Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Носуля Е.В.

Косяков С.Я.

Кафедра оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования, Москва

Ким И.А.

Кафедра оториноларингологии РМАПО, Москва

Пискунов Г.З.

Кафедра болезней уха, горла, носа РМАПО, Москва

Последипломное дистанционное обучение в оториноларингологии: первые итоги и перспективы

Авторы:

Носуля Е.В., Косяков С.Я., Ким И.А., Пискунов Г.З.

Подробнее об авторах

Просмотров: 438

Загрузок: 4


Как цитировать:

Носуля Е.В., Косяков С.Я., Ким И.А., Пискунов Г.З. Последипломное дистанционное обучение в оториноларингологии: первые итоги и перспективы. Вестник оториноларингологии. 2016;81(1):84‑86.
Nosulia EV, Kosiakov SIa, Kim IA, Piskunov GZ. The remotepost-graduate education in otorhinolaryngology: the first results and further prospects. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2016;81(1):84‑86. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201681184-86

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность оз­до­ро­ви­тель­ных ме­роп­ри­ятий по по­вы­ше­нию ка­чес­тва жиз­ни млад­ших школь­ни­ков г. Лу­ган­ска, пре­бы­ва­ющих на дис­тан­ци­он­ном обу­че­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):82-87

Оториноларингология — одна из наиболее актуальных и динамично развивающихся клинических дисциплин. Это обусловлено по меньшей мере двумя обстоятельствами, определяющими значение совершенствования форм и методов последипломного образования.

Во-первых, болезни ЛОР-органов занимают ведущее место в структуре современной патологии человека и являются наиболее распространенной причиной визита пациента к врачу. Клинические проявления воспалительных заболеваний ЛОР-органов и их осложнений отличаются известной вариабельностью симптоматики, нередко сочетанием нескольких нозологических состояний, часто — атипичным течением, недостаточной информативностью традиционных диагностических тестов, что затрудняет их своевременное распознавание и отрицательно сказывается на эффективности лечения. В связи с этим чрезвычайно важным разделом последипломной подготовки оториноларингологов является освещение современных концепций этиологии и патогенеза наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов, отечественных и международных стандартов их диагностики и методов лечения.

Во-вторых, заболевания верхних дыхательных путей и органа слуха являются одной из наиболее частых причин назначения антибиотиков, нерациональной лекарственной терапии, что закономерно сопровождается увеличением распространенности резистентных штаммов этиологически значимых патогенов, нарастанием частоты побочных эффектов.

В связи с этим другим важным направлением последипломной подготовки оториноларинголога является формирование у врача способности к компетентному принятию решений в отношении фармакотерапии патологии ЛОР-органов, соответствующей современным протоколам.

Очевидно, что с учетом перечисленных особенностей формирование у врача-оториноларинголога современных знаний представляет собой достаточно трудоемкий процесс, который должен носить систематический характер и осуществляться на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.

Как известно, основными направлениями последипломного образования в оториноларингологии, как, впрочем, и в других медицинских специальностях, являются институциональные формы обучения: специализация (интернатура или клиническая ординатура); усовершенствование, которое может быть общим (повышение квалификации по всем разделам специальности) и тематическим (совершенствование профессиональной подготовки по избранным вопросам специальности), а также обучающие курсы, стажировки на базе профильных кафедр, НИИ, научно-практических центров, располагающих необходимым оборудованием и соответствующим научно-педагогическим потенциалом. Однако темпы обновления и/или разработки новых клинических руководств, рекомендаций, стандартов таковы, что законодательно утвержденный пятилетний интервал переподготовки по специальности не обеспечивает в полной мере поддержание должного профессионального уровня. В целом, по оценкам экспертов, в условиях интенсивного технологического развития общий объем информации каждые пять лет удваивается, ежегодно обновляется около 5% процентов теоретических и 20% профессиональных знаний [1].

С сожалением приходится констатировать, что несмотря на большое количество современных источников научно-медицинской информации, масштабы ее использования остаются крайне недостаточными. Например, по данным медико-социальных исследований, лишь 18% опрошенных врачей общей практики для получения профессиональных знаний используют тематические интернет-сайты, более 1/3 (37%) — не читают специальную литературу [2]. По другим сведениям, необходимость в специальной медицинской информации в условиях реальной клинической практики («office practice») возникает у врача до 60 раз в неделю, при этом удовлетворяются лишь 30% таких информационных потребностей. Во многом это связано с неадекватным индексированием статей и сложностью их поиска в журналах, быстрым «старением» ранее изданных руководств и другими обстоятельствами [3].

Определенные перспективы в преодолении недостатков традиционных форм последипломной подготовки связаны с возможностями дистационного образования (ДО), к бесспорным преимуществам которого относят наглядность и эффективность образовательного процесса; возможность удаленного получения знаний и общения с преподавателем в режиме реального времени; отсутствие необходимости в специальных командировках для прохождения образовательных циклов и снижение материальных затрат на обучение; возможность выбора тематических образовательных программ в соответствии с профессиональными интересами и др.

Цель работы — ретроспективный анализ эффективности двух курсов дистанционного обучения оториноларингологов по данным электронного анкетирования слушателей.

Материал и методы

В рамках пилотного проекта ГБОУ ДПО РМАПО по ДО на независимом интернет-ресурсе профессионального обучения врачей «www.esculap-med.ru:непрерывное медицинское образование» были проведены две (сентябрь—декабрь 2012 и 2013 гг.) образовательные дистанционные программы для врачей-оториноларингологов. Первый образовательный курс (сентябрь—декабрь 2012 г.) включал лекции по актуальным вопросам клинической ринологии и предназначался для оториноларингологов и аллергологов. Второй курс ДО (сентябрь—декабрь 2013 г.) представлял собой один из разделов дистанционной образовательной программы по проблемам респираторной медицины, в котором участвовали, кроме оториноларингологов, пульмонологи, терапевты, педиатры и аллергологи.

Каждый такой курс имел модульный принцип построения (7 и 11 модулей соответственно). В процессе проведения программ проводился контроль знаний обучаемых в виде текущего и итогового тестирования.

После индивидуальной регистрации на интернет-ресурсе врач получал доступ к образовательным курсам, тестам, форумам. Необходимым условием участия слушателя в дистанционных образовательных программах являлось наличие компьютера с установленным Adobe Flash актуальной версии, доступ к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 5 Мбит/с.

Взаимодействие лекторов с участниками программы осуществлялось в режиме реального времени посредством проведения голосований и чата, а также через опции «Вопрос лектору» и «Круглый стол»/форум сайта, реализованные на сайте-площадке. Таким образом, система управления обучением помогала оценить объем и качество знаний каждого слушателя программы.

Образовательные сессии записывались в профессиональной видеостудии с использованием 3 FullHD-видеокамер, что позволяло подготовить соответствующий материал (лекции, видеообращения) высокого качества. При размещении видеоматериалов на сайте производилась их адаптация с целью повышения качества воспроизведения.

Для анализа результатов перечисленных образовательных программ использовались деперсонифицированные данные, собранные в ходе обучения, коммуникации, тестирования и сохраненные на сервере.

Результаты и обсуждение

Всего в двух образовательных программах ДО приняли участие (зарегистрировались) 997 врачей-оториноларингологов из 301 города и населенного пункта России. Необходимо подчеркнуть, что более 1/3 (33%) всех населенных пунктов составили города и поселки с населением менее 100 000 человек — Тикси, Кинель, Можга, Рыльск и др., из которых были зарегистрированы 107 врачей.

В первой образовательной программе (сентябрь—декабрь 2012 г.) приняли участие 614 врачей-оториноларингологов, при этом каждый из них просмотрел 50% программы, состоявшей из 7 модулей, а 10% врачей — все 7 модулей. Почти каждый пятый оториноларинголог (21%) успешно сдал итоговый тест и получил сертификат об участии в дистанционной программе.

Во второй программе ДО (сентябрь—декабрь 2013 г.), кроме 383 оториноларингологов, участвовали терапевты, пульмонологи, аллергологи, педиатры. Примечательно, что в этой программе приняли участие 60% врачей-оториноларингологов — слушателей программы 2012 г., что свидетельствует об интересе и положительном отношении участников к данной форме обучения. В этой программе, состоявшей из 11 модулей, каждый врач просмотрел более 50% (5—6) модулей, а практически каждый пятый (19%) — все 11 лекций программы по проблемам респираторной медицины. По итогам этого цикла примерно каждый третий (28%) оториноларинголог получил сертификат после успешной сдачи итогового теста.

Как уже отмечалось, функциональные особенности образовательной интернет-площадки позволяли врачам обсуждать вопросы модуля на форумах сайта, общаться с лектором, другими участниками курса. В целом в таких обсуждениях на форумах приняли участие примерно 4% всех зарегистрированных врачей-оториноларингологов (средний показатель по всем специальностям составил 16%).

Следует отметить возрастание активности участников программ. Так, если во время проведения 45-минутных сессий во время первой образовательной программы (2012 г.) от слушателей поступали в чате в среднем по 2—3 вопроса за трансляцию, то во время второй программы (2013 г.) — уже по 5—6 вопросов в течение каждой трансляции в прямом эфире.

В целом врачи, участвовавшие в образовательных программах, высоко оценили их качество и значение. По данным электронного анкетирования, проведенного после окончания образовательных курсов, максимальное количество баллов за первую и вторую программы составили соответственно 90 и 84% слушателей. Около 90% участников подчеркнули важность полученной в процессе ДО информации. При этом врачи отметили значение модулей, в которых освещались актуальные вопросы повседневной практики, в частности такие темы, как «Значение российских и международных руководств по лечению инфекций в оториноларингологии», «Распространенные ошибки в диагностике и лечении инфекций в оториноларингологии» и некоторые другие.

Среди основных мотивирующих факторов ДО большинство (33%) слушателей отметили возможность обучения в удобное время, интересную тему лекций (23%) и важность авторитета лектора (16%) участников анкетирования. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство (78%) опрошенных врачей-оториноларингологов подключались к трансляциям образовательных модулей с домашних компьютеров.

Таким образом, как показал первый опыт, дистанционное обучение является эффективной формой последипломного образования, обеспечивающей участие в тематических курсах широкого круга слушателей. По данным Госкомстата [4], в двух программах ДО 2012 и 2013 гг. приняли участие 7,9% всех врачей-оториноларингологов Р.Ф. При этом доля врачей, изучивших все модули учебных курсов, выросла практически в 2 раза — с 10% в 2012 г. до 19% в 2013 г.

По итогам двух программ, около 14% оториноларингологов, прошедших обучение, ознакомились со всеми учебными модулями, что соответствует результатам массовых онлайновых дистанционных курсов, проводимых для неврачебных аудиторий [5, 6].

Проведенные в рамках пилотного проекта ДО курсы демонстрируют реальные перспективы удаленных форм последипломного образования по оториноларингологии и могут послужить основанием для разработки программ по различным разделам специальности. Одним из реальных резервов ДО является возможность видеотрансляций операций, детальной демонстрации хирургом этапов вмешательства, процесса принятия и реализации решений в различных нестандартных ситуациях, что, безусловно, повышает привлекательность такого учебного материала.

При этом следует учитывать и ограничения ДО, в частности связанные с обучением практическим навыкам, организацией контроля правильности выполнения тех или иных манипуляций (этапов хирургического вмешательства), что является не только важным, но и одним из самых трудных разделов подготовки оториноларинголога.

Важным условием эффективного использования возможностей ДО является наличие высококвалифицированных преподавателей, применяющих современные информационные технологии, способных обеспечить актуальность и разнообразие тематики представляемых материалов для обучения.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.