритными клетками провоспалительных цитокинов, в частности подавлять ИЛ-12p70, ИЛ-6, но стимулировать ИЛ-1β, по данным других — стимулировать ИЛ-6, ИЛ-10, ИЛ-8, но не ИЛ-12p70 и ИЛ-1β, тогда как описанные иммуномодулирующие свойства флуоксетина указывают прежде всего на его противовоспалительные эффекты [17, 21, 23]. Рецепторы серотонина связаны преимущественно с G-белками и в зависимости от типа рецептора способны повышать или уменьшать уровень циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), в результате чего активация различных типов серотониновых рецепторов способна вызывать различные эффекты. В этом случае важным фактором является афинность рецепторов, но этот вопрос также остается неизученным.
Полученные данные в совокупности с результатами других исследований позволяют говорить о возможных перспективах СИОЗС в качестве патогенетической терапии РС. Однако дальнейшие исследования с целью уточнения иммунных механизмов действия этих препаратов необходимы.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-315-00436.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.