История Казанской терапевтической школы - два столетия служения медицине, научных достижений и открытий, эволюция преподавания и врачебного дела, судьбы десятков людей, принадлежащих к плеяде казанских терапевтов.
Датой основания медицинского образования в Казани де-юре считается 2 (14) мая 1814 г. - дата открытия отделения врачебных наук в Императорском Казанском университете. Однако клиническое преподавание внутренних болезней началось еще в 1810 г. на кафедре общей патологии и терапии под руководством молодого профессора медицины Виттенбергского университета Федора Христофоровича Эрдмана, вошедшего в историю как первый декан медицинского факультета [1]. Благодаря его усилиям в 1815 г. была открыта в отдельном здании клиника университета, однако преподавание терапии велось в сложных условиях - всего 6-8 коек и 3 студента. Ф.Х. Эрдман оставался на своем посту в течение 7 лет, после чего уехал в Дерптский университет.
Карл Федорович Фукс, выдающийся ученый-естествоиспытатель, стал преемником Ф.Х. Эрдмана [2]. Разносторонняя личность, он занимался вопросами краеведения, этнографии, был автором уникальных очерков о казанских татарах. К.Ф. Фукс исследовал состояние здоровья жителей Казани, описал бушующую в Казани холеру. При нем в практику преподавания терапии был введен разбор больных в амбулаторных условиях и тем самым положено начало поликлиническому обучению студентов.
Н.А. Скандовский, преемник и ученик К.Ф. Фукса, ставший следующим руководителем кафедры терапевтической клиники (1837-1863), был первым русским профессором-терапевтом в Казанском университете [3]. Областью его научных исследований было в первую очередь санитарное неблагополучие в Казани; он изучал и описывал тифозную горячку, перемежающуюся лихорадку, этиологию и патогенез малярии. В годы деятельности Никанора Алексеевича происходит значимое событие - открытие в 1840 г. Университетской клиники на 60 коек («Старая клиника»).
И.Г. Линдгрен завершил череду последователей «натурфилософского и краеведческого направления» в медицине [4]. Возглавляя кафедру частной патологии и терапии, он стал инициатором открытия госпитальной клиники в Казани. В 1870 г. ее первым заведующим стал И.И. Зедерштедт [5].
С 1863 г. начался новый виток развития Казанской терапевтической школы [6]. Именно тогда свою деятельность в Казанском университете начал Николай Андреевич Виноградов, ученик С.П. Боткина. Николай Андреевич возглавлял кафедру частной патологии и терапии; занимался вопросами механизма и локализации акустических явлений в сердечно-сосудистой системе, вопросами обратимости амилоидоза, впервые описал клиническую картину тромбоза легочной артерии. Кроме того, он одним из первых в России создал клиническую лабораторию, ввел обязательные патолого-анатомические вскрытия, термометрию в клинике и мн. др. [4].
Последователи Н.А. Виноградова занимались различными вопросами функциональной патологии. П.И. Левицкий изучал проблемы терморегуляции, а также влияния на организм различных химических веществ. М.А. Хомяков проводил эксперименты для изучения дыхательных шумов и I тона сердца, написал монографию «Болезни мочеполовых органов». Н.И. Котовщиков, великолепный клиницист, написал «Руководство по клиническим методам исследования внутренних болезней», не имевшее себе равных в то время не только в России, но и за границей.
Профессор А.Н. Казем-Бек (ученик Н.А. Виноградова и Н.И. Котовщикова, заведующий кафедрой факультетской терапии в 1906-1913 гг.), внес большой вклад в развитие кардиологии. Он занимался проблемами диагностики врожденных и приобретенных пороков сердца, первым описал признаки аневризмы левого желудочка, происхождение I тона сердца. Им введена в практику электрокардиография, именно в его клинике А.Ф. Самойловым снята первая электрокардиограмма [7].
С.В. Левашов, ученик С.П. Боткина, заведующий кафедрой факультетской терапии, чрезвычайно много сделал для развития лабораторной диагностики в Казани, установил в клинике один из первых в мире рентгеновских аппаратов. В научном плане С.В. Левашова интересовали инфекционные болезни.
А.Н. Засецкий, заведующий кафедрой госпитальной терапии в 1903-1912 гг., ученик В.А. Манассеина, автор «Лекций по частной патологии и терапии», занимался проблемами влияния терморегуляции на обменные процессы (секрецию желудка, кислотность мочи и т.д.), изучал взаимосвязь мышечных сокращений и азотистого обмена.
Сторонниками функционального подхода в диагностике заболеваний были В.Ф. Орловский, известный научными изысканиями в области патологии почек и поджелудочной железы, и С.С. Зимницкий, по праву считающийся основателем функциональной диагностики патологии желудка и почек, посвятивший более 20 лет изучению иммунодиагностики и серотерапии [4].
В целом период 1863-1917 гг. можно назвать «золотым веком» Казанской медицинской школы, периодом развития, реформирования, научных открытий и достижений.
Первые годы после Октябрьской революции стали серьезным испытанием для медицинской науки. Многие профессора покинули Казань навсегда; от болезней и голода умерли 7 профессоров, в том числе профессор Л.Л. Фофанов, заведующий кафедрой факультетской терапии, чьи работы по гастроэнтерологии, туберкулезу, лучевой терапии цитировались в самых серьезных отечественных и зарубежных трудах.
Этот сложный период пришелся на время работы М.Н. Чебоксарова (ученик А.Н. Казем-Бека), заведующего кафедрой факультетской терапии (1917-1932 гг.). Он занимался вопросами физиологии и патологии надпочечников, атеросклерозом, особенностями осмотического давления белков крови при экспериментальном нефрите. Михаил Николаевич трижды избирался деканом медицинского факультета, был ректором КГУ.
В этот же период в Казани работал основоположник отечественной гематологии, заведующий кафедрой госпитальной терапии (1919-1943 гг.) Николай Константинович Горяев - ученик Н.И. Котовщикова и А.Н. Казем-Бека, посвятивший себя изучению физиологии, клинике болезней селезенки, морфологии крови при различных заболеваниях, диагностики гемолитической желтухи, лейкозов, болезни Верльгофа, туберкулеза селезенки и др. [7].
История Казанской терапевтической школы в послереволюционные годы связана с созданием и расширением Казанского медицинского института, открытием, в том числе педиатрического факультета и кафедры внутренних болезней №2. Ее первым заведующим стал В.И. Катеров, известный исследованиями в области туберкулеза, много сделавший для развития санаторно-курортного дела в Татарии.
Профессор З.И. Малкин (ученик М.Н. Чебоксарова, заведующий в послереволюционные годы кафедрой факультетской терапии), клиницист с широким кругом научных интересов, по праву считается основателем ревматологии в Казани. Во время Великой Отечественной войны в центре внимания Залмана Израилевича и его коллег было изучение заболеваний, участившихся во время войны, - пневмоний, гиповитаминозов, алиментарной дистрофии, септической ангины. Его приемником был профессор В.А. Анисимов.
Профессор Абубекир Гиреевич Терегулов, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и госпитальной терапии [7], был верен лучшим традициям казанских ученых-терапевтов и своего учителя А.Н. Казем-Бека. Значительную часть его научных изысканий занимали вопросы заболеваний желудочно-кишечного тракта, исследование регуляции дыхания и функциональной диагностики легких, методы функциональной диагностики заболеваний почек.
Профессор К.А. Маянская была достойным продолжателем традиций, заложенных А.Г. Терегуловым. Руководя кафедрой внутренних болезней №2, а затем госпитальной терапии, она занималась изучением рентгенологических особенностей сопряженных заболеваний пищеварительной системы.
В 70-80-е годы XX века Казанская школа терапевтов продолжала свое развитие, были созданы новые кафедры - туберкулеза, эндокринологии, клинической фармакологии. Это годы появления целой плеяды новых имен - профессора Д.А. Валимухаметова, Ф.Т. Красноперов, В.В. Талантов, А.А. Визель.
Активная работа продолжалась на основных терапевтических кафедрах. Р.Ш. Абдрахманова, ученица А.Г. Терегулова (заведующая кафедрой факультетской терапии), следовала традициям изучения ревматизма и патологии органов дыхания при ревматических заболеваниях.
Профессор В.Ф. Богоявленский заведовал кафедрой госпитальной терапии в 1970-1983 гг. При нем большое развитие получила разработка проблемы атеросклероза и ишемической болезни сердца [7]. В то же время кафедру внутренних болезней №2 возглавлял С.И. Щербатенко - ученый, известный исследованием холинергических процессов при ревматизме.
Профессор И.А. Латфуллин (заведующий кафедрой внутренних болезней №2) много сделал для понимания патогенеза и разработки лечения инфаркта миокарда.
Профессор Рустэм Фидагиевич Хамитов, преемник И.А. Латфуллина на посту заведования кафедрой, явился одним из пионеров изучения в России роли некоторых внутриклеточных микроорганизмов в течении бронхиальной астмы и противовоспалительного действия макролидных антибиотиков в длительной терапии данного заболевания, широко обсуждаемого в настоящее время.
Профессор Альберт Сарварович Галявич (заведующий возрожденной в 2000 г. кафедрой факультетской терапии), обладая широким спектром научных интересов, является признанным авторитетом в кардиологии. Научные направления деятельности кафедры - изучение вопросов атеросклероза, острого коронарного синдрома, артериальной гипертонии, сердечной недостаточности. При участии А.С. Галявича впервые в Татарстане разработана и внедрена система круглосуточного оказания высокотехнологичной помощи больным инфарктом миокарда.
Профессор Ильдар Газимджанович Салихов, ученик З.И. Малкина и В.Е. Анисимова, с 1983 по 2011 г. возглавлял самую крупную терапевтическую кафедру - кафедру внутренних болезней №1 лечебного факультета, образованную слиянием кафедр факультетской и госпитальной терапии, впоследствии - кафедрой госпитальной терапии. Профессор И. Г. Салихов внес выдающийся вклад в развитие современной терапевтической школы - талантливый ученый, великолепный клиницист, незаурядный руководитель, он заведовал кафедрой почти 30 лет. Основным научным направлением кафедры оставалось изучение заболеваний ревматического круга: по инициативе и при участии Ильдара Газимджановича впервые в Поволжском округе создана специализированная ревматологическая помощь. Модернизировался учебный процесс - введен единый методологический подход к клиническому преподаванию. И.Г. Салихов подготовил несколько поколений терапевтов, работающих в Республике Татарстан и различных регионах, в том числе доцента С.П. Якупову, руководившую кафедрой в 2011-2013 гг. В настоящее время продолжателем дела профессора Салихова стала д.м.н. Д.И. Абдулганиева.
Оглядываясь назад и смотря в будущее, мы понимаем, что 200-летняя история клинического преподавания внутренних болезней казанскими терапевтами совершенно верно отражает истинный смысл понятия «терапевтическая школа»: «Это эстафета мыслей, эстафета дел, эстафета принципов и методов подготовки кадров, эстафета воспитания и развития взаимоотношений человеческих качеств» [8].
Коллектив авторов выражает благодарность Национальному архиву РТ (директор Горохова Людмила Васильевна), сотрудникам Научной библиотеки КГМУ.