Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Созинов А.С.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Абдулганиева Д.И.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Галявич А.С.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Хамитов Р.Ф.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Хуснутдинова Л.А.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Халфина Т.Н.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Шамсутдинова Н.Г.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

Кириллова Э.Р.

ГБОУ "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России

К истории Казанской школы терапевтов (к 200-летию Казанского государственного медицинского университета)

Авторы:

Созинов А.С., Абдулганиева Д.И., Галявич А.С., Хамитов Р.Ф., Хуснутдинова Л.А., Халфина Т.Н., Шамсутдинова Н.Г., Кириллова Э.Р.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(5): 120‑122

Просмотров: 1010

Загрузок: 65


Как цитировать:

Созинов А.С., Абдулганиева Д.И., Галявич А.С., и др. К истории Казанской школы терапевтов (к 200-летию Казанского государственного медицинского университета). Терапевтический архив. 2014;86(5):120‑122.
Sozinov AS, Abdulganieva DI, Galiavich AS, et al. The history of the Kazan School of Therapists (on the occasion of the 200th anniversary of the Kazan State Medical University). Therapeutic Archive. 2014;86(5):120‑122. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Чер­ный акан­тоз: воп­ро­сы ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):709-712

История Казанской терапевтической школы - два столетия служения медицине, научных достижений и открытий, эволюция преподавания и врачебного дела, судьбы десятков людей, принадлежащих к плеяде казанских терапевтов.

Датой основания медицинского образования в Казани де-юре считается 2 (14) мая 1814 г. - дата открытия отделения врачебных наук в Императорском Казанском университете. Однако клиническое преподавание внутренних болезней началось еще в 1810 г. на кафедре общей патологии и терапии под руководством молодого профессора медицины Виттенбергского университета Федора Христофоровича Эрдмана, вошедшего в историю как первый декан медицинского факультета [1]. Благодаря его усилиям в 1815 г. была открыта в отдельном здании клиника университета, однако преподавание терапии велось в сложных условиях - всего 6-8 коек и 3 студента. Ф.Х. Эрдман оставался на своем посту в течение 7 лет, после чего уехал в Дерптский университет.

Карл Федорович Фукс, выдающийся ученый-естествоиспытатель, стал преемником Ф.Х. Эрдмана [2]. Разносторонняя личность, он занимался вопросами краеведения, этнографии, был автором уникальных очерков о казанских татарах. К.Ф. Фукс исследовал состояние здоровья жителей Казани, описал бушующую в Казани холеру. При нем в практику преподавания терапии был введен разбор больных в амбулаторных условиях и тем самым положено начало поликлиническому обучению студентов.

Н.А. Скандовский, преемник и ученик К.Ф. Фукса, ставший следующим руководителем кафедры терапевтической клиники (1837-1863), был первым русским профессором-терапевтом в Казанском университете [3]. Областью его научных исследований было в первую очередь санитарное неблагополучие в Казани; он изучал и описывал тифозную горячку, перемежающуюся лихорадку, этиологию и патогенез малярии. В годы деятельности Никанора Алексеевича происходит значимое событие - открытие в 1840 г. Университетской клиники на 60 коек («Старая клиника»).

И.Г. Линдгрен завершил череду последователей «натурфилософского и краеведческого направления» в медицине [4]. Возглавляя кафедру частной патологии и терапии, он стал инициатором открытия госпитальной клиники в Казани. В 1870 г. ее первым заведующим стал И.И. Зедерштедт [5].

С 1863 г. начался новый виток развития Казанской терапевтической школы [6]. Именно тогда свою деятельность в Казанском университете начал Николай Андреевич Виноградов, ученик С.П. Боткина. Николай Андреевич возглавлял кафедру частной патологии и терапии; занимался вопросами механизма и локализации акустических явлений в сердечно-сосудистой системе, вопросами обратимости амилоидоза, впервые описал клиническую картину тромбоза легочной артерии. Кроме того, он одним из первых в России создал клиническую лабораторию, ввел обязательные патолого-анатомические вскрытия, термометрию в клинике и мн. др. [4].

Последователи Н.А. Виноградова занимались различными вопросами функциональной патологии. П.И. Левицкий изучал проблемы терморегуляции, а также влияния на организм различных химических веществ. М.А. Хомяков проводил эксперименты для изучения дыхательных шумов и I тона сердца, написал монографию «Болезни мочеполовых органов». Н.И. Котовщиков, великолепный клиницист, написал «Руководство по клиническим методам исследования внутренних болезней», не имевшее себе равных в то время не только в России, но и за границей.

Профессор А.Н. Казем-Бек (ученик Н.А. Виноградова и Н.И. Котовщикова, заведующий кафедрой факультетской терапии в 1906-1913 гг.), внес большой вклад в развитие кардиологии. Он занимался проблемами диагностики врожденных и приобретенных пороков сердца, первым описал признаки аневризмы левого желудочка, происхождение I тона сердца. Им введена в практику электрокардиография, именно в его клинике А.Ф. Самойловым снята первая электрокардиограмма [7].

С.В. Левашов, ученик С.П. Боткина, заведующий кафедрой факультетской терапии, чрезвычайно много сделал для развития лабораторной диагностики в Казани, установил в клинике один из первых в мире рентгеновских аппаратов. В научном плане С.В. Левашова интересовали инфекционные болезни.

А.Н. Засецкий, заведующий кафедрой госпитальной терапии в 1903-1912 гг., ученик В.А. Манассеина, автор «Лекций по частной патологии и терапии», занимался проблемами влияния терморегуляции на обменные процессы (секрецию желудка, кислотность мочи и т.д.), изучал взаимосвязь мышечных сокращений и азотистого обмена.

Сторонниками функционального подхода в диагностике заболеваний были В.Ф. Орловский, известный научными изысканиями в области патологии почек и поджелудочной железы, и С.С. Зимницкий, по праву считающийся основателем функциональной диагностики патологии желудка и почек, посвятивший более 20 лет изучению иммунодиагностики и серотерапии [4].

В целом период 1863-1917 гг. можно назвать «золотым веком» Казанской медицинской школы, периодом развития, реформирования, научных открытий и достижений.

Первые годы после Октябрьской революции стали серьезным испытанием для медицинской науки. Многие профессора покинули Казань навсегда; от болезней и голода умерли 7 профессоров, в том числе профессор Л.Л. Фофанов, заведующий кафедрой факультетской терапии, чьи работы по гастроэнтерологии, туберкулезу, лучевой терапии цитировались в самых серьезных отечественных и зарубежных трудах.

Этот сложный период пришелся на время работы М.Н. Чебоксарова (ученик А.Н. Казем-Бека), заведующего кафедрой факультетской терапии (1917-1932 гг.). Он занимался вопросами физиологии и патологии надпочечников, атеросклерозом, особенностями осмотического давления белков крови при экспериментальном нефрите. Михаил Николаевич трижды избирался деканом медицинского факультета, был ректором КГУ.

В этот же период в Казани работал основоположник отечественной гематологии, заведующий кафедрой госпитальной терапии (1919-1943 гг.) Николай Константинович Горяев - ученик Н.И. Котовщикова и А.Н. Казем-Бека, посвятивший себя изучению физиологии, клинике болезней селезенки, морфологии крови при различных заболеваниях, диагностики гемолитической желтухи, лейкозов, болезни Верльгофа, туберкулеза селезенки и др. [7].

История Казанской терапевтической школы в послереволюционные годы связана с созданием и расширением Казанского медицинского института, открытием, в том числе педиатрического факультета и кафедры внутренних болезней №2. Ее первым заведующим стал В.И. Катеров, известный исследованиями в области туберкулеза, много сделавший для развития санаторно-курортного дела в Татарии.

Профессор З.И. Малкин (ученик М.Н. Чебоксарова, заведующий в послереволюционные годы кафедрой факультетской терапии), клиницист с широким кругом научных интересов, по праву считается основателем ревматологии в Казани. Во время Великой Отечественной войны в центре внимания Залмана Израилевича и его коллег было изучение заболеваний, участившихся во время войны, - пневмоний, гиповитаминозов, алиментарной дистрофии, септической ангины. Его приемником был профессор В.А. Анисимов.

Профессор Абубекир Гиреевич Терегулов, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и госпитальной терапии [7], был верен лучшим традициям казанских ученых-терапевтов и своего учителя А.Н. Казем-Бека. Значительную часть его научных изысканий занимали вопросы заболеваний желудочно-кишечного тракта, исследование регуляции дыхания и функциональной диагностики легких, методы функциональной диагностики заболеваний почек.

Профессор К.А. Маянская была достойным продолжателем традиций, заложенных А.Г. Терегуловым. Руководя кафедрой внутренних болезней №2, а затем госпитальной терапии, она занималась изучением рентгенологических особенностей сопряженных заболеваний пищеварительной системы.

В 70-80-е годы XX века Казанская школа терапевтов продолжала свое развитие, были созданы новые кафедры - туберкулеза, эндокринологии, клинической фармакологии. Это годы появления целой плеяды новых имен - профессора Д.А. Валимухаметова, Ф.Т. Красноперов, В.В. Талантов, А.А. Визель.

Активная работа продолжалась на основных терапевтических кафедрах. Р.Ш. Абдрахманова, ученица А.Г. Терегулова (заведующая кафедрой факультетской терапии), следовала традициям изучения ревматизма и патологии органов дыхания при ревматических заболеваниях.

Профессор В.Ф. Богоявленский заведовал кафедрой госпитальной терапии в 1970-1983 гг. При нем большое развитие получила разработка проблемы атеросклероза и ишемической болезни сердца [7]. В то же время кафедру внутренних болезней №2 возглавлял С.И. Щербатенко - ученый, известный исследованием холинергических процессов при ревматизме.

Профессор И.А. Латфуллин (заведующий кафедрой внутренних болезней №2) много сделал для понимания патогенеза и разработки лечения инфаркта миокарда.

Профессор Рустэм Фидагиевич Хамитов, преемник И.А. Латфуллина на посту заведования кафедрой, явился одним из пионеров изучения в России роли некоторых внутриклеточных микроорганизмов в течении бронхиальной астмы и противовоспалительного действия макролидных антибиотиков в длительной терапии данного заболевания, широко обсуждаемого в настоящее время.

Профессор Альберт Сарварович Галявич (заведующий возрожденной в 2000 г. кафедрой факультетской терапии), обладая широким спектром научных интересов, является признанным авторитетом в кардиологии. Научные направления деятельности кафедры - изучение вопросов атеросклероза, острого коронарного синдрома, артериальной гипертонии, сердечной недостаточности. При участии А.С. Галявича впервые в Татарстане разработана и внедрена система круглосуточного оказания высокотехнологичной помощи больным инфарктом миокарда.

Профессор Ильдар Газимджанович Салихов, ученик З.И. Малкина и В.Е. Анисимова, с 1983 по 2011 г. возглавлял самую крупную терапевтическую кафедру - кафедру внутренних болезней №1 лечебного факультета, образованную слиянием кафедр факультетской и госпитальной терапии, впоследствии - кафедрой госпитальной терапии. Профессор И. Г. Салихов внес выдающийся вклад в развитие современной терапевтической школы - талантливый ученый, великолепный клиницист, незаурядный руководитель, он заведовал кафедрой почти 30 лет. Основным научным направлением кафедры оставалось изучение заболеваний ревматического круга: по инициативе и при участии Ильдара Газимджановича впервые в Поволжском округе создана специализированная ревматологическая помощь. Модернизировался учебный процесс - введен единый методологический подход к клиническому преподаванию. И.Г. Салихов подготовил несколько поколений терапевтов, работающих в Республике Татарстан и различных регионах, в том числе доцента С.П. Якупову, руководившую кафедрой в 2011-2013 гг. В настоящее время продолжателем дела профессора Салихова стала д.м.н. Д.И. Абдулганиева.

Оглядываясь назад и смотря в будущее, мы понимаем, что 200-летняя история клинического преподавания внутренних болезней казанскими терапевтами совершенно верно отражает истинный смысл понятия «терапевтическая школа»: «Это эстафета мыслей, эстафета дел, эстафета принципов и методов подготовки кадров, эстафета воспитания и развития взаимоотношений человеческих качеств» [8].

Коллектив авторов выражает благодарность Национальному архиву РТ (директор Горохова Людмила Васильевна), сотрудникам Научной библиотеки КГМУ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.