Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шевченко Ю.С.

Кафедра детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования, Москва

Левковская О.Б.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва, Россия;
ГБУЗ Москвы «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой», Москва, Россия

Терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно) в психотерапии подростков

Авторы:

Шевченко Ю.С., Левковская О.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2915

Загрузок: 112


Как цитировать:

Шевченко Ю.С., Левковская О.Б. Терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно) в психотерапии подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016;116(4‑2):57‑61.
Shevchenko IuS, Levkovskaya OB. The creative therapy by M. Burno in the psychotherapy of adolescents. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(4‑2):57‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20161163257-61

Клинически направленная психотерапия (ПТ) является традиционной для отечественной психиатрии [1—4]. Она активно развивалась в детско-подростковых учреждениях научно-практического профиля. В советское время внебольничная клиническая ПТ детей и подростков формировалась преимущественно в ленинградской психиатрической школе такими исследователями, как В.И. Гарбузов [5], А.И. Захаров [5, 6], В.Е. Каган [7], Д.Н. Исаев [8], А.Е. Личко [9]. Параллельно стационарная ПТ оформилась в московской школе усилиями Б.З. Драпкина [10], М.И. Буянова [11], В.В. Ковалева [1] и др. В частности, в Детской психиатрической больнице № 6 (ныне Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой) было организовано два пограничных подростковых отделения («речевое» и «психотерапевтическое»), в которых различные формы индивидуальной и групповой психотерапии занимали ведущее место. Во взаимодействии с ними в диспансерном отделении функционировал кабинет психотерапии. В постсоветское время изменился и контингент подростков, стационируемых в психиатрическую больницу (он стал более тяжелым), и соответственно профиль отделений. Это в свою очередь определяет необходимость разработки новых и адаптации уже существующих психотерапевтических технологий, отличных от тех, что используются в амбулаторной практике в отношении пациентов с невротическими и психосоматическими заболеваниями [4, 6—8, 10, 12—15] и специально предназначенных для подростков с поведенческими и субпсихотическими расстройствами, находящихся на стационарном лечении [16, 17]. Последнее обстоятельство послужило основанием для предпринятого исследования.

Для психотерапевтической работы с подростками в профильных отделениях нами была создана программа, базирующаяся на клиническом методе терапии творческим самовыражением (ТТС) М.Е. Бурно1, рассчитанная на 24 занятия (с учетом среднего срока госпитализации). Предусмотрены как групповая, так и индивидуальная формы работы, возможен поэтапный переход от индивидуальных сеансов к групповым и, наоборот, в зависимости от клинических задач и дополнительных условий [18].

Концептуальные предпосылки программы

Необходимость обращения к клинической психиатрической ПТ, к которой относится метод ТТС М.Е. Бурно, продиктована требованиями, условиями и возможностями оказания психотерапевтической помощи подросткам с психическими нарушениями на госпитальном этапе (см. рисунок).

Схематичное изображение четырех клинико-психотерапевтических блоков при использовании ТТС (М.Е. Бурно) в детско-подростковом возрасте.

Как видно из рисунка, обращение к ТТС обусловливается, во-первых, клинической направленностью метода. Данный метод был создан и активно используется в психотерапии взрослых пациентов на протяжении пяти десятилетий [19—21]. Метод позволяет работать с большим спектром психических расстройств и может быть вписан в существующие и разрабатываемые стандарты оказания медицинской помощи. Применительно к подросткам нами были разработаны основные критерии включения в индивидуальную и групповую ТТС: возраст от 12 до 17 лет, нормальный интеллект, непсихотический уровень психопатологических проявлений, депрессивный синдром различной нозологической принадлежности (реактивные депрессии, депрессии при малопрогредиентной шизофрении, в рамках биполярного аффективного и шизоаффективного расстройств); психопатоподобный синдром различной этиологии (в рамках малопрогредиентной шизофрении, психоорганического синдрома, дисгармонически протекающего пубертатного криза на резидуально-органической почве и у акцентуированных личностей, при формирующихся психопатиях, либо в рамках патохарактерологических реакций и развитий при наличии у подростков дефензивных переживаний); расстройства пищевого поведения (см. верхний блок на рисунке).

Во-вторых, ТТС отвечает требованию развития важнейших новообразований подросткового периода, понимаемых нами в соответствии с отечественной психологической традицией, заложенной и развивавшейся последовательно Л.С. Выготским, В.В. Зеньковским, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, Л.Ф. Обуховой, Т.И. Пашуковой, А.Л. Венгером, Е.Т. Соколовой и др. Именно в данном контексте мы рассматриваем ТТС как психотерапевтический метод, дающий возможность кондуктивного воздействия на позитивные психотерапевтические мишени [22—24], представленные на возрастном этапе подростковости последовательным развитием, формированием, интериоризацией социально желательных изменений, овладением конструктивными поведенческими паттернами, эффективными способами вызывания и закрепления положительных эмоций в контексте личностного роста, усложнения и обогащения. Сюда относятся повышение уровня самосознания (с осознанием своих конституционально-характерологических особенностей, сильных и слабых качеств), морального сознания, произвольного контроля деятельности, овладение безопасными формами самовыражения, в первую очередь творческими, адаптивными способами совладания со стрессом, развитие воображения, расширение социального опыта ребенка (см. правый блок на рисунке). Иными словами, согласно концепции «онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивной) психотерапии» [3, 4] речь идет о гармонизирующей работе в «зоне актуального функционирования» конкретного подростка и направляющих усилиях, облегчающих овладение им индивидуально-возрастной «зоной ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

В-третьих, метод ТТС адресован во взрослой клинике к дефензивным пациентам в широком смысле. Под дефензивностью в клинической психиатрии понимается переживание своей неполноценности с неуверенностью в себе, застенчивостью, робостью, а также конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием [19, 20]. Это позволяет осуществлять психотерапевтическую работу с подростковой дефензивностью, которая, как видим из наших многочисленных клинических наблюдений, является не только характерологической или личностной особенностью того или иного подростка, но также и одной из неотъемлемых характеристик определенного онтогенетического этапа развития [18], а именно этапа подростковости, в особенности при дисгармонически (патологически) протекающем пубертатном кризе (см. нижний блок на рисунке).

И наконец, ТТС дает возможность осуществлять психотерапевтическую работу, используя собственно саногенный потенциал творчества (см. левый блок на рисунке). Творческий процесс, его особенности на разных возрастных этапах не раз становились предметом изучения. Лечебно-гармонизирующий эффект творчества интуитивно использовался людьми задолго до появления арттерапии, да и самой психотерапии. Ломброзо отмечал, что часто даже люди в нормальном состоянии, не чувствовавшие никакой склонности к искусству, заболев психозом, вдруг начинают заниматься рисованием, стихосложением и иным художественным творчеством и всего усерднее именно в момент наибольшего развития болезни. Реализуясь в координатах «здесь и теперь», в онтогенетической зоне актуального функционирования клинически направленная ТТС имеет, безусловно, компенсаторный смысл, поскольку данная творческая деятельность позволяет выразить переполняющие эмоции и отреагировать на них (или восполнить их дефицит), осмыслить на наглядно-действенном и конкретно-образном уровне то, что не поддается абстрактно-логическому познанию (или организовать расстроенное мышление на основе технологически заданного алгоритма), реализовать свое Я в конкретном, чувственно воспринимаемом объекте и «увидеть себя со стороны».

Относительно подросткового возраста целебный эффект творчества мы рассматриваем с традиционных для отечественной детской психиатрии позиций онтогенеза [1—4]. Исходя из этого, представляется возможным выделить следующие психотерапевтические механизмы. Процесс творчества, понимаемый согласно Д.Б. Богоявленской [25], как не стимулированное извне стремление выйти за пределы заданной проблемы, на наш взгляд, дает возможность подростку сублимировать агрессивную экспансивность пубертатного возраста; в социально безопасной форме канализировать обостренные возрастные реакции; творчество может быть конструктивной альтернативой проявлениям стихийной инициации, а импрессивное (или рецептивное) творчество — помогает воздействовать на непосредственное восприятие красоты через «позитивно-регрессивное» [3] подражание ее эталонам, «отзеркаливание» узнаваемых и мысленное «достраивание» оригинальных стимулов.

В коллективной монографии «Краткосрочная терапия творческим самовыражением (метод М.Е. Бурно) в психиатрии» [21] изложены принципы саногенного творчества, которые могут напрямую или с определенной (специфически возрастной) интерпретацией стать концептуальной базой соответствующего направления онтогенетически ориентированной (реконструктивно-кондуктивная) психотерапии подростков [3, 4]. Так, учитывая незавершенность этапа эволютивного онтогенеза биопсихосоциальной сущности подростков, собственно лечебные цели, формулируемые М.Е. Бурно, направленные на «смягчение патологических переживаний» и ресоциализацию пациентов, могут быть распространены не только на «дефензивных пациентов». Сам пубертатный криз нередко обусловливает наличие астеноипохондрических, тревожно-сенестопатических и депрессивно-деперсонализационных детерминант психопатоподобного поведения даже у представителей экспансивных психотипов. Вторая лечебная цель — «включение в жизнь» в отношении подростков представляется даже более актуальной и перспективной по сравнению со взрослыми пациентами, поскольку продолжающийся активный личностный рост позволяет включать не только «спрятанные» резервы общественной и нравственной деятельности, но и целенаправленно формировать высшие социальные потребности.

Рассмотренные выше аспекты ТТС нашли свое отражение в следующих разделах разработанной нами программы интегративной психотерапевтической работы с подростками: 1. Введение в ТТС, основные методики; 2. Особенности подросткового возраста; 3. Эгоцентризм; 4. Характерология; 5. Добро и зло, нравственность и безнравственность; 6. Стресс, сложные жизненные ситуации. Способы совладания.

Практическая методология ТТС в условиях подросткового психиатрического стационара

В настоящее время можно обозначить следующие имеющие научно-практический интерес и требующие дальнейшего изучения аспекты применения программы.

1. Установление контакта между лечащим врачом и пациентом, безусловно, является прерогативой самого психиатра, однако институциональные и дисциплинарные меры во многих случаях мешают установлению особого эмоционально-тесного контакта, необходимого при работе с пациентами с эндогенно-процессуальными заболеваниями [20]. Участие в психотерапевтических занятиях с использованием ТТС является важным фактором, способствующим преодолению недоверия и негативизма по отношению к дисциплинарным мерам, персоналу, врачам, диагностическим процедурам и собственно к лечебному вмешательству, а значит и повышающим его эффективность.

2. Эмоционально-стрессовое воздействие по В.Е. Рожнову [26], лежащее в основе целительного творческого вдохновения [19, 20], чрезвычайно важно в работе с пациентами, страдающими депрессивными расстройствами различной этиологии, так как фрустрированная гедонистическая потребность удовлетворяется подростками в дизадаптивных формах, например привычными актами аутоагрессии, компульсивным перееданием, рисковыми формами поведения. Овладение навыками целительного творчества, будь то создание произведений, общение с природой, искусство, наука или литература, коллекционирование или творческое погружение в прошлое, имеет в своей основе планомерное переключение на адаптивные поведенческие формы.

3. Эмоционально стабилизирующий эффект, которому способствует психотерапия вообще, и использование ТТС в особенности, чрезвычайно важен в условиях профильных подростковых отделений, где бурные аффективные вспышки с актами гетероагрессии, несогласие и отказ от соблюдения распорядка в отделении являются дополнительными факторами повышения терапевтических доз седативных препаратов пациентам с расстройствами из круга возбудимых психопатий, особенно остро реагирующих на ограничения свободы, что в свою очередь увеличивает выраженность и частоту нежелательных побочных эффектов и таким образом снижает комплаенс. Навыки эмоциональной саморегуляции, получаемые пациентами в творческом процессе, позволяют в дальнейшем использовать их в условиях повседневной жизни в отделении, в сложных и конфликтных ситуациях.

4. Овладение безопасными формами самовыражения и развитие более адаптивных моделей поведения и видов деятельности на основе осознания и принятия пациентом своих конституционально-типологических особенностей как один из лечебных механизмов ТТС в условиях профильных подростковых стационаров дают возможность выразить себя на занятиях пациентам, являющимся приверженцами маргинальных течений и молодежных субкультур, которые нередко не принимаются семьей, социумом, испытывают их давление, становясь изгоями и ведя асоциальный образ жизни. Это — подростки с формирующейся шизоидной психопатией, шизотипическим личностным расстройством, психопатоподобными формами малопрогредиентной шизофрении. Данный навык в дальнейшем может лечь в основу творческой профессии молодых людей со всеми их личностными странностями, чудаковатостями, напряженностью, склонностью к загадочной и трагической таинственности, парадоксальному соединению несоединимого.

5. Существенными и ценными в работе психотерапевта по методу ТТС является непосредственное тактильное и эстетическое удовольствие от взаимодействия с изобразительными средствами для детей и подростков, находящихся в стационаре длительный период времени, особенно при повторных госпитализациях, создающих условия эмоциональной, информационной и сенсорной депривации, лежащей в основе феномена госпитализации.

Опыт применения специально разработанной онтогенетически-ориентированной программы [18], базирующейся на основе метода ТТС М.Е. Бурно (общая продолжительность 24 занятия) для использования в условиях профильных отделений детско-подросткового психиатрического стационара, позволяет говорить об адекватности и эффективности ТТС в отношении подростков.

К онфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.