Чернобельский С.И.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского» Минкультуры России

Применение визуальной обратной связи при лечении глухого юноши с пуберфонией

Авторы:

Чернобельский С.И.

Подробнее об авторах

Прочитано: 804 раза


Как цитировать:

Чернобельский С.И. Применение визуальной обратной связи при лечении глухого юноши с пуберфонией. Вестник оториноларингологии. 2024;89(4):78‑80.
Chernobelsky SI. The use of visual feedback in the treatment of a deaf young man with puberphonia. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2024;89(4):78‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20248904178

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Коммуникация человека во многом зависит от качества слуха. Несмотря на предпринимаемые медицинские, социально-экономические и образовательные мероприятия, глухие дети продолжают рождаться. В развитых странах на каждую тысячу детей приходится один глухой ребенок. В развивающихся странах этот показатель как минимум в 4 раза выше [1]. Глухота может быть различного происхождения. Примерно 50% таких случаев имеют генетические причины. Из других причин наибольшее значение имеют болезни матери во время беременности. Инфекция SARS-CoV-2, перенесенная матерью, также приводит к тугоухости ребенка различной степени и глухоте [2].

Голос глухих характеризуется гиперназальностью и монотонностью, сниженной громкостью, ограниченным частотным диапазоном и высокими показателями частоты основного тона (ЧОТ) речи [3, 4]. Данный эффект является результатом потери слуховой обратной связи у лиц, неспособных контролировать собственный голос [5]. Патологическая вибрация голосовых складок — общая проблема для глухих, наряду с нарушенной интонацией она является главной целью речевой терапии [6].

Мутация голоса у мальчиков возникает в возрасте 13—15 лет. При этом вследствие бурного роста гортани ЧОТ понижается вдвое и составляет около 120 Гц. Вследствие потери слухового контроля некоторые глухие подростки пользуются фальцетным механизмом голосообразования после окончания мутации, то есть говорят высоким детским голосом. ЧОТ у них превышает 180 Гц. Это называется мутационным фальцетом или пуберфонией. Лечение этого заболевания у глухих требует особого мастерства.

Визуальная обратная связь является мощным инструментом, который используется во многих областях медицины [7]. Так, она применяется для улучшения качества голоса у здоровых людей [8—10], для лечения заикания [11, 12] и для речевой терапии глухих [13, 14]. Мы решили использовать цифровые технологии, применив визуальную обратную связь при лечении глухого юноши с пуберфонией. Приводим собственное наблюдение.

Клиническое наблюдение

Больной М., 16 лет, ученик специальной школы для глухих, обратился на прием к фониатру 06.09.23 с жалобами на высокий голос. Он потерял слух в течение первого года жизни. Кохлеарная имплантация не проводилась. Пубертатный период протекал нормально, но говорил пациент, используя только фальцетный регистр голоса. При общении больной мог читать речь собеседника с губ. Ларингоскопия не выявляла отклонений от нормы. ЧОТ определялась с помощью клинической программы Praat, установленной на ноутбук Hewlett-Packard 630 (Pentium B960, 2,2 ГГц), и внешнего микрофона, имеющего частотный диапазон от 70 до 10 000 Гц. Пациенту предлагалось прочитать короткий отрывок текста. ЧОТ составляла 190 Гц.

Для коррекции ЧОТ мы попробовали применить визуальную обратную связь с помощью компьютерной программы Circ FFT, созданной шведским инженером-акустиком S. Granqvist для музыкальных целей. Внешний микрофон подключали к ноутбуку Hewlett-Packard 630 (Pentium B960, 2,2 ГГц) и размещали на расстоянии 50 см от больного. Голос с помощью алгоритма Fast Fourier Transform (FFT) преобразовывался в диаграмму, отражающую изменения ЧОТ во время речевых занятий. При уменьшении частоты движение указателя происходило против часовой стрелки, при увеличении — по часовой стрелке (рис. 1, 2). Основной целью занятий являлось нахождение вначале гласных, потом остальных фонем, а затем слов и предложений, на которых голос юноши звучал ниже. С первых занятий стало очевидно, что визуальная обратная связь помогала пациенту ощущать фонацию в грудном регистре. Занятия длились по 25—30 мин. Через один месяц ЧОТ больного составила 130 Гц.

Рис. 1. Результаты применения компьютерной программы Circ FFT при повышенной частоте основного тона речи.

Стрелка находится между 180 Гц и 190 Гц.

Рис. 2. Результаты применения компьютерной программы Circ FFT при нормальной частоте основного тона речи.

Стрелка находится между 120 Гц и 130 Гц.

Под регистром голоса следует понимать ряд однородно звучащих звуков, выполненных единым физиологическим механизмом [15]. Частотный диапазон голоса у мужчин находится между 70 Гц и 500 Гц. Фонация в нем должна осуществляться в грудном и фальцетном регистрах. Глухим требуется помощь специалиста для адекватного использования регистров.

Заключение

Интерес описанного случая заключается в том, что визуальная обратная связь позволила упростить решение задачи коррекции частоты основного тона голоса, данный метод может пополнить арсенал фонопедических методов коррекции частоты основного тона речи у глухих.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Prasansuk S. Prevention of hearing impairment and deafness. Proceedings of the XXIII World Congress of the IALP. Cairo. 1995.
  2. Рахманова И.В., Матроскин А.Г., Ножницкая С.Ю., Кругляков А.Ю. Влияние SARS-CoV-2 на слуховую функцию новорожденных детей. Тезисы докладов XXI Российского конгресса по оториноларингологии «Преображенские чтения. Детская оториноларингология. Связь времен, связь специальностей», посвященного 130-летию со дня рождения профессора Бориса Сергеевича Преображенского. Вестник оториноларингологии. 2023;88(1):95-97.  https://doi.org/10.17116/otorino20238801195
  3. Lane H, Wozniak Webster J. Speech deterioration in postlingually deafened adults. Journal of the Acoustical Society of America. 1991;89(2):859-866.  https://doi.org/10.1121/1.1894647
  4. Higgins MB, Carney AE, Schulte L. Physiological assessment of speech and voice production of adults with hearing loss. Journal of Speech and Hearing Research. 1994 June;37:510-521. PMID: 8084183. https://doi.org/10.1044/jshr.3703.510
  5. Nickerson RS. Characteristics of the speech of deaf persons. Volta Review. 1975;77:342-362. 
  6. Abberton E, Fourcin A. Electrolaryngography. In: Code C, Ball M, eds. Experimental clinical phonetics. Investigatory techniques in speech pathology and therapeutics. London & Canberra: Croom Helm; 1984:62-78. 
  7. Лучихин Л.А. Мультимедийные технологии в оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2012;77(3):4-6. 
  8. Barsties B, Beers M, Ten Cate L, Ballegooijen KV, Braam L, Groot MD, Van der Kant M, Kruitwagen C, Maryn Y. The effect of visual feedback and training in auditory-perceptual judgment of voice quality. Logopedics Phoniatrics Vocology. 2017;42;(1):1-8.  https://doi.org/10.3109/14015439.2015.1091036
  9. Sivasankar M, Bayer J.J, Babu T, Larson CR. Voice responses to changes in pitch of voice or tone auditory feedback. Journal of the Acoustical Society of America. 2005;117:850-857.  https://doi.org/10.1121/1.1849933
  10. Thorpe CW. Visual feedback of acoustic voice features in voice training. Proceedings of the 9th Australian International Conference on Speech Science & Technology. Melbourne, December 2 to 5, 2002. Australian Speech Science & Technology Association Inc.; 2002:349-354. 
  11. Snyder G, Strauss Hough M, Blanchet P, Ivy LJ, Waddell D. The effects of self-generated synchronous and asynchronous visual speech feedback on overt stuttering frequency. Journal of Communication Disorders. 2009;42(3):235-244.  https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2009.02.002
  12. Hudock D, Dayaly V.N, Salruklarogly T, Stuart A, Zhang J, Kalinovsky J. Stuttering ingibition via visual feedback at normal and fast speech rates. Journal of Language and Communication Disorders. 2011;46;(2):169-178.  https://doi.org/10.3109/13682822.2010.490574
  13. Emmorey K, Bosforth R, Kraljic T. Visual feedback and self-monitoring of sign language. Journal of Memory and Language. 2009; 62(3):398-411.  https://doi.org/10.1016/j.jml.2009.06.001
  14. Emmorey K, Gertsberg N, Korpics F, Wright C. The influence of visual feedback and register changes on sign language production: A kinematic study with deaf signers. Applied Psycholinguistics. 2009;30(1):187-203.  https://doi.org/10.1017/S0142716408090085
  15. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 2-е издание. М.: Музыка; 1996.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.