Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шахова Е.Г.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Сравнительное исследование эффективности комбинированных назальных топических препаратов и топических деконгестантов в лечении острых риносинуситов

Авторы:

Шахова Е.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 5296 раз


Как цитировать:

Шахова Е.Г. Сравнительное исследование эффективности комбинированных назальных топических препаратов и топических деконгестантов в лечении острых риносинуситов. Вестник оториноларингологии. 2020;85(4):46‑50.
Shakhova EG. Comparative study of the efficacy of combined nasal topical drug and topical decongestants in the treatment of acute rhinosinusitis. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2020;85(4):46‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20208504146

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Риносинусит является распространенным заболеванием в большинстве стран мира, что приводит к значительному обременению для общества с точки зрения потребления медицинских услуг и потерь производительности труда [1—5]. Острый риносинусит (ОРС) имеет ежегодную распространенность 6—15% и чаще всего является следствием вирусной инфекции. ОРС — обычно заканчивающееся выздоровлением заболевание, но известны серьезные, опасные для жизни осложнения [6]. ОРС — одна из наиболее распространенных причин назначения антибиотиков, и правильное лечение его крайне актуально в условиях глобального распространения устойчивости патогенгов к антибиотикам [7].

EPOS 2020 выделяет острый вирусный (длительность симптомов <10 дней), острый поствирусный (усиление симптомов >5 дней или стойкие симптомы >10 дней с продолжительностью <12 недель) и острый бактериальный риносинусит. Острый риносинусит (ОРС) у взрослых определяется как внезапное появление двух или более симптомов, один из которых либо заложенность/обструкция носа, либо выделения из носа (передняя/задняя ринорея): ± лицевая боль/давление, ± гипосмия или аносмия в течение <12 недель с интервалами, свободными от симптомов, если проблема повторяется, с подтверждение по телефону или интервью. Тяжесть заболевания определяется на основании визуально-аналоговой шкалы (ВАШ): легкая форма — ВАШ=0—3, среднетяжелая форма — ВАШ=3—7, тяжелая форма — ВАШ>7—10. ВАШ>5 влияет на качество жизни (КЖ) пациента [8—11].

EPOS 2020 в отличие от EPOS 2012 рекомендует в лечении ОРС для взрослых деконгестанты (оральные/назальные) с уровнем доказательности 1а при вирусном (современные данные свидетельствуют о том, что многократные дозы деконгестантов могут оказывать незначительное положительное влияние на субъективные показатели заложенности носа у взрослых с простудой) и 1b при поствирусном ОРС (назальные противоотечные средства могут быть эффективны в улучшении мукоцилиарного клиренса на протяжении всей острой фазы заболевания). Не было проведено ни одного исследования, оценивающего влияние деконгестантов на разрешение или уменьшение симптомов поствирусного ОРС. Исходя из отсутствия клинически значимых данных, руководящая группа EPOS 2020 не может рекомендовать применение противоотечных средств при остром поствирусном риносинусите. Отмечено, что антигистаминные препараты оказывают ограниченное краткосрочное (1-й и 2-й дни лечения) благотворное влияние на выраженность всех симптомов у взрослых, но не в средне-и долгосрочной перспективе — клинически значимого влияния на носовую обструкцию, ринорею или чиханье не наблюдается (1а) при вирусном ОРС. Эксперты сделали вывод, что некоторые фитопрепараты, такие как BNO1016, цинеол и экстракт Andrographis paniculata SHA-10, оказывают значительное влияние на симптомы простуды без серьезных побочных эффектов, исключая эхинацею (уровень доказательности1b, отсутствует формальный систематический обзор). В лечении поствирусного ОРС для взрослых некоторые фитопрепараты, такие как таблетки BNO1016 и капли пеларгонии сидовидной (Pelargonium sidoides) и «Миртол капсулы» (и другие эфирные масла), оказывают значительное влияние на его симптомы без значительных побочных явлений (1b).

В последнее время предпочтение отдается назальным деконгестантам в виде спрея, так как эта лекарственная форма удобнее в использовании, обеспечивает равномерное орошение слизистой оболочки носа и точное дозирование препарата, что, соответственно, снижает риск передозировки и развития побочных эффектов. Достаточно широкое распространение получили комбинированные назальные деконгестанты. Деконгестанты довольно часто комбинируют с антагонистами медиаторов аллергии, которые способствуют большему уменьшению интенсивности воспалительного процесса и являются препаратами выбора при вазомоторных ринитах. К числу последних относится и «Фринозол спрей назальный».

Исследуемый препарат «Фринозол спрей назальный» — новый комбинированный лекарственный препарат, содержащий в качестве активных веществ фенилэфрин и цетиризин и оказывающий противоаллергическое и деконгестивное действие.

Фенилэфрин — деконгестант, α1-адреномиметик, при местном применении оказывает селективное умеренное сосудосуживающее действие за счет стимуляции α1-адренорецепторов, расположенных в сосудах; мало влияет на β2-рецепторы сердца [12, 13]. Устраняя отек слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, препарат уменьшает выделения из носа и способствует очищению носовых ходов, не нарушая физиологических функций мерцательного эпителия и слизистой оболочки носа. Обладая мягким вазоконстрикторным эффектом (длительность — до 6 часов), это лекарственное средство не вызывает значительного снижения кровотока в слизистой оболочке носовой полости и реже провоцирует развитие «синдрома рикошета». Назальные формы фенилэфрина, который избирательно стимулирует α1-адренорецепторы кавернозной венозной ткани слизистой оболочки носа, считаются в настоящее время наиболее безопасными [14, 15]. Цетиризин — высокоселективный антагонист периферических Н1-рецепторов 2-го поколения. Является активным метаболитом гидроксизина, обладающим гораздо менее выраженным седативным действием. Цетиризин ни в эксперименте, ни в клинике не оказывал какого-либо аритмогенного влияния на сердце. Его эффект проявляется через 2 ч после применения и продолжается более 24 ч. При курсовом применении толерантность к цетиризину не развивается [16]. Цетиризин не требует метаболических превращений и действует при топическом применении в неизмененном виде, не уступая в силе действия пероральным формам [17]. Во время активной фазы заболевания цетиризин, применяемый интраназально, предотвращает симптомы, индуцированные Н1-гистаминовыми рецепторами [18].

Цель исследования — оценка эффективности препарата «Фринозол» (фенилэфрин 0,25% + цетиризин 0,25%, спрей назальный) АО «ВЕРТЕКС» (Россия) в сравнении с препаратом «Риностоп Экстра» (оксиметазолин 0,05%, спрей назальный) АО «Отисифарм» (Россия) в отношении назальных симптомов риносинусита.

Пациенты и методы

Дизайн исследования: открытое наблюдательное исследование эффективности «Фринозола» в сравнении с оксиметазолином (спрей назальный 0,05%). Рандомизация: пациенты распределялись в одну из групп лечения в соотношении 1:1 методом последовательных номеров. Всего в исследование включены 60 пациентов (мужчины и женщины от 18 до 60 лет) с верифицированным диагнозом ОРС легкой (80%) и среднетяжелой (20%) формы длительностью не более 120 часов с наличием следующих симптомов: затруднение носового дыхания, нарушение обоняния, выделения из носа, головная боль, лицевая боль, слизь в горле.

Критерии невключения пациентов в исследование: беременность или лактация; известная гиперчувствительность к любому компоненту исследуемых препаратов (в том числе аллергическая); известная патология носа, включая полипы, перенесенные травмы, хирургические вмешательства, анатомические аномалии, атрофический, медикаментозный, вазомоторный, аллергический ринит; хронический синусит; хронический алкоголизм, наркомания; бронхиальная астма или ХОБЛ, на момент включения в исследование требующие применения ингаляционных или системных кортикостероидов либо любой другой поддерживающей терапии; прием системных или топических кортикостероидов и антибактериальных препаратов менее чем за 4 недели до включения в исследование; заболевания почек, в том числе почечная недостаточность с клиренсом креатинина менее 30 мл/мин в анамнезе; эндокринные заболевания, в том числе сахарный диабет, заболевания щитовидной железы; глаукома; геморрагический диатез; частые носовые кровотечения; анемия, тромбоцитопения, лейкопения, панцитопения; неконтролируемая артериальная гипертензия (ДАД выше 99 мм рт.ст. и САД выше 159 мм рт.ст.), феохромоцитома, тиреотоксикоз; эпилепсия, судороги в анамнезе (кроме однократного эпизода фебрильных судорог в возрасте до 3 лет); манифестация Herpes simplex на момент включения в исследование; язвенная болезнь желудка в стадии обострения; амебиаз; печеночная недостаточность, сердечно-сосудистые или церебро-сосудистые заболевания в анамнезе в течение 6 мес до начала исследования (инфаркт миокарда, стенокардия покоя, тяжелая желудочковая аритмия, сердечная недостаточность III/IV классов NYHA); неврологические заболевания (болезнь Паркинсона, рассеянный склероз); клинически значимые патологические состояния, которые могут влиять на комплаентность пациента в ближайшее время (злокачественные новообразования, тяжелые хронические заболевания, психические заболевания).

1-я группа — 30 пациентов (мужчины/женщины 14/16, возраст 39,42±14,23 года), принимали «Фринозол» (спрей назальный) по 2 впрыскивания в каждую ноздрю 3 раза в день; 2-я группа — 30 пациентов (мужчины/женщины 17/13, возраст 37,65±14,67 года), принимали оксиметазолин 0,05% (спрей назальный) по 2 впрыскивания в каждую ноздрю 3 раза в день.

Оценивались 3 визита (1-й день, 3-й день и 7-й день) с осмотром лор-органов на каждом, с анкетированием на 1-м и 3-м визитах по шкале ВАШ и шкале общего клинического впечатления (Clinical Global Impression Scale — CGI). Активная передняя риноманометрия проведена на 1-м, 2-м и 3-м визитах с использованием прессотахоспирографа ПТС-14П-01 риноманометра «Ринолан» до применения и через 20 мин после применения препаратов «Фринозол» (фенилэфрин 0,25% + цетиризин 0,25%, спрей назальный) и оксиметазолин 0,05% (спрей назальный). Все пациенты получали элиминационную терапию изотоническим солевым раствором устройством «Долфин» в объеме 240 мл 3 раза в день 7 дней, в случае среднетяжелой формы острого риносинусита (ВАШ=3—7) — препарат растительного происхождения, в состав которого входят пять растительных компонентов: корень генцианы, цветы примулы, трава щавеля, цветы бузины, трава вербена (по 2 драже 3 раза в день внутрь 7 дней).

Для анализа данных использовался статистический пакет Statistica 10 компании StatSoft.

Результаты и обсуждение

Среднее значение суммарного объемного потока (СОП) при давлении 150 Па у пациентов 1-й группы составило 309,5±143,2 мл/с, у пациентов 2-й группы — 317,4±156,0 мл/с. У всех пациентов после применения фармакологических средств через 20 мин значение СОП стало выше, следовательно, носовое дыхание улучшилось по сравнению с базовым исследованием (p<0,05): в 1-й группе оно составило 671,1±243,2 мл/с, у пациентов 2-й группы — 674,7±247,8 мл/с.

Среднее значение СОП при базовом исследовании 2 у пациентов 1-й группы было 462,2±229,5 мл/с, у пациентов 2-й группы — 452,9±231,9 мл/с; после применения назальных препаратов СОП увеличился в 1-й группе — до 881,4±117,8 мл/с, во 2-й — до 850,4±100,3 мл/с (p<0,05).

При базовом исследовании 3 в 1-й группе среднее значение СОП было 641,1±145,4 мл/с, у пациентов 2-й группы — 671,3±201,3 мл/с; после применения фармакологических препаратов в 1-й группе оно стало 968,3±115,1 мл/с, во 2-й группе — 950,2±109,3 мл/с (p<0,05).

Статистически достоверных различий значений СОП после применения фармацевтических средств у пациентов 1-й и 2-й групп на 3-х визитах не получено (p>0,05). Таким образом, применение «Фринозола» (фенилэфрин 0,25% + цетиризин 0,25%, спрей назальный) и оксиметазолина 0,05% (спрей назальный) у пациентов с острым риносинуситом сопоставимо по эффективности восстановления носового дыхания в обеих группах (см. рисунок).

Рис.. Динамика значений суммарного объемного потока пациентов (мл/с) после применения фармакологических средств (ФС).

Результаты субъективной оценки выраженности назальных симптомов у пациентов обеих групп (назальная обструкция, ринорея, гипосмия) на 1-м и 3-м визитах, представленные в таблице, сопоставимы.

Таблица. Субъективная оценка назальных симптомов по ВАШ на 1-м и 3-м визитах

Оценка ВАШ

«Фринозол» (n=30)

Оксиметазолин (n=30)

1-й визит

3-й визит

1-й визит

3-й визит

Назальная обструкция

7,1±0,32

0,9±0,44

7,2±0,48

1,1±0,42

Ринорея

6,7±0,35

2,2±0,52

6,9±0,44

2,1±0,42

Гипосмия

6,1±0,42

1,3±0,32

5,9±0,33

1,1±0,32

Примечание. *p<0,05 — в таблице не отмечено.

Тестирование по шкале общего клинического впечатления (Clinical Global Impression scale — CGI) показало, что на 1-м визите пациенты 1-й группы оценили свое состояние как не резко выраженное расстройство в 40% (12 человек), как умеренно выраженное расстройство — 50% (15 человек), как значительное расстройство — 10% (3 человека); пациенты 2-й группы — соответственно 50% (5 человек), 40% (12 человек) и 10% (3 человека).

Анализ результатов эффективности терапии по шкале общего клинического впечатления показал лучшие результаты в 1-й группе: умеренный эффект — у 6 (20%) пациентов, значительный эффект — у 24 (80%) пациентов; во 2-й группе — умеренный эффект — у 9 (30%) пациентов, значительный эффект — у 21 (70%) пациента.

Заключение

Комбинированный лекарственный препарат «Фринозол» (фенилэфрин 0,25% + цетиризин 0,25%, спрей назальный) сопоставим по эффективности и комфортности применения с препаратом оксиметазолина 0,05% (спрей назальный) в лечении больных острым вирусным и пост-вирусным риносинуситом.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflict of interest.

Литература / References:

  1. Fokkens WJ, Lund VJ, Hopkins C, Hellings PW, Kern R, Reitsma S, et al. European Position Paper on Rhinosinusitis and Nasal Polyps 2020. Rhinology. 2020;29:1-464.  https://doi.org/10.4193/Rhin20.600
  2. Hastan D, Fokkens WJ, Bachert C, et al. Chronic rhinosinusitis in Europe an underestimated disease. A GA(2)LEN study. Allergy. 2011;66:1216-1223. https://doi.org/10.1111/j.1398-9995.2011.02646.x
  3. Hirsch AG, Stewart WF, Sundaresan AS, et al. Nasal and sinus symptoms and chronic rhinosinusitis in a population-based sample. Allergy. 2017;72:274-281.  https://doi.org/10.1111/all.13042
  4. Obaseki D, Potts J, Joos G, et al. The relation of airway obstruction to asthma, chronic rhinosinusitis and age: results from a population survey of adults. Allergy. 2014;69:1205-1214. https://doi.org/10.1111/all.12447
  5. Sundaresan AS, Hirsch AG, Storm M, et al. Occupational and environmental risk factors for chronic rhinosinusitis: a systematic review. International Forum of Allergy & Rhinol. 2015;5:996-1003. https://doi.org/10.1002/alr.21573
  6. Piatt Jr JH. Intracranial suppuration complicating sinusitis among children: an epidemiological and clinical study. J Neurosurg Pediatr. 2011;7:567-574.  https://doi.org/10.3171/2011.3.PEDS10504
  7. Jaume F, Quintó L, Alobid I, Mullol J. Overuse of diagnostic tools and medications in acute rhinosinusitis in Spain: a population-based study (the PROSINUS study). BMJ open. 2018; 8:e018788. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-018788
  8. Seresirikachorn K, Snidvongs K, Chitsuthipakorn W, et al. EPOS 2012 has better specificity compared to IDSA 2012 for diagnosing acute bacterial rhinosinusitis. Rhinology. 2018;56:241-244.  https://doi.org/10.4193/Rhin17.261
  9. Lim M, Lew-Gor S, Darby Y, Brookes N, Scadding G, Lund VJ. The relationship between subjective assessment instruments in chronic rhinosinusitis. Rhinology. 2007;45:144-147. 
  10. Remenschneider AK, D’Amico L, Gray ST, Holbrook EH, Gliklich RE, Metson R. The EQ-5D: A new tool for studying clinical outcomes in chronic rhinosinusitis. Laryngoscope. 2015;125:7-15.  https://doi.org/10.1002/lary.24715
  11. Van Oene CM, van Reij EJ, Sprangers MA, Fokkens WJ. Quality-assessment of diseasespecific quality of life questionnaires for rhinitis and rhinosinusitis: a systematic review. Allergy. 2007;62:1359-1371. https://doi.org/10.1111/j.1398-9995.2007.01482.x
  12. Torp KD, Tschakovsky ME, Halliwill JR, Minson CT, Joyner MJ. β-Receptor agonist activity of phenylephrine in the human forearm. Journal of Applied Physiology. 2001;90(5):1855-1859. https://doi.org/10.1152/jappl.2001.90.5.1855.
  13. Aronson JK. Meyler’s Side Effects of Drugs 16th Edition The International Encyclopedia of Adverse Drug Reactions and Interactions (7 Volumes Set). Elsevier Science; 2016:785-794. 
  14. Гуров А.В., Юшкина М.А. Дифференцированный подход к терапии синдрома назальной обструкции. Медицинский совет. 2017;(16):55-59.  https://doi.org/10.21518/2079-701X-2017-16-55-59
  15. Карпищенко С.А., Ушакова С.Е., Фридман И.Л., Гринев И.А., Писарев В.В., Меркулов М.Е. Результаты открытого рандомизированного исследования эффективности и безопасности нового лекарственного препарата Фринозол спрей назальный (Фенилэфрин + Цетиризин) у пациентов с острой респираторной инфекцией. Вестник оториноларингологии. 2019;84(5):61-67.  https://doi.org/10.17116/otorino20198405161
  16. Lewis TA, Bayless L, DiPesa AJ, Eckman JB, Gillard M, Libertine L, Young MA. 5-Lipoxygenase inhibition by N-hydroxycarbamates in dual-function compounds. Bioorganic & medicinal chemistry letters. 2005;15(4):1083-1085. https://doi.org/10.1016/j.bmcl.2004.12.023
  17. Yanez A, Rodrigo GJ. Intranasal corticosteroids versus topical H1 receptor antagonists for the treatment of allergic rhinitis: a systematic review with meta-analysis. Annals Allergy, Asthma and Immunology. 2002;89(5):479-484. 
  18. Korsgren M, Andersson M, Borgå O, Larsson L, Aldén-Raboisson M, Malmqvist U, Greiff L. Clinical efficacy and pharmacokinetic profiles of intranasal and oral cetirizine in a repeated allergen challenge model of allergic rhinitis. Annals of Allergy, Asthma & Immunology. 2007;98(4):316-321.  https://doi.org/10.1016/S1081-1206(10)60876-9

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.