Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Королев Ю.Н.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Михайлик Л.В.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Бобкова А.С.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Применение питьевой минеральной воды в сочетании с цинком и кремнием в условиях иммобилизационного стресса у крыс

Авторы:

Королев Ю.Н., Михайлик Л.В., Бобкова А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 553

Загрузок: 6


Как цитировать:

Королев Ю.Н., Михайлик Л.В., Бобкова А.С. Применение питьевой минеральной воды в сочетании с цинком и кремнием в условиях иммобилизационного стресса у крыс. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012;89(4):41‑43.
Korolev IuN, Mikhaĭlik LV, Bobkova AS. The application of drinking mineral water in combination with zinc and silicon in rats undergoing immobilization stress. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2012;89(4):41‑43. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Раз­ви­тие адап­тив­ных ре­ак­ций при при­ме­не­нии питье­вой ми­не­раль­ной во­ды и элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния на фо­не действия вы­со­ко­ка­ло­рий­ной ди­еты на мо­де­ли эк­спе­ри­мен­таль­но­го ме­та­бо­ли­чес­ко­го син­дро­ма. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):42-47

В предыдущем нашем исследовании было показано, что сочетанное применение питьевой сульфатной минеральной воды (МВ) с микроэлементами (МЭ) — цинком и кремнием — более эффективно ограничивало развитие стрессогенных нарушений в семенниках крыс, чем действие только одной МВ [3]. Выявленный антистрессорный эффект обеспечивался на основе усиления клеточных и внутриклеточных регенеративных процессов и развивался в тесной взаимосвязи с другими органами и системами. Представляло интерес выяснить, в какой мере при действии указанных факторов происходит усиление метаболических антистрессорных реакций в органах эндокринной и иммунной систем, а также в печени, играющих важную роль в укреплении резистентности организма и его способности к адаптации при действии негативных факторов внешней среды. В связи с этим в настоящей работе проводилась оценка первично-профилактического действия питьевой сульфатной МВ в сочетании с МЭ — цинком и кремнием — на развитие антистрессорных сдвигов в печени, тимусе и гормональном спектре крови.

Эксперимент был проведен на 20 белых беспородных крысах-самцах массой 180—220 г. Животные содержались в обычных условиях вивария и в свободном доступе к воде и пище. До воздействия стресса крыс разделили на группы. В 1-й опытной группе животные получали питьевую сульфатную магниево-кальциевую МВ (концентрация сульфата 1,93 мг/л, минерализация 3,05 г/л) в сочетании с МЭ цинком и кремнием (18 процедур поения). После приема МВ крысы дополнительно (через 15—20 мин) получали водные растворы цинка и кремния, 1 мл которых соответственно содержал 0,11 мг цинка и 0,3 мг кремния. Во 2-й опытной группе (группа сравнения) крысы получали ту же питьевую сульфатную магниево-кальциевую МВ, что и в 1-й группе, но вместо раствора цинка и кремния применялась водопроводная вода. В 3-й группе (контроль) животные получали только водопроводную воду. 4-ю группу составляли интактные крысы, которые никаким воздействиям не подвергались. МВ и водопроводную воду вводили крысам внутрижелудочно 1 раз в день по 3 мл, водные растворы цинка и кремния — по 1 мл каждого через иглу с оливой на конце. На следующий день после окончания курсов поения крысы опытных и контрольной групп подвергались воздействию иммобилизационного стресса по методике Селье однократным привязыванием крыс в течение 6 ч в положении на спине [5]. Животных декапитировали через 1, 7 и 14 сут после действия стресса.

Для исследования антиокислительной активности (АОА) в печени использовали модельную систему в виде суспензии липопротеинов желтка куриного яйца [2]. Содержание белка определяли биуретовым методом [4], содержание нуклеиновых кислот (РНК и ДНК) — двухволновым спектрофотометрическим методом в модификации [6]. В плазме крови радиоиммунологическим методом определяли кортизол, свободный Т4 (фирма «ИБОХ», Беларусь), свободный Т3 (фирма «Иммунотек», Чехия). Функциональную активность тимуса оценивали по его массе, числу ядер на единицу массы тимуса и активности генома тимоцитов. Ядра подсчитывали на фотоэлектрическом счетчике частиц Picoscale. Структурно-функциональное состояние хроматина исследовали с помощью красителя акридинового оранжевого фотометрически при 492 нм [1]. Для статистической обработки данных использовали метод Стьюдента.

Результаты исследования показали, что у животных контрольной группы развивались сдвиги, которые были характерны для действия стресса.

Через 1 сут они проявлялись, в частности, в повышении уровня кортизола (на 27,8%) и снижении свободного Т3 (на 67,2%; р<0,05) в сыворотке крови, подавлении биосинтеза РНК (на 22,3%; р<0,05), белка (на 29%), выраженном ослаблении АОА в печени (на 38,9%), появлении признаков иммунодепрессии в виде снижения массы тимуса (на 37,3%; р<0,01). В дальнейшем (к 14-м суткам) наблюдалось постепенное восстановление нарушенных показателей, однако часть из них не достигала уровня у интактных животных.

Предварительное применение питьевой сульфатной МВ (монофактор) перед действием стресса вызывало в печени усиление АОА, которая через 1 сут после действия стресса возрастала в 1,5 раза (р<0,01), через 7 сут — на 69,9% по сравнению с таковой в контрольной группе, однако к 14-м суткам происходило ее снижение (рис. 1, а).

Рисунок 1. Изменение АОА (а) и содержания белка (б) в печени крыс при применении питьевой сульфатной МВ в сочетании с МЭ — цинком и кремнием — с последующим действием стресса. Здесь и на рис. 2 и 3: 1 — через 1 сут; 2 — через 7 сут; 3 — через 14 сут. Светлые столбики — стресс (контроль); серые столбики — питьевая сульфатная МВ (группа сравнения); темные столбики — питьевая сульфатная МВ+МЭ — цинк и кремний.
Эта адаптационно-защитная реакция, особенно выраженная в ранний период постстрессогенного действия (1 сут), свидетельствовала о повышении резервов антиокислительной системы. Кроме того, в печени отмечалось более высокое по сравнению с таковым в контрольной группе содержание общего белка: через 1 сут — на 32%, через 7 сут — на 11,9%, через 14 сут — на 30,3% (рис. 1, б). Биосинтез РНК и ДНК в начальные сроки оставался сниженным, но к 14-м суткам проявлялась тенденция к нормализации их содержания. Масса тимуса в первые два срока исследования снижалась в большей степени, чем в других группах (рис. 2, а),
Рисунок 2. Изменение массы тимуса крыс (а) и удельной активности генома тимоцитов (б) при применении питьевой сульфатной МВ в сочетании с МЭ — цинком и кремнием — с последующим действием стресса.
при этом происходило развитие компенсаторной внутриклеточной реакции в виде усиления удельной активности генома тимоцитов, особенно выраженной через 1 сут (рис. 2, б). Продолжали также сохраняться и даже усиливаться некоторые типичные стрессовые отклонения в гормональном спектре сыворотки крови. Так, содержание кортизола через 1 сут превышало уровень контроля на 84,7%, через 7 сут на 47,2% (рис. 3, а).
Рисунок 3. Изменение уровней кортизола (а) и свободного Т3 (б) в сыворотке крови крыс при применении питьевой сульфатной МВ в сочетании с МЭ — цинком и кремнием — с последующим действием стресса.
Однако при этом обнаруживалась тенденция к активации тиреоидной функции за счет повышения уровня свободного Т3 (рис. 3, б), что можно расценить как приспособительную реакцию организма в этих условиях.

При сочетанном применении питьевой МВ с МЭ — цинком и кремнием — происходило более выраженное усиление некоторых антистрессорных реакций, чем при действии только одной МВ (группа сравнения). В печени это проявлялось в первую очередь со стороны АОА, которая была выше, чем при действии МВ и особенно по сравнению с контролем во все сроки исследования (см. рис. 1, а): через 1 сут — в 3,5 раза (р<0,01), через 7 сут — в 2 раза (р<0,01), через 14 сут — на 25,6%. Также во все сроки исследования усиливался биосинтез белка, особенно к концу эксперимента (см. рис. 1, б): на 14-е сутки его содержание возросло на 25,2% по сравнению с МВ и на 63,1% (р<0,01) по сравнению с контролем. Вместе с тем содержание РНК, как и при применении только МВ, оставалось сниженным. Усиление синтеза РНК наблюдалось лишь в конце эксперимента. Снижение массы тимуса происходило в меньшей степени, чем при действии МВ (см. рис. 2, а), т.е. обнаруживалась его большая устойчивость к действию стресса. Полная нормализация массы тимуса протекала быстрее, чем у животных других групп: к 14-м суткам масса тимуса была на 27,5% выше таковой в контроле и на 26,4% выше по сравнению с таковой в группе с действием МВ. Это происходило, в частности, за счет увеличения числа ядер тимоцитов на 1 г ткани (интактные животные — 61,3±3,88; контроль — 41,04 ±3,18; МВ — 43,6±2,67; МВ+МЭ — 59,5±4,25; рk<0,01; рMB<0,02). При этом удельная активность генома тимоцитов практически соответствовала уровню интактных животных, как и масса самого тимуса.

При анализе динамики гормональных сдвигов следует отметить главную особенность — наиболее раннее (к 7-м суткам) восстановление содержания кортизола в сыворотке крови по сравнению с таковым у животных других групп (см. рис. 3, а), что свидетельствовало о разрешении стрессовой ситуации у этих крыс. При этом содержание свободного Т4 становилось наиболее высоким, а содержание свободного Т3 — наиболее низким у всех групп животных, что может указывать на некоторое ослабление метаболической активности щитовидной железы в условиях компенсированного стресса. К 14-м суткам содержание свободного (наиболее активного) Т3 становилось более высоким, чем при действии МВ и превышало уровень контроля на 24,5% (см. рис. 3, б).

Таким образом, предварительное применение питьевой сульфатной МВ в сочетании с МЭ — цинком и кремнием — более эффективно снижало степень развития негативных стрессорных реакций в организме, чем действие только одной МВ. Это происходило за счет усиления адаптивных возможностей организма и проявлялось в основном в более раннем восстановлении уровня кортизола в сыворотке крови, повышении резервов антиокислительной системы, усилении ряда биосинтетических процессов в печени и в более высокой устойчивости тимуса к действию иммобилизационного стресса. Полученные данные могут служить экспериментальным обоснованием для практического использования сочетанного применения МВ и МЭ — цинка и кремния — с целью профилактики стрессогенных нарушений.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.