Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Легкая Е.Ф.

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»;
Сочинский институт — филиал ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Ходасевич Л.С.

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

Полякова А.В.

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

Реализация адаптивного физического воспитания посредством информационно-коммуникативных технологий — перспективное направление в комплексной реабилитации и абилитации детей с расстройством аутистического спектра. (Обзор литературы)

Авторы:

Легкая Е.Ф., Ходасевич Л.С., Полякова А.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 677 раз


Как цитировать:

Легкая Е.Ф., Ходасевич Л.С., Полякова А.В. Реализация адаптивного физического воспитания посредством информационно-коммуникативных технологий — перспективное направление в комплексной реабилитации и абилитации детей с расстройством аутистического спектра. (Обзор литературы). Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2025;102(2):61‑67.
Legkaya EF, Khodasevich LS, Polyakova AV. Implementation of adaptive physical education using information and communication technologies — a promising direction in comprehensive rehabilitation and habilitation of children with autistic spectrum disorder. (Literature review). Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2025;102(2):61‑67. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort202510202161

Литература / References:

  1. Сулейманов М.Д. Технические и программные средства информационно-коммуникационных технологий. Ссылка активна на 07.04.2024. https://rosnou.ru/uploads/file/3/a/c/3ace4268fcce1ad62ea67166fb0000c2.pdf
  2. Абдрафикова А.Р. Современные информационно-коммуникативные технологии цели, задачи и проблемы их использования. Ссылка активна на 21.01.2024. https://kpfu.ru/staff_files/F908103555/statjja__sovremennie_ikt.pdf
  3. Федеральный реестр инвалидов. Ссылка активна на 18.11.2023. https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei
  4. Eig KB, Brankuist M, Lydersen S, Hoyland AL. Autism spectrum disorder in preschool children in Sor-Trondelag 2016-19. Tidsskr Nor Laegeforen. 2022;142(5). https://doi.org/10.4045/tidsskr.21.0673
  5. Расстройства аутистического спектра: Клинические рекомендации. 2022:102. Ссылка активна на 21.01.2024. https://www.pediatr-russia.ru/information/klin-rek/proekty-klinicheskikh-rekomendatsiy/%D0%9A%D0%A0%20%D0%A0%D0%90%D0%A1_2022_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80.pdf?ysclid=m0gnb0tj41420780910
  6. Статистика аутизма в мире ‒ Научно-исследовательская лаборатория клинической патопсихологии «САНАТ». Ссылка активна на 18.11.2023. https://medicus-curat.ru/statistika-autizma-v-mire/?ysclid=lstcq8ehue125498420
  7. Макушкин Е.В., Демчева Н.К Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000—2018 годах. Российский психиатрический журнал. 2019;4:4-15. 
  8. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ссылка активна на 18.11.2023. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455225&ysclid=lufv2ff5jf907509472
  9. Howes OD, Rogdaki M. Findon JI, et al. Autism spectrum disorder: Consensus guidelines on assessment, treatment and research from the British Association for Psychopharmacology. Journal of Psychopharmacology. 2018;32(1):3-29.  https://doi.org/10.1177/0269881117741766
  10. Hyman SL, Levy SE, Myers SM. Identification, evaluation, and management of children with autism spectrum disorder. Pediatrics. 2020;145(1):e20193447. https://doi.org/10.1542/peds.2019-3447
  11. Famitafreshi H, Karimian M. Overview of the resent advances in pathophysiology and treatment for Autism. CNS & Neurological Disorders — Drug Targets. 2018;17(8):590-594.  https://doi.org/10.2174/1871527317666180706141654
  12. Eggleston JD, Harry JR, Dufek JS. Lower extremity joint stiffness during walking distinguishes children with and without autism. Human Movement Science. 2018;62:25‐33.  https://doi.org/10.1016/j.humov.2018.09.003
  13. Мельников Е.Ю., Ходасевич Л.С., Полякова А.В., Легкая Е.Ф. Двигательные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра: причины возникновения и возможности коррекции. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2023;100(4):54-61.  https://doi.org/10.17116/kurort202310004154
  14. Wilson RB, McCracke JT, Rinehart NJ, Jeste SS. What’s missing in autism spectrum disorder motor assessments? J Neurodev Disord. 2018;10(1):33.  https://doi.org/10.1186/s11689-018-9257-6
  15. Chan JSY, Deng K, Yang JH. The effectiveness of physical activity interventions on communication and social functioning in autistic children and adolescents: A meta-analysis of controlled trials. Autism. 2021;25(4):874-886.  https://doi.org/10.1177/1362361320977645
  16. Healy S, Nacario A, BraithwaiteRE, Hopper Ch. The effect of physical activity interventions on youth with autism spectrum disorder: A meta-analysis. Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2018;6(11):818-833.  https://doi.org/10.1002/aur.1955
  17. Мельников Е.Ю., Легкая Е.Ф., Ходасевич Л.С., Полякова А.В. Особенности адаптивного физического воспитания детей с расстройством аутистического спектра. Современные вопросы биомедицины. 2024;8(1).
  18. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). Ссылка активна на 18.11.2023. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/5c15b38ed7f8ae49fbfa7a85bf7e252e39826bbb/?ysclid=lur0na7xl9507546365
  19. Лущекина Е.А., Стрелец В.Б. Расстройства аутистического спектра. Обзор современных экспериментальных исследований. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2014;64(6):585-599. 
  20. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. М.: Медгиз; 1959.
  21. Chen Z, Lan W, Yang G, et al. Exercise Intervention in Treatment of Neuropsychological Diseases: A Review. Frontiers in Psychology. 2020;11:569206. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.569206
  22. Roach L, Keats M. Skill-Based and planned active play versus free-play effects on fundamental movement skills in preschoolers. Perceptual and Motor Skills. 2018;125(4):651-668.  https://doi.org/10.1177/0031512518773281
  23. Jia S, Guo S. Li C. The effect of physical exercise on disordered social communication in individuals with autism Spectrum disorder: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Frontiers in Pediatrics. 2023;11:1193648. https://doi.org/10.3389/fped.2023.1193648
  24. Dillon SR, Adams D, Goudy L, et al. Evaluating exercise as evidence-based practice for individuals with autism spectrum disorder. Frontiers in Public Health. 2017;4:290.  https://doi.org/10.3389/fpubh.2016.00290
  25. Приказ Минобрнауки России от 30.12.2010 №2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Ссылка активна на 18.11.2023. https://base.garant.ru/71064624/?ysclid=lutnnbvyig211461685
  26. Charman T, Pickles A, Simonoff E, et al. IQ in children with autism spectrum disorders: data from the Special Needs and Autism Project (SNAP). Psychological Medicine. 2011;41(3):619-27.  https://doi.org/10.1017/S0033291710000991
  27. Специальная педагогика. Под ред. Назаровой Н.М. М.: Academa; 2000.
  28. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ссылка активна на 21.02.2024. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  29. Кобрина Л.М., Данилкина М.Ю. Дистанционное обучение как один из подходов в социализации детей с аутизмом. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015;3(3):7-14. 
  30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Ссылка активна на 21.02.2024. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/?ysclid=lutp2dxqfb43141959
  31. Alabdulkareem A, Al-Nafjan AA. Systematic review of research on robot-assisted therapy for children with autism. Sensors (Basel). 2022;22(3):944.  https://doi.org/10.3390/s22030944
  32. Макарова М.Р., Лядов К.В., Кочетков А.В. Тренажерные аппараты и устройства в двигательной реабилитации неврологических больных. Доктор.ру. 2012;10:54-62. 
  33. DiPietro J, Kelemen A, Liang YL, Sik-Lanyi C. Computer- and Robot-Assisted Therapies to Aid Social and Intellectual Functioning of Children with Autism Spectrum Disorder. Medicina. 2019;55(8):440.  https://doi.org/10.3390/medicina55080440
  34. Pennisi P, Tonacci A, Tartarisco G, et al. Autism and social robotics systematic review. Autism. 2016;9(2):165-183.  https://doi.org/10.1002/aur.1527
  35. Yun SS, Choi J, Park SK, et al. Social skills training for children with autism spectrum disorder using a robotic behavioral intervention system. Autism Research. 2017;10(7):1306-1323. https://doi.org/10.1002/aur.1778
  36. Szymona B, Maciejewski M., Karpiński R, et al. Robot-Assisted Autism Therapy (RAAT). Criteria and Types of Experiments Using Anthropomorphic and Zoomorphic Robots. Review of the Research. Sensors (Basel). 2021;21(11):3720. https://doi.org/10.3390/s21113720
  37. Saleh MA, Hanapiah A, Hasmin H. Robot applications for autism a comprehensive review. Disabil Rehabil Assist Technol. 2021;16(6):580-602.  https://doi.org/10.1080/17483107.2019.1685016
  38. Легкая Е.Ф., Ходасевич Л.С.Эффективность использования компьютерной программы «Перст» для повышения манипулятивной деятельности рук у детей школьного возраста. Современные вопросы биомедицины. 2019;3(2):39-52. 
  39. Ризаева Е.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройством аутистического спектра. Материалы Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения». Саранск; 2015.
  40. Kannetis T. Fantasy, curiosity and challenge as adaptation indicators in multimodal dialogue systems for preschoolers. Accessed February 21, 2024. https://dl.acm.org/citation.cfm?id=1640378&CFID=78274062&CFTOKEN=60301346
  41. Mazurek MO, Engelhardt CR. Video game use in boys with autism spectrum disorder, ADHD, or typical development. Pediatrics. 2013;132(2):260-266.  https://doi.org/10.1542/peds.2012-3956
  42. Воробьев В.Ф., Галактионова Г.М., Леханова О.Л., Царенко И.В. Возможности современных компьютерных технологий в коррекции нарушений праксиса у детей с ОВЗ. Проблемы современного педагогического образования. 2016;53-9:165-172. 
  43. Минакова А.Д. Влияние информационно-коммуникативных технологий на коррекцию познавательной сферы детей, имеющих расстройство аутистического спектра. International innovation research. Сб. статей Х Международной научно-практической конференции. Под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение»; 2017.
  44. Мазурова Н.В., Меньков А.Б. О некоторых подходах к разработке специализированной обучающей компьютерной программы для детей с РАС. Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты. Сб. материалов I Международной научной конференции. Под ред. Т.Г. Визель. М.: Когито-Центр — Московский институт психоанализа; 2021.
  45. Карпенкова И.В. Применение метода при обучении детей с РАС письменной коммуникации с использованием компьютера. Аутизм и нарушения развития. 2017;15:15-28. 
  46. Hemsley B, Bryant L, Ireland M, et al. Systematic review of facilitated communication 2014—2018 finds no new evidence that messages delivered using facilitated communication are authored by the person with disability. Autism & Developmental Language Impairments. 2018;3:239694151882157. https://doi.org/10.1177/2396941518821570
  47. Гусева Н.Ю., Пискарева О.С. Применение дистанционных технологий в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2020;18:6-13. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.